Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 20:01, курсовая работа
Цель работы состоит в исследовании правового регулирования несостоятельности (банкротства).
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Дать понятие и описание несостоятельности (банкротства)
Раскрытие правового регулирования банкротства
Изучить процедуры банкротства
Раскрыть проблемы законодательства о несостоятельности (банкротстве)
Наряду с отстранением действующего руководства должника от ведения делами, о котором говорилось выше, еще одним, наиболее принципиальным последствием введения внешнего управления является мораторий на удовлетворение требований кредиторов.
Случаями, когда
внешний управляющий
Принимая во внимание цель введения внешнего управления - восстановление платежеспособности должника, внешний управляющий должен быть самым квалифицированным специалистом из всех арбитражных управляющих. Поэтому вызывает сомнение целесообразность возложения на временного и административного управляющего обязанностей внешнего управляющего до утверждения внешнего управляющего.
В конце, что бы хотелось отметить это то, что кредиторы вправе ходатайствовать о досрочном прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника (ст. 118 Закона).
Конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Так законодатель определяет эту процедуру в ст.2 Закона о несостоятельности19.
В текстах правовых актов и юридической литературе словосочетание "конкурсное производство" употребляется в двух значениях.
В широком значении конкурсное производство отождествляется с процессом урегулирования обязательств несостоятельного должника в целом, в какой бы форме, с применением какой бы процедуры он ни проходил. В этом смысле обсуждаемый термин является аналогом конкурсного (банкротного) процесса.
В узком значении конкурсным производством именуется только одна из процедур банкротства. Последний вариант определения конкурсного производства реализован во всех трех "постсоветских" законодательных актах о несостоятельности: в Законе РФ от 19 ноября 1992 г. № 3929-1 "О несостоятельности (банкротстве) предприятий", в Федеральном законе о несостоятельности 1998 г., а также в ныне действующем Федеральном законе о несостоятельности.
Конкурсное производство является последним этапом производства по делу о банкротстве должника. Его целью является соразмерное удовлетворение требований кредиторов (ст. 2 Закона о несостоятельности). По ходу конкурсного производства кредиторы и должник вправе также заключить мировое соглашение согласно ст. 150 Закона о несостоятельности, что прекратит производство по делу о банкротстве. Но неисполнение мирового соглашения и, как следствие, его расторжение, возвратит стороны к стадии конкурсного производства.
Арбитражный суд принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в следующих случаях:
Во всех этих случаях необходимо, чтобы должник отвечал установленным законом признакам банкротства.
Согласно п. 1 ст. 65 ГК РФ, признание судом (арбитражным судом) юридического лица банкротом влечет его ликвидацию. Именно ликвидация юридического лица в процессе конкурсного производства является окончательным результатом последней стадии дела о банкротстве. В сложившейся правовой ситуации, когда формально можно признать несостоятельным должником (банкротом) юридическое лицо, активы которого значительно превышают размер долговых обязательств (т.к. признаки банкротства юридических лиц, закрепленные Законом, не связаны с этими двумя величинами), решающую роль в развитии событий играет арбитражный суд. По окончании стадии наблюдения он выносит решение о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства (что почти тождественно ликвидации юридического лица) либо определение о переходе к одной из процедур мирного урегулирования долговых обязательств.
Решение о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства в первой инстанции принимается, согласно ст. 17 АПК РФ, коллегиальным составом арбитражного суда, т.к. Закон не предусматривает иное (ст. 32 Закона о несостоятельности)20.
Пункт 1 ст. 127 Закона о несостоятельности устанавливает общий порядок назначения конкурсного управляющего. Особенности утверждения конкурсного управляющего определяются тем, после какой процедуры суд вынес решение о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства. По общему правилу, конкурсный управляющий утверждается одновременно с открытием конкурсного производства.
Составление пассива, под которым понимается совокупность требований к несостоятельному должнику, подлежащих удовлетворению из конкурсной массы, производится по общим правилам включения кредиторов в реестр требований (ст.16 Закона о несостоятельности), но с двумя важными особенностями.
Во-первых, открытие
рассматриваемой процедуры
Во-вторых, с момента открытия процедуры срок исполнения всех возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим (п.1 ст.126 Закона). Иными словами, если на момент объявления должника банкротом последний находится в состоянии задолженности кому-то из своих контрагентов, но обязательство еще не является просроченным (например, взят кредит в банке со сроком погашения, приходящимся на период через несколько месяцев или, быть может, даже лет от даты открытия конкурсного производства), оно юридически признается наступившим.
Обе названные особенности конкурсного производства введены законодателем, чтобы обеспечить, учитывая заключительный и ликвидационный характер рассматриваемой процедуры, интересы максимально возможного числа кредиторов несостоятельного должника.
Следующее мероприятие конкурсного производства - погашение требований кредиторов. Таковое построено на двух основных началах: очередности и соразмерности.
Очередность удовлетворения требований кредиторов предусмотрена ст.134 Закона о несостоятельности. Так называемые текущие обязательства банкрота:
а) судебные расходы;
б) расходы, связанные с выплатой вознаграждения управляющему;
в) текущие коммунальные и эксплуатационные платежи, необходимые для осуществления деятельности должника;
г) требования кредиторов, возникшие в период после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и до признания должника банкротом, а также требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшие в ходе конкурсного производства;
д) задолженность по заработной плате, возникшая после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, и по оплате труда работников должника, начисленная за период конкурсного производства;
е) иные связанные
с проведением конкурсного
Датой завершения конкурсного производства считается дата внесения записи о ликвидации должника - юридического лица в единый государственный реестр юридических лиц (п. 4 ст. 149 Закона о несостоятельности). Конкурсный управляющий участвует только в конкурсном производстве, открытом на основании признания должника - юридического лица несостоятельным (банкротом). В деле о банкротстве физического лица фигура конкурсного управляющего на стадии конкурсного производства заменяется судебным приставом-исполнителем.
На любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должник и кредиторы вправе заключить мировое соглашение. Ст. 2 Закона о несостоятельности даёт понятие мирового соглашения как процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами.
Заключение мирового соглашения, предусматривающего отсрочку или рассрочку исполнения обязательства, уступку прав требований должника, исполнение обязательств должника третьими лицами, скидку с долгов и так далее - вполне приемлемый способ окончания дела о банкротстве.
Смысл мирового соглашения
заключается в быстром
Мировое соглашение утверждается арбитражным судом. Для утверждения сделки судом необходимо соблюсти и соответственно представить суду доказательства соблюдения ряда условий, главное из которых заключается в том, что до утверждения соглашения должны быть погашены требования кредиторов первой и второй очередей (п.1 ст.158 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)." Утверждение мирового соглашения производится судом в заседании, о дате и времени, проведения которого уведомляются все участники дела о банкротстве. При утверждении соглашения суд выносит определение об его утверждении, в котором указывается на прекращение производства по делу о банкротстве. В случае если мировая сделка заключается в ходе конкурсного производства, в определении об утверждении указывается, что решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства не подлежит исполнению п.4 ст.150 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)."
Основанием для
расторжения мировой сделки по инициативе
кредиторов может служить неисполнение
или существенное нарушение условий
соглашения, допущенное должником в
отношении минимум одной
Действующий закон "О банкротстве", вступивший в силу с 2002 года, не вполне отвечает требованиям сегодняшнего дня. Он выдвигает ряд проблем и требует конкретных уточнений.
Как известно, целью
закона "О банкротстве", является,
прежде всего, наиболее полное и справедливое
удовлетворение требований кредиторов.
Судам же не всегда ясно, как это
сделать в рамках дела о банкротстве.
Кроме того, обобщая судебную практику,
мы видим несогласованность
Высший Арбитражный суд видит противоречие этих двух законов и пытается дать рекомендации для конкретных случаев. Однако нередки моменты, когда дать разъяснения может только законодатель.
Информация о работе Правовая сущность несостоятельности и конкурсного процесса