Понятие, виды и классификация
юридических лиц
Юридическим лицом
признается организация, которая
имеет в собственности, хозяйственном
ведении или оперативном управлении
обособленное имущество и отвечает
по своим обязательствам этим
имуществом, может от своего имени
приобретать и осуществлять имущественные
и личные неимущественные права,
нести обязанности, быть истцом
и ответчиком в суде.
Юридические лица должны
иметь самостоятельный баланс
или смету (ст.48 ГК РФ).
В гражданском кодексе
Российской Федерации заложены
правовые основы хозяйствования
для субъектов рыночной экономики;
в ГК РФ учтены традиции
отечественного правопорядка и
современный мировой опыт.
Из ст. 48 ГК РФ следует,
что организация, признаваемая
юридическим лицом, должна обладать
четырьмя характерными признаками:
- наличием обособленного имущества;
-способностью отвечать
по обязательствам своим имуществом;
-способность выступать
в имущественном обороте от своего имени;
- возможностью предъявить
иск и выступить в качестве ответчика
в суде, арбитражном суде.
Все юридические лица,
функционирующие в экономике,
различаются рядом признаков:
а) отраслевой принадлежностью;
б) размерами;
в) степенью специализации
и масштабами производства однотипной
продукции;
г) способами организации
производства и степенью механизации
и автоматизации;
д) организационно-правовыми
формами.
На сегодняшний день существует
несколько подходов к выделению
видов юридических лиц, которые
базируются на применении различных
оснований. Например, в соответствии со
статьей 48 ГК РФ в зависимости от того,
какие права сохраняют его учредители
(участники) в отношении этого юридического
лица или его имущества, юридические лица
делятся на:
юридические лица, в отношении
которых их участники имеют обязательственные
права (хозяйственное товарищество
и общество, производственные и потребительские
кооперативы)
юридические лица, на
имущество которых их учредители
(участники) имеют право собственности
(вещное право) (государственные
и муниципальные предприятия)
юридические лица, в
отношении которых их участники
(учредители) не могут иметь никаких
имущественных прав (ни вещных, ни
обязательственных) (общественные и
религиозные организации, благотворительные
и иные фонды, ассоциации, союзы)
Указанная классификация
не основана на единых критериях. В
первом случае имеется в виду отношение
участников к организации как
к субъекту права, во втором – отношение
учредителей к имуществу юридического
лица.
При этом основной классификацией
юридических лиц согласно Гражданского
кодекса РФ является разделение их
в зависимости от основной цели деятельности
на коммерческие и некоммерческие (статья 50 ГК РФ).
Коммерческими признаются
такие юридические лица, цель
деятельности которых – получение
прибыли.
Некоммерческими признаются
такие юридические лица, которые
не ставят своей целью получение
прибыли от своей деятельности.
На организационно-правовой
форме. В соответствии с ГК
РФ по организационно-правовой
форме можно классифицировать
юридические лица, являющиеся коммерческими
организациями, следующим образом:
а) хозяйственные товарищества:
полные товарищества
товарищества на вере
(коммандитные товарищества)
б) хозяйственные общества:
с ограниченной ответственностью
с дополнительной ответственностью
акционерные (открытого
и закрытого типов)
в) унитарные предприятия:
на праве хозяйственного
ведения
на праве оперативного
управления
г) производственные
кооперативы (артели)
Образование юридического
лица.
Правовой основой деятельности
любого юридического лица наряду с законодательством
являются его учредительные документы.
Именно в них учредители конкретизируют
общие нормы права применительно к своим
интересам.
Состав учредительных
документов для разных видов
юридических лиц различен. Так,
общества с ограниченной или
дополнительной ответственностью,
ассоциации и союзы действуют
на основе учредительного договора
и устава. Правовой базой деятельности
хозяйственных товариществ (полных
и на вере) является учредительный
договор. Для остальных юридических
лиц единственным учредительным
документом считается их устав.
Учредительный договор
— это консенсуальный гражданско-правовой
договор, регулирующий отношения
между учредителями в процессе
создания и деятельности юридического
лица. Его можно рассматривать
как разновидность договора простого
товарищества (договора о совместной
деятельности), хотя существует и
мнение о том, что это- самостоятельный
договорный тип. Он может заключаться
только в письменной форме
(простой или нотариальной) и вступает
в силу, как правило, с момента
заключения.
Устав в отличие
от учредительного договора не
заключается, а утверждается учредителями.
Однако это отличие не носит
принципиального характера и
связано лишь с различной процедурой
принятия документа. Устав, как
правило, подписывают не все
учредители, а специально уполномоченные
ими лица (например, председатель
и секретарь общего собрания
учредителей). Как и учредительный
договор, устав можно рассматривать
в качестве локального нормативного
акта, определяющего правовое положение
юридического лица и регулирующего
отношения между участниками
и самим юридическим лицом.
Устав вступает в силу с
момента регистрации самого юридического
лица. Ряд некоммерческих организаций
может действовать также на
основе общего положения об
организациях данного вида или
общего устава общественного
объединения.
Содержание учредительных
документов в общем виде определяется
ст. 52 ГК, а для отдельных видов
юридических лиц — в соответствующих
разделах ГК и специальных
нормативных актах.
Прекращение деятельности юридического
лица происходит в результате его
реорганизации (кроме случаев выделения
из состава юридического лица другой
организации) или ликвидации и, как
правило, носит окончательный характер.
Однако закон предусматривает и
возможность временного прекращения,
т. е. приостановления деятельности
ряда организаций.
Под правосубъектностью юридического
лица понимается наличие у него качеств
субъекта права, т. с. правоспособности
и дееспособности.
В науке гражданского
права принято различать общую
(универсальную) и специальную
правоспособность. Общая правоспособность
означает возможность для субъекта
права иметь любые, гражданские
права и обязанности, необходимые
для осуществления любых видов
деятельности. Именно такой правоспособностью
обладают граждане. Специальная
правоспособность предполагает
наличие у юридического лица
лишь таких прав и обязанностей,
которые соответствуют целям его деятельности
и прямо зафиксированы в его учредительных
документах.
До недавнего времени
юридические лица в России
могли обладать лишь специальной
правоспособностью, что, несомненно,
сдерживало развитие рыночных
отношений. Новый Гражданский
кодекс РФ 1994 г. наделил частные
коммерческие организации общей
правоспособностью. Было бы ошибочным,
однако, полагать, что теперь правоспособность
юридических лиц носит, по общему
правилу, универсальный характер.
Анализ ст. 49 ГК показывает, что
общим принципом для юридических
лиц, как и прежде, остается
специальная правоспособность. Универсальная
же правоспособность носит характер
исключения из общего правила
(которое, как известно, не может
толковаться расширительно) и
действует лишь в отношении
коммерческих негосударственных
юридических лиц. Этот вывод
ничуть не колеблет даже тот
факт, что ныне такие организации
составляют численное большинство
в стране.
Сохранение специальной
правоспособности за многими
видами юридических лиц не
только оправданно, но и необходимо.
Так, создавая некоммерческую
организацию (учреждение, фонд и
т. п.), ее учредители, очевидно, преследуют
вполне определенные социальные,
культурные, иные общеполезные цели.
Освобождение такой организации
от любых уставных ограничений,
предоставление ей полной свободы
действий привело бы к игнорированию
интересов учредителей. Аналогичным
образом и государство, закрепляя
за унитарным предприятием свое
имущество, заинтересовано в его
использовании по определенному
назначению в соответствии с
тем предметом деятельности, который
определен уставом предприятия.
Правоспособность юридического
лица возникает в момент его
создания, который приурочен к
его государственной регистрации
(п. 3 ст. 49 и п. 2 ст. 51 ГК), и прекращается
в момент исключения его из
единого государственного реестра
юридических лиц (п. 8 ст. 63 ГК).
Объем правоспособности
юридического лица определяется
не только ее общим или специальным
характером. Юридическое лицо не
может обладать такими правами,
которые в силу своей специфики
могут принадлежать лишь гражданам.
Осуществление некоторых видов
деятельности требует получения
от государства специальных разрешений
(лицензий). Кроме того, законом могут
быть установлены специальные
ограничения правоспособности для
отдельных видов юридических
лиц.
Для участия в гражданском
обороте юридическому лицу необходима
не только правоспособность, но
и дееспособность. В отличие от
граждан у юридических лиц
право- и дееспособность возникают
и прекращаются одновременно. Наличие
у юридического лица дееспособности
означает, что оно своими собственными
действиями может приобретать,
создавать, осуществлять и исполнять
гражданские права и обязанности.
Деятельность юридического
лица — это, естественно, деятельность
людей, составляющих организацию,
ибо только люди способны к
сознательным волевым действиям.
Однако их роль в осуществлении
дееспособности юридического лица
различна. Одни своими действиями
приобретают и создают для
юридического лица права и
обязанности, другие способствуют
осуществлению уже приобретенных
прав и выполнению обязанностей.
Приобретение и, отчасти,
осуществление прав и обязанностей
— прерогатива так называемого
органа юридического лица. Орган
юридического лица — это правовой
термин, обозначающий лицо (единоличный
орган) или группу лиц (коллегиальный
орган), представляющих интересы
юридического лица в отношениях
с другими субъектами права
без специальных на то уполномочий
(без доверенности). В соответствии
со ст. 53 ГК именно через свои
органы юридическое лицо приобретает
гражданские права и принимает
на себя гражданские обязанности.
Поэтому действия органа рассматриваются
как действия самого юридического
лица.
Юридическое лицо может
иметь как один орган (директор,
правление и т.п.), так и несколько
одновременно (например, директор и
Дирекция, правление и председатель
правления), причем они могут быть
и единоличными, и коллегиальными.
Органы могут назначаться, если
у юридического лица единственный
учредитель, или избираться, если
участников (учредителей) несколько.
Статья 174 ГК впервые вводит общее
правило на случай совершения
органом юридического лица сделок
с превышением его полномочий,
установленных учредительными документами.
Подобные сделки могут признаваться
недействительными только в том
случае, если другая сторона знала
или ведомо должна была знать
о таком превышении.
Гражданские права
и обязанности для юридического
лица могут приобретать его
представители, действующие на
основе доверенности, выдаваемой
органами юридического лица.
Осуществление приобретенных
органом или представителем юридического
лица прав и исполнение обязанностей
(например, выполнение заключенных
договоров), как правило, невозможно
без целенаправленной деятельности
всего коллектива работников
организации. В той мере, в какой
действия работников организации
охватываются их служебными обязанностями,
такие действия также рассматриваются
как действия самого юридического
лица, за которые оно несет
ответственность (см. ст. 402 ГК).
3 апреля 2012 года в Государственную
Думу РФ был внесен проект
Федерального закона N 47538-6 "О внесении
изменений в части первую, вторую,
третью и четвертую Гражданского
кодекса Российской Федерации,
а также в отдельные законодательные
акты Российской Федерации", в
соответствии с которым в действующее
законодательство вносятся новации,
касающиеся, в том числе и норм,
регулирующих деятельность юридических
лиц.
В соответствии с данным
проектом, все юридические лица будут
подразделяться на два вида: корпорации
(основаны на членстве) и унитарные
юридические лица. К корпорациям будут
отнесены все коммерческие юридические
лица, кроме унитарных предприятий.
В Проекте ГК РФ предложено
существенно уменьшить число
организационно-правовых форм юридических
лиц, являющихся некоммерческими организациями.
При этом все некоммерческие организации
также будут делиться на некоммерческие
корпорации и некоммерческие унитарные
организации. Некоммерческие корпорации
предполагают коллегиальное решение
вопросов управления юридическим лицом,
в то время как унитарные организации
не могут по своей сущности осуществлять
свою деятельность со множеством участников.