Предпринимательская деятельность: общие черты и российская специфика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 14:51, курсовая работа

Краткое описание

Предпринимательство следует воспринимать как многообразное явление, воздействующее на государственную и общественную жизнь. Предпринимательская деятельность тесно взаимодействует со всеми сферами общества, поэтому его существование должно:
- быть экономически обосновано;
- логично вписываться в систему производственных отношений;
- демонстрировать преимущества перед плановой экономикой и иными непредпринимательскими способами хозяйствования;
- обеспечивать более эффективное использование материальных и финансовых ресурсов, достижений научно-технического прогресса;
- показывать рост производительности труда.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 71.47 Кб (Скачать файл)

Значительный сектор экономики  составляют государственные предприятия, большей частью полностью или  частично бездействующие, поскольку исходная нерентабельность или огромная капиталоемкость не позволяют им справиться с трудностями организации рыночной деятельности.

Определенная часть  предпринимательской деятельности не нацелена на длительную перспективу, а служит исключительно средством накопления первоначального капитала, что усиливает нестабильность, неопределенность и недоверие в сфере бизнес-деятельности. Из организационных форм предпринимательской деятельности в современной России самой популярной и действенной оказалась акционерная форма.

Можно назвать целый ряд причин популярности акционерных обществ в современной российской экономике. Во-первых, акционерная форма создает возможность функционирования крупнейших предприятий, которые составляют основу нашей экономики. Зачастую акционерное общество — единственный путь включения промышленных гигантов в рыночную систему.

Во-вторых, акционерные общества обладают значительной устойчивостью и огромным "запасом прочности" в неблагоприятные периоды, так как у них шире возможности накопления. В-третьих, акционерная форма применима практически в любой сфере экономики, — в промышленности и банковском деле, на транспорте и в торговле. В-четвертых, акционерные общества имеют возможность через владение акциями друг друга образовывать единые промышленно- финансовые комплексы, что позволяет контролировать всю производственную цепочку той или иной продукции.

Механизмом реализации акционирования выступает рынок ценных бумаг. Будучи крупными компаниями, акционерные общества не свободны от стремления к монополизации своей деятельности. Эта тенденция вдвойне опасна для России, стремящейся задействовать рыночный механизм, а значит, и конкуренцию. Фундаментом и своеобразным гарантом рыночной системы являются малые предприятия (фирмы).

В России малый бизнес пока весьма немногочисленен. Различными формами негосударственной предпринимательской деятельности занято сейчас несколько десятков тысяч фирм. Между тем, согласно экспертным оценкам, экономика такой страны, как Россия, начнет нормально функционировать в рамках рыночной системы только тогда, когда в ней будут действовать не менее 3 млн фирм. Они должны способствовать решению ряда экономических задач: во-первых, поддерживать конкуренцию, став рыночной альтернативой монопольным структурам; во-вторых, наполнить рынок товарами и услугами; в-третьих, создать новые рабочие места, смягчая проблему нарастающей безработицы; в-четвертых, сформировать предпринимательский слой, предоставляя людям возможность проявить и реализовать свои предпринимательские способности. Все это многообразие задач делает развитие малого предпринимательства в России одним из важнейших направлений экономической реформы.

Основная трудность  организации и функционировании малого бизнеса в России заключается  в проблеме его финансирования. Большие капиталы стремятся влиться в крупные экономические структуры. Небольших же накоплений, как правило, недостаточно для создания собственного дела. В связи с этим малый бизнес более или менее развит только в торгово-закупочной и посреднической деятельности, которая обеспечивает довольно быстрый оборот капиталов и временно снимает финансовую проблему.

Следующая трудность для  малого бизнеса (как и для всей российской предпринимательской деятельности) — это высокие налоги. Опыт развитых стран показывает, что поддержка малого предпринимательства немыслима без особых налоговых льгот, особенно если оно осуществляется в таких тяжелых экономических условиях, как в России, и практически с нуля. Высокие налоги совместно с инфляцией лишают малые фирмы возможности расширять, а то и просто поддерживать свое производство экономических условиях, как в России, и практически с нуля. Высокие налоги совместно с инфляцией лишают малые фирмы возможности расширять, а то и просто поддерживать свое производство.

Специфической проблемой  малого бизнеса в России является его правовая незащищенность. Выражается она в невозможности для мелких фирм пробиться через бюрократические препоны, а то и в прямых актах агрессии и насилия по отношению к мелкому предпринимателю. В связи с этим достаточно уютно чувствуют себя только те фирмы, которые имеют "крышу", т.е. имеют более крупного экономического или бюрократического покровителя. Иными словами, нарушается принцип частной автономии и свобода принятия экономических решений.

Эти и другие проблемы малого бизнеса в России настоятельно требуют государственного вмешательства  в форме экономической и юридической  поддержки малого предпринимательства. Как показывает зарубежный опыт, такая поддержка включает льготное кредитование, льготное налогообложение, создание различных программ и фондов поддержки, образование специального министерства по делам малых предприятий. В России этот список необходимо также дополнить мерами борьбы с экономическим вымогательством и забюрократизированностью порядка образования малых фирм, а также пропагандой престижности малого бизнеса.

Итак, развитие предпринимательской  деятельности в России — сложный  и противоречивый процесс, имеющий  ряд специфических особенностей, которые необходимо учитывать. [5, стр 214]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

Из вышесказанного можно сделать следующие выводы:

- под  предпринимательством понимается  деятельность, осуществляемая частными  лицами, предприятиями или организациями  по производству, оказанию услуг,  приобретению и продаже товаров  в обмен на другие товары  или деньги к взаимной выгоде  заинтересованных лиц, предприятий,  организаций;

- субъектом  предпринимательства могут быть  как отдельные частные лица, так  и объединения партнеров;

- для  формирования предпринимательства  необходимо создать определенные  экономические, социальные и правовые  условия;

- основными  и обязательными признаками предпринимательской  деятельности являются:

1) самостоятельность; 

2) наличие  цели, заключающейся в получении  прибыли; 

3) систематический  характер получения прибыли; 

4) хозяйственный  риск;

5) факт  государственной регистрации участников.

Отсутствие  любого из пяти признаков означает, что деятельность не является предпринимательской.

Осуществляемая  в настоящее время в России система государственной поддержки  развития предпринимательства недостаточно эффективна, её необходимо развивать  и совершенствовать, ведь решение  проблем развития предпринимательства  может быть найдено только на путях  всесторонней государственной и  общественной поддержки.

Взаимодействие  предпринимательства и общества должно выражаться успехами в социальной сфере: повышением благосостояния населения, более полным удовлетворением насущных потребностей людей.

И хотя постепенно степень зрелости российских предпринимателей повышается, в общественном сознании и на практике эта сфера деятельности, чаще, связывается не столько с производством товаров, выполнением работ, инвестициями, сколько с посредничеством на рынке, со скупкой и перепродажей товаров с целью наживы. Предпринимательство еще крайне слабо стимулирует отечественного товаропроизводителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список источников.

 

 

1. Конституция Российской Федерации. Официальное издание – М.: Юридическая литература. – 2009

 

2. Гражданский  кодекс Российской Федерации  (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (с  последующими изм. и доп.).

 

3. Долинская В. В. Предпринимательское право: учебник. - М: Академия; 2002.

 

4. Райзберг Б. А. Курс экономики: учебник. – М: ИНФРА, 1997 г.

 

5. Сажина  М. А., Чибриков Г. Г. Экономическая теория: учебник для вузов. – М: Норма, 2007 г.

 

6. Экономическая теория: учебное пособие: В 3 ч./ под ред. Седова В.В. – Челябинск: Челябинский государственный университет, 2002 г. – Ч. II.

 

7. Кан  Э. А., Шеховцова Н. Ф. Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по дисциплине «Микроэкономика»: Учебное пособие.- Электросталь: ЭПИ НИТУ МИСиС, 2011 г.

 

8. http://legallib.ru/

9. http://www.vedomosti.ru/

 

 

 

 

 


Информация о работе Предпринимательская деятельность: общие черты и российская специфика