Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 10:33, дипломная работа
Цель дипломной работы. Целью работы заключается в том, чтобы на основе изучения теоретических аспектов государственной поддержки малого бизнеса, проанализировать текущее состояние данной проблемы, а также выявить наиболее оптимальные и эффективные пути развития данной проблемы в Российской Федерации. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
– рассмотреть сущность и определение субъекта малого бизнеса, его роль в рыночной экономике;
- проанализировать нормативно-правовую базу по развитию и поддержке субъектов малого бизнеса в России на федеральном и региональном уровне;
– выявить проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России;
Введение
1. Место и роль малого предпринимательства в рыночной экономики…
1.1 Правовое регулирование малого бизнеса в России…………………..
1.2 Проблемы развития малого бизнеса в России ………………………
1.3 Методы и инструменты государственного регулирования малого бизнеса………………………………………………………………………………
2 Формы государственной поддержки малого бизнеса в России………..
2.1 Финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства……
2.2 Косвенная поддержка малого бизнеса…………………………………
2.3 Инфраструктура поддержки малого бизнеса…………………………..
3 Особенности государственной поддержки малого бизнеса в Республике Мордовия……………………………………………………………...
Заключение ………………………………………………………………….
Список использованных источников………………………………………
Приложение А……………………………………………………………….
- на возмездной основе;
- безвозмездной основе;
- на льготных условиях[5].
Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства может осуществляться в следующих направлениях[32, c.408]:
- содействие
в обеспечении субъектов
- размещение заказов на производство и поставку специализированного оборудования и иных видов продукции для субъектов малого предпринимательства;
- содействие
в создании и организации
- предоставление
льгот предприятиям, учреждениям и организациям, осуществляющим
производственно-
Развитие и поддержание малого и среднего предпринимательства одной из задач ставит обеспечение его субъектов нежилыми офисными и производственными помещениями, достижение рациональной территориальной распределенности малого и среднего предпринимательства в зависимости от потребностей населения, обеспечение самозанятости, снижение издержек малых и средних предприятий на непрофильные виды деятельности, создание новых объектов для размещения малого и среднего предпринимательства, отвечающих современным качественным, технологическим и функциональным требованиям.
Для поддержки малого
бизнеса важна система
В условиях мирового финансового кризиса одним из самых эффективных инструментов антикризисной политики являются особые экономические зоны (ОЭЗ). Они позволяют минимизировать затраты инвестора за счет государственного финансирования инфраструктуры и создания режима делового благоприятствования. Согласно принятому закону зоны могут быть трех видов: промышленно-производственные и технико-внедренческие, туристско-рекреационные. На основании поправок 2007 года к ним добавился четвёртый тип — портовые зоны.
К настоящему времени в России создано уже 13 ОЭЗ. Из них две ППЗ — в Липецкой области и Татарстане, четыре ТВЗ — в Санкт-Петербурге (одна ОЭЗ на двух участках — Ново-Орловский и «Нойдорф»), Зеленограде, Дубне и Томске, а также семь ТРЗ — в Калининграде, Краснодарском и Ставропольском краях, на Алтае (две ОЭЗ — «Бирюзовая Катунь» и «Алтайская долина»), в Бурятии и Иркутской области. В ближайшее время появятся ещё две портовые, точнее аэропортовые, зоны — в Красноярске и Ульяновске, а также одна морская портовая зона — на территории порта Советская Гавань в Хабаровском крае. По словам нынешнего руководителя РосОЭЗ, к сентябрю 2011 года в ОЭЗ было зарегистрировано 112 резидентов, в том числе 88 — в ТВЗ, 16 — в ППЗ и 8 — в ТРЗ. Эти резиденты вложили в свой «зональный» бизнес свыше 13,5 млрд рублей и создали более 5 тыс. рабочих мест [47].
Срок действия ОЭЗ составляет 20 лет и продлению не подлежит.
Современные зональные структуры, образованные в странах Европы, Азии и Латинской Америки, заметно отличаются от наших ОЭЗ по методам организации и механизму функционирования.
Потенциальные
зарубежные инвесторы проявляют
все больший интерес к
2.3 Инфраструктура поддержки малого бизнеса
В настоящее время одним из препятствий оказанию действенной поддержки малым предприятиям является отсутствие или недостаток эффективных объектов инфраструктуры, обеспечивающих деятельность малых предприятий.
Целью формирования инфраструктуры малого предпринимательства является создание благоприятных условий для его развития путем обеспечения комплексной и адресной поддержки малых предприятий в различных направлениях: информационном, консультационном, обучающем, прогнозно-аналитическом, научно-техническом, технологическом, финансовом, имущественном, а также в оказании предпринимателям широкого спектра деловых услуг[15, c.43]. Через объекты инфраструктуры происходит налаживание деловых контактов кооперации предпринимателей, что способствует самоорганизации малого бизнеса.
К объектам инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства можно отнести [24, c.208]:
Этот перечень далеко не полный, и функции объектов инфраструктуры нередко дублируются, что, впрочем, не мешает им успешно развиваться. Это обусловлено тем, что спрос на бизнес-услуги со стороны предпринимателей растет. Руководители малых предприятий и предприниматели все более высоко оценивают не только доступ к финансовым ресурсам, но и важность обучения, повышения квалификации, профессиональных знаний в области права и финансов и многие другие преимущества, которые дает взаимодействие с объектами инфраструктуры поддержки предпринимательства.
На федеральном уровне существует не менее десятка министерств и ведомств, которые в той или иной степени занимаются вопросами развития предпринимательской деятельности. Основные из них - это Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства, Государственный антимонопольный комитет РФ, Министерство финансов РФ, Министерство экономики РФ, Министерство труда и социального развития РФ, Министерство науки и технологий РФ, Государственный комитет по делам молодежи РФ, Министерство общего и профессионального образования РФ и другие.
Аналогичные структуры действуют и на региональном уровне. К объектам инфраструктуры в широком смысле можно отнести и различные общественные предпринимательские организации, которые прямо или косвенно представляют и лоббируют интересы предпринимателей либо содействуют объединению усилий для решения собственных проблем.
В Мордовии инфраструктура поддержки малого бизнеса представлена следующими организациями[50]:
1. Государственные структуры:
2. Организации,
содействующие развитию
ООО «Инновационно-технологический центр Республики Мордовия».
3. Общественные объединения предпринимателей:
Инфраструктура малого предпринимательства выполняет важную социальную функцию, поэтому ее создание и развитие, как правило, полностью или частично финансируются за счет государства с привлечением средств и возможностей объединений предпринимателей, а также финансовых ресурсов из частных источников на некоммерческой основе (субсидирование, гранты, благотворительность и т.п.).
Элементы инфраструктуры
малого бизнеса являются, по сути, каналами,
по которым государственная
Существующая
ныне неравномерность в
3 Особенности
государственной поддержки
Во всем цивилизованном мире малый бизнес признан основой рыночных отношений. Такие предприятия более динамично реагируют на перепады в экономике и наиболее устойчивы в период кризиса. Мордовия в этом плане не исключение. Малое предпринимательство играет в регионе все более заметную роль — способствует созданию рабочих мест, развитию технических инноваций, проведению диверсификации, росту конкуренции и структурной перестройке экономики.
Малое и среднее предпринимательство занимает важное место в экономике Республики Мордовия.
В настоящее время в республике действуют 23,6 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства[51].
Наибольший удельный вес занимают малые предприятия в сфере оптовой и розничной торговли; ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, за 12 месяцев 2012г. их доля в общей структуре составила 29%. Второе место - операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг – 18%, строительство – 15%, сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство – 12%, другие виды деятельности 5% (рисунок 3.1).
Малый и средний бизнес обеспечивает более 66 % республиканского розничного товарооборота, более 50 % оптового товарооборота, более 77 % оборота общественного питания, более 39 % оборота организаций по видам экономической деятельности.
Рисунок 3.1- Число малых предприятий по видам экономической деятельности, %
Оборот малых предприятий за отчетный период составил 40,6 млрд. рублей, выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг (без НДС, акцизов и аналогичных платежей) – 41,2 млрд. рублей. Более 50% оборота и выручки малых предприятий приходится на предприятия оптовой и розничной торговли; ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (рисунок 3.2).