Проблемы развития малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 10:33, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы. Целью работы заключается в том, чтобы на основе изучения теоретических аспектов государственной поддержки малого бизнеса, проанализировать текущее состояние данной проблемы, а также выявить наиболее оптимальные и эффективные пути развития данной проблемы в Российской Федерации. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
– рассмотреть сущность и определение субъекта малого бизнеса, его роль в рыночной экономике;
- проанализировать нормативно-правовую базу по развитию и поддержке субъектов малого бизнеса в России на федеральном и региональном уровне;
– выявить проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России;

Содержание

Введение
1. Место и роль малого предпринимательства в рыночной экономики…
1.1 Правовое регулирование малого бизнеса в России…………………..
1.2 Проблемы развития малого бизнеса в России ………………………
1.3 Методы и инструменты государственного регулирования малого бизнеса………………………………………………………………………………
2 Формы государственной поддержки малого бизнеса в России………..
2.1 Финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства……
2.2 Косвенная поддержка малого бизнеса…………………………………
2.3 Инфраструктура поддержки малого бизнеса…………………………..
3 Особенности государственной поддержки малого бизнеса в Республике Мордовия……………………………………………………………...
Заключение ………………………………………………………………….
Список использованных источников………………………………………
Приложение А……………………………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом малый бизнес.doc

— 578.50 Кб (Скачать файл)

- на возмездной  основе;

- безвозмездной  основе;

- на льготных  условиях[5].

Имущественная поддержка субъектов малого и  среднего предпринимательства может  осуществляться в следующих направлениях[32, c.408]:

- содействие  в обеспечении субъектов малого  предпринимательства современным  оборудованием и технологиями, в создании сети технопарков, лизинговых фирм, бизнес-инкубаторов, производственно-технологических центров и других объектов инфраструктуры, создаваемых в целях поддержки субъектов малого предпринимательства;

- размещение  заказов на производство и  поставку специализированного оборудования и иных видов продукции для субъектов малого предпринимательства;

- содействие  в создании и организации деятельности  субъектов малого предпринимательства,  специализированных оптовых рынков, ярмарок продукции субъектов малого предпринимательства, в том числе путем предоставления зданий, сооружений, оборудования, производственных и служебных помещений, иного имущества, находящихся в государственной или муниципальной собственности;

- предоставление  льгот предприятиям, учреждениям и организациям, осуществляющим производственно-технологическую поддержку субъектов малого предпринимательства.

Развитие и  поддержание малого и среднего предпринимательства  одной из задач ставит обеспечение  его субъектов нежилыми офисными и производственными помещениями, достижение рациональной территориальной распределенности малого и среднего предпринимательства в зависимости от потребностей населения, обеспечение самозанятости, снижение издержек малых и средних предприятий на непрофильные виды деятельности, создание новых объектов для размещения малого и среднего предпринимательства, отвечающих современным качественным, технологическим и функциональным требованиям.

Для поддержки малого бизнеса важна система информационно-консультационных услуг, удовлетворяющая все возрастающий дефицит в сфере информации, маркетинга, консультаций по различным аспектам предпринимательской деятельности, повышающая профессиональный уровень работы малых предприятий. Все структуры, обеспечивающие поддержку малого бизнеса, должны функционировать как компоненты единой сети, взаимодействуя, взаимно дополняя друг друга, придерживаясь единой идеологии развития, используя общую методологию, программное обеспечение, а также реализуя согласованную ценовую политику в обслуживании малых предприятий[53].

В условиях мирового финансового кризиса одним из самых эффективных инструментов антикризисной политики являются особые экономические зоны (ОЭЗ). Они позволяют  минимизировать затраты инвестора за счет государственного финансирования инфраструктуры и создания режима делового благоприятствования. Согласно принятому закону зоны могут быть трех видов: промышленно-производственные и технико-внедренческие, туристско-рекреационные. На основании поправок 2007 года к ним добавился четвёртый тип — портовые зоны.

К настоящему времени  в России создано уже 13 ОЭЗ. Из них  две ППЗ — в Липецкой области  и Татарстане, четыре ТВЗ — в  Санкт-Петербурге (одна ОЭЗ на двух участках — Ново-Орловский и «Нойдорф»), Зеленограде, Дубне и Томске, а также семь ТРЗ — в Калининграде, Краснодарском и Ставропольском краях, на Алтае (две ОЭЗ — «Бирюзовая Катунь» и «Алтайская долина»), в Бурятии и Иркутской области. В ближайшее время появятся ещё две портовые, точнее аэропортовые, зоны — в Красноярске и Ульяновске, а также одна морская портовая зона — на территории порта Советская Гавань в Хабаровском крае. По словам нынешнего руководителя РосОЭЗ, к сентябрю 2011 года в ОЭЗ было зарегистрировано 112 резидентов, в том числе 88 — в ТВЗ, 16 — в ППЗ и 8 — в ТРЗ. Эти резиденты вложили в свой «зональный» бизнес свыше 13,5 млрд рублей и создали более 5 тыс. рабочих мест [47].

Срок действия ОЭЗ  составляет 20 лет и продлению  не подлежит.

Современные зональные  структуры, образованные в странах Европы, Азии и Латинской Америки, заметно отличаются от наших ОЭЗ по методам организации и механизму функционирования.

Потенциальные зарубежные инвесторы проявляют  все больший интерес к возможностям вкладывать ресурсы в создающиеся  в России ОЭЗ. Новые законодательные инициативы Правительства РФ привлекают внимание к процессам, происходящим сейчас в области создания ОЭЗ в России, со стороны представителей зарубежных деловых кругов, промышленников и предпринимателей, а также крупных компаний - потенциальных резидентов российских ОЭЗ. Минэкономразвития России совместно с РосОЭЗ уже заключило соглашения о взаимодействии с рядом зарубежных государств - Сингапуром, Чехией, Китаем, Кореей.

2.3 Инфраструктура поддержки малого бизнеса

 

В настоящее  время одним из препятствий оказанию действенной поддержки малым предприятиям является отсутствие или недостаток эффективных объектов инфраструктуры, обеспечивающих деятельность малых предприятий.

Целью формирования инфраструктуры малого предпринимательства является создание благоприятных условий для его развития путем обеспечения комплексной и адресной поддержки малых предприятий в различных направлениях: информационном, консультационном, обучающем, прогнозно-аналитическом, научно-техническом, технологическом, финансовом, имущественном, а также в оказании предпринимателям широкого спектра деловых услуг[15, c.43]. Через объекты инфраструктуры происходит налаживание деловых контактов кооперации предпринимателей, что способствует самоорганизации малого бизнеса.

К объектам инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства можно отнести [24, c.208]:

  • общественные предпринимательские организации, которые содействуют объединению усилий предпринимателей для решения их проблем;
  • торгово-промышленные палаты;
  • разного рода образовательные структуры, осуществляющие повышение квалификации предпринимателей и обучение персонала предприятий;
  • информационные агентства и специализированные печатные издания;
  • фонды поддержки малого предпринимательства;
  • организации микрофинансирования и структуры, специализирующиеся на оказании иных финансовых услуг субъектам малого предпринимательства;
  • консалтинговые фирмы, оказывающие разного рода услуги предпринимателям;
  • специализированные государственные структуры;
  • технопарки и бизнес-инкубаторы.

Этот перечень далеко не полный, и функции объектов инфраструктуры нередко дублируются, что, впрочем, не мешает им успешно развиваться. Это обусловлено тем, что спрос на бизнес-услуги со стороны предпринимателей растет. Руководители малых предприятий и предприниматели все более высоко оценивают не только доступ к финансовым ресурсам, но и важность обучения, повышения квалификации, профессиональных знаний в области права и финансов и многие другие преимущества, которые дает взаимодействие с объектами инфраструктуры поддержки предпринимательства.

На федеральном  уровне существует не менее десятка  министерств и ведомств, которые в той или иной степени занимаются вопросами развития предпринимательской деятельности. Основные из них - это Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства, Государственный антимонопольный комитет РФ, Министерство финансов РФ, Министерство экономики РФ, Министерство труда и социального развития РФ, Министерство науки и технологий РФ, Государственный комитет по делам молодежи РФ, Министерство общего и профессионального образования РФ и другие.

Аналогичные структуры действуют и на региональном уровне. К объектам инфраструктуры в широком смысле можно отнести и различные общественные предпринимательские организации, которые прямо или косвенно представляют и лоббируют интересы предпринимателей либо содействуют объединению усилий для решения собственных проблем.

В Мордовии инфраструктура поддержки малого бизнеса представлена следующими организациями[50]:

1. Государственные структуры:

  • Министерство торговли и предпринимательства Республики Мордовия;
  • Комитет Государственного Собрания Республики Мордовия по экономической политике, предпринимательству и собственности;
  • Государственное казенное учреждение «Бизнес-инкубатор Республики Мордовия»;
  • Автономное учреждение «Гарантийный фонд кредитного обеспечения Республики Мордовия»;
  • Некоммерческая организация «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Республики Мордовия»;
  • Некоммерческая организация «Фонд поддержки предпринимательства Республики Мордовия»;
  • Государственное учреждение «Мордовский республиканский молодежный центр».

2. Организации,  содействующие развитию предпринимательства:

  • Центр бухгалтерской отчетности;
  • ООО «Дом малого бизнеса»;
  • Бизнес-центр в п. Атяшево;
  • Бизнес-центр в п. Чамзинка;

ООО «Инновационно-технологический центр Республики Мордовия».

3. Общественные объединения предпринимателей:

  • Совет предпринимателей при Главе Республики Мордовия;
  • Мордовская республиканская организация профсоюза работников среднего и малого бизнеса;
  • Мордовская республиканская организация профсоюза работников торговли, общественного питания, потребительской кооперации и предпринимательства РФ «Торговое Единство»;
  • Профсоюз предпринимателей Республики Мордовия «Содружество»;
  • Мордовское региональное отделение Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ»;
  • Торгово-промышленная палата Республики Мордовия;
  • Мордовский торгово-промышленный союз содействия предпринимательству[50].

Инфраструктура малого предпринимательства выполняет важную социальную функцию, поэтому ее создание и развитие, как правило, полностью или частично финансируются за счет государства с привлечением средств и возможностей объединений предпринимателей, а также финансовых ресурсов из частных источников на некоммерческой основе (субсидирование, гранты, благотворительность и т.п.).

Элементы инфраструктуры малого бизнеса являются, по сути, каналами, по которым государственная поддержка  в основных своих формах доводится  до ее получателей - субъектов малого предпринимательства. Одновременно по этим же каналам осуществляется обратная связь, позволяющая в максимальной степени ориентировать всю систему на реальные потребности и действительные интересы малого бизнеса.

Существующая  ныне неравномерность в распределении  объектов инфраструктуры малого бизнеса по территории России вызвана не только неравномерностью развития самого малого бизнеса, но и отношением местных властей к его проблемам.

 

 

 

 

 

 

 

3 Особенности  государственной поддержки малого  бизнеса в Республике Мордовия

 

Во всем цивилизованном мире малый бизнес признан основой рыночных отношений. Такие предприятия более динамично реагируют на перепады в экономике и наиболее устойчивы в период кризиса. Мордовия в этом плане не исключение. Малое предпринимательство играет в регионе все более заметную роль — способствует созданию рабочих мест, развитию технических инноваций, проведению диверсификации, росту конкуренции и структурной перестройке экономики.

Малое и среднее  предпринимательство занимает важное место в экономике Республики Мордовия.

В настоящее  время в республике действуют 23,6 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства[51].

Наибольший  удельный вес занимают малые предприятия  в сфере оптовой и розничной торговли; ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, за 12 месяцев 2012г. их доля в общей структуре составила 29%. Второе место - операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг – 18%, строительство – 15%, сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство – 12%, другие виды деятельности 5% (рисунок 3.1).

Малый и средний  бизнес обеспечивает более 66 % республиканского розничного товарооборота, более 50 % оптового товарооборота, более 77 % оборота общественного  питания, более 39 % оборота организаций  по видам экономической деятельности.

 

Рисунок 3.1- Число  малых предприятий по видам экономической  деятельности, %

Оборот малых  предприятий за отчетный период составил 40,6 млрд. рублей, выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг (без  НДС, акцизов и аналогичных платежей) – 41,2 млрд. рублей. Более 50% оборота и выручки малых предприятий приходится на предприятия оптовой и розничной торговли; ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (рисунок 3.2).

Информация о работе Проблемы развития малого бизнеса