Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 22:23, курсовая работа
Цель курсовой работы является Защита прав потребителей.
Задачами данной курсовой работы являются: становление и развитие защиты прав потребителей, система потребительского законодательства в области защиты прав потребителей, реализация прав потребителей и контроль за её соблюдением, Организационно –экономическая характеристика Хотимского Райпо, организация защиты прав потребителей в Хотимском Райпо, пути повышения эффективности защиты прав потребителей.
ВВЕДЕНИЕ
1. СОДЕРЖАНИЕ И СУЩНОСТЬ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
1.1 Становление и развитие защиты прав потребителей
1.2 Система потребительского законодательства в области защиты прав потребителей
реби1.3Реализация прав потребителей и контроль за её соблюдением
2.РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ХОТИМСКОГО РАЙПО
2.1Организационно –экономическая характеристика Хотимского Райпо
2.2Организация защиты прав потребителей в Хотимском Райпо
2.3Пути повышения эффективности защиты прав потребителей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
-обращаться в суд с иском о защите прав потребителя;
-осуществлять иные функции по защите
прав потребителей, предусмотренные законодательством.[ст20]
2.РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ
2.1Организационно –экономическая характеристика Хотимского Райпо
Хотимский
район расположен на юго – востоке Могилёвской
области Центр района городской поселок
Хотимск. В районе проживает 12,6 тысячи
человек, в том числе в райцентре 6,9 тысячи
человек, в сельской местности 5,7 тысяч
человек.
Потребительская кооперация Хотимского
райна многоотраслевое хозяйство, осуществляет
такие виды деятельности как розничная
торговля, общественное питание, закупки
сельскохозяйственной продукции и сырья,
промышленное производство, внешнеэкономическую
деятельность, оказывает платные услуги
населению и осуществляет доставку товаров
в объекты торговли и общественного питания.
Хотимское
районное потребительское общество в
своей деятельности руководствуется законодательством
Республики Беларусь, решениями органов
управления и органов контроля потребительской
кооперации и уставом общества, зарегистрированного
решением Могилевского областного исполнительного
комитета от 30.09.99г. №25-15, ЕГР№ 700160969. Учредителями
являются пайщики района, на 1 января 2011
года их насчитывается 6523 человека.
Председатель правления райпо Сивенков
Юрий Адамович, избран на данную должность
25 января 2006 года.
Во всех отраслях деятельности
на 1 январе 2011 года состоит по списку 308
человек из них численность аппарата управления
45 человек.
На 1 января 2012 года структура райпо
включает в себя два участка: общественное
питание, и автотранспорта отдел кооперативной
промышленности и заготовок.
Структура райпо приведена на рисунке
1.
Рисунок 1. Структура
Хотимского районного потребительского
общества по состоянию на 01.01.2012
В целом за 2012 год
система потребительской кооперации Хотимского
района выполнено десять из одиннадцати
прогнозных показателя, доведенных Могилевским
облпотрепсоюзом.
Таблица 1.1 – Образовательный уровень работников НАЗВАНИЕ райпо за 2011-2012 гг.
Уровень образования |
Годы |
Категории работников |
Уд. Вес, % |
Отклонение за 2011-2012 гг. | ||||||||
Руководители |
Специалисты |
Других работников |
Итого: | |||||||||
товаровед продовольственных товаров |
товаровед непродовольственных товаров |
коммерческий агент |
инструктор по торговле |
Всего: |
Численность, чел |
Уд. вес., % | ||||||
Высшее образование |
2011 |
11 |
2 |
2 |
3 |
1 |
8 |
7 |
26 |
0,08 |
-3 |
-0,01 |
2012 |
11 |
2 |
2 |
3 |
1 |
8 |
4 |
23 |
0,07 | |||
Среднее специальное |
2011 |
7 |
1 |
5 |
11 |
1 |
18 |
51 |
76 |
0,19 |
-6 |
0 |
2012 |
7 |
1 |
4 |
11 |
1 |
17 |
46 |
70 |
0,19 | |||
Профессиона |
2011 |
- |
- |
- |
1 |
- |
1 |
200 |
201 |
0,56 |
+6 |
+0,1 |
2012 |
- |
- |
- |
1 |
- |
1 |
206 |
207 |
0,71 | |||
Общее среднее, базовое |
2011 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
7 |
7 |
0,02 |
-4 |
-0,01 |
2012 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
3 |
3 |
0,01 | |||
Среднесписочная численность: |
в 2011 г. 308 чел | |||||||||||
в 2012 г. 303 чел |
Примечание - Источник: собственная разработка на основе приложения в.
Таблица 1.2 - Доля рынка, занимаемая потребительской кооперацией в общем товарообороте наименование района за 2011-2012 годы
Показатели |
Единицы измер. |
Год |
Темп роста, % |
Отклонение (+;-) | |
2011 |
2012 | ||||
1.Общий розничный товарооборот всех торгующих систем района |
млрд р. |
84,0 |
94,2 |
112,1 |
+10,2 |
2.Розничный товарооборот предприятий потребкооперации |
млрд р. |
39,8 |
68,0 |
170,9 |
+28,2 |
3.Удельный вес
товарооборота |
% |
47,4 |
72,2 |
- |
+24,8 |
Примечание - Источник: собственная разработка на основе данных организации.
Из данных таблицы 1.2 видно, вывод
Таблица 1.3 – Структура товарооборота наименование райпо за 2011-2012 гг.
Показатели |
2011 г. |
2012 г. |
Темп роста, % |
Отклонение (+;-) | ||
Σ, млн р. |
Уд. вес, % |
Σ, млн р. |
Уд. вес, % | |||
Розничный товарооборот, всего в том числе: |
39785 |
100,00 |
67984 |
100,00 |
170,9 |
28199 |
по продовольственным товарам |
31814 |
79,96 |
55401 |
81,49 |
174,1 |
23587 |
по непродовольственным товарам |
7971 |
20,04 |
12583 |
18,51 |
157,9 |
4612 |
Примечание - Источник: собственная разработка на основе данных организации.
Анализируя данные таблицы 1.3, можно сделать вывод, что
Таблица 1.4 - Динамика экономических показателей деятельности наименование райпо за 2011-2012 гг.
Показатели |
Ед. измер. |
Год |
Темп роста, % |
||
2011 |
2012 |
Отклонение (+; -) | |||
1. Розничный товарооборот в действующих ценах |
млн. р. |
39785 |
67984 |
170,9 |
28199 |
в сопоставимых ценах |
млн. р. |
Х/ИНДЕКС ЦЕН |
|||
2.Доходы от реализации в сумме |
млн. р. |
24658 |
47940 |
194,4 |
23282 |
в % к товарообороту |
% |
61,8 |
70,5 |
114,1 |
8,7 |
3.Расходы на реализацию в сумме |
млн. р. |
4699 |
7796 |
166,0 |
3097 |
в % к товарообороту |
% |
11,8 |
11,5 |
97,5 |
-0,3 |
4. Прибыль от реализации в сумме |
млн. р. |
257 |
1765 |
686,8 |
1508 |
в % к товарообороту |
% |
0,6 |
2,6 |
433,3 |
2 |
5.Прибыль отчетного периода в сумме |
млн. р. |
274 |
2086 |
761,3 |
1812 |
в % к товарообороту |
% |
0,7 |
3,1 |
442,9 |
2,4 |
6.Среднесписочная численность работников торговли |
человек |
308 |
303 |
98,4 |
-5 |
7. Производительность труда |
чел/млн.р. |
0,008 |
0,004 |
50 |
-0,004 |
8. Индекс цен |
- |
1 |
Примечание - Источник: собственная разработка на основе данных организации.
Вывод по таблице.
Вывод по пункту.
2.2Организация
защиты прав потребителей в Хотимском
Райпо
Подробней изучим организацию работы в области защиты прав потребителей в Хотимском райпо на базе магазина.
За анализируемый период
в книгах «Замечаний и предложений» данного
торгового объекта имелись следующие
замечания:
1.В магазине «Универмаг» была приобретен
телевизор .
В ходе эксплуатации выяснилось, что в
товар является некачественным (При включении
телевизора изображение нормальное, а
звук отсутствует.), вследствие чего я обратился
в данный магазин с просьбой взять товар
по гарантии, осуществить ремонт, протестировать
и прочее, а на время проведения вышеперечисленных
операций, незамедлительно предоставить
мне во временное пользование безмозмездно
аналогичный товар, либо взаимозаменяемый,
с моего согласия. Мне отказали удовлетворить
мою просьбу по обмену/предоставлении
аналогичного товара незамедлительно
(на время проведения гарантийно-ремонтных
работы).
Данная замечание рассматривалось , согласно
ч.1 п. 9 ст. 20 Закона Республики Беларусь
от 09.01.2002 N 90-З "О защите прав потребителей",
продавец принял товар ненадлежащего
качества у потребителя, провел проверку
качества товара.
В результате проверки было выявлено что
не исправен - сетевой выключатель. Он
имеет проскальзывающий контакт, паразитная
утечка в котором и приводит к подобному
проявлению. По просьбе потребителя товар
был заменили аналогичным товаром.
Таким образом права потребителей в Хотимском
Райпо не нарушаются.
2.3 Пути повышения эффективности защиты прав потребителей
В Хотимском райпо во всех
магазинах имеются информационные стенды,
информационные щиты и другая полезная
информация для покупателей. Права потребителей
защищены, но есть такие жалобы как неправильное
оформление ценников, не все торговые
работники владеют знаниями в области
«Защиты прав потребители» а в свою очередь
покупатели пользуются этим.
Данные негативные моменты можно решить
путем реализации рядом мероприятий:
-повышение квалификации(обучение, направленное
на последовательное совершенствование
их профессиональных и экономических
знаний, умений и навыков, рост мастерства
по имеющимся профессиям);
-собрания (своевременная проверка результатов
деятельности);
-семинар;
-корпоративные мероприятия;
-профессиональные конкурсы;
- обучающие курсы;
-тренинги(мероприятия, направленные на
развитие знаний, умений и навыков);
За последнее время
в Беларуси принят пакет нормативных
актов, цель которых защитить права
граждан-потребителей, повысить требова-тельность
к качеству выпускаемых и продаваемых
населению товаров народного потребления,
повысить ответственность предприятий
торговли и общественного питания независимо
от их организационно-правовой формы,
ведомственной подчиненности и формы
собственности, а также граждан-предпринимателей,
занимающихся производством товаров и
их реализацией, за нормальную организацию
торгового обслуживания покупателей,
недопущения их обмана в любой форме, повышенной
ответственности за качество товаров.
Законодательными и специальными актами,
принятыми высшими органами власти Республики
Беларусь и в ряде случаев органами власти
субъектов страны (областей, районов) и
органами самоуправления регулируются
процессы торгового обслуживания населения,
правила торговли отдельными видами товаров,
основные правила работы магазинов, мелкорозничной
торговой сети, режима их работы и главное
- ответственности их перед потребителем.
Совокупность всех правил, регулирующих
торговую деятельность, и составляет те
нормы, которые составляют обязанность,
ответственность предприятия или гражданина-предпринимателя
- продавца перед покупателем и защищают
его законные права и интересы.
Законодательство Беларуси, защищающее
права и интересы потребителей, еще очень
молодо, практику его применения невелика.
Органами власти Республики Беларусь
прилагаются заметные усилия для превращения
этой области права из набора лозунгов
и деклараций в реальную силу, с которой
должны считаться и небольшие производители,
и монополисты, и предприятия-импортеры,
а также граждане-предприниматели, занимающиеся
производством продукции и ее реализацией.
Знание установленных правил позволяет
потребителям избежать произвола со стороны
продавцов товаров, а производителям и
продавцам предотвратить лишние затраты
на возмещение убытков от предложенной
и проданной продукции, не удовлетворяющей
принятой требованиям по качеству, и дополнительно
- убытков от экономических и административных
санкций.