Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 14:14, реферат
Цель данной работы – это исследование особенностей и проблемы развития фирмы как субъекта предпринимательства в РФ и РТ. Задачами данной работы являются:
- определение понятий фирмы и предпринимательства;
- характеристика основных признаков фирмы;
- определение существующих классификаций фирмы;
- характеристика форм и видов предпринимательства;
Введение
1. Понятие фирмы и предпринимательства. Основные признаки и классификации фирм
2. Формы и виды предпринимательства
3. Основные проблемы развития предпринимательства в РФ и РТ
Заключение
Библиография
На практике все реже встречаются фирмы, отраслевую принадлежность которых можно четко определить. Как правило, большинство из них имеют межотраслевую структуру. Этим по структуре производства предприятия делятся на узкоспециализированные, многопрофильные, комбинированные [4, с.44].
Узкоспециализированными считаются предприятия, которые изготавливают ограниченный ассортимент продукции массового или крупносерийного производства, например, по выпуску тканей, пошиву одежды, производству чугуна, стального проката, литья, поковок для машиностроения, выработке электроэнергии, производству зерна, мяса и т.д.
К многопрофильным, относят предприятия, которые выпускают продукцию широкого ассортимента и различного назначения. Такие организации чаще всего встречаются в промышленности и сельском хозяйстве. В промышленности они могут специализироваться одновременно, скажем, на изготовлении компьютеров, морских судов, автомобилей, детских колясок, станков, инструмента и т.д.
С усилением конкуренции многие узкоспециализированные предприятия, экономически окрепнув, выходят за рамки прежней специализации. Они резко расширяют ассортимент продукции и услуг, захватывают новые рынки сбыта. Часто такие предприятия полностью теряют прежний отраслевой профиль и становятся межотраслевыми — диверсифицированными предприятиями. Одновременно они могут заниматься, например, выпуском различной промышленной продукции, строительством, транспортными и коммерческими операциями. Примером является химический концерн «Дюпон-де-Немур», объединяющий производство химических волокон, лекарств, самолетов.
Комбинированные предприятия
в классическом виде чаще всего встречаются
в химической, текстильной и металлургической
промышленности, в сельском хозяйстве.
Суть комбинирования производства состоит
в том, что один вид сырья или
готовой продукции на одном и
том же предприятии превращается
параллельно или
Отличие диверсифицированных
предприятий от комбинированных
состоит в том, что диверсифицированные
занимаются выпуском разнородной продукции,
а комбинированные
Имеются и другие направления классификации фирм [6,с. 44]:
- по степени механизации
и автоматизации производства
различают предприятия с
- по признаку технологической
общности различают
- по признаку хозяйственной
деятельности предприятия
- по времени работы
в течение года различают
Группировка предприятий по мощности производственного потенциала (размеру предприятия) получила широкое распространение. Как правило, все предприятия делятся на три группы: малые, средние и крупные [9, с.31].
Мелкие фирмы образуют самый крупный сектор хозяйства, где находят себе работу более половина всех занятых. Она характеризуются многочисленностью, гибкостью, способностью быстро реагировать на изменение рыночной конъюнктуры, быстрым обновлением.
Роль мелких фирм в рыночной
экономике заключается в
Обычно мелкие фирмы выбирают
такую сферу деятельности, где
нет необходимости в массовом
производстве, больших затрат, то есть
мелкие фирмы часто имеют свою
сферу деятельности, не вставая на
путь большого бизнеса. Немаловажную роль
играет поддержка мелкого бизнеса
со стороны государства как
Наиболее типичными формами малого бизнеса стала система франчайзинга и венчурного предпринимательства.
Франчайзинг – это система мелких частных фирм, которые заключают контракт на право пользования фабричной маркой фирмы в своей деятельности на определенной территории и в определенной сфере. Они имеют льготы в виде скидок на цены, помощь в доставке товаров, приобретении оборудования, в кредитах [2, с.560].
Венчурная фирма – это
коммерческая организация, занимающаяся
разработкой научных
Средние фирмы в развитых
странах не так многочисленны, причем
в настоящее время существует
тенденция к их сокращению. Фирма
непрочна, так как ей приходится
конкурировать как с крупным,
так и с малым
Крупные фирмы - это наиболее могущественные субъекты рыночной экономики. Преимущества крупных фирм состоят в следующем:
- только крупным фирмам
доступно массовое
- крупные фирмы помогают
существовать научно-
- у крупных фирм есть
устойчивое, прочное положение на
рынке, что способствует
Только крупным фирмам
доступна значительная экономия общественного
труда через экономию на масштабах
производства, комбинирование, а также
обеспечение занятости в
Таким образом, существуют огромное множество видов классификации фирм. Фирмы классифицируются по характеру потребляемого сырья, по назначению и характеру готовой продукции, по признаку технической и технологической общности, по времени работы в течения года, по размеру, по специализации и масштабам производства однотипной продукции, а также по степени механизации и автоматизации. От эффективности работы фирмы зависит здоровье экономики и индустриальная мощь государства.
2. Формы и виды
Группа физических лиц, объединенных общими целями в достижении результатов производства, располагающих необходимыми для достижения этих целей материальными ресурсами, образует юридическое лицо – предприятие.
В соответствии с гражданским
законодательством юридические
лица в России подразделяются на коммерческие
и некоммерческие организации. Основой
для деятельности первых является извлечение
прибыли. Вторые не ставят перед собой
такой цели. Деятельность их в основном
преследует благотворительные цели,
не связанные с извлечением
Все многообразие предпринимательства может быть классифицировано по различным признакам: по виду, или назначению, формам собственности, числу собственников, организационно-правовым и организационно-экономическим формам, степени использования наемного труда и другие.
По формам собственности предприятия могут быть частными, государственными и муниципальными. При этом государство не может устанавливать в каком бы то ни было виде ограничения или преимущества в зависимости от формы собственности.
На государственных
Частные предприятия же выступают в самых разнообразных формах:
- единоличные фирмы или
индивидуальное
- товарищество или партнерство на паях;
- акционерное общество (корпорация).
По числу собственников
предпринимательская
Под организационно-правовой
формой предпринимательской
Хозяйственные товарищества
создаются в форме полного
товарищества или товарищества на вере.
Полным товариществом признается объединение
двух и более предпринимателей. Создаваемая
ими фирма предусматривает
Кооператив – одна из форм организации коллективного предприятия. Создается путем добровольного объединения физических и юридических лиц на паевой основе для ведения совместной деятельности. Кооперативом также называется само предприятие, созданное в такой форме [2, с.302].
Согласно российскому законодательству в кооперативе число ее членов не может быть менее 5 человек, а для образования фирмы в виде товарищества достаточно двух учредителей. При этом один из них может быть директором, другой – главным бухгалтером с правом подписи.
Широко распространенной
формой предпринимательства в
Существуют дочерние и
зависимые общества. Дочерним признается
хозяйственное общество, если другое
хозяйственное общество или товарищество
в силу преобладающего участия в
его уставном капитале, либо иным образом
имеет возможность определять решения,
принимаемые таким обществом. Несколько
иной экономический статус имеет
зависимое хозяйственное
К основным организационно-экономическим формам можно отнести концерны, ассоциации, консорциумы, синдикаты, картели, финансово-промышленные группы, холдинги.
Концерны – это объединение самостоятельных предприятий, связанных посредством системы участия, персональных уний, финансирования, тесного производственного сотрудничества [2, с.293]. Политика фирм в концерне подчиняется политике основной компании. Часто в концерне формируется единый центр контроля – холдинговая компания, которая разрабатывает общую стратегию, ставит перед компаниями конкретные задачи, достаточно жестко контролирует их выполнение. Ее целью является объединение в юридически самостоятельные компании на основе финансового контроля для получения прибыли.
Ассоциации – мягкая форма
добровольного объединения