Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2015 в 11:03, курсовая работа
Цель данной работы - исследовать предпринимательство, как фактор развития региональной экономики.
Исходя из цели можно поставить следующие задачи:
- рассмотреть сущность и роль предпринимательства в современной рыночной экономике Юга России
- проследить формирование и развитие предпринимательства в экономике России;
- определить тенденции развития малого предпринимательства;
- проследить развитие малого предпринимательства Юга России, в частности в Ростовской области и определить ее особенности.
Введение
Глава 1. Предпринимательство на Юге России
1.1.история развития и общая характеристика состояния предпринимательства на Юге России
Глава 2. Фактор развития предпринимательства на Юге России
2.1.опыт южных компаний-газелей
Глава 3. Особенности развития предпринимательства в Ростовской области
3.1. внимание властей
Заключение
Список литературы
Примечания.
Ещё в прошлом проекте прослеживается усиление позиций Ставрополья и Волгоградской области. И если последняя теперь представлена пятью компаниями вместо восьми, причём её вклад немного уменьшился (с 10,1% до 9,7%), то Ставропольский край продолжает агрессивно расти. За год доля компаний из этого региона выросла в 1,8 раза. По итогам 2010 года на Ставрополье приходится уже 33,7% совокупных доходов «газелей», тогда как ещё в 2007 году было 7,65%. Обращает внимание, что количество «газелей» при этом увеличивается меньшими темпами — то есть растут прежде всего масштабы местных динамичных компаний.
В рейтинге представлены 20 компаний из республик Северного Кавказа, тогда как четырьмя годами раньше «газелей» здесь вообще не было. Как мы и предполагали в прошлогоднем исследовании, в связи с реализацией стратегии развития СКФО на Кавказе динамичных компаний становится больше. Две «газели» появились в Северной Осетии (а ещё год назад их здесь не было), увеличилось их количество в Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии.
Лидером по чистой прибыли, как и по выручке, второй год подряд стало крупнейшее предприятие Юга — ЗАО «Тандер». В 2010 году чистая прибыль этой «газели» составила почти 7 млрд рублей. На втором месте — представитель химпрома, ООО «Ставролен», годом ранее в этой десятке занимавший третью позицию. Вероятно, в связи с остановкой работы на этом предприятии на несколько месяцев после пожара в декабре 2011 года темпы роста доходов компании сократятся, что отразится и на прибыли. Однако в феврале 2012 года стало известно, что общая стоимость инвестиционного проекта ЛУКОЙЛа по созданию на «Ставролене» газохимического комплекса увеличена на 28 млрд рублей и составляет теперь 140 млрд рублей. Инвестиции предусматривают модернизацию существующих мощностей нефтехимического предприятия «Ставролен» путём перевода их на газовое сырьё, а также строительство новых мощностей, что создаст дополнительные импульсы для восстановления динамики роста.(таблица 4)
В то же время высоким уровнем рентабельности могут похвастаться по итогам 2010 года далеко не все «газели» (таблица 3). В рейтинге компаний, показавших рентабельность (как отношение чистой прибыли к выручке) свыше 10%, оказалось девять предприятий, что значительно меньше, чем годом ранее — тогда их было 14. Символическая рентабельность на уровне ниже 2% — у 31 компании, тогда как год назад к таковым можно было отнести всего 23 «газели». Возглавляет список наиболее успешных по этому показателю ЗАО «Фирма “Сочинеруд”» с головокружительным уровнем рентабельности свыше 50%. Второе место занял представитель кубанского АПК — ОАО «Имени Ильича» (31%). На третьем месте уже упомянутая компания — один из крупнейших российских производителей полиэтилена низкого давления ООО «Ставролен». Показательно, что самые рентабельные «газели» — это компании с солидным стажем работы, их средний возраст — 22 года. То есть большинство из них успешно пережили как минимум два серьёзных кризиса, наработав практику динамичного роста не только в благоприятных условиях.
Таким образом, южные компании-газели являются драйверами роста всей региональной экономики, а развитие определенных отраслей (химической, строительной, АПК) в регионе является определенным трендом и определяет вектор развития экономики.
Глава 3. Особенности развития предпринимательства в Ростовской области
3.1. Внимание властей. Малое предпринимательство
играет важную роль в развитии
экономики Ростовской области, а
также в решении политических
и социальных проблем. Это активно
развивающийся сектор
Основная часть малых предприятий (81,7 %), как и прежде, сконцентрирована в торговле и общественном питании (52 %), промышленности (16 %) и строительстве (13,7 %).
На начало марта 2013 года число
индивидуальных
Однако в Ростовской области особо большого спада нет: в марте прошлого года было 150 тыс. ИП, сейчас на 4 тыс. снизилось, это всего 3%, можно сравнить со статистической погрешностью, но это никак не система. Но, скорее всего, это изменение в законодательстве (пенсионная реформа) простимулировало пассивных ИП, которые не работали и просто были зарегистрированы, закрыться, чтобы не платить лишние деньги и не нести лишнее бремя.
Также в 2010-2012 годах была активизирована государственная политика по созданию благоприятных условий для развития предпринимательских инициатив, как на федеральном, так и региональном уровнях. Однако существуют факторы, замедляющие развитие этого сектора экономики.
Во-первых, это резкое сокращение доступа к финансовым ресурсам. Субъекты малого предпринимательства используют кредиты, в основном, для приобретения основных и пополнения оборотных средств. В связи с этим, у малого бизнеса велика потребность в краткосрочных и среднесрочных займах. Однако банки, ограниченные в своих ресурсах из-за кризиса, не могут удовлетворить существующий спрос.
В условиях ещё существующего дефицита средств филиалы федеральных и региональных банков ужесточили требования к заемщикам, подняли процентные ставки по кредитам.
Во-вторых, существует зависимость малого бизнеса от внутреннего платежеспособного спроса, так как малый бизнес в основном ориентирован на удовлетворение потребностей населения и предприятий, действующих в границах муниципального образования или региона. Доля экспортно-ориентированных малых предприятий незначительна. Снижение платежеспособного спроса на работы, товары и услуги оказало значительное негативное влияние на деятельность малого бизнеса. Сокращение спроса привело к уменьшению оборотных средств, сокращению объема выпускаемой продукции, уменьшению штатной численности работников, приостановки проектов развития и расширения деятельности.
Таким образом, можно отметить, что вследствие существования кризисных явлений в экономике, субъектам малого предпринимательства приходилось:
1) замораживать проекты, направленные на развитие и расширение (приостанавилась покупка нового оборудование, сократились вложения в инфраструктуру, наем и обучение персонала, освоение новых земельных участков, открытие новых торговых точек, совершенствование методов управления, организации производства и сбыта и т.п.);
2) прикладывать усилия по
3)привлекать заемные средства из небанковского сектора.
Безусловно, кризис повлиял не на все малые предприятия. Меньше других пострадали от кризиса субъекты малого предпринимательства:
- выполняющие ремонтные работы;
- производящие недорогую
- предоставляющие относительно дешевые услуги населению;
- производящие товары/услуги с неэластичным спросом;
- не использующие в своей работе заемные средства;
- имеющие партнерские отношения с кредитными организациями;
- имеющие административную
Принятый 24 июля 2009 года Федеральный Закон № 212-ФЗ существенно увеличил совокупную финансовую нагрузку на малый и средний бизнес. Речь идет о предприятиях, применяющих упрощенную систему налогообложения и уплачивающих единый налог на вмененный доход.
С 1 января 2011 года для предпринимателей финансовая нагрузка единовременно увеличится в 2,4 раза. Малые предприятия оказались в крайне тяжелом положении, что привело к существенному ухудшению условий их деятельности.
В современных условиях на развитие малого предпринимательства оказывает влияние развитие системы занятости населения, в том числе, организации самозанятости. В 2010 году ведомственная программа «Снижение напряженности на рынке труда Ростовской области на 2010г.» расширила возможности поддержки начинающих предпринимателей.
Среди причин недостатка кадров для бизнеса можно выявить следующие причины. Рынок труда перенасыщен специалистами среднего и высшего управленческого звена, однако ощущается нехватка специализированных кадров рабочих профессий. Малые предприятия не могут конкурировать с крупным бизнесом по уровню зарплат, социальных гарантий предоставляемых работникам, кроме того, работник может пойти и на худшие условия, но в крупную компанию, где «есть куда расти», да и престижность работы в крупном предприятии несравнимо выше, чем работа в малом бизнесе. Такие тенденции влекут за собой высокую текучесть рабочих кадров на малых предприятиях, часто работники малых предприятий находятся в постоянном поиске новой работы, что в свою очередь, сказывается на производительности и качестве исполнения ими трудовых обязанностей. (Правительство РО)
С 2006 года реализуется Программа проведения административной реформы в Ростовской области. Одним из основных направлений административной реформы является создание многофункциональных центров по предоставлению государственных и муниципальных услуг населению (далее – МФЦ), работающих по принципу "одного окна" и разработка административных регламентов по оказанию таких услуг. Многофункциональные центры являются эффективным средством борьбы с коррупцией, позволяют существенно повысить качество оказываемых государственных и муниципальных услуг.
Основная задача МФЦ – облегчение для граждан и предпринимателей процесса получения услуг, связанных с лицензированием и сертификацией, осуществлением регистрационных действий, выдачей разрешений, предоставлением справок и выписок, формированием и ведением реестров, аккредитацией, информированием физических или юридических лиц в режиме «одного окна», сокращение количества требуемых документов, времени ожидания в очереди, сроков предоставления услуг и так далее.
В Ростовской области в настоящее время функционирует 12 городских МФЦ (Новочеркасск, Ростов-на-Дону, Батайск, Таганрог, Шахты, Азов), и 43 районных МФЦ.
Работа МФЦ всё ещё имеет отдельные недостатки. Подобные центры охватывают лишь отдельные сферы: социальную, коммунальную, земельно-имущественную. В электронном виде предоставляется небольшое количество услуг, отсутствует электронный документооборот между МФЦ. Отсутствует возможность получения широкого набора услуг по различным направлениям в одном месте.
Следует также отметить, что, с точки зрения развития предпринимательства, проведение административной реформы актуализирует вопрос реализации органами местного самоуправления своих полномочий в сфере поддержки бизнеса. В связи с этим необходимо обратить внимание, что в настоящее время в Ростовской области в каждом муниципальном образовании действует соответствующая программа развития предпринимательства. Однако анализ данных документов позволяет сделать вывод, что они, в большинстве своем, представляют собой уменьшенную копию Областной целевой программы развития предпринимательства.
На сегодняшний момент в Ростовской области реализуется Областная долгосрочная целевая программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области на 2009-2013 годы.
Цели программы:
- обеспечение равных и
- повышение роли малого и
среднего предпринимательства
- Обеспечение взаимодействия
Соответственно, задачи Программы:
- наполнение регионального
-увеличение числа субъектов МСП.
-увеличение налоговых
в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
-повышение инвестиционной
общий объем финансирования Программы составляет 394 258 862 тыс. рублей, в том числе:
средств областного бюджета – 1 279 780 тыс. рублей:
в 2009 году – 227 350 тыс. рублей;
в 2010 году – 248 040 тыс. рублей;
в 2011 году – 268 130 тыс. рублей;
в 2012 году – 268 130 тыс. рублей;
в 2013 году – 268 130 тыс. рублей;
средств федерального бюджета – 472 804 тыс. рублей:
в 2010 году – 472 804 тыс. рублей; (Правительство РО)
средств местных бюджетов – объемы и направления финансирования мероприятий Программы определяются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Информация о работе Предпринимательство на юге России как фактор развития региональной экономики