Привлечение и отбор персонала на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 13:20, реферат

Краткое описание

На современном этапе набор и отбор персонала является приоритетной задачей. В настоящее время разработано много надежных и эффективных систем набора и отбора кадров.
Новая система набора и отбора кадров должна идеально соответствовать модели организации, для которой необходимо сформировать адаптированный к ней, эффективно действующий корпус специалистов. Необходима серьезная работа по составлению научно-обоснованных профессионально -
квалифицированных требовании к должностям.

Содержание

Содержание
Привлечение персонала 3
Источники привлечения персонала 3
Появляется новый импульс в развитии организации 5
Методы набора кадров 5
Пассивные методы 6
Отбор персонала 7
Принципы и критерии отбора 8
Процесс отбора персонала 11
Предварительная отборочная беседа 12
Беседа по найму 15
Тестирование как способ отбора претендента 15
Особенности профессионального отбора на государственную 17
службу в России 17
Принципы и критерии отбора персонала на государственную службу 21
Замещение и способы оценки государственных служащих 26
Деловая оценка персонала 29
Заключение 31
Список использованной литературы 32

Вложенные файлы: 1 файл

Привлечение и отбор персонала на предприятии.doc

— 196.00 Кб (Скачать файл)

  Процесс набора и отбора кадров на государственную службу можно представить по схеме, согласно приложению 2, к данной работе.

  Отбор персонала на государственную службу представляет собой систему мероприятий, способствующих формированию такого состав государственных служащих, количественные и качественные характеристики которого отвечали бы целям и задачам государственной службы.

  В процессе отбора людей на государственную службу решаются задачи комплектования персоналом органа государственной власти, государственных должностей, исходя из наиболее общих требований к человеку как носителю определенных социальных качеств, учитывая также состояние здоровья будущего работника, возраст, уровень образования, гражданство, стаж работы и др.

Отбор способствует успеху поиска специалистов, пригодных к государственной службе как социальному институту.

  Составной частью отбора граждан на государственную службу является профессиональный отбор. Это более тонкая, по сравнению с отбором, процедура идентификации характеристик человека и требований государственной должности. Критерии профессионального отбора обусловлены той предметной областью, которая составляет содержание функционала должности. Именно в ходе профессионального отбора человек подбирается на должность по критериям профессиональной подготовленности и опыта, уровня и профиля образования.

  Важным элементом профессионального отбора является профессиональный психологический отбор, С его помощью осуществляется идентификация психологической структуры профессиональной деятельности и психологических характеристик личности. В структуру профессионального отбора включается медицинский, физиологический и другие его разновидности.

  При профессиональном отборе приоритет отдается интересам организации, и идет поиск человека под профессионально квалификационные требования должности.

  Основные этапы построения системы отбора кадров на государственную службу.

  Планирование процесса отбора. Процесс отбора следует тщательно планировать.

  Специалисты, принимающие участие в отборе, должны так спланировать свою работу, чтобы выделить достаточно времени на каждого кандидата.

Времени должно быть достаточно для того, чтобы внимательно ознакомиться со всей предоставленной информацией о кандидате.

  Определение потребности в персонале. Часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда поиск и отбор персонала заранее не планируются и осуществляются лишь в тот момент, когда руководитель сталкивается с необходимостью заполнения тех или иных вакансий. В таких случаях трудно избежать распространенных ошибок.

  При планировании процесса отбора следует учитывать как количественную, так и качественную потребность в кадрах.

  Количественная потребность в кадрах - это потребность в определенном числе работников разных специальностей.

  Для определения количественной потребности в персонале используют следующие подходы: учет времени, необходимого для выполнения работ; расчет численности персонала на основе данных о трудоемкости рабочего процесса; расчет по нормам обслуживания; расчет по рабочим местам и нормативам численности; статистические методы; простая экспертная оценка и расширенная экспертная оценка.

 Качественная потребность в кадрах - это потребность в работниках определенных специальностей необходимого уровня квалификации.

 Для определения качественной потребности в персонале используют

различные подходы. Среди них можно выделить следующие: профессионально квалификационное деление работ; анализ положений об отделах, должностные инструкции и описание рабочих мест; штатное расписание; анализ документации, определяющей профессионально - квалификационный состав исполнителей для выполнения конкретных видов работ (11, стр. 57)

  При определении потребности в персонале, приходится также учитывать предполагаемое плановое (переводы, командировки, учеба) и естественное выбытие работников (по болезни, декретные отпуска, увольнение по собственному желанию).

  Требования к должности. На основании предшествующего анализа необходимо как можно более точно определить навыки, знания, квалификацию и качества, которые понадобятся при выполнении данной работы, а также практический опыт и черты характера. Необходимо установить и тот основной минимум требований, которым должен удовлетворять претендент. Они должны быть реалистичными и допускать определенную степень гибкости.

  Требования к работнику - формирование профессиональных требований должно основываться на изучении специфических особенностей содержания работы по соответствующей должности; определении ее сложности, требуемого уровня специальной подготовки работника, необходимого производственного опыта.

  Помимо названных профессиональных требований надо установить также требования к личным качествам.

  Личные качества характеризуют: способности; черты характера; социально обусловленные свойства (моральные качества, отношение к труду, подчиненным и коллегам); квалификационную подготовленность; индивидуальные особенности психофизиологических процессов.

  При разработке требований целесообразно использовать разного рода нормативные документы, рекомендации социологов, психологов, физиологов, проведение специальных исследований. Для определения требований к знаниям, навыкам, уровню специальной подготовки нормативным документом служит "Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих".

Принципы и критерии отбора персонала  на государственную службу

Существую следующие  виды принципов отбора на государственную  службу:

Организационно-правовые принципы отбора персонала на государственную службу. Отбор и профессиональный отбор персонала на государственную службу как система мероприятий строится на основе принципов, механизмов, совокупности процедур. Основные организационно - правовые принципы отбора персонала базируются на положениях Конституции Российской Федерации, федеральных законов, в частности, на законе "Об основах государственной службы Российской Федерации" (2), на основах положения "Положение о проведении конкурса на замещение вакантной государственной должности федеральной государственной службы", на законах субъектов

Российской Федерации. Это следующие принципы

 • Принцип гарантии государством равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

 • Принцип запрещения любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

 1. Принцип равных прав и свобод, а также равных возможностей их реализации для мужчины и женщины.

 2. Принцип равного права граждан Российской Федерации участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

 3. Принцип равного права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессии.

 4. Принцип равного доступа к государственной службе всех гражда Российской Федерации.

Принцип равного доступа граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой означает, что приоритетного права поступления на государственную службу нет ни у одного гражданина.

Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих, по сути устанавливает важнейшие требования к профессиональному отбору государственных служащих на государственные должности. В этом принципе соединены две важные характеристики человека - профессионализм и компетентность. Профессионализм означает высокую степень овладения человеком профессиональными знаниями, умениями, навыками, наличие у него профессионального психологического опыта.

При отборе граждан на государственную службу важно учитывать принцип единства основных требований, предъявляемых к государственной службе. Применительно к практике отбора это означает, что должны быть установлены единые правила приема на государственную службу, единые критерии оценки при проведении конкурсов, единые требования квалификационного экзамена по специализациям государственных должностей и др. Из этого принципа вытекает единство критериев, а также ограничений, устанавливаемых при приеме и нахождении граждан на государственной службе.

Критерии отбора. При установлении критериев отбора должны бытьсоблюдены следующие требования:

Валидностъ критериев  отбора - Она означает, что критерии отбора должны соответствовать содержанию работы и требованиям к должности, на которую производится отбор (низкая валидность может явиться источником ошибок). Полнота критериев. Требование полноты критериев, используемых при отборе, означает, что они должны учитывать все ключевые характеристики, важные для успешной работы в данной должности. Неполнота критериев отбора может привести к тому, что будут отобраны кандидаты, не удовлетворяющие организацию по некоторым важным рабочим показателям.

  Надежность критериев. Отбор на основании установленных критериев должен обеспечивать точность и устойчивость результатов. Результаты, полученные в ходе отбора, не должны быть случайными.

  Необходимость и достаточность критериев. Не следует перегружать процесс поиска кандидатов и излишне сокращать число возможных кандидатов, беря за основу критерии, которые не являются необходимыми или обязательными для успешной работы в должности.

 Структура и содержание основных критериев отбора персонала на государственную службу Отбор граждан на государственную службу осуществляется с учетом ряда критериев (12, стр187). С определенной долей условности их можно разделить на формальные, социальные и профессионально - квалификационные.

К формальным критериям  отбора относятся требования к перечню документов, которые гражданин представляет при поступлении на государственную службу.

Они установлены законом "Об основах государственной службы Российской Федерации". Это, как правило: личное заявление; документ, удостоверяющий личность; трудовая книжка; документы, подтверждающие профессиональное образование; справка из органов государственной налоговой службы о представлении сведений об имущественном положении.

  К формальным критериям отбора относятся и ограничения, связанные с государственной службой. Ст. 11 Федеральный закон "Об основах государственной службы Российской Федерации" определяет перечень таких ограничений, согласно которых государственный служащий не вправе:

 - заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельностью;

 - быть депутатом законодательного (представительного) органа Российской Федерации, законодательных (представительных) органов субъектов  Российской Федерации, органов местного самоуправления;

  - заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

1. состоять членом  органа управления коммерческой организацией, если иное не предусмотрено федеральным законом или если в порядке, установленном федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;

2. быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе, а

также в том органе, который непосредственно подчинен или непосредственно

подконтролен ему;

  - использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию;

1. получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего;

2. получать от физических  и юридических лиц вознаграждения, связанные с использованием должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию;

  -  принимать без разрешения Президента Российской Федерации награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций;

  -  выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской

Федерации или на взаимной основе по договоренности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов

Российской Федерации  с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями;

  - принимать участие в забастовках;

  - использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений для пропаганды отношения к ним. В государственных органах не могут образовываться структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов.

  Кроме того, государственный служащий обязан передавать в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты) акций в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном федеральным законом.

  К социальным критериям при отборе граждан на государственную службу следует отнести сведения о возрасте, состоянии здоровья, информацию об имущественном положении, о родственных отношениях с другими государственными служащими, о владении государственным языком, о наличии гражданства и некоторые другие. Их перечень установлен п. 1, 2, 3 ст. 21, а также п. 2 ст. 25 Федерального закона "О государственной службе Российской Федерации".

Информация о работе Привлечение и отбор персонала на предприятии