Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 11:24, курсовая работа
Сегодня люди все более начинают понимать, что одним из основных моментов формирования здоровой экономики с рыночными отношениями является предпринимательство. А его становление требует соответствующих экономических, социальных, правовых и других условий. После проведения в России рыночных реформ восстановление типичных, естественных для российского менталитета условий жизни было направлено на возврат в общее русло развития. И постепенно тотальное неприятие предпринимательства перешло в осознание важности формирования условий для его быстрейшего и результативного развития.
Введение
1. Теоретические аспекты исследования малого предпринимательства как вида экономической деятельности
1.1 Малое предпринимательство как вид экономической деятельности: понятие, сущность, структура
1.2 Факторы и условия функционирования и развития малого предпринимательства в стране
2. Анализ современных процессов развития малого предпринимательства в Российской Федерации
2.1 Общая характеристика современного состояния малого предпринимательства в России
2.2 Тенденции и факторы развития малого предпринимательства в России
3. Перспективы развития малого предпринимательства в России
3.1 Стратегические направления развития малого предпринимательства в стране
3.2 Основные направления государственной политики в сфере малого предпринимательства
Выводы и предложения
Литература
Можно выделить семь групп факторов, которые охватывают основные аспекты развития малого предпринимательства в экономике, такие, как обеспеченность компаний разного рода ресурсами, нормы их взаимодействия между собой и с основными заинтересованными сторонами, условия спроса. Список факторов выглядит так: доступ к рынку и условия конкуренции; человеческие ресурсы и навыки; финансовые ресурсы; инфраструктура; технологический потенциал; административное регулирование; экосистема поставщиков
Под доступом к рынку и условиями конкуренции понимаются барьеры для сбыта продукции (в том числе, на рынках других регионов и стран) и для получения сырья, а также условия конкуренции между компаниями. Эти факторы зависят, например, от качества антимонопольного регулирования.
Человеческие ресурсы и навыки - это не только доступность и качество (квалификация) кадров для бизнеса, но и наличие специальных программ по развитию навыков ведения бизнеса, которые повышают квалификацию предпринимателей и позволяют им минимизировать риски. Политика в области образования (как среднего, так и высшего) сильно влияет на общую грамотность (особенно молодежи) в области предпринимательства и на мотивацию к открытию своего дела.
Фактор "финансовые ресурсы" объединяет доступность финансов на всех стадиях развития фирмы - от финансирования её запуска до новых инвестиций в оборудование и здания. Роль государства в развитии этого фактора - в создании финансовой среды, благоприятной для бизнеса на всех этапах его роста и при любых уровнях риска. К рычагам государства по развитию этой сферы относятся и налоговая политика, и денежно-кредитная политика, и деятельность государственных банков.
К фактору "инфраструктура" относятся производственные, офисные и выставочные помещения (их доступность и качество), транспортно-логистическая инфраструктура (пути перемещения, места и способы хранения и обработки грузов), специализированная инфраструктура, предназначенная для развития бизнеса (бизнес-инкубаторы, технопарки, промышленные парки и др.).
Технологический потенциал компаний характеризуется производственным оборудованием и используемыми технологиями, а в качестве фактора развития бизнеса - доступом к новым технологиям.
Качество административного регулирования определяется в двух сферах. Во-первых, на рост фирм влияют общие административные барьеры - объект множества исследований. Во-вторых, в каждой отрасли действует собственное отраслевое регулирование и принят набор стандартов - от них также зависит, насколько легко начать собственное дело и расширить его.
Наконец, фактор "экосистема поставщиков" включает в себя доступность специализированных услуг (например, селекция), нормы и условия взаимодействия малых и средних фирм с основными клиентами (при соответствующей структуре отрасли) - крупными "головными компаниями", и между собой (кооперация поставщиков в различных сферах).
Рассматривая сферу предпринимательства, необходимо кроме перечисленных семи факторов упомянуть еще одну сферу - культуру предпринимательства в обществе. Так, в США малый бизнес традиционно являлся символом "американской мечты" о свободном человеке, который "делает себя сам", открытие своего дела для реализации какой-то идеи всегда было привлекательным, а отношение к предпринимателям в обществе - положительным. По сравнению с Россией и со многими странами Европы, средний житель США более склонен к риску и меньше опасается неудачи (что повышает вероятность повторной попытки открытия бизнеса) вследствие терпимости общества к такому исходу дела. Напротив, в России подобные традиции отсутствуют (или прерваны), стабильная работа в крупной и надежной компании, в целом, более привлекательна для среднего российского жителя, чем открытие своего дела, а любая неудача в бизнесе оказывается серьезным препятствием для карьерного роста.
Кроме того, необходимо отметить, что процесс развития всегда зависит от прогресса, достигнутого в предшествующий период. Иными словами, конкурентоспособность малых фирм в будущем зависит не только от перечисленных выше семи факторов, но и от их текущей конкурентоспособности.
2. ОЦЕНКА СОВРЕМЕННЫХ
ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ МАЛОГО
2.1 Общая характеристика современного состояния малого
предпринимательства в России
Число зарегистрированных малых предприятий в целом по РФ в четвертом квартале 2012 года по сравнению с третьим кварталом 2009 года немного увеличилось: рост показателя составил 0,4% (Таблица 1).
Таблица 1 - Оценка уровня развития малого предпринимательства
в Российской Федерации в 2012 г.
Показатель |
1 квартал 2011 |
2 квартал 2011 |
в% к 1 кварталу 2011 |
3 квартал 2011 |
В % к 2 кварталу 2011 |
4 квартал 2011 |
В % к 3 кварталу 2011 |
Число предприятий, тыс. ед. |
287,0 |
286,2 |
99,7 |
281,7 |
98,4 |
282,7 |
100,4 |
Численность работников списочного состава, (без внешних совместителей) тыс. человек |
6069,3 |
6220,9 |
102,5 |
6262,6 |
100,7 |
6217,1 |
99,3 |
Оборот, млн.рублей |
2072852,2 |
2550146,7 |
118,6 |
2751906,9 |
106,1 |
2718577,6 |
96,4 |
Инвестиции в основной капитал, млн.рублей |
47895,8 |
72959,01 |
146,9 |
91500,2 |
123,3 |
105031,9 |
112,1 |
В то же время произошло сокращение среднесписочной численности занятых на МП (без учета внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера): после роста, зафиксированного во втором и третьем кварталах 2012 года, в четвертом квартале по сравнению с третьим кварталом данный показатель сократился на 0,7%.
В четвертом квартале 2012 года было также зафиксировано сокращение темпов прироста объемов оборота малых предприятий: прирост объемов оборота в четвертом квартале по сравнению с третьим кварталом снизился на 3,6%. В конце 2012 года также сократились темпы прироста объемов инвестиций в основной капитал на малых предприятиях: если во втором квартале 2012 года темп прироста показателя составил 146,9%, а в третьем квартале 123,3%, то в четвертом квартале по сравнению с третьим кварталом - уже 112,1%. Указанные изменения показателей, характеризующих сектор малого предпринимательства, подтверждают тенденцию к снижению деловой активности малых предприятий в четвертом квартале 2012 года.
На 1 января 2013 г., по данным таблицы 2 число зарегистрированных малых предприятий в целом по РФ составило 282,7 тыс. единиц. Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. населения в среднем по стране достигло 199,1 единиц.
Таблица 2 - Количество зарегистрированных малых предприятий по федеральным округам Российской Федерации на 1 января 2013 г.
Федеральные округа |
Количество зарегистрированных МП в расчете на 100 тыс. чел. населения |
Количество зарегистрированных МП в расчете на 100 тыс. чел. населения, в % от среднего по РФ |
РФ |
199,1 |
100 |
Центральный |
221,0 |
111,0 |
Северо-Западный |
232,6 |
116,8 |
Южный |
174,7 |
87,8 |
Приволжский |
194,4 |
97,7 |
Уральский |
91,5 |
46,0 |
Сибирский |
232,2 |
116,6 |
Дальневосточный |
214,3 |
107,6 |
Наиболее высокое число зарегистрированных МП на 100 тыс. человек действует в Северо-Западном федеральном округе - 232,6 единиц, что на 16,8% превышает средний по Российской Федерации уровень. Немногим отстает Сибирский федеральный округ - 232,2 единиц (на 16,6% выше общероссийского показателя). Наименьшее число малых предприятий на 100 тыс. человек действует в Уральском федеральном округе - показатель составляет лишь 46% от среднего по России уровня. По данным представленным в таблице 3, на 1 января 2010 г. в 14 регионах количество МП на 100 тыс. жителей превысило 300 ед. К таким регионам относятся Волгоградская (559,6 ед.), Томская (550,7 ед.), Новосибирская (504,6 ед.) и Ярославская (410,6 ед.) области, Камчатский (405 ед.) и Приморский (345,7 ед.) края, Рязанская (343,5 ед.) и Липецкая (342,2 ед.) области, г. Санкт-Петербург (337,1 ед.), Самарская (327,8 ед.) и Ивановская (314,9 ед.) области, Алтайский край (310,9 ед.), Магаданская (301,6 ед.) и Курская (301,1 ед.) области.
Таблица 3 - Распределение регионов по группам с различным уровнем
количества зарегистрированных малых предприятий на 100 тыс. жителей
на 1 января 2013 г.
Изменение числа МП на 100 тыс. жителей |
Количество регионов |
Высокий уровень (свыше 300 ед.) |
14 |
Средний уровень (от 200 до 300 ед.) |
12 |
Небольшой уровень (от 100 до 200 ед.) |
37 |
Низкий уровень (от 50 до 100 ед.) |
15 |
Минимальный уровень (менее 50 ед.) |
5 |
В 15 регионах значения рассматриваемого показателя оказались низкими (количество МП на 100 тыс. жителей составило от 50 до 100 ед.). В эту группу регионов попали Челябинская (99,7 ед.) и Брянская (99,4 ед.) области, Республика Алтай (96,7 ед.), Воронежская область (92,1 ед.), Республика Адыгея (90,7 ед.) и Оренбургская область (89,7 ед.), Забайкальский (89,4 ед.) и Хабаровский (85,5 ед.) края, Свердловская (84,2 ед.) и Тюменская (83,0 ед.) области, Кабардино-Балкарская (78,5 ед.) и Карачаево-Черкесская (70,2 ед.) республики, Республика Калмыкия (70,0 ед.), Ханты-Мансийский (66,4 ед.) и Ямало-Ненецкий (55,3 ед.) автономные округа. Наименьшее количество МП на 100 тыс. жителей (менее 50 ед.) было зафиксировано в 5 регионах, среди них Республики Дагестан, Тыва и Ингушетия, Чеченская Республика и Ненецкий АО. По итогам 2009 г. среднесписочная численность занятых на МП (без учета внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) составила 6 217,1 тыс. человек.
Рис.2 Распределение регионов по группам с различным уровнем
количества зарегистрированных малых предприятий на 100 тыс. жителей
на 1 января 2013 г.
Удельный вес работников МП в общей среднесписочной численности занятых в целом по стране достиг 12,6%. (Таблица 4.)
Таблица 4 - Среднесписочная численность занятых на МП по федеральным округам Российской Федерации в 2012 г.
Федеральные округа |
Среднесписочная численность работников МП, тыс. человек |
Доля занятых на МП в общей среднесписочной численности занятых, % |
РФ |
6 217,1 |
12,6 |
Центральный |
1 678,4 |
11,8 |
Северо-Западный |
812,7 |
15,3 |
Южный |
872,5 |
15,2 |
Приволжский |
1 406,5 |
13,2 |
Уральский |
360,8 |
7,7 |
Сибирский |
842,4 |
13,2 |
Дальневосточный |
243,8 |
10,7 |
Наибольшее значение удельного веса работников МП в общей среднесписочной численности занятых отмечается в Северо-Западном федеральном округе и Южном федеральном округе - 15,3% и 15,2% соответственно. В Уральском федеральном округе зафиксирована наименьшая доля занятых на МП в общей численности занятых - 7,7%.
В 2012 г. доля занятых на МП в общей среднесписочной численности занятых свыше 15% была зафиксирована в 20 регионах, согласно таблице 5. Максимальное значение показателя было отмечено в Волгоградской области (29,0%) и г. Санкт-Петербург (20,9%). Средний уровень показателя (15-20%) отмечается в 18 регионах, среди них: Калужская (18,7%), Рязанская (17,9%), Новосибирская (17,5%), Томская (17,4%), Ивановская (17,2%) и Воронежская (16,8%) области, Еврейская автономная область (16,7%), Алтайский край (16,6%), Ярославская (16,6%), Курская (16,5%) и Ростовская (16,4%) области, Удмуртская Республика (16,0%), Самарская (15,9%) и Пензенская(15,7%) области, Республика Башкортостан (15,4%), Вологодская (15,4%), Кировская (15,2%) и Новгородская (15,1%) области.
Информация о работе Предпринимательство и его формы в условиях рынка