Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 19:43, контрольная работа
Предпринимательская деятельность играет важную роль в стабилизации экономики. Она стимулирует использование эффективных методов хозяйствования, усиливает мотивацию труда, обеспечивает развитие инновационной деятельности и инициативы. В сложных социально-экономических условиях мирового финансово-экономического кризиса создание благоприятных условий для развития предпринимательства является одним из приоритетов государственной политики.
Введение
Предпринимательская
деятельность играет важную роль в стабилизации
экономики. Она стимулирует использование
эффективных методов хозяйствования,
усиливает мотивацию труда, обеспечивает
развитие инновационной деятельности
и инициативы. В сложных социально-экономических
условиях мирового финансово-экономического
кризиса создание благоприятных условий
для развития предпринимательства является
одним из приоритетов государственной
политики.
Государственная поддержка предпринимательской
деятельности предполагает использование
стимулирующих и регулирующих мер в области
бюджетно-налоговой, кредитно-денежной,
правовой и социальной политики.
Одним из противоречивых
элементов государственной политики в
поддержке предпринимательства является
налоговая политика. Это выражается в
том, что, с одной стороны, государством
декларируется поддержка предпринимательской
деятельности путем введения различных
режимов налогообложения, а с другой стороны
– отсутствует реальный механизм их применения,
в том числе отсутствуют отсрочки по уплате
налогов и налоговые каникулы для предпринимательства.
Следует также отметить и тот факт, что
налоговая политика имеет централизованный
характер, что минимизирует возможности
государственной поддержки на региональном
уровне. Несмотря на принятие за последний
период специальных постановлений о поддержке
предпринимательства, о приоритетах его
развития, о снижении налогового бремени,
многие проблемы предпринимательства
остаются нерешенными. Это увеличивает
уязвимость предпринимательских структур
в условиях современного мирового финансово-экономического
кризиса.
В связи с этим возникает необходимость
в исследовании проблем государственной
поддержки предпринимательства в области
совершенствования налоговой политики.
Государственная поддержка предпринимательства представляет собой сознательное создание экономических и правовых условий, стимулов для развития бизнеса, а также вложение в него материальных и финансовых ресурсов на льготных условиях.
Эти цели достигаются, если государство стимулирует изменения в общественном сознании, ориентирует его на жизненные интересы и ценности среднего класса, формирует позитивное отношение различных слоев и групп населения к предпринимательской деятельности, причем не только как к источнику удовлетворения потребности в продуктах и услугах, но и как к возможному жизненному пути. Необходимо помочь гражданам сделать осознанный выбор - стать предпринимателем или остаться наемным работником, инвестировать средства в производство или использовать их для личного потребления.
Большое значение имеет развитие позитивного самосознания предпринимателей исходя из принципов социальной ответственности и деловой этики. Представляется, что только в этом случае предприниматели могут вырасти в самостоятельную социально-активную группу со специфическими общими интересами, способную стать опорой государства и неотъемлемым элементом гражданского общества.
С точки зрения предпринимателя именно государство должно создавать условия, в которых он сможет эффективно достигать своих целей (максимизации прибыли, эффективности инвестиций, минимизации риска, защиты собственности и личности и т.п.).
С точки зрения государства предприниматель призван обеспечить реализацию целей и интересов более высокого порядка (рост общественного благосостояния, поддержание занятости, укрепление национальной безопасности, экономическая помощь и т.п.).
В области пересечения целей и интересов государства и бизнеса может осуществляться эффективная государственная политика. Отсюда вытекает стратегия и тактика государства по отношению к предпринимательству.
В отличие от других форм государственного регулирования предпринимательской деятельности, посредством которых, как правило, устанавливаются определенные рамки, границы деятельности хозяйствующих субъектов, государственная поддержка предпринимательской деятельности направлена на расширение их возможностей.
Государственная поддержка осуществляется в отношении как конкретных направлений или видов предпринимательской деятельности (например, инновационной деятельности), так и определенных субъектов такой деятельности (например, субъектов малого предпринимательства). Разумеется, что такое деление является условным, так как в конечном счете государство должно стимулировать деловую активность предпринимательства. Цель государственной поддержки — создание благоприятных организационных и экономических условий для развития предпринимательской деятельности.
В соответствии со ст. 46 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ в рамках своей компетенции осуществляют мероприятия (включая необходимое их финансирование), содействующие развитию внешнеторговой деятельности, в том числе обеспечивают:
В целях развития и повышения эффективности внешнеторговой деятельности создается система внешнеторговой информации, управление которой осуществляется Минэкономразвития России. Правительство РФ принимает меры по созданию благоприятных условий для доступа российских лиц на рынки иностранных государств и вступает в этих целях в двусторонние и многосторонние переговоры, заключает международные договоры РФ, а также участвует в создании и деятельности международных организаций и межправительственных комиссий, призванных содействовать развитию внешнеэкономических связей РФ.
Согласно ст. 21 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», Правительство РФ в исключительных случаях может установить такую форму нетарифного регулирования, как количественные ограничения, например, временные ограничения или запреты экспорта товаров для предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке РФ продовольственных или иных товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка РФ.
Таможенно-тарифное регулирование устанавливается в целях регулирования внешней торговли товарами, в том числе для защиты внутреннего рынка РФ и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике. Таможенно-тарифное регулирование осуществляется путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин.
В соответствии с федеральным законом
могут вводится специальные защитные,
антидемпинговые и компенсационные меры
при импорте товаров для защиты экономических
интересов отечественных товаропроизводителей.
С целью защиты экономических интересов
российских производителей товаров был
принят Федеральный закон от 8 декабря
2003 г. № 165-ФЗ «О специальных защитных,
антидемпинговых и компенсационных мерах
при импорте товаров»1. Данный закон применяется
к правоотношениям, возникающим в связи
с расследованиями, которые предшествуют
введению названных мер. Проведение таких
расследований в настоящее время осуществляет
Минэкономразвития России.
В соответствии с Федеральным законом
от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ специальная защитная
мера — это мера по ограничению возросшего
импорта на таможенную территорию РФ,
которая применяется по решению Правительства
РФ посредством введения импортной квоты
или специальной пошлины, в том числе предварительной
специальной пошлины.
Антидемпинговая
мера — это мера п \о противодействию демпинговому
импорту (импорту товара на таможенную
территорию РФ по цене ниже нормальной
стоимости такого товара), которая применяется
по решению Правительства РФ посредством
введения антидемпинговой пошлины, в том
числе предварительной антидемпинговой
пошлины, или одобрения ценовых обязательств,
принятых экспортером.
Компенсационная мера — это мера по нейтрализации
воздействия специфической субсидии иностранного
государства (союза иностранных государств)
на отрасль российской экономики, применяемая
по решению Правительства РФ посредством
введения компенсационной пошлины, в том
числе предварительной компенсационной
пошлины, либо одобрения обязательств,
принятых уполномоченным органом субсидирующего
иностранного государства (союза иностранных
государств) или экспортером.
Согласно ст. 42 Федерального закона «Об
основах государственного регулирования
внешнеторговой деятельности», особый
режим хозяйственной, в том числе внешнеторговой,
деятельности на территориях особых экономических
зон устанавливается Законом об особых
экономических зонах. Указанный закон
2 предусматривает некоторые меры государственной
поддержки резидентов особых экономических
зон. Так, в соглашении о создании особой
экономической зоны устанавливаются обязательства
органов государственной власти субъекта
РФ по предоставлению налоговых льгот
резидентам.
Акты законодательства РФ о налогах и
сборах, законы субъектов РФ о налогах
и сборах, нормативные правовые акты органов
местного самоуправления о налогах и сборах,
ухудшающие положение налогоплательщиков
— резидентов особых экономических зон,
за исключением актов законодательства
РФ о налогах и сборах, касающихся подакцизных
то-варов, не применяются в отношении резидентов
особых экономических зон в течение срока
действия соглашения о ведении промышленно-производственной
или технико-внедренческой деятельности.
Особое внимание Закон об особых экономических зонах уделяет таможенному режиму свободной таможенной зоны (ст. 37). Под этот режим подпадают товары резидентов. Под свободной таможенной зоной понимается таможенный режим, при котором иностранные товары размещаются и используются в пределах территории особой экономической зоны без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость, а также без применения к указанным товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин.
При вывозе товаров, подпадающих под
таможенный режим свободной таможенной
зоны, за пределы территории особой экономической
зоны (за исключением перемещения товаров
в другую особую экономическую зону в
целях их использования в соответствии
с таможенным режимом; свободной таможенной
зоны) или при передаче этих товаров нерезиденту
использование режима свободной таможенной
зоны должно быть прекращено.
В последнее время со стороны властных
структур большое внимание уделяется
государственной поддержке субъектов
малого предпринимательства. Но, к сожалению,
далеко не всегда многочисленные намерения
в данной сфере регулирования облекаются
в форму соответствующих правовых норм.
Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ
«О государственной поддержке малого
предпринимательства в Российской Федерации»
носит, в большей части, декларативный
характер и морально устарел. Значительная
часть изменений, вносившихся в названный
закон, сводилась к исключению из него
соответствующих норм.
3. Положения о государственной поддержке малых предприятий в НК РФ, определяющие порядок применения упрощенной системы налогообложения.
Закон о государственной поддержке малого предпринимательства не указывает предельную численность работников индивидуальных предпринимателей, тогда как в НК РФ (ст. 346'2) говорится, что не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период превышает 100 человек. Здесь нет дифференциации предельного количества работников в зависимости от сфер деятельности субъектов малого предпринимательства. Кроме того, не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете, превышает 100 млн руб. В данном случае, как и в ряде других, НК РФ решает вопросы предпринимательского права, которые необходимо было бы решить в предпринимательском (хозяйственном) кодексе.
Относительно доли непосредственного
участия других организаций (более 25%),
за пределами которой малые предприятия
не вправе применять упрощенную систему
налогообложения, пп. 14 п. 3 ст. 34612 НК РФ
совпадает с нормой закона. Но данный подпункт
далее содержит дополнение, согласно которому
ограничение по доле участия не распространяется
на организации, уставный капитат которых
полностью состоит из вкладов общественных
организаций инвалидов, если среднесписочная
численность инвалидов среди их работников
составляет не менее 50%, а их доля в фонде
оплаты труда — не менее 25%. По существу,
это является формой государственной
поддержки малых предприятий, подпадающих
под названное исключение.
В соответствии со ст. 346" НК РФ применение
упрощенной системы налогообложения организациями
предусматривает замену уплаты налога
на прибыль организаций, налога на имущество
организаций и единого социального налога
уплатой единого налога, исчисляемого
по результатам хозяйственной деятельности
организаций за налоговый период. Организации,
применяющие упрощенную систему налогообложения,
не признаются налогоплательщиками налога
на добавленную стоимость, за исключением
налога на добавленную стоимость, подлежащего
уплате в соответствии с НК РФ при ввозе
товаров на таможенную территорию России.
Применение упрощенной системы налогообложения
индивидуальными предпринимателями предусматривает
замену уплаты налога на до-ходы физических
лиц (в отношении доходов, полученных от
осуществления предпринимательской деятельности),
налога на имущество (в отношении имущества,
используемого для осуществления предпринимательской
деятельности) и единого социального налога
с доходов, полученных от предпринимательской
деятельности, а также выплат и иных вознаграждений,
начисляемых ими в пользу физических лиц,
уплатой единого налога, исчисляемого
по результатам хозяйственной деятельности
за налоговый период. Индивидуальные предприниматели,
применяющие упрощенную систему налогообложения,
не признаются налогоплательщиками налога
на добавленную стоимость, за исключением
налога на добавленную стоимость, подлежащего
уплате в соответствии с НК РФ при ввозе
товаров на таможенную территорию РФ.
В соответствии со ст. 34625•' НК РФ индивидуальные
предприниматели, осуществляющие один
из видов предпринимательской деятельности,
перечисленных в п. 2 данной статьи, вправе
перейти на упрощенную систему налогообложения
на основе патента. Применение упрощенной
системы налогообложения на основе патента
разрешается индивидуальным предпринимателям,
не привлекающим в своей предпринимательской
деятельности наемных работников, и осуществляющим
такие виды деятельности, как пошив и ремонт
одежды и других швейных изделий, изготовление
и ремонт игрушек и сувениров, ремонт и
техническое обслуживание авто-мобилей1.
Принятие субъектами РФ решений о возможности
применения такой системы налогообложения
не препятствует индивидуальным предпринимателям
применять по своему выбору упрощенную
систему налогообложения, предусмотренную
ст. 346й—34625 НК РФ.
Информация о работе Понятие государственной поддержки предпринимательской деятельности