Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 15:20, курсовая работа
Целью исследования автор поставил изучение вопроса о ликвидации коммерческих организаций и правовое регулирование данного вопроса.
В ходе исследования ставятся следующие задачи:
. Исследовать особенности правопреемства и проанализировать его природу, поскольку отсутствие правопреемства является существенным признаком ликвидации организаций.
. Исследовать процесс ликвидации коммерческих организаций как один из способов прекращения юридических лиц, выявить отличительные признаки ликвидации организаций от их реорганизации.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОРЯДОК РЕОРГАНИЗАЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
.1 Понятие ликвидации юридических лиц
.2 Добровольная ликвидация коммерческих организаций
.3 Принудительная ликвидация коммерческих организаций
.4 Обязанности лица, принявшего решение о ликвидации юридического лица
ГЛАВА 2.ЛИКВИДАЦИОННАЯ КОМИССИЯ
.1 Понятие ликвидационной комиссии
.2 Обязанности ликвидационной комиссии
.3 Порядок ликвидации коммерческих организаций
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ГЛОССАРИЙ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
На данном этапе ликвидационная комиссия (ликвидатор) должна произвести следующие действия:
. Переоформить в банке
карточку с образцами подписей
лиц, имеющих право
. Сообщить о ликвидации в налоговый орган и во внебюджетные фонды по месту учета.
. Принять меры к
выявлению кредиторов и
. Выйти из состава
учредителей юридических лиц,
участником которых является
ликвидируемое юридическое
. По истечении срока,
установленного для
После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом (п. 2 ст. 63 ГК РФ).
Согласно п. 3 ст. 20 ФЗ «О гос. регистрации юр. лиц» учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о составлении промежуточного ликвидационного баланса по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 с изменениями и дополнениями от 9 марта 2010 г.
Далее ликвидационная комиссия производит расчеты с кредиторами ликвидируемой организации. Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. В случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом. За исключением случаев, когда закон предусматривает субсидиарную ответственность учредителей и собственников по долгам юридических лиц, требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Статья 64 ГК РФ также определяет правовые последствия отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения; заявления кредитором требований после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления.
Оставшееся после
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом (п. 5 ст. 63 ГК РФ).
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Существуют пробелы и противоречия в законодательстве при ликвидации коммерческих организаций. Можно выделить следующие пробелы, и попытаться найти пути решения:
. Ликвидация юридического лица должна определяться как правоотношение, существующее в развитии, которое в то же время является правовым состоянием, т.е. юридическим фактом, влекущим прекращение правоотношений, облекающихся в форму юридического лица и составляющих его содержание.
. Основаниями добровольной ликвидации юридических лиц являются односторонние сделки, если решения о ликвидации принимаются учредителем ли органом юридическою лица, или многосторонние сделки, подобные учредительным договорам, если решение принимается несколькими учредителями.
. По смыслу ст. 298 - 300 ГК ликвидация собственника учреждения должна неизбежно влечь ликвидацию самого учреждения, так как при отсутствии собственника оно остаётся без финансирования, а его кредиторы - без субъекта ответственности. В связи с этим необходимо включить это положение в ст. 61 и ст. 300 ГК.
. Принудительная ликвидация
юридических лиц является
. Принудительная ликвидация юридических лиц является мерой защиты, если она осуществляется в связи с уменьшением имущества, в связи с уменьшением числа участников и в связи с нарушением требований закона при их создании. Нормы ГК о принудительной ликвидации юридических лиц по этим основаниям необходимо изменить.
.1. Исходя из принципа
равного признания и равной
зашиты всех форм
.2. Следует исключить
из ст. 116 ГК положение о ликвидации
потребительских кооперативов
.3. Существенным недостатком ГК является отсутствие в нём указания о сроке, в течение которого должен быть устранён дефект людского субстрата щит юридическое лицо должно быть ликвидировано (ст. 86) или о последствиях появления такого дефекта (ст. 108). что создаёт почву для разноречивого толкования и применения указанных норм: в связи с этим необходимо предусмотреть срок., в течение которого число участников должно быть приведено в соответствие с законом, в противном случае юридическое лицо подлежит ликвидации: оптимальным представляется трёхмесячный срок.
. В настоящее время
законом не предусмотрены
. При признании
. Необходимо расширить
круг оснований перехода
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В своей работе выявил, что реорганизация юридического лица, также как и его возникновение, ведет к серьезным правовым последствиям, ибо при ликвидации организации исчезает субъект права.
Изучив действующее законодательство о ликвидации юридических лиц и практики его применения арбитражными судами, автор пришел к выводу что решение основополагающих вопросов о реорганизации коммерческих организаций обладает несомненной актуальностью. Противоречия в законодательстве, регулирующем прекращение деятельности юридических лиц, во многом являются причиной недостатков в работе органов (лиц), участвующих в реорганизации коммерческой организации. В процессе осуществления ликвидации организации нередко возникают вопросы, в решении которых в практике нет единства.
В настоящий период в России идет интенсивный процесс создания коммерческих юридических лиц, однако существует необходимость и в ликвидации таких организаций по различным основаниям.
Сказанное определяет необходимость, и важность всесторонней теоретической разработки ряда проблем, имеющих значение для дальнейшего развития законодательства о ликвидации коммерческих организаций и для улучшения практики применения закона.
Так, имеются существенные расхождения в мнениях по поводу самого понятия ликвидации коммерческих организаций. Различные суждения высказываются в литературе о последствиях ликвидации организации, спорным остается как вопрос о признаках ликвидации, так и о критериях разграничения двух видов прекращения коммерческих организаций - ликвидации и реорганизации.
Несмотря на некоторое уменьшение числа разрешенных арбитражными судами дел о создании, реорганизации и ликвидации организаций в 2012 году, они, по прежнему, составляют довольно значительную часть от общего числа.
Гражданский кодекс Российской Федерации, посвящая вопросам ликвидации организаций пять статей и несколько статей применительно к ликвидации хозяйственных товариществ и обществ, содержит только общие положения, относящиеся к исследуемой проблеме. Хотя законодательство о ликвидации юридических лиц (соответственно, и коммерческих организаций) в настоящее время, по сравнению с ранее действовавшим законодательством, полнее регулирует ликвидацию организаций, однако в нем имеются существенные пробелы и неточности. Так, недостаточно четко и подробно урегулирована на законодательном уровне процедура ликвидации, в связи с чем в судебной практике неоднозначно решаются вопросы, возникающие на различных этапах осуществления ликвидации
В настоящей работе исследуется проблема ликвидации юридических лиц - коммерческих организаций. Необходимо отметить, что в зависимости от организационно-правовой формы коммерческих организаций различен и процесс осуществления их ликвидации. Поэтому в настоящей диссертации учтены особенности ликвидации отдельных форм коммерческих организаций. В связи с определенной спецификой некоторых коммерческих организаций, например, банков и других кредитных организаций, их ликвидация осуществляется несколько иначе, чем других юридических лиц. Отдельные особенности при ликвидации таких организаций по мере изложения материала будут учитываться в данной работе.
Несостоятельность (банкротство) коммерческих организаций также является основанием для их ликвидации. Ликвидация при банкротстве имеет значительную специфику.
На основании изложенного
можно сделать следующие
. По легальному определению,
ликвидация юридического лица
представляет собой способ
. Порядок ликвидации
юридического лица составляет
пять этапов, каждый из которых,
по своему существу, призван гарантировать
интересы кредиторов
3. Наконец, если дело
дойдет до признания должника
банкротом и открытия
ГЛОССАРИЙ
Реорганизация коммерческих организаций - это прекращение деятельности юридического лица без правопреемства, т.е. без перехода его прав и обязанностей к другим лицам.
Коммерческая организация
- это юридическое лицо, преследующее
в качестве основной цели своей деятельности
получение прибыли и
Информация о работе Порядок реорганизации коммерческих организаций