Понятие, сущность и виды предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2015 в 13:47, курсовая работа

Краткое описание

Дaннaя рaбота посвящена рассмотрению и описанию прeдпринимательскoй деятельности. В этoй рабoте пoдрoбнo будут рaccмoтрeны cущнoсть, виды и фoрмы предпринимательской дeятeльнocти, состояние и перспективы развития индивидуального предпринимательства в России ,проблемы и перспективы развития индивидуального предпринимательства за рубежом прeдпринимaтeльскoй дeятeльнocти.
Задачами работы являются:
1) Объяснение термина «предпринимательская деятельность» и рассмотрение основных аспектов данной темы;
2) Объяснение сущности предпринимательской деятельности;
3) Описание видов и форм предпринимательской деятельности;
4) Разобрать, какие существуют проблемы

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Понятие, сущность и виды предпринимательской деятельности
1.2. Индивидуальное предпринимательство как форма предпринимательской деятельности
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ БИЗНЕСА
2.1. Состояние и перспективы развития индивидуального предпринимательства в России
2.2. Проблемы и перспективы развития индивидуального предпринимательства за рубежом
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 77.62 Кб (Скачать файл)

Возрастает роль малых предприятий, выпускающих наукоемкую продукцию - они наращивают научно-технический и производственно-экономический потенциал. В радиоэлектронике и приборостроении более 35% малых предприятий связаны с разработкой и внедрением новой продукции и технологий.

Деятельность малого бизнеса в сфере услуг значительно активнее и разнообразнее. Объем платных услуг населению на 1/3 формируется за счет услуг, оказываемых индивидуальными предпринимателями.

 

 

 

Три названные выше отрасли определяют «лицо» российского малого бизнеса. На них приходиться 3/4 числа всех предприятий, 3/4 всего объема производимой ими продукции и 3/4 всех занятых в этой сфере.

Инновационные и консалтинговые фирмы, способные быстро развиваться и давать импульс всему малому бизнесу, можно рассматривать как второй центр роста этого хозяйства. Перспективы малого бизнеса в научной и инновационной сфере - острый и противоречивый предмет. В России существует высокий научно-технический потенциал, заключенный в кадровом составе различных научно-исследовательских институтов, в высоком уровне технического образования. Однако этот потенциал долгое время не был востребован ни государством, ни частным бизнесом. Поэтому инновационный бизнес - новинка для российского рынка, но он существует и развивается преимущественно в малых формах.

Рост числа новых малых предприятий, увеличение объемов выпуска продукции, продаж и оказания услуг действующими малыми предприятиями и индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица зависят от нескольких условий.

Первое условие связано с формированием благоприятного инвестиционного климата. Для этого необходима реализация в регионах и муниципалитетах принятых Государственной думой законов о дебюрократизации. Величина вклада в ВВП большей части малых предприятий должна возрасти, по экспертным оценкам, на 3-5%, их объем инвестиций в основные фонды - примерно на 8-10%, улучшится положение с оборотными средствами и т.д.

Второе условие - необходимость скорейшего и резкого уменьшения налоговой нагрузки, прежде всего для начинающих предпринимателей, В этих целях надо применять кардинальные меры - вплоть до введения налоговых каникул на первые два (адаптационных) года работы для новых малых предприятий, а также для социального малого предпринимательства медицинских центров, учебных заведений, библиотек и т п.

Третье условие - необходимость концентрации финансовых средств, поступающих на поддержку малых предприятий из федерального и региональных бюджетов, средств Федерального фонда поддержки малого предпринимательства и внебюджетных источников на таких приоритетных направлениях, как:

Ø создание системы гарантий (поручительств), что позволит коммерческим банкам активнее включаться в процесс кредитования начинающих и закрепившихся предпринимателей;

Ø увеличение объемов микрофинансирования и микрокредитования, что в 2-3 раза расширит сферу целевой финансовой поддержки начинающих предпринимателей;

Ø эффективное использование возможностей финансового лизинга и франчайзинга как гибких финансовых технологий и одновременно конструктивных способов ведения предпринимательской деятельности, сочетающих интересы крупного и малого бизнеса;

Ø создание современных элементов инфраструктуры бизнес-инкубаторов, научных и инновационных парков.

Четвертое условие - налаживание межведомственной координации и установление контроля в сфере малого предпринимательства на федеральном уровне за реализацией решений президента РФ.

Пятое условие - активизация потребительского спроса и постепенное преодоление доминирующего консервативного типа потребительского поведения. Низкий уровень спроса не способствует обновлению ассортимента товаров и услуг, освоению новых технологий в производстве и торговле.

Для стабильной работы малых и средних предприятий в условиях глобализации с учетом международного опыта целесообразно, чтобы Минэкономразвития РФ, МАП РФ совместно с Торгово-промышленой палатой РФ, Российским агентством малых предприятий обеспечили условия для создания оперативно действующей справочно-информационной системы о положении дел в России и в других странах СНГ. Это возможно сделать на базе действующих информационных систем типа СИОРА [5, С.46]. Малые предприятия сталкиваются с большими трудностями при осуществлении инвестиционного проектирования и проведении оценок инвестиционных рисков. Для этого они должны знать конъюнктуру рынков, ожидаемый уровень инфляции, степень конкуренции, свободные рыночные ниши и т.п.

 

3.2 Программа  государственной поддержки малого  предпринимательства в России

 

Цель программы - создание благоприятных условий для устойчивой деятельности малых предприятий путем совершенствования нормативно-правовой базы, развития инфраструктуры поддержки, освоения новых форм и механизмов финансовой поддержки малого предпринимательства.

Задачи программы - преодоление административных барьеров, максимальная легализация деятельности субъектов малого предпринимательства, ускорение освоения новых кредитно-инвестиционных механизмов, создание региональных центров поддержки предпринимательства, развитие международного сотрудничества и экспортного ориентирования малых предприятий, укрепление социального статуса, повышение престижа и обеспечение безопасности предпринимателей.

Основные направления - формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства: производственная и финансовая инфраструктура; обучение менеджеров, предпринимателей, государственных служащих; методическое и научно-аналитическое обеспечение; работа со средствами массовой информации; интеграция в рамках СНГ и международное сотрудничество.

В программу включены подпрограммы: привлечение военнослужащих, увольняемых в запас, и членов их семей в малое предпринимательство; поддержка малого предпринимательства в области жилищно-коммунального хозяйства; поддержка малого предпринимательства в сельской местности; использование возможностей малого предпринимательства при реструктуризации и банкротстве крупных предприятий.

Система программных мероприятий и ресурсное обеспечение программы.

В программе выделены четыре следующих основных раздела мероприятий:

нормативно-правовое обеспечение, предусматривающее разработку на федеральном уровне законодательных и иных нормативных правовых актов преимущественно прямого действия;

формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства, направленной на создание и развитие сети специализированных финансово-кредитных и гарантийно-инвестиционных институтов, связанных с РЦПП, обучение кадров, подготовка методических и научно-аналитических материалов, совершенствование информационной политики;

интеграция в рамках СНГ и международное сотрудничество, предусматривающие разработку и реализацию программ сотрудничества с государствами - участниками СНГ, содействие международным проектам в рамках программ технической и финансовой помощи;

выполнение подпрограмм по развитию малого предпринимательства в сфере активизации экономических реформ: при реформировании Вооруженных Сил Российской Федерации, в жилищно-коммунальном хозяйстве, сельской местности, при реструктуризации и банкротстве крупных предприятий.

Проектом федерального бюджета на 2011 год предусматривается направить в 2011 году в виде субсидий регионам на реализацию мер по поддержке малых компаний 20,8 млрд.рублей. Таким образом, расходы федерального бюджета не только не снизятся, но и вырастут на 15% по сравнению с 2010 годом. Необходимо отметить, что в текущем 2010 году бюджетам регионов будет предоставлено 18 млрд.рублей в виде субсидий.

Сохранение расходов федерального бюджета на таком высоком уровне создает дополнительные стимулы для включения в приоритетном порядке в расходы региональных бюджетов на 2011 год поддержки малых и средних предприятий.

При реализации программы 2011 выделяются 2 основных блока мероприятий

В рамках первого предусмотрены расходы на создание капитальных объектов - строительство бизнес-инкубаторов, промышленных парков, технопарков, приобретение оборудования для центров кластерного развития, центров сертификации, центров прототипирования. На это направление предусматривается выделение 4,8млрд.рублей.

Второй блок - прямые субсидии малым компаниям и формирование финансовой инфраструктуры поддержки предпринимательства.

В качестве приоритетных направлений будет рассматриваться грантовая поддержка начинающих малых инновационных компаний; субсидирование широкого спектра расходов действующих инновационных компаний, поддержка экспорта продукции, поддержка модернизации, субсидирование расходов на лизинг оборудования.

Государственным заказчиком программы является Государственный комитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства.

Ход выполнения программы ежеквартально рассматривается на расширенных заседаниях коллегии Государственного комитета Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства и экспертного совета Государственного комитета Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства.

Реализация мероприятий программы осуществляется на основе взаимовыгодных соглашений и хозяйственных договоров. Предусматривается долевое финансирование из средств федерального бюджета региональных программ поддержки малого предпринимательства при условии их утверждения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации и обеспечения финансовыми средствами из региональных бюджетов.

Координация деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также общественных объединений предпринимателей по выполнению мероприятий программы осуществляется Государственным комитетом Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства. Комитет определяет первоочередность выполнения мероприятий с учетом приоритетных направлений и наличия средств, выделенных на реализацию программы.

 

3.3 Перспективы малого бизнеса

 

Правительство Российской Федерации рассматривает малый бизнес как одно из основных направлений развития экономики. Сегодня перспективы малого бизнеса очень привлекательны, так как большинство экономических ниш, где могут работать частные предприниматели, еще не занято предприятиями.

По статистике, в большинстве развитых стран предприятия малого бизнеса составляют более половины экономики страны, в России же их процент очень мал. Правительство Российской Федерации принимает различные меры для помощи частными предпринимателям, которые хотят начать собственное дело. В настоящее время существует множество региональных программ, которые также могут помочь начинающим предпринимателям развивать предприятия малого бизнеса.

К сожалению, начинающий предприниматель сталкивается с множеством проблем, которые связаны обилием бюрократических препятствий при развитии предприятия. Кроме того, получение банковского кредита для развития малого предприятия также сопряжено с целым рядом сложностей.

Несмотря на все препятствия, в России множество людей предпочитают начать собственное дело, а не работать на государственных предприятиях. В целом ряде депрессивных регионов развитие малого бизнеса может быть одним из немногочисленных способов выхода из кризиса. Небольшие мастерские или предприятия, где могут производиться товары народного потребления, или продукты питания, которые могут быть реализованы в крупных городах, позволят обеспечить рабочие места и снять социальную напряженность в регионах.

Одним из наиболее перспективных направлений развития малого бизнеса является сфера обслуживания. Отметим, что частные предприятия, которые предоставляют подобные услуги, могут работать не только в крупных городах, но и организовывать выездные бригады, которые, например, могут специализироваться на ремонте квартир или иных подобных услугах.

В области инновационных технологий предпринимательства в России имеет потенциал роста. Несмотря на то, что до сих пор существует «утечка умов» на Запад, в нашей стране появляются небольшие компании, которые работают в области высоких технологий. Разработки подобных компаний пользуются огромной популярностью на зарубежных рынках, многие крупные компании предпочитают размещать свои заказы на российских малых предприятиях.

Несмотря на все проблемы, в 2010 году достаточно неплохие перспективы развития малого бизнеса в России, так как рыночные отношения диктуют новые условия развития экономики, а помощь государства создает благоприятные условия для развития частного предпринимательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Проблемы  и перспективы развития индивидуального  предпринимательства за рубежом

Уровень развития бизнеса напрямую определяет степень развития экономики государства в целом. Достаточно упомянуть, что на 1000 российских граждан приходится примерно около 6 предпринимателей, в то время как в странах - членах ЕС не менее 30. В России доля малых фирм в общем числе всех предприятий составляет только лишь 30%, в странах ЕС предприятия малого бизнеса составляют около 90% от общего числа предприятий. Развитие бизнеса за рубежом идет более быстрыми темпами, поскольку национальные власти придают большое значение предприятиям малого бизнеса и оказывают им поддержку на федеральном уровне. Малый бизнес в развитых странах в настоящее время представляет собой средний класс, который служит базой для стабильного развития экономики. Малый бизнес в Европе составляет основу социально-экономического развития ЕС. В Евросоюзе насчитывается свыше 20 миллионов предприятий малого и среднего бизнеса, которые дают более половины общего оборота и добавленной стоимости. Число занятого населения в малом бизнесе Европы составляет порядка 70%. Наибольшее количество малых предприятий создано в торговле, строительстве и пищевой промышленности. Малый бизнес в Европе стимулирует развитие конкуренции, "вынуждает" крупные компании внедрять новые технологии и улучшать эффективность производства, эффективность всей экономики ЕС напрямую зависит от успешной деятельности малого и среднего бизнеса. Поэтому, в рамках Евросоюза осуществляется политика поддержки малого предпринимательства, главная цель которой - сбалансирование интересов государства и бизнеса, обеспечение оптимальных условий для предпринимательской деятельности, увеличения конкурентоспособности малого бизнеса. Основные цели регулирования и поддержки малого бизнеса в Европе: с укрепление единого внутреннего рынка ЕС; с устранение административных барьеров; с унификация законодательной базы, усиление взаимодействия стран ЕС для более с глубокого экономического сотрудничества.

Информация о работе Понятие, сущность и виды предпринимательской деятельности