Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 18:28, доклад
Предпринимательский риск имеет объективную основу из-за неопределенности внешней среды по отношению к предпринимательской фирме. Внешняя среда включает в себя объективные экономические, социальные и политические условия, в рамках которых фирма осуществляет свою деятельность и к динамике которых она вынуждена приспосабливаться. Неопределенность ситуации предопределяется тем, что она зависит от множества переменных, контрагентов и лиц, поведение которых не всегда можно предсказать с приемлемой точностью. Сказывается также и отсутствие четкости в определении целей, критериев и показателей их оценки (сдвиги в общественных потребностях и потребительском спросе, появление технических и технологических новшеств, изменение конъюнктуры рынка, непредсказуемые природные явления).
Для фирмы небезопасно находиться и у порога рентабельности, и у того положения, когда без роста постоянных затрат уже невозможно наращивать производство продукции. Оба эти положения связаны с риском значительной потери прибыли. Известно, что чем ближе фирма к порогу рентабельности, тем больше сила воздействия производственного рычага (а это — риск!). Столь же рискованно “проспать” период роста постоянных затрат, успокоившись из-за значительной величины запаса финансовой прочности.
Таким образом, перед фирмой
стоит дилемма: или высокие темпы
роста производства и приближение
срока единовременного
Теперь о роли постоянных
издержек в определении
Рассмотрим простой пример. У нас две фирмы, которые отличаются только долей постоянных издержек.
Первая: выручка — 1200, постоянные издержки — 500, переменные издержки — 500, прибыль — 200.
Вторая: выручка — 1200, постоянные издержки — 100, переменные издержки — 900, прибыль — 200.
Сила воздействия
Следовательно, чем выше доля постоянных издержек, тем больше сила воздействия производственного рычага, а следовательно, и предпринимательский риск, связанный с этой фирмой, и наоборот.
Всем известно (об этом уже
сказано выше), что в реальной
деятельности реальной фирмы происходит
суммирование финансового и
Фактически этот показатель и дает оценку совокупного риска, связанного с данным предприятием. К сожалению, мы не сможем дать точную его количественную оценку, ограничимся только “рамочными” оценками.
Итак, сила воздействия финансового рычага возрастает в период освоения новой продукции (период наращивания производства и выход на порог рентабельности) и в период отказа от производства данного товара и перехода к производству нового (период, когда происходит резкое возрастание постоянных затрат). Следовательно, в этот период нарастает финансовый риск, связанный с фирмой (резкое нарастание заимствования средств).
Производственный (предпринимательский) риск возрастает в те же самые периоды деятельности фирмы (см. выше). Следовательно, общий риск, связанный с предприятием, возрастает в двух случаях: выход на порог рентабельности и резкое возрастание постоянных затрат в связи с необходимостью освоения новой продукции. Остается только точно определить начало этих периодов! Это и будет “универсальный” рецепт снижения совокупного риска!
Для определения риска, связанного с фирмой, необходимо использовать не только значения силы финансового и операционного рычагов, но и уметь измерять риск при помощи определения среднего ожидаемого значения величины события и колеблемости (изменчивости) возможного результата.
Наука выработала и способы снижения рисков (финансовых и производственных). Специально в данном пособии мы не будем подробно рассматривать этот вопрос. Только перечислим эти способы: диверсификация производства, получение дополнительной и достоверной информации, страхование рисков, лимитирование расходов и проч. Мы видим, что среди них есть и экономические, и финансовые способы снижения риска, связанного с фирмой.
В рамках настоящей работы хотелось бы подробнее остановиться на одной специфической форме риска, порождаемого действиями акционеров. Представляется, что он должен быть в центре внимания менеджеров предприятия. Для преодоления его можно использовать традиционные формы снижения риска (см. выше), но здесь есть принципиально важный аспект именно для финансового менеджера.
Понятно, что собственники и менеджеры имеют разные интересы, в том числе и экономические. Если основным критерием деятельности акционера является максимизация дохода (прибыли) на акцию и роста ее курса, то менеджеры стремятся повысить устойчивость управляемого ими предприятия, т. е., скорее всего, тяготеют к постановке и реализации долгосрочных (стратегических) целей в отличие от акционеров, исходящих, как правило, из постановки краткосрочных целей.
Другой очень важный для менеджера момент, связанный с акционерами, состоит в том, что риск, исходящий от акционеров, — наиболее опасный для фирмы. Трудно представить, что может произойти с фирмой в случае паники между акционерами, которые далеко не всегда столь же экономически грамотны, как и менеджеры. Акционеры легче реагируют на слухи, которые могут сознательно распространяться недобросовестными конкурентами. Их (акционеров) поведение очень сложно регулировать, так как они — собственники, а менеджеры — только наемные управляющие. Поэтому для менеджеров принципиальным становится вопрос о нейтрализации акционеров. Решив его, они в состоянии будут снизить или даже ликвидировать риск, связанный с поведением акционеров.
В связи с этим неизмеримо возрастает роль общего собрания акционеров и доклада на нем менеджеров предприятия (финансовый раздел здесь является важнейшим, потому что он пишется на языке, понятном акционерам, — доходы, расходы, прибыли, убытки и проч.). Особенно интересует акционеров показатель чистой прибыли на акцию в будущем периоде (не забудем, мы должны нейтрализовать акционеров, по крайней мере, до следующего собрания акционеров).
Итак, чистая прибыль на акцию в будущем периоде определяется следующим образом:
В формуле (2) последний множитель — процентное изменение выручки от реализации продукции определяется по правилам, уже сформулированным нами (см. выше), поэтому у финансовых менеджеров есть инструмент, который позволяет успокоить акционеров. Очевидно, что если в следующем периоде планируется прирост выручки, то это позитивно отразится на величине чистой прибыли на акцию в будущем периоде. Спокойный акционер — это фактически нейтрализованный акционер! Поставленная цель достигнута!
Список использованных источников: