Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 12:37, реферат
Краткое описание
Актуальность темы. Основой рыночной экономики является предпринимательская деятельность. Ее развитие тесно связано с созданием в стране сети малых предприятий. В настоящее время в России около 24 млн. человек, включая членов семей, частично или полностью живут на доходы от деятельности в сфере малого бизнеса.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3 Глава I. Проблемы предприятий малого бизнеса в медицине ………………..5 1.1. Проблемы становления малого бизнеса в медицине ………………………5 1.2. Проблемы развития малого бизнеса в медицине ……………………..…...9 Глава II. Пути и последствия решения проблем создания предприятий малого бизнеса…………………………………………………………………..13 Заключение……………………………………………………………………...35 Список литературы ……………………………………………………………37
Глава I. Проблемы
предприятий малого бизнеса в медицине
………………..5
1.1. Проблемы становления
малого бизнеса в медицине ………………………5
1.2. Проблемы развития
малого бизнеса в медицине ……………………..…...9
Глава II. Пути и последствия
решения проблем создания предприятий
малого бизнеса…………………………………………………………………..13
Заключение……………………………………………………………………...35
Список литературы
……………………………………………………………37
Введение
Актуальность темы. Основой рыночной экономики
является предпринимательская деятельность.
Ее развитие тесно связано с созданием
в стране сети малых предприятий. В настоящее
время в России около 24 млн. человек, включая
членов семей, частично или полностью
живут на доходы от деятельности в сфере
малого бизнеса. Кроме того, малое предпринимательство
активно влияет на сокращение безработицы,
противостоит влиянию экономического
кризиса, формирует новый социальный класс
мелких собственников.
Государство, сознавая важную
роль малого предпринимательства в рыночной
экономике на начальном этапе становления
и развития, разработало и реализовало
ряд мероприятий по его поддержке. В начале
90-ых годов прошлого века были приняты
законы о поддержке малых предприятий,
создавалась инфраструктура малого бизнеса,
формировалась сеть федеральных и региональных
Фондов поддержки предпринимательской
деятельности, разрабатывалась и принимались
федеральные и региональные программы
поддержки малых предприятий. Существенную
помощь в становлении малого бизнеса оказывают
отечественные и зарубежные общественные
организации и фонды. Первоначально меры
по развитию предпринимательства и поддержке
малого бизнеса принесли ощутимый успех:
в стране были созданы малые предприятия,
максимальное число которых достигло
891,4 тыс. единиц в 1996 году. Далее их число
менялось незначительно.
Современное состояние малого
предпринимательства нельзя считать удовлетворительным:
количество малых предприятий, приходящихся
на 1000 жителей страны в 8-10 раз меньше, чем
в развитых странах; малые предприятия
в России производят всего лишь 15% ВВП,
что также в 3-5 раз ниже мирового уровня.
Кроме того, во многих отраслях народного
хозяйства не сформировалась конкурентная
среда, себестоимость товара и услуг малых
отечественных предприятий значительно
выше, чем у аналогичных
зарубежных товаропроизводителей.
Анализ развития малого предпринимательства
показывает, что система поддержки малых
предприятий складывалась, в значительной
степени, эволюционно и не соответствует
требованиям сегодняшнего дня и продолжает
испытывать ряд трудностей.
Таким образом, цель работы состоит
в изучении проблем создания и становления
предприятий малого бизнеса.
Для достижения поставленной
цели нам необходимо решить следующие задачи:
Исследовать проблемы становления
и развития предприятий малого бизнеса
в медицине;
Рассмотреть пути и последствия
решения проблем создания предприятий
малого бизнеса;
Рассмотреть деятельность предприятия
малого бизнеса на этапах становления.
Информационной базой в работе
служат Федеральные законы и Постановления
Правительства РФ и другие нормативно-правовые
акты, регламентирующие развитие малого
предпринимательства
Глава I. Проблемы
предприятий малого бизнеса медицине
1.1. Проблемы становления
малого бизнеса в медицине
Конечно же, наивно предполагать,
что для страны таких масштабов малый
бизнес может стать основой экономики:
в наших условиях он может стать лишь связующим
звеном, которое обеспечило бы бесперебойную
работу крупных промышленных предприятий.
Поэтому для начала следует определить
те отрасли и сферы экономики, в которых
предприятия малого бизнеса играют решающую
роль. Во-первых, это вся сфера услуг, в
том числе технические услуги, включая
ремонт и техническое обслуживание машин
и оборудования; консультационные услуги;
бытовое обслуживание населения. Во-вторых
- торгово-закупочные операции, а также
посредническая деятельность.
Поэтому одним из решающих условий
углубления проводимых в России экономических
реформ, способных вывести страну из кризиса,
обеспечить ослабление монополизма, добиться
эффективного функционирования производства
и сферы услуг, является развитие малого
предпринимательства. Этот сектор экономики
создает необходимую атмосферу конкуренции,
способен быстро реагировать на любые
изменения рыночной конъюнктуры, заполнять
образующиеся ниши в потребительской
сфере, создает дополнительные рабочие
места, является основным источником формирования
среднего класса, то есть расширяет социальную
базу проводимых реформ.
Следует заметить, что наблюдавшийся
до 1992 года бурный рост малых предприятий
в 1993 году резко замедлился. И сейчас у
нас занято в малом частном бизнесе менее
1 млн. чел.
В 1996 году в проводилась массовая
Программа по поддержке и становлению
малого бизнеса. Это комплекс мер, выработанных
правительством и поддерживаемых на всех
уровнях. Общий объем финансирования Программы
в 1996 году должен был составить 883,35 млрд.
рублей. Основным источником финансирования
Программы планировались 5 процентов средств,
получаемых от приватизации объектов,
находящихся в федеральной собственности,
что составило 707 млрд. рублей. Основная
часть средств для выполнения региональных
инвестиционных программ и проектов должна
была быть изыскана субъектами Российской
Федерации, в том числе за счет внутренних
резервов развивающихся финансовых институтов
- фондов, компаний, банков и самих малых
предприятий. Для выполнения Программы
были привлечены также средства банков
и международных финансовых организаций,
финансовые ресурсы по линии технической
и консультативной помощи. В качестве
приоритетных защищенных статей расходования
средств на реализацию мероприятий Программы
выделялись: развитие инвестиционной
деятельности в сфере малого предпринимательства,
создание новых рабочих мест и формирование
целостной инфраструктуры поддержки малых
предприятий. Значительную часть всех
расходов предполагалось направить на
создание механизмов гарантий малым предприятиям,
развитие лизинга, формирование и развитие
инфраструктуры малого предпринимательства,
поддержку наиболее эффективных видов
производственной деятельности, научно-методическое
и кадровое обеспечение Программы.
В условиях инфляции, налоговой
нестабильности, отсутствия рынка сырья
и материалов начинающие предприниматели,
почувствовав вкус "легких денег",
быстро перекочевали в сферу улично-палаточной
торговли, спекуляции, ушли в другие коммерческие
структуры. Источниками товаров для торговли
стали импортные закупки, челночные рейсы
в развивающиеся страны, а также товары
из государственной торговли, включая
продукты питания. Уходя от налогообложения,
не вкладывая каких-либо средств в помещения,
оборудование, культуру торговли, многие
бизнесмены получили благоприятные возможности
для обогащения.
Поэтому и не изживается в массовом
сознании представление о предпринимательстве
как о чем-то плохом, неприязненном, а о
предпринимателе - как о спекулянте.
Потеря административного управления,
экономический хаос и законодательная
неразбериха привели к тому, что законопослушные
предприниматели, организующие бизнес
в производственной сфере, оказались в
чрезвычайно трудном положении, неся большие
затраты, выплачивая высокие налоги и
подвергаясь государственному и негосударственному
рэкету. Отсутствие четкого механизма
реализации государственных мер по поддержке
малого бизнеса, затруднения в получении
кредитов, производственных помещений
и материальных ресурсов поставили малые
предприятия в неравное положение с крупными.
Это привело к сокращению их роста и к
ориентации преимущественно на торгово-закупочную
и посредническую деятельность.
Анализ развития предпринимательства
показывает, что доля предприятий, работающих
в сфере торговли и посреднических услуг,
занимает доминирующее положение. Кроме
того, существует большое количество предприятий,
зарегистрированных как производственные
или многоцелевые (выпуск товаров народного
потребления, оказания различных услуг),
но тем не менее занимающихся торгово-посреднической
деятельностью как основной.
В Москве, например, где раньше
преобладали научно-технические кооперативы,
теперь, по официальным данным, один такой
кооператив приходится на несколько десятков
торгово-закупочных.
Высокие налоги, всевозрастающая
арендная плата за помещение и оборудование,
отсутствие фондового рискового капитала
- все это затрудняет продолжение эффективной
деятельности и вынуждает направлять
основные усилия не на расширение производства,
а на борьбу за выживание.
Но главная причина сокращения
числа малых предприятий - низкий уровень
финансовой обеспеченности большинства
малых предприятий вследствие трудностей
с первоначальным накоплением капитала,
невозможность получения кредитов на
приемлемых условиях, неэффективность
налоговой системы. Негативное воздействие
на развитие малого бизнеса в сфере материального
производства оказывают неразвитость
производственной инфраструктуры, нехватка
специализированного оборудования, слабость
информационной базы.
Еще один очень важный фактор
негативного воздействия на малый бизнес
- непрекращающийся глубокий спад производства.
Все это приводит к тому, что только часть
зарегистрированных предприятий малого
бизнеса оказывается в не состоянии приступить
к реальному производству продукции.
Как показывает изучение зарубежного
опыта, непременным условием успеха в
развитии малого бизнеса является положение
о том, что малые предприятия и малое предпринимательство
нуждаются во всесторонней и стабильной
государственной поддержке. Она осуществляется
в различных формах, в первую очередь путем
стимулирования производства наиболее
приоритетных видов продукции, предоставления
налоговых льгот, дотаций льготного банковского
кредитования, создания информационно-консультативных
и научно-технических центров, развития
системы страхования, организации материально-технического
снабжения. Важную роль играют принятие
и исполнение законодательства, разработка
и реализация конкретных комплексных
программ.
Весьма остра проблема формирования
финансовой базы становления и развития
малого бизнеса. Для этого ему должны быть
предоставлены определенные льготы. Это
могут быть льготы по налогообложению.
Но проводимая в нашей стране налоговая
политика не только не эффективна, но экономически
опасна. Она идет вразрез с установленной
в мире практикой и современными мировыми
тенденциями развития экономики. Неоправданно
высокое налогообложение "убивает"
в России малое предпринимательство (многочисленные
налоги и поборы нередко оставляют предприятию
лишь 5-10% полученной прибыли). Общее направление
совершенствования налоговой системы
- усиление стимулирующей роли налогов
в развитии производства. Надо освободить
малые предприятия от налогов на инвестиции,
ввозимые технологии. И, конечно, нужны
налоговые льготы на период становления
малого предприятия. Совершенно очевидна
необходимость дифференцированного налогового
подхода к предприятиям разного профиля
деятельности. Более низкие ставки налогов
должны применяться для наиболее важных,
приоритетных отраслей.
Еще одной проблемой, не столько
экономической, сколько административной
является бюрократия нашего государственного
аппарата. Эта проблема не обсуждается
ни на каком уровне и ни одна программа
не предусматривает мер по борьбе с чиновничьим
беспределом в Российской Федерации. На
уровне центрального правительства принимается
огромное количество решений в поддержку
предпринимательства, но никто не борется
с тем, что любой человек, желающий заняться
бизнесом должен потратить уйму времени
и денег лишь на то, чтобы получить всевозможные
справки и разрешения в системе местного
самоуправления. Многих людей пугает именно
это, когда те предпринимают первые шаги
на пути к становлению своего предприятия.
1.2. Проблемы развития
малого бизнеса в медицине
Сложность ситуации заключается
в том, что принципы управления, свойственные
государству федеративного типа, конечно,
не позволяют Центру диктовать субъектам
Федерации когда и какие законы принимать.
Однако, возможны меры иного свойства.
Так, неоднократно предлагалось пойти
на свертывание или заметное сокращение
всех форм федеральной помощи регионам
в реализации их программ поддержки МП,
если в указанных регионах отсутствуют
соответствующие законы, четко обозначающие
права и ответственность региональных
органов государственной власти и управления
в деле развития и государственной поддержки
МП. Разумеется, столь жесткие меры целесообразно
было бы подкрепить включением в федеральную
программу пункта о разработке силами
экспертов и специалистов некоего «модельного
варианта» закона субъекта РФ «О развитии
и государственной поддержки МП» и ее
апробации в нескольких республиках и
регионах России.
К числу значимых методологических
проблем относится, и усиление комплексного
характера осуществляемых мер поддержки
малого бизнеса через систему государственных
программ. Речь в данном случае идет о
преодолении ситуации, когда поддержка
оказывается не комплексно, «однобоко»
и, как следствие, - весьма часто мало результативно.
Например, значительные средства - как
на федеральном, так и на региональном
уровне - тратились и по-прежнему тратятся
на обучение предпринимателей. Однако
часто такие усилия не дают должной отдачи,
т.к. действующие программы поддержки
не содержат идеи «автоматического» подкрепления
полученных знаний предпринимателей необходимым
им минимумом «стартового капитала», возможностью
получения лизинговых услуг или приобретения
франчайзы, возможностью достаточно льготной
аренды производственного/торгового помещения
и пр. Реализация комплексного характера
поддержки требует качественно нового
подхода к сбалансированности и взаимоувязке
различных блоков государственных программ
с учетом реальной потребности тех или
иных категорий малых предпринимателей
- как действующих, так и потенциальных
- в тех или иных мерах (формах) поддержки.
При этом, если ранее приоритет неизменно
отдавался поиску стартового капитала,
то теперь все более актуализируется проблема
так называемой «имущественной поддержки»
МП путем выделения им нежилых помещений,
перераспределения территорий и помещений
предприятий за счет разукрупнения или
реструктуризации фактически бездействующих
предприятий ли предприятий-банкротов,
конверсионных предприятий, путем создания
на их основе специальных производственных
баз и технопарков и пр.
Организационно-институциональные
проблемы государственных программ поддержки
МП порождены отсутствием на сегодняшний
день единой полномочной и ответственной
исполнительной вертикали осуществления
государственной политики в отношении
малого бизнеса, в том числе и в плане реализации
целевых программ поддержки МП. На сегодняшний
день структура органов власти и управления,
обеспечивающих государственную поддержку
и взаимодействие с МП в различных регионах
России весьма неодинакова. В системе
исполнительной власти субъектов Российской
Федерации этими вопросами занимает множество
органов с различным статусом, функциями,
полномочиями и ответственностью. Более
того, часто эти органы формально представляют
разные направления социально-экономической
деятельности (а именно, министерства,
комитеты, департаменты, управления, отделы
и пр.). Это приводит к неопределенности
на местах статуса заказчика/исполнителя
региональных программ развития и поддержки
МП, а также негативно влияет на возможности
взаимодействия специализированных федеральных
и региональных органов поддержки МП,
в частности, в процессе согласования
и взаимодействия соответствующих федеральных
и региональных программ. Примерно такая
же ситуация складывается и с юридическим
(организационно-правовым) статусом региональных
фондов поддержки МП (специализированные
региональные фонды сейчас имеются примерно
в 3/4 всех субъектов Федерации), что затрудняет
их рабочее взаимодействие с Федеральным
фондом поддержки, а также местными финансово-кредитными
институтами, так или иначе действующими
в интересах малого бизнеса.