Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 11:40, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является изучение конкурентного законодательства. Для достижения данной цели я поставила перед собой следующие задачи:
Подборка законодательства о конкуренции и ограничении монополистической деятельности;
Анализ законодательной базы, регулирующей деятельность государства по обеспечению конкуренции и ограничении монополистической деятельности.
Рассмотрение полномочий антимонопольного органа и ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.
Введение 3
1. Правовое обеспечение развития конкуренции 5
1.1 Цель конкурентного законодательства 6
1.2 Виды монополистической деятельности 7
2. Функции и полномочия антимонопольного органа 9
3. Ответственность за нарушения антимонопольного законодательства 12
4. Судебные решения за 2011 год 15
Заключение 18
Литература 20
Представляется весьма важным, что приоритетными задачами антимонопольного органа являются контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы, а также контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. И действительно, таким антимонопольным органом, призванным выполнять указанные задачи, в настоящий момент является Федеральная антимонопольная служба РФ (ФАС РФ) - уполномоченный орган исполнительной власти, который осуществляет свои функции и полномочия как непосредственно, так и с помощью своих территориальных органов.
ФАС России, реализуя нормативные положения, обеспечивающие защиту конкуренции в России, участвует в работе международных организаций, занимающихся вопросами международной конкуренции, в частности принимает непосредственное участие в решении возникающих проблем в данной сфере, выработке подходов к реформированию конкурентного законодательства и правоприменительной практики в России на основе согласованных на многостороннем уровне норм, что является необходимым условием для интенсификации международных торговых и инвестиционных отношений и оптимальной интеграции России в мировую экономическую систему, международное сотрудничество ФАС России имеет большое значение для развития антимонопольного регулирования СНГ, а также ЕврАзЭС.
Особое значение имеют полномочия ФАС России в сфере размещения государственного заказа, так, например, ФАС преследует три цели - это развитие конкуренции, борьба с коррупцией и экономия бюджетных средств. А главные рычаги в борьбе с нарушениями - это совершенствование законодательства в сфере размещения госзаказа и контроль за его исполнением. Ответственность государственного органа не предусмотрена, а предусмотрены очень значительные (существенные) штрафные санкции в отношении поставщиков. Использование положительного зарубежного опыта должно стать одним из приоритетных направлений реформирования отечественного антимонопольного законодательства.
Следует отметить, что ФАС России функционирует в тесной связи с иными федеральными органами исполнительной власти; так, например, система федеральных органов исполнительной власти в сфере электроэнергетической отрасли в зависимости от содержания властных полномочий включает в себя: публичные органы межотраслевой компетенции (Министерство экономического развития РФ, Министерство промышленности и торговли РФ), а также органы, реализующие контрольно-надзорные полномочия (Федеральная служба по тарифам, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору); отраслевые публичные органы или органы отраслевой компетенции, регулирующее воздействие которых направлено исключительно на энергетический комплекс (Министерство энергетики РФ). Кроме того, предупреждение финансового мошенничества в сфере реализации приоритетных национальных проектов осуществляет Федеральная антимонопольная служба (ФАС), которая назначена ответственной за контроль за всеми закупками органов государственной власти. Основной задачей антимонопольных органов в процессе организации и проведения конкурсов и тендеров является недопущение создания преимуществ отдельным участникам торгов, неравных стартовых условий для поставщиков, участвующих в торгах. Для этого антимонопольными органами проводится изучение документов поставщиков для контроля процедуры равного доступа поставщиков к проведению конкурса. Осуществление контроля за органами государственной власти способствует эффективной реализации политики в сфере защиты конкуренции. При этом Федеральная антимонопольная служба уже давно добивается раскрытия информации о реальных владельцах бизнеса независимо от юридической схемы владения им, что является верным путем профилактики правонарушений в сфере нарушения конкуренции. 8
Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства предусмотрена ФЗ «О защите конкуренции», КоАП РФ и УК РФ.
Закон "О защите конкуренции" ( ст. 36, 37).
Коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы исполнительной власти субъектов РФ (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны исполнять решения и предписания антимонопольного органа в установленный такими решениями и предписаниями срок.
За нарушение антимонопольного
законодательства должностные лица
федеральных органов
В случае систематического
осуществления
Административная ответственность.
Кодекс «Об административных правонарушениях» устанавливает следующие виды ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.
В КоАП РФ включена норма, устанавливающая
административную ответственность
государственных и
Повторное нарушение государственным или муниципальным служащим антимонопольного законодательства влечет за собой административную ответственность в виде дисквалификации на срок до 3 лет.
Административная
Особое значение для правоприменительной
практики имеет нормативное закрепление
возможности освобождения от административной
ответственности для лица, способствовавшего
раскрытию административного
Таким образом, освобождению
от административной ответственности
подлежит лицо, первым выполнившее
все условия, предусмотренные примечанием;
на наш взгляд, следует смягчить
конкурирующие начала в данной сфере
и позволить и другим участникам
административного
Уголовная ответственность.
Новая редакция ст. 178 УК РФ предусматривает
уголовную ответственность за заключение
ограничивающих конкуренцию соглашений
или осуществление
За неоднократное злоупотребление доминированием, выразившееся в установлении и (или) поддержании монопольной цены товара, необоснованном отказе или уклонении от заключения договора, ограничении доступа на рынок.
Уголовная ответственность наступает, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству (1 млн руб. и более) либо повлекли извлечение дохода в крупном размере (5 млн руб. и более). 3
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 06.10.2011 по делу N А45-1582/2011
Суд пришел к выводу о
нарушении обществом п. 2 ч. 1 ст. 14
ФЗ "О защите конкуренции", поскольку
при реализации своей продукции
оно использовало упаковку, сходную
до степени смешения с упаковкой
однородной продукции, использовавшейся
обладателем исключительных прав на
использование промышленного
Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 05.10.2011 по делу N А10-11/2011
Суд пришел к выводу, что
действия общества по искусственному
сдерживанию роста розничных
цен на автомобильные бензины
и дизельное топливо при
Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 26.08.2011 по делу N А31-9624/2010
Поскольку системный анализ
норм ФЗ "О погребении и похоронном
деле" в совокупности со ст. 49 ГК РФ
свидетельствует о том, что, устанавливая
гарантии, связанные с погребением
умерших, в частности возлагая обязанность
по осуществлению погребения умерших
на специализированные службы, названный
Закон не исключает возможности
осуществления указанной
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 14.06.2011 по делу N А70-10056/2010
Суд признал подлежавшим удовлетворению заявленное обществом требование о признании незаконным решения антимонопольного органа по делу о нарушении антимонопольного законодательства, заключавшемся в публичном исполнении в помещении принадлежавшего обществу кафе музыкальных произведений без разрешения их правообладателей или без заключения лицензионного договора. По мнению суда, указанные обстоятельства не являлись достаточным основанием для признания акта недобросовестной конкуренции согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 ФЗ "О защите конкуренции", поскольку антимонопольный орган не представил достоверных доказательств, свидетельствовавших о получении обществом в связи с этим каких-либо преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности в сфере общественного питания по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, осуществлявшими аналогичный вид предпринимательской деятельности.
Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 30.03.2011 по делу N А63-7780/2010
Страховая организация разместила
в квитанциях на оплату жилищно-коммунальных
услуг информационную строку, содержавшую
публичное предложение о
Информация о работе Правовое обеспечение конкуренции и ограничение монополистической деятельности