Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 18:41, статья
Современный сложившийся цивилизационный подход открыт для понимания перемен. Тут появляется возможность для соподчиненности материального и духовного, включения в анализ влияние социокультурной составляющей на хозяйственную жизнь.
Многие исследователи справедливо отмечают, что изменение приоритетов общественного развития, преобладание личностной составляющей в формировании экономического базиса и общественного богатства, возрастание роли и доли невещественного, интеллектуально- творческого, духовного, его формирование в концепции цивилизационного подхода дают основу для развития сферы услуг .
Сангинов Д.Ш.
ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ УСЛУГ
Современный сложившийся
цивилизационный подход открыт для
понимания перемен. Тут появляется
возможность для
Многие исследователи
справедливо отмечают, что изменение
приоритетов общественного
Радикальные социально-экономические
и политические изменения, происходящие
в нашей стране с 1990-х гг., вызвали
интенсивное развитие различных
служб сферы услуг, значительно
расширили их спектр. Признаком современного,
развитого цивилизованного
Понятие сервис (от лат. servire - служить) впервые было рассмотрено в римском праве. Создание института сервитуты представляло систему прав у пользования чужой собственностью . В феодальный период сервитуты представлялись системой правил пользования общинными угодьями3.
Макс Вебер, введя принцип certitude salutes как спасение людей от деградации через подчинение их труда развитию общества4, заложил основу для развития института сервиса. Интересна позиция К. Ясперса, который с понятием «сервис» связывал профилактику нищеты, ослабление маргинализации населения, развитие обустройства окружающего мира (демистикация)5. К. Маркс отмечал, что услуга представляет собой особую потребительную стоимость, которую доставляет труд, как любой другой товар. Особая потребительная стоимость труда получила специфическое название «услуги» потому, что труд оказывает услуги не в качестве вещи, а в качестве деятельности.
В настоящее время термин «сервис» (англ. - service) в переводе звучит как «обслуживание населения». Исследователи определяют сервис как вид деятельности, связанный с предоставлением особой продукции - услуг, удовлетворяющих общие (типовые, стандартные) или индивидуализированные запросы потребителя6. В свою очередь, услуга является отдельным результатом или продуктом деятельности в сфере сервиса, предоставленным производителем потребителю, в соответствии со спросом, установленными требованиями к его свойствам. Услуга - результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя.
Особого внимания в рамках данной работы заслуживает анализ понятия «социально-культурных услуг», но для того чтобы определить содержательное наполнение такого обширного понятия, методологически важным является вопрос анализа существующих классификаций услуг и места социально-культурной услуги в них. Это обусловлено важностью интерпретации и операционализации этого понятия, отражающего существенные стороны жизнедеятельности людей, и являющегося чрезвычайно широким понятием. Подобное утверждение объясняется выделением двух центральных видов услуг:
а) услуги (работа, деятельность) по удовлетворению чьих-нибудь нужд;
б) услуги, работа по эксплуатации машин, станков и т.д.
Говоря о первом виде услуг,
мы имеем дело с сервисом, направленным
на непосредственное удовлетворение нужд
людей, и с полным правом можем
назвать социальным (шире - общественным)
с выделением в нем социально-
культурного сервиса. Во втором случае
вряд ли их целесообразно включать
в понятие «социальное
В целом заметим, что современное развитие сферы услуг характеризуется двумя основными составляющими:
Последняя, тенденция наиболее
заметна в усложнении многофункциональной
зависимости услуг друг от друга.
Так, например, услуги гостиниц включают
комплекс разнообразных услуг - питание
в кафе и ресторане, торговые и
бытовые, рекреационные и культурные
услуги, не замыкаясь только предоставлением
номера. Жилищно-коммунальные услуги сопровождаются
коммунальными услугами, ремонтно-техническим
сервисом. Торговые услуги сопровождаются
рекламными и рекреационными услугами.
Как следствие, подобная функциональная
взаимосвязь и
Изменения в обществе обусловили важность классификации услуг с точки зрения выделения платных и не платных услуг, т.е. с позиции отнесения их к частному рыночному и общественному, не рыночному сектору сферу услуг. При этом важное значение имеет определение роли и места в этой классификации услуг смешанного типа, занимающих промежуточное положение, на стыке частного, платного и общественного, не платного, сектора сферы услуг.
Подавляющее количество услуг занимают промежуточное положение между общественным (государственным) и частным (рыночным) секторами услуг. Одни смешанные услуги обладают большими свойствами общественных благ (например, многие социально- культурные услуги) и тяготеют к общественному сектору услуг, их называют социально значимыми, смешанными услугами, поскольку они ориентированы в большей степени на интересы общества и общественного производства, чем на интересы отдельной личности. Велика их роль в социальной интеграции, в обеспечении социального равенства, социальной защиты людей. Все услуги подразделяются на: ориентированные на производство, ориентированные на общество, ориентированные на домашнее хозяйство и услуги личностного характера, представляется не вполне логичной с точки зрения соотнесения социально- культурных услуг. К примеру, досуговые услуги можно с полным правом отнести как к услугам ориентированным на общество, так и к услугам личностного характера.
Функциональное назначение услуги, оказываемой населению подразделяют услуги на две основные группы:
Весьма актуальным для современной сервисологии является выделение понятий «идеальной» и «материальной», «легитимной» и «нелигитимной» услуги.1
Так, В.К. Романович определяет идеальную услугу как абстрактную теоретическую модель того или иного вида сервисной деятельности. Идеальная услуга включает правила обслуживания населения, стандарты качества, технологию оказания услуг. Реальная услуга, в свою очередь, это конкретные материальные действия, направленные на удовлетворение потребностей клиента. Реальные услуги индивидуализированы по исполнителям, потребителям, конкретным условиям их оказания.
Легитимные и нелигитимные услуги различаются по отношению к ним государства и общества. Легитимные услуги одобряются государством и обществом, нелигитимные осуждаются и обычно преследуются по закону. Услуги, являющиеся нелигитимными при административно-командной системе (например, коммерческая спекуляция), становятся лигитимными в рыночной экономике с ее свободой торговли. Признаются лигитимными услуги, удовлетворяющие потребности, которые в данном обществе считаются разумными и одобряемыми. Услуги, удовлетворяющие осуждаемые обществом потребности (наркотические, преступные, аморальные), относятся к разряду нелигитимных.
Выделяется и качественно иная структуризация услуг, которые сводятся в группы:
Недавнее введение классификаторов услуг, таких как Генеральное Соглашение по торговле услугами (ГАТС) в формате Всемирной Торговой организации, является шагом вперед по сравнению с существующими классификациями, хотя исследователи отмечают, что он мало учитывает сегодняшние реалии общества. Развитие общества, усложнение самой системы жизнедеятельности современного человека показало, что в систему наиболее важных отраслей сферы услуг крайне необходимо включить деятельность в непроизводственной (гуманитарной) сфере. Подобному заключению соответствует обобщенная структура услуг, выстроенная по принципу отраслей и корреспондирующуюся с реальным состоянием сервисной деятельности, которую предложил Ю.П. Свириденко, определив следующие блоки:
При этом, как отмечает О.Я. Гойхман, под гуманитарным сервисом понимается широкий спектр услуг в области удовлетворения культурно- досуговых, интеллектуальных, био-психофизиологических, рекреационных потребностей граждан, к примеру, развлечения, туризм, кинематограф, музеи, театры, образовательные услуги, культурные, санитарно - врачебные9- то есть все те, которые с полным правом мы можем охарактеризовать как социально-культурные услуги.
На настоящий момент подобная
классификация, по нашему мнению, является
наиболее полной, предназначенной для
целенаправленного решения
Итак, можно сделать вывод, что большая часть услуг имеет смешанную направленность, единой системы их анализа не существует, а поэтому вопрос о классификации услуг является одним из основных методологических вопросов современной сферы сервиса на мировом уровне.
В рамках обозначенной классификации мы попытаемся особо выделить сферу социально-культурных услуг как необходимое условие формирования духовного мира личности, ее социализации.
Для дальнейшего анализа социально-культурных услуг остановимся на понятии социальная и социально-культурная сфера в целом. Понятие «социальная сфера» мы рассматриваем как категорию, которая представляет собой инфраструктуру общественной деятельности по удовлетворению социальных и духовных потребностей людей. В ее состав целесообразно включить:
В составе социальной сферы принято выделять: государственное управление, социальные услуги, финансирование, страхование, пенсионное обеспечение, жилищное хозяйство гостиничного типа, коммерческие, социальные и пенсионные услуги, ремонт техники, пассажирский транспорт, здравоохранение и социальные задачи, образование, консалтинг, культуру, искусство, СМИ, физкультуру, спорт, отдых, развлечение, гостиничный бизнес, ресторанный бизнес, торговлю, природоохранную деятельность.
Информация о работе Понятие и виды социально-культурных услуг