Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 21:07, реферат
Развитие малого предпринимательства в социальном аспекте это - занятость и качество жизни москвичей, обеспечение горожан необходимыми им товарами и услугами, формирование среднего класса и демократических институтов гражданского общества, реализация общегородских социальных программ.
Экономический эффект от деятельности малого бизнеса оценивается с точки зрения его вклада в валовой региональный продукт, повышения качества и конкурентоспособности производимых товаров и услуг, уровня диверсификации деятельности субъектов малого предпринимательства, роста торгового баланса города с регионами РФ и зарубежными странами, а также вклада в реализацию приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения, образования, обеспечения жильем населения и развития агропромышленного комплекса.
Введение…………………………………………………………..…...…………..3
Глава 1.
1. Понятие малого бизнеса и его исторические аспекты……….…….…….......4
1.1. Критерии выделение малых предприятий…………….…..….….…..…....4
1.2. Понятие малого бизнеса………………………………..……………….….5
1.3. Исторические аспекты развития малого бизнеса………….…………......5
Глава 2
2. Особенности малых предприятий…………………………...……….…….…9
2.1. Виды малых предприятий……………………………………..……….……9
2.2. Сфера деятельности малых предприятий и их взаимодействие с большой промышленностью……………………………………..…………………….…...9
2.3. Правовые основы малого бизнеса……………………………..………..…12
2.4. Значение и функции малого бизнеса в рыночной экономике…..............13
2.5. Проблемы становления малого бизнеса в России………………...……...16
Глава 3.
3.1. Сравнительный анализ состояния Малого предпринимательства…........19
Глава 4.
4.1. Структурные характеристики малого бизнеса……………………………18
Глава 5.
5. Малый бизнес в Москве……………………………………………………..20
Глава 6.
6. Программы поддержки малого бизнеса…………………………………..…24
6.1. Государственные программы развития Малого бизнеса…….......………24
6.2. Формы поддержки малого бизнеса……………………………………..…24
6.3. Департамент поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы……………………………………………………….……….…..........26
Заключение………………………………………………………………....…...28
Список использованной литературы…………………………………..…….…30
Весьма остра проблема формирования финансовой базы становления и развития малого бизнеса. Для этого ему должны быть предоставлены определенные льготы. Это могут быть льготы по налогообложению. Но проводимая в нашей стране налоговая политика не только не эффективна, но экономически опасна. Она идет вразрез с установленной в мире практикой и современными мировыми тенденциями развития экономики. Неоправданно высокое налогообложение "убивает" в России малое предпринимательство (многочисленные налоги и поборы нередко оставляют предприятию лишь 5-10% полученной прибыли). Общее направление совершенствования налоговой системы - усиление стимулирующей роли налогов в развитии производства. Надо освободить малые предприятия от налогов на инвестиции, ввозимые технологии. И, конечно, нужны налоговые льготы на период становления малого предприятия. Совершенно очевидна необходимость дифференцированного налогового подхода к предприятиям разного профиля деятельности. Более низкие ставки налогов должны применяться для наиболее важных, приоритетных отраслей.
К настоящему времени сделаны только самые первые шаги в правовом и организационном обеспечении формирования малого предпринимательства в качестве особого сектора экономики России. Действенной системы стимулирования образования малых предприятий не существует, как нет и хозяйственного механизма их поддержки. Не разработана государственная программа развития малых предприятий.
4. Структурные характеристики малого бизнеса
Интересную информацию представляют данные распределения числа малых предприятий отдельных отраслей экономики по федеральным округам и сравнение их с подобными данными по Москве (см. таблицу 2.3)
Таблица 1.
Распределение числа МП отдельных отраслей экономики |
|||||||
по федеральным округам РФ и в г. Москве (на конец 2003 г.) | |||||||
Федеральный округ |
Число предприятий - всего, тыс. |
В процентах от числа предприятий в регионе | |||||
Промышленность |
Сельское хозяйство |
Строи-тельство |
Транспорт |
Торговля и общест-венное питание | |||
Москва |
182,2 |
8,3 |
0,3 |
12,1 |
1,9 |
46,6 | |
Центральный |
309,6 |
12,4 |
1 |
12,9 |
2,1 |
46 | |
Северо-Западный |
122,3 |
16,9 |
1,4 |
13,8 |
3 |
44,8 | |
Южный |
81,8 |
16,4 |
3 |
14,7 |
1,8 |
48,5 | |
Приволжский |
131,9 |
15,2 |
1,9 |
16,6 |
1,7 |
46,6 | |
Уральский |
56,3 |
15,9 |
1,4 |
19,4 |
2,2 |
41,4 | |
Сибирский |
100,7 |
15,5 |
1,8 |
14,5 |
2 |
48,8 | |
Дальневосточный |
40,4 |
19,4 |
2,5 |
13,6 |
4,2 |
42,9 |
Согласно данным таблицы, малый бизнес в сфере торговли и общественного питания в Москве развивается в полном соответствии с тенденциями, характерными для всех федеральных округов России и высокий удельный вес предприятий этой отрасли не является особенностью только столицы. В то же время доля малых фирм некоторых других отраслей (промышленность, строительство) в Москве уступает показателям по округам. В данном случае для получения более объективной и полной информации имеет смысл обратиться к относительным показателям развития малого бизнеса, рассчитанным на 1000 человек населения.
По результатам проведенного анализа состояния малого предпринимательства в Москве и регионах РФ (в основном, в 2003 г.) могут быть сделаны следующие выводы:
1. Как и в прошлые годы, Москва продолжает оставаться лидером не только по количественным параметрам деятельности малого бизнеса, но и по ряду качественных. Удельный вес московского малого предпринимательства в российском составляет 21,6% в общей численности малых фирм; 23,6% в среднесписочной численности работников малого бизнеса; 22,4% в общем объеме произведенной МП продукции. Для столицы характерны опережающие показатели деятельности промышленных малых предприятий, предприятий сферы научного обслуживания, а также предприятий здравоохранения, физкультуры; компаний, функционирующих в сфере общей коммерческой деятельности.
2. Развитие малого
Именно за счет этих отраслей произошел в основном рост не только общего числа предприятий, но численности работников. Сохранение отмеченной тенденции может привести к образованию моноотраслевой торговой структуры малого бизнеса РФ уже в недалеком будущем.
3. Перед организациями, занимающимися поддержкой развития малого бизнеса РФ как в регионах, так и в столице, стоит задача принятия мер, направленных на поддержку отраслей, нынешний уровень развития которых несоизмерим с их значением в народном хозяйстве (промышленность, наука и научное обслуживание, ЖКХ, экология и т.д.). Из приведенных материалов вытекает необходимость сосредоточения главных усилий в поддержке малого бизнеса на оптимизации его отраслевой структуры с учетом социальной значимости, инновационного потенциала и приоритетности отраслей экономики для городского хозяйства.
5. Малый бизнес в Москве
Малый бизнес Москвы продолжает развиваться, а темпы роста количества малых предприятий (МП) возрастают.
Количество малых предприятий в 2007 году составило 234 тыс. (без учета индивидуальных предпринимателей) и превысило уровень прогноза социально-экономического развития города Москвы на 2005-2007 гг. более чем на 10 тыс. (см. таблица 1).Среднегодовой темп прироста по этому показателю более 3%. Суммарная численность занятых на малых предприятиях возросла и превысила 2 миллиона человек. По состоянию на 01.07.2006 года создано 74,4 тыс. новых рабочих мест ( см. таблица 2). Прирост количества рабочих мест по сравнению с первым полугодием прошлого года составил 30 840 единиц, что превышает плановое задание Программы Правительства Москвы.
В Москве сегодня на одну тысячу жителей приходится 21 малое предприятие. Эта цифра соответствует показателям таких крупнейших мировых мегаполисов, как Нью-Йорк, Лондон, Париж и Мехико. В столице работают более 100 тысяч индивидуальных предпринимателей.
Суммарная численность занятых на малых предприятиях возросла и превысила 2 миллиона человек, что выше ожидаемых результатов на этап завершения Комплексной программы развития и поддержки малого предпринимательства на 2004-2006 гг.
Малый бизнес формирует 30% городского бюджета Москвы.
Общий объем выручки малых фирм Москвы за первую половину 2006 года составил 4,3 трлн.руб., что относительно 2005 года составило прирост более 24% в сопоставимых ценах.
Снижение налогов, упрощение системы налогообложения, с одной стороны, привели к частичной легализации доходов МП, заработной платы их работников, а с другой стороны, в ряде отраслей наблюдаются признаки дробления МП в целях перехода на упрощенную систему налогообложения. Таким образом, приведенные данные Мосгоркомстата показывают, что в 2006 году в развитии малых предприятий Москвы наблюдались существенные положительные тенденции.
Таблица 1
Количество малых предприятий г. Москвы в 2005 – 2006 гг.
Наименование вида деятельности |
количество предприятий, ед. |
% к итогу |
изменение | ||
2005 |
янв-июнь 2006 |
2005 |
янв-июнь 2006 | ||
Всего (по всем видам деятельности) |
201 651 |
207 834 |
100,0 |
100,0 |
6 182 |
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
789 |
878 |
0,4 |
0,4 |
90 |
рыболовство, рыбоводство |
61 |
78 |
0,0 |
0,0 |
17 |
добыча полезных ископаемых |
495 |
688 |
0,2 |
0,3 |
194 |
обрабатывающие производства |
19 660 |
20 439 |
9,7 |
9,8 |
779 |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
364 |
563 |
0,2 |
0,3 |
199 |
Строительство |
16 835 |
17 194 |
8,3 |
8,3 |
359 |
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
99 676 |
101 350 |
49,4 |
48,8 |
1 674 |
в том числе: торговля автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт |
5 232 |
7 081 |
2,6 |
3,4 |
1 849 |
оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами |
82 094 |
81 146 |
40,7 |
39,0 |
-948 |
розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования |
12 350 |
13 123 |
6,1 |
6,3 |
773 |
гостиницы и рестораны |
4 112 |
3 599 |
2,0 |
1,7 |
-513 |
транспорт и связь |
7 607 |
9 069 |
3,8 |
4,4 |
1 462 |
финансовая деятельность |
4 809 |
5 778 |
2,4 |
2,8 |
969 |
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
38 780 |
38 829 |
19,2 |
18,7 |
49 |
Образование |
477 |
474 |
0,2 |
0,2 |
-3 |
здравоохранение и предоставление социальных услуг |
2 163 |
2 124 |
1,1 |
1,0 |
-39 |
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
5 789 |
6 663 |
2,9 |
3,2 |
874 |
Таблица 2
Занятость на малых предприятиях г. Москвы в 2005-2006 гг.
Наименование вида деятельности |
Средняя численность работников - всего |
% к итогу |
среднее количество работников в расчете на 1 МП, ед. | |||
2005 |
янв-июнь 2006 |
2005 |
янв-июнь 2006 |
2005 |
янв-июнь 2006 | |
Всего (по всем видам деятельности) |
1 987 757 |
2 001 840 |
100,0 |
100,0 |
9,9 |
9,6 |
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
8 808 |
7 257 |
0,4 |
0,4 |
11,2 |
8,3 |
рыболовство, рыбоводство |
303 |
658 |
0,0 |
0,0 |
5,0 |
8,5 |
добыча полезных ископаемых |
2 095 |
2 080 |
0,1 |
0,1 |
4,2 |
3,0 |
обрабатывающие производства |
293 547 |
333 485 |
14,8 |
16,7 |
14,9 |
16,3 |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
2 353 |
2 647 |
0,1 |
0,1 |
6,5 |
4,7 |
строительство |
246 002 |
223 156 |
12,4 |
11,1 |
14,6 |
13,0 |
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
668 776 |
727 605 |
33,6 |
36,3 |
6,7 |
7,2 |
в том числе: торговля автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт |
47 569 |
60 373 |
2,4 |
3,0 |
9,1 |
8,5 |
оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами |
552 870 |
585 214 |
27,8 |
29,2 |
6,7 |
7,2 |
розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования |
68 336 |
82 019 |
3,4 |
4,1 |
5,5 |
6,3 |
гостиницы и рестораны |
38 736 |
20 948 |
1,9 |
1,0 |
9,4 |
5,8 |
транспорт и связь |
61 856 |
69 556 |
3,1 |
3,5 |
8,1 |
7,7 |
финансовая деятельность |
23 593 |
46 571 |
1,2 |
2,3 |
4,9 |
8,1 |
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
494 085 |
420 031 |
24,9 |
21,0 |
12,7 |
10,8 |
образование |
2 183 |
1 468 |
0,1 |
0,1 |
4,6 |
3,1 |
здравоохранение и предоставление социальных услуг |
38 934 |
43 887 |
2,0 |
2,2 |
18,0 |
20,7 |
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
106 361 |
102 063 |
5,4 |
5,1 |
18,4 |
15,3 |
6. Программы поддержки малого бизнеса
6.1 Государственные программы развития Малого бизнеса
По моему мнению, комплекс
первоочередных мер по
- нормативно-правовое;
- финансово-кредитное;
- информационно-техническое;
- организационное;
- кадровое и консультационное обеспечение;
- внешнеэкономическая деятельность.
Также в государственной программе должны быть отражены механизмы денежно-кредитной, налоговой, бюджетной, и ценовой политики, материально-технического снабжения, системы официальных гарантий, которые обеспечивали бы создание равных стартовых условий в развитии предпринимательской деятельности.
В программе необходимо предусмотреть формирование эффективных институтов рыночной инфраструктуры, товарного рынка и рынка ценных бумаг, инвестиционного и венчурного предпринимательства, информационной, консультационной и аудиторской деятельности, а также создание комплексной государственно-общественной системы поддержки малого предпринимательства, включая подготовку и переподготовку предпринимательских кадров, привлечение к этой сфере социально активных слоев населения. Следует также определить меры, обеспечивающие поддержку внешнеэкономической деятельности и привлечение иностранных инвестиций к развитию предпринимательства.
Для реализации данных программ должны быть привлечены не столько средства государственного бюджета, сколько возможности частного - отечественного, а при необходимости и иностранного капитала. Основным же направлением использования государственных ресурсов должно стать не выделение прямых инвестиций, а страхование и предоставление гарантий под кредит.
6.2 Формы поддержки Малого бизнеса
Согласно Комплексной программе развития и поддержки малого предпринимательства в Москве, среди приоритетных задач и направлений по поддержке малого предпринимательства в городе Москве – дальнейшее совершенствование системы городской, окружных и районных инфраструктур поддержки малого предпринимательства, расширение объемов предоставления субъектам малого предпринимательства интегральной финансово-имущественной поддержки, в том числе через механизм лизинга и предоставление грантов начинающим малым предприятиям на развитие промышленного и инновационного производства.
Поддержка субъектов малого предпринимательства Москвы осуществляется органами власти Москвы через:
Информация о работе Понятие малого бизнеса и его исторические аспекты