Оценка стоимости предприятия (бизнеса) ООО "Бенотех"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 17:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является анализ методики оценки стоимости предприятия (бизнеса) ООО "Бенотех".
Для решения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Рассмотреть и обобщить теоретические основы оценки стоимости предприятия.
2. Изучить научно-практического инструментария оценки бизнеса.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы оценки стоимости предприятия (бизнеса)
1.1 Правовое регулирование оценочной деятельности в РФ
1.2 Понятие и основные цели оценки стоимости предприятия
1.3 Этапы процесса оценки стоимости предприятия
1.4 Общая характеристика подходов в оценке бизнеса
2. Анализ подходов в оценке бизнеса
2.1 Доходный подход в оценке бизнеса
2.2 Сравнительный подход в оценке бизнеса
2.3 Затратный подход в оценке бизнеса
Глава 3. Оценка рыночной стоимости предприятия (бизнеса) ООО "Бенотех"
3.1 Краткая характеристика предприятия
3.2 Расчет рыночной стоимости предприятия
3.2.1 Расчет рыночной стоимости затратным подходом
3.2.2 Определение рыночной стоимости доходным подходом
3.3 Согласование результатов и выводы по величине рыночной стоимости предприятия
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Оценка стоимости предприятия.docx

— 92.77 Кб (Скачать файл)

 

Предприятие - производственно-экономический  и имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской  деятельности. При осуществлении  оценочной деятельности предприятие  рассматривается как единое целое (товар), в состав которого входят все  виды имущества, функционирующие в  его организационно-правовых рамках при осуществлении предпринимательской  деятельности, и право на это имущество. Предприятие рассматривается как юридическое лицо, самостоятельный хозяйствующий субъект, производящий продукцию (товары), оказывающий услуги и занимающийся различными видами коммерческой деятельности.

 

Оценка бизнеса является функцией (деятельностью), которую в  разных ситуациях часто приходится осуществлять в рыночной экономике. Ею необходимо заниматься и при оценке подлежащего продаже предприятия-банкрота, и при определении того, на какую  сумму нормально работающее открытое акционерное общество имеет право  выпустить новые акции (на сумму, превышающую балансовую стоимость  собственного капитала предприятия), и  при исчислении цены, по которой  любое акционерное общество (открытое либо закрытое) должно выкупать акции  выходящих из него акционеров.

 

При этом не важно, о какой  стране с рыночной экономикой идет речь. Это универсально и касается также России.

 

В подобном наиболее широком  смысле предмет оценки бизнеса понимается двояко.

 

Первое его понимание  сводится к традиционному сейчас в нашей стране пониманию оценки бизнеса как оценки фирмы в  качестве юридического лица. При таком  подходе характерно отождествление оценки бизнеса фирм с оценкой  имущества этих фирм.

 

Второе - и наиболее распространенное в мире - понимание оценки бизнеса  заключается в том, чтобы выяснить, сколько стоят не фирмы, зарабатывающие те или иные доходы, а права собственности, технологии, конкретные преимущества и активы, материальные и нематериальные, которые дают возможность зарабатывать данные доходы. Причем эти права, технологии и активы могут принадлежать не юридическим, а физическим лицам. Это не лишает такие права привлекательности  в качестве объектов купли-продажи  на рынке. Следовательно, актуальной остается проблема их оценки.

 

Бизнес - это конкретная деятельность, организованная в рамках определенной структуры. Владелец бизнеса имеет  право продать его, заложить, застраховать, завещать. Таким образом, бизнес становится объектом сделки, обладающим всеми  признаками товара. Но это товар  особого рода [8, с. 289].

 

Во-первых, это товар инвестиционный, т.е. товар, вложения в который осуществляются с целью отдачи в будущем. Затраты  и доходы разъединены во времени. Причем размер ожидаемой прибыли  не известен, имеет вероятностный  характер, поэтому инвестору приходится учитывать риск возможной неудачи. Если будущие доходы с учетом времени  их получения оказываются меньше издержек на приобретение инвестиционного товара, он теряет свою инвестиционную привлекательность. Таким образом, текущая стоимость будущих доходов, которые может получить собственник, представляет собой верхний предел рыночной цены со стороны покупателя.

 

Во-вторых, бизнес является системой, но продаваться может как вся  система в целом, так и отдельные  ее подсистемы и даже элементы. В  этом случае элементы бизнеса становится основой формирования иной, качественно  новой системы, т.е. товаром становится уже не бизнес, а отдельные его  составляющие [15, с. 178] .

 

В третьих, потребность в  этом товаре зависит от процессов, которые  происходят как внутри самого товара, так и во внешней среде. Причем, с одной стороны, нестабильность в обществе приводит бизнес к неустойчивости, с другой стороны, его неустойчивость ведет к дальнейшему нарастанию нестабильности и в самом обществе. Из этого вытекает ещё одна особенность  бизнеса как товаро-потребность  в регулировании купли-продажи.

 

В-четвертых, учитывая особое значение устойчивости бизнеса для  стабильности в обществе, необходимо участие государства не только в  регулировании механизма купли-продажи  бизнеса, но и в формировании рыночных цен на бизнес, в его оценке.

 

Оценки бизнеса проводят в целях:

 

1. Повышения эффективности  текущего управления предприятием, фирмой.

 

2. Определения стоимости  ценных бумаг в случае купли-продажи  акций предприятий на фондовом  рынке. Для принятия обоснованного  инвестиционного решения необходимо  оценить собственность предприятия  и долю этой собственности,  приходящуюся на приобретаемый  пакет акций, а также возможные  будущие доходы от бизнеса.

 

3. Определения стоимости  предприятия в случае его купли-продажи  целиком или по частям. Часто  бывает необходимо оценить предприятие  для подписания договора, устанавливающего  доли совладельцев в случае  расторжения договора или смерти  одного из партнеров[36, с. 178].

 

4. Реструктуризации предприятия.  Предприятие рыночной оценки  предполагается в случае ликвидации  предприятия, слияния, поглощения  либо выделения самостоятельных  предприятий из состава холдинга.

 

5. Разработки плана развития  предприятия. В процессе стратегического  планирования важно оценить будущие  доходы фирмы, степень ее устойчивости  и ценность имиджа.

 

6. Определения кредитоспособности  предприятия и стоимости залога  при кредитовании.

 

7. Страхования, в процессе  которого возникает необходимость  определения стоимости активов  в преддверии потерь.

 

8. Налогообложения.

 

9. Принятия обоснованных  управленческих решений. Инфляция  искажает финансовую отчетность  предприятия, поэтому необходима  периодическая переоценка имущества  предприятия независимыми оценщиками.

 

10. Осуществления инвестиционного  проекта развития бизнеса. В  этом случае для его обоснования  необходимо знать исходящую стоимость  предприятия в целом, его собственного  капитала, активов, бизнеса.

 

Если же объектом сделки купли-продажи, кредитования, страхования, аренды или  лизинга, внесения пая является какой-либо элемент имущества предприятия, а также если определяется налог  на имущество организации и т.п., то отдельно оценивается необходимый  объект, например недвижимость, машины и оборудование.

 

Таким образом, обоснованность и достоверность оценки стоимости  имущественного комплекса во многом зависит от того, насколько правильно  определена область использования  оценки: купля-продажа, получение кредита, страхование, налогообложения и  т.д.

 

Федеральным стандартом оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО  № 2)", утвержденным Приказом МЭРТ России от 20 июля 2007 г. № 255, устанавливаются  следующие виды стоимости объекта  оценки:

 

рыночная стоимость;

 

инвестиционная стоимость;

 

ликвидационная стоимость;

 

кадастровая стоимость.

 

Под рыночной стоимостью объекта  оценки (ст. 3 Федерального закона от 29 июля 2008 г. № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации") понимается наиболее вероятная цена, по которой  данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют  разумно, располагая всей необходимой  информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда:

 

одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать  исполнение;

 

стороны сделки хорошо осведомлены  о предмете сделки и действуют  в своих интересах;

 

объект оценки представлен  на открытом рынке посредством публичной  оферты, типичной для аналогичных  объектов оценки;

 

цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;

 

платеж за объект оценки выражен  в денежной форме. Причем ст. 7 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ "Об оценочной  деятельности в Российской Федерации" к понятию рыночной стоимости  приравниваются термины "действительная стоимость", "разумная стоимость", "эквивалентная стоимость", "реальная стоимость" и др.

 

При определении инвестиционной стоимости объекта оценки определяется стоимость для конкретного лица или группы лиц при установленных  данным лицом (лицами) инвестиционных целях использования объекта  оценки.

 

При определении инвестиционной стоимости, в отличие от определения  рыночной стоимости, учет возможности  отчуждения по инвестиционной стоимости  на открытом рынке не обязателен.

 

При определении ликвидационной стоимости объекта оценки определяется расчетная величина, отражающая наиболее вероятную цену, по которой данный объект оценки может быть отчужден за срок экспозиции объекта оценки, меньший типичного срока экспозиции для рыночных условий, в условиях, когда продавец вынужден совершить  сделку по отчуждению имущества.

 

При определении ликвидационной стоимости, в отличие от определения  рыночной стоимости, учитывается влияние  чрезвычайных обстоятельств, вынуждающих  продавца продавать объект оценки на условиях, не соответствующих рыночным.

 

При определении кадастровой  стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в  соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой  оценки.

 

Кадастровая стоимость определяется оценщиком, в частности, для целей  налогообложения.

 

Федеральным стандартом оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО  № 2)" и Федеральным законом  от 29 июля 2008 г. № 135-ФЗ "Об оценочной  деятельности в Российской Федерации" перечень видов стоимости закрыт. Однако отмечено, что в различных  нормативно-правовых документах, подзаконных  актах, в том числе утративших силу, научной литературе, бытовом  обиходе используются и иные виды стоимости.

 

 

1.3 Этапы процесса оценки  стоимости предприятия

 

 

Оценка стоимости предприятия - сложный и трудоемкий процесс, состоящий  из следующих стадий:

 

а) заключение договора на проведение оценки, включающего задание на оценку;

 

б) сбор и анализ информации, необходимой для проведения оценки;

 

в) применение подходов к  оценке, включая выбор методов  оценки и осуществление необходимых  расчетов;

 

г) согласование (обобщение) результатов применения подходов к  оценке и определение итоговой величины стоимости объекта оценки;

 

д) составление отчета об оценке.

 

Каждая стадия в свою очередь  состоит из нескольких этапов: идентификация  предприятия, выявление предмета оценки, определение даты оценки, формировка целей и функций оценки, определение  вида стоимости, ознакомление заказчика  с ограничительными условиями.

 

При идентификации предприятия  указывается его полное и сокращенное  название, организационно-правовая форма, место его регистрации, местоположение, отрасль производства, основные виды выпускаемой продукции и пр.

 

Предмет оценки - это вид  имущественных прав, которые оцениваются: права собственности на предприятие, права на материальные активы предприятия, права на акционерный капитал  акционерного общества, долю участника  в уставном капитале предприятия, права  на пакет акций предприятия или  какой-либо интерес иной.

 

Определение даты оценки, или  момента времени на который выполняется  оценка. Это может быть дата продажи  предприятия, дата его осмотра, дата судебного разбирательства, связанная  с разделением имущественного комплекса, и другие случаи.

 

Определение цели оценки и  вида стоимости - важный этап от которого зависит выбор методики проведения оценки. Например, методы, используемые для оценки предприятия в целях  налогообложения, могут значительно  отличаться от тех, которые применяются  в целях его ликвидации.

 

Предварительный осмотр предприятия  и заключение договора на оценку

 

Эта стадия состоит из следующих  этапов: предварительный осмотр предприятия  и знакомство с его администрацией, определение исходной информации и  источников информации, определение состава группы экспертов-оценщиков, составление задания на оценку и календарного плана, подготовка и подписание договора на оценку.

 

Сбор и анализ информации

 

Данную стадию оценки можно  разбить на следующие этапы: сбор и систематизация общих данных, сбор и анализ специальных данных, анализ наилучшего и наиболее эффективного использования.

 

Самый распространенный способ представления общих данных - это  разбивка их на подразделы, касающиеся сектора рынка, на котором функционирует  предприятие, вида продукции, цен на нее, местоположения предприятия (данные о городе, районе, где расположено  предприятие), финансового и технико-экономического состояния оцениваемого предприятия  и т.д. Преимущество данного способа  представления собранных данных заключается в том, что, собрав и  систематизировав информацию один раз, в дальнейшем ее можно использовать для проведения оценок других предприятий.

 

Кроме общих необходимо собрать  ещё специальные данные, к которым  можно отнести данные о предприятии  и сопоставимых продажах. Данные о  предприятии включают в себя информацию о документах, удостоверяющих право  собственности, состав участников предприятия, их доли в уставном капитале, информацию об использовании земельного участка, зданий и сооружений, расположенных  на этом участке, включая финансово-экономические  и технические характеристики предприятия, физические характеристики зданий и  сооружений и т.д.

 

В настоящее время в  России рынок, связанный с оценочной  деятельностью, развивается, поэтому  сбор информации для оценки предприятия  является наиболее трудоемкой частью всего процесса оценки.

Информация о работе Оценка стоимости предприятия (бизнеса) ООО "Бенотех"