Понятие предпринимательского риска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2015 в 18:00, контрольная работа

Краткое описание

Понятие риска используется в целом ряде наук. Исследования по анализу риска можно найти в литературе по психологии, медицине, философии; в каждой из них изучение риска основывается на предмете исследования данной науки и, естественно, опирается на собственные подходы и методы. Такое разнообразие направлений исследования риска объясняется многоаспектностью этого явления.

Вложенные файлы: 1 файл

predprinimatelstvo.doc

— 79.00 Кб (Скачать файл)

1 Понятие предпринимательского риска

 

Понятие риска используется в целом ряде наук. Исследования по анализу риска можно найти в литературе по психологии, медицине, философии; в каждой из них изучение риска основывается на предмете исследования данной науки и, естественно, опирается на собственные подходы и методы. Такое разнообразие направлений исследования риска объясняется многоаспектностью этого явления.

Таким образом, категорию «риск» можно определить как опасность потенциально возможной, вероятной потери ресурсов или недополучения доходов по сравнению с вариантом, который рассчитан на рациональное использование ресурсов в данном виде предпринимательской деятельности. Другими словами, риск — это угроза того, что предприниматель понесет потери в виде дополнительных расходов или получит доходы ниже тех, на которые он рассчитывал. Хотя последствия риска чаще всего проявляются в виде финансовых потерь или невозможности получения ожидаемой прибыли, однако риск — это не только нежелательные результаты принятых решений. При определенных вариантах предпринимательских проектов существует не только опасность не достичь намеченного результата, но и вероятность превысить ожидаемую прибыль. В этом и заключается предпринимательский риск, который характеризуется сочетанием возможности достижения как нежелательных, так и особо благоприятных отклонений от запланированных результатов. Под предпринимательским понимается риск, возникающий при любых видах предпринимательской деятельности, связанных с производством продукции, товаров и услуг, их реализацией; товарно-денежными и финансовыми операциями; коммерцией, а также осуществлением научно-технических проектов.

Предпринимательский риск — это риск деятельности компании, обусловленный характером бизнеса. К основным его видам можно отнести производственный, коммерческий и финансовый (кредитный) риски.  Производственный риск — это риск, связанный с производством продукции, услуг, с осуществлением любых видов производственной деятельности. Причины возникновения производственного риска: возможное снижение предполагаемых объемов производства, рост материальных затрат, недовольство работников, ошибки менеджеров, уплата повышенных отчислений и налогов и др. Коммерческий риск возникает в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или закупленных предпринимателем. Причины коммерческого риска: снижение объема реализации продукции, повышение закупочной цены материальных ресурсов, непредвиденное снижение объема закупок, повышение издержек обращения, экономические колебания и изменения вкуса клиентов, действия конкурентов. Финансовый риск возникает в сфере отношений предприятия с банками и другими финансовыми институтами. Причины финансового риска: высокая величина соотношения заемных и собственных средств, зависимость от кредиторов, пассивность капиталов, одновременное размещение больших средств в одном проекте. Финансовый риск чаще всего проявляется в получении ущерба от следующих операций: кредитных, инвестиций, эмиссии ценных бумаг. Для предприятий сферы производства и обращения принято различать следующие составляющие их финансового риска: кредитный, процентный, валютный, риск упущенной выгоды, инвестиционный риск, налоговый риск.

При выборе конкретного средства разрешения финансового риска инвестор должен исходить из следующих принципов: нельзя рисковать больше, чем это позволяет собственный капитал; нельзя рисковать многим ради малого; следует предугадывать последствия риска. То есть всегда необходимо рассчитать максимально возможный убыток по данному виду риска, потом сравнить его с объемом капитала предприятия, подвергаемого данному риску, и затем сопоставить весь возможный убыток с общим объемом денежных средств. И только тогда возможно определить, не приведет ли данный риск к банкротству предприятия. Это и есть общая стратегия управления риском. Процесс управления финансовым риском может состоять из шести стадий: определение цели, выяснение риска, оценка риска, выбор методов управления риском, их осуществление и оценка результатов. Определение цели сводится к обеспечению существования предприятия в случае значительных убытков. В качестве цели может фигурировать защита предприятия от условий внешней среды или оптимизации внутренней среды. Вероятность риска выясняется при помощи сбора различной информации как из официальных, так и неофициальных источников. Угрозу убытков по степени значимости можно разделить на три вида: угроза банкротства; потребность в дополнительных ресурсах для предотвращения убытка, неизбежная потеря части активов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Понятие и виды монополий

 

Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции (лат. concurrere – сталкиваться, состязаться ). Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом , побуждающим человека к конкурентной борьбе , является стремление превзойти других . В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере . Конкурентная борьба - это динамический (ускоряющий движение ) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами. В качестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке компании используют, например, качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, информацию через рекламу.Несовершенная конкуренция существовала всегда, но особенно обострилась в конце XIX – начале XX в. в связи с образованием монополий. В этот период происходит концентрация капитала, возникают акционерные общества, усиливается контроль за природными, материальными и финансовыми ресурсами. Монополизация экономики явилась закономерным следствием большого скачка в концентрации промышленного производства под воздействием научно – технического прогресса. Профессор П. Самуэльсон особо подчёркивает это обстоятельство: « Экономике крупного производства, возможно, присущи определённые факторы, ведущие к монополистическому содержанию организации бизнеса. Это особенно наглядно проявляется в быстро меняющейся области технологического развития. Ясно, что конкуренция не смогла бы долго просуществовать и быть эффективной в сфере бесчисленного множества производителей ». Термин « монополия » в буквальном смысле означает единственного продавца товара, но в современных условиях употребление этого термина вышло за рамки буквального понимания, и он используется для обозначения различных видов рыночных ситуаций, характерных для несовершенной конкуренции.  Монополия – исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определённой группе лиц или государству. Это означает, что по своей природе монополия – прямая противоположность совершенной конкуренции (таблица 1). Монополистическая конкуренция характеризуется наличием монопольных цен и монопольных прибылей, речь о которых пойдёт позже. В экономической литературе даётся следующая классификация монополий:

  1. С учётом охвата экономики выделяются такие виды монополистических организаций:
    • Чистая монополия (один продавец, доступ на рынок закрыт, полный контроль над ценой);
    • Абсолютная монополия (находится в руках государства или хозяйственных органов).
  2. В зависимости от причин возникновения различают следующие виды монополий:
    • Естественная монополия (ею обладают собственники и организации, владеющие редкими и невоспроизводимыми ресурсами, а также отрасли инфраструктуры, как общественный транспорт и т.д.).
    • Легальные монополии, образующиеся на законном основании          (патенты и т.д.)

 

 

 

Таблица 1

Параметры состояния рынка

Совершенная Конкуренция

Монополия

Число продавцов

 

Много

 

Один

Барьеры входа и выхода из рынка

Нет

 

Есть(нет вхождения)

 

Дифференциация продукта

Нет (одинаковые продукты одного вида)

Нет(один продукт)

   

Участие фирм в контроле над ценами

 

Нет

 

Полный контроль


 

Таблица 2

Покупатели

Продавцы

       
 

Много

 

Несколько

 

Один

Много

Совершенная

Олигополия

Монополия

   
 

Конкуренция

       

Несколько

Олигопсония

Билатеральная

Ограниченная

   
     

Олигополия

Монополия

 

Один

Монопсония

Ограниченная

Билатеральная

   
     

Монопсония

Монопсония

 

 

 

 

Искусственные монополии. Под этим названием имеется в виду объединение предприятий, создаваемое ради получения монополистических выгод. Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка:

  1. Создают барьеры для вхождения на рынок новых фирм;
  2. Ограничивают аутсайдерам (предприятиям, которые не вошли в монополистическое объединение) доступ к источникам сырья и энергоносителям;
  3. Создают очень высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровень технологий;
  4. Применяют более крупный капитал;
  5. «Забивают» новые фирмы хорошо поставленной рекламой.

Искусственные монополии образуют ряд конкретных форм - картель, синдикат, трест и концерн. Картель – союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства, а созданные изделия сами реализуют на рынке, договариваясь о квоте – доле каждого в общем выпуске продукции, о продажных ценах, распределении рынков и др. Синдикат – объединение ряда предприятий, изготавливающих однородную продукцию; здесь собственность на материальные условия хозяйствования сохраняется за участниками объединения, а готовая продукция реализуется как их общее достояние через созданную для этого контору. Трест – монополия, в которой создаётся совместная собственность данной группе предпринимателей на средства производства и готовую продукцию. Концерн – союз формально независимых предприятий (обычно из разных отраслей промышленности, торговли, транспорта, банков), в рамках которого главная фирма организует финансовый контроль над всеми участниками. Анализируя проблемы монополистической конкуренции, следует иметь в виду, сто существует несколько видов конкуренции в условиях монополии: монопсония, олигополия, олигопсония, дуополия, билатеральная монополия.  Монопсония – тип рыночной структуры, при которой существует монополия единственного покупателя определённого товара. Ограничивая свои закупки, покупатель обеспечивает себе монопольную прибыль за счёт потери части доходов продавца. Монопсония рассматривается как составная часть рыночной конкуренции. Олигопсония – тип рыночной структуры, при которой существует группа покупателей определённого товара. Ограничивая закупки товара, покупатели обеспечивают себе монопольную прибыль за счёт потери части доходов продавца. Олигополия – тип рыночной структуры, при которой несколько крупных фирм монополизируют производство и сбыт основной массы продукции и ведут между собой преимущественно неценовую конкуренцию. При олигополии могут иметь место три вида рынков:

  1. Рыночная структура, в которой действуют одноотраслевые торгово-промышленные фирмы;
  2. Структура, в которой несколько крупных поставщиков, не связанных никакими соглашениями, конкурируют между собой;
  3. Рынок, в котором господствует группа корпораций типа «производственной пирамиды», в которой существует производственная связь в виде подетальной специализации. Обычно термин «олигополия» используется при характеристике рынка, на котором функционируют крупные корпорации. Например, автомобильный рынок США с тремя корпорациями: General Motors, Ford и Chrysler.

Дуополия – тип рыночной структуры, при которой имеются только два производителя определённого товара и между ними отсутствуют какие-либо соглашения о ценах, рынках сбыта и квотах. Дуополия – наиболее простой случай олигополии. Например, на рынке микропроцессоров для персональных компьютеров на данный момент находятся два доминирующих производителя: Intel и AMD. Билатеральная монополия (двухсторонняя монополия) – тип рыночной структуры, при котором возникает противоборство единого поставщика и единого (объединённого) потребителя. Такой рынок возникает при использовании электроэнергии, газоснабжения и водоснабжения. Итак, в условиях монополистической формы хозяйствования конкуренция носит весьма сложный характер. Во-первых, монополия в современных условиях обладает довольно точной информацией о потребителях и потенциальных конкурентах. Во-вторых, с помощью рекламы монополия оказывает существенное влияние на формирование спроса потребителей, так как для крупных монополий реклама является более доступной. В-третьих, монополия через каналы финансовых и политических связей оказывает воздействие на заказчика в лице государственных учреждений или на компанию контрагентов. Эти моменты, как правило, снижают уровень риска в процессе конкуренции и обеспечивают получение монопольной прибыли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Борисов Е.Ф. Основы экономической теории. - М.: Новая волна, 2005. - 320 с.
  2. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Микроэкономика. - СПб: Питер, 2004. - 256 с.
  3. Дайджест экономической теории / Под ред. проф. В.М. Соколинского. - М.: «Аналитика-Пресс», 2006. - 160 с.
  4. Камаев В.Д. и др. Учебник по основам экономической теории (экономика). - М.: ВЛАДОС, 2005. - 386 с.
  5. Липсиц И.В. Экономика: учебник для вузов. - М.: Омега-Л, 2007. - 656 с.
  6. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. - 2-е изд., изм. - М.: НОРМА—ИНФРА-М, 2005. - 572 с.
  7. Сафрончук М.В. Микроэкономика: учебник. – М.: ЭКСМО, 2005. – 256с.
  8. Экономическая теория. Учебник / Под ред.В.Д. Камаева, Е.Н. Лобачевой. – М.: Юрайт-Издат, 2006. - 557 с.
  9. Экономическая теория / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. - СПб: СПбГУЭФ, "Питер Паблишинг", 2009. - 480 с.

Информация о работе Понятие предпринимательского риска