Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 16:22, доклад
Предпринимательство — неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться.
Независимые предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в силу своей массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны.
Предпринимательство обеспечивает укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной собственности. По своему экономическому положению и условиям жизни частные предприниматели близки к большей части населения и составляют основу среднего класса, являющегося гарантом социальной и политической стабильности общества.
Необходимо напомнить
об обобщившем практику многочисленных
экспериментов и зарубежный опыт
Законе СССР «Об индивидуальной трудовой
деятельности» (май 1987 г.). Повсеместный
и быстрый рост числа граждан,
занимающихся ИТД (с 429 тыс. человек
в 1988г. до 723 тыс. человек в 1989г., или
на 69%), показал значительный потенциал
индивидуального и семейного
частного предпринимательства. Этот потенциал
в последующие годы, особенно после
принятия закона Российской Федерации
«О государственной поддержке
В этот, безусловно, прогрессивный
закон благодаря настойчивости
академика ВАСХНИЛ В.А. Тихонова
и его сподвижников удалось включить
положения о хозяйственной
Владимир Александрович
Тихонов — динамичный, резкий в
своих суждениях человек с
прогрессивными взглядами — сумел
сплотить вокруг себя инициативную группу.
В нее входили яркие
Кооперативы, обладавшие мощным зарядом
легализуемой предпринимательской активности,
отличала предельная для тех реальных
условий гибкость в хозяйственной деятельности.
От первых, можно сказать, показательных
кооперативных предприятий за короткий
срок с 1988 по 1989 гг. этот самый динамичный
сектор экономики буквально взлетел: число
кооперативов в строительстве, производстве
товаров, общественном питании, сфере
бытовых услуг в 1988 г. выросло более чем
в 10 раз, численность занятых в них — в
10 раз, объемы реализуемых товаров и услуг
— почти в 20 раз.
Бурное развитие новых
кооперативов в 1988-1989 гг. можно считать
началом возрождения
Весьма конструктивную
роль в интенсивном развитии кооперативного
движения сыграли первый и последующие
съезды кооператоров. Организатором
этих съездов выступил Союз кооператоров
(в дальнейшем — кооператоров и
предпринимателей) во главе с В.А.
Тихоновым.
Однако нельзя сказать, что развитие новых
кооперативов происходило безболезненно.
Рывок этого сектора с резким ростом оборота
наличных денежных средств, уходящих в
какой-то мере от контроля государства
(в лице Госбанка СССР), вызывал у оппонентов
среди партийных функционеров, некоторых
руководителей правительства, официальных
финансистов желание ограничить, поставить
под контроль доходы (прибыль) кооператоров.
Это было связано и
с общей экономической
Определенное недовольство
консерваторов и сторонников
традиционных взглядов вызвали и
налоговые каникулы кооператоров. Речь
идет об освобождении от налогообложения
в течение двух стартовых лет
прибыли кооперативов, производящих
товары народного потребления и
услуги по социальным заказам (строительство
и ремонт школ, детских садов, яслей,
дорог и т.п.). Неподготовленность
налогового законодательства, как и
всей правовой базы, отсутствие таких
общепринятых в мире рыночных форм,
как малые предприятия, коммерческие
банки, фокусировали внимание руководителей
государства и общественности только
на такой организационно-правовой форме
предпринимательской
Среди серьезных экономистов
и юристов, занимавшихся проблемами
новых кооперативов с участием представителей
международных организаций (ЮНИДО,
МОТ и др.), все более росло
понимание того, что новые кооперативы
в Советском Союзе — это
не что иное, как частные
Широкое изучение зарубежного опыта (Японии,
США, ФРГ, Швеции, Венгрии, Италии, Испании
и других стран) и обобщение практики одобренного
ранее хозяйственного эксперимента в
Эстонии позволили подготовить (с привлечением
экономистов, юристов, предпринимателей)
и выпустить в августе 1990 г. первое постановление
Совета Министров СССР «О мерах по созданию
и развитию малых предприятий».
Для апробирования
основных положений и механизма
введения в действие этого постановления
были проведены его обсуждения непосредственно
в предпринимательских
Боязнь выпустить
на свободу «джинна» частной предпринимательской
деятельности привела в 1990 г. к попыткам
ужесточить банковский и административный
контроль на местах с участием партийных
органов, местных советов, милиции,
прокуратуры. Инспирирование дела АНТа,
других кооперативов показало: чтобы образумить
«блюстителей порядка», требовалось срочно
ввести в практику новое направление предпринимательской
деятельности — малые предприятия.
Постановление Совета Министров СССР
«О мерах по созданию и развитию малых
предприятий» (август 1990 г.), безусловно,
сыграло позитивную роль. С одной стороны,
в нем фиксировались и распространялись
полезные нормы эстонского эксперимента.
С другой стороны, оно приближало практику
хозяйствования к международному опыту
становления и развития малого бизнеса.
Но сохранялось одно очень серьезное противоречие:
упор делался на государственные (строительные
и другие) малые предприятия. Дело в том,
что законодательной базы создания и государственной
поддержки частных (и иных форм собственности)
малых предприятий еще не существовало.
Эту задачу предстояло решить в условиях
усилившегося обособления и выхода союзных
республик из состава СССР.
«Страусиная» позиция
союзного государственного руководства
по отношению к конституционно-
Закон о предприятиях
и предпринимательской
Дискриминация в отношении малых предприятий
была прекращена специальным постановлением
Совета Министров РСФСР «О мерах по поддержке
и развитию малых предприятий в РСФСР»
(июль 1991 г.). Наряду с критериями, определяющими
размеры малых предприятий, постановление
рассматривало организационно-экономические
условия развития малых предприятий, устанавливало
налоговые льготы для них, уравнивало
в правах малые предприятия разных форм
собственности. Постановление инициировало
работу по развитию малых предприятий
и созданию программ их развития.
Сложившаяся к концу 1991 — началу 1992г. ситуация в обществе и экономике поставила перед гражданами России и, конечно, перед предпринимателями вопрос о выборе дальнейшего жизненного пути, своей позиции и своего места в грядущих экономических реформах 1992 года.
Развитие предпринимательства. (Россия: 1992-1996 г.г)
Год 1992-й, первый год
официально провозглашенных рыночных
реформ, вошел в историю страны
как период грандиозных, но так и
не оправдавшихся надежд. Курс «младореформаторов»,
возглавивших Правительство Российской
Федерации, на «шоковую терапию» открыл
шлюзы для
Провозглашалось, что зарождающимся рыночным
силам не надо мешать, а предпринимательские
усилия широких масс населения решат все
проблемы. Во главу угла была поставлена
масштабная приватизация, которая, как
утверждалось, должна будет создать широкие
слои собственников, умеющих работать
и в то же время отстаивать свои интересы,
т.е. сформировать российский средний
класс.
Однако, как и ранее,
в советские годы, прекрасные слова
и лозунги власть предержащих
на практике оказались не более чем
красивой идеологической ширмой совсем
для других дел. Выяснилось, правда,
это несколько позже.
Тогда же надежды на лучшее в сочетании
со снятием административно-уголовных
запретов на элементарные виды предпринимательской
деятельности способствовали бурному
росту числа малых предприятий по всей
стране: 1992 г. был годом самых высоких с
середины 80-х гг. и по сей день темпов роста
числа малых предприятий (в 2,1 раза) и численности
занятых на них.
В определенном смысле
этот факт феноменален, поскольку осуществленная
тогда либерализация цен и
введение налогового прессинга значительно
подорвали финансовую базу основной
массы малых предприятий. Бурная
инфляция привела, с одной стороны,
к обесценению сбережений населения,
а с другой — к резкому увеличению
процентных ставок банковского кредита.
Это вызвало настоящий паралич
инвестиционной деятельности, продолжающийся
по настоящее время.
Статистические данные показывают, что
абсолютным лидером увеличения числа
малых предприятий стала в то время сфера
науки и научного обслуживания — здесь
число малых предприятий возросло в 3,4
раза. Количество малых предприятий в
сфере сельского хозяйства увеличилось
в 3,1 раза. Затем следуют материально-техническое
снабжение и общая коммерческая деятельность
по обеспечению функционирования рынка
(в 2,9 раза). Близок к этим данным и рост
числа малых предприятий в сфере народного
образования (в 2,8 раза).
Можно констатировать,
что в условиях провозглашения начала
рыночных реформ российское МП продемонстрировало
свои позитивные возможности. Его важнейшими
функциями стали социальное демпфирование,
обеспечение выживания значительных слоев
населения в условиях острого кризиса
через «самозанятость», предоставление
возможности получения дополнительных
(помимо основной, часто лишь формальной
занятости) средств к существованию. В
основном речь шла не о производстве, а
о торговле и посредничестве, на которые
приходилось более 50% малых предприятий.
Бурное развитие торгово-посреднической
деятельности стало ответной реакцией
на подрыв первоначальной финансовой
базы МП. Либерализация внешней торговли
еще в последние годы существования СССР
и снятие запретов на частную торговлю
внутри страны создали благоприятные
условия для любых торговых операций.
Падение потребительского платежеспособного
спроса в те годы торговое малое предпринимательство
активно компенсировало импортом товаров,
хотя и не очень высокого качества (подобных
продукции китайского производства), но
зато абсолютно нового ассортимента, недоступного
российским потребителям при советской
власти.