Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 09:40, контрольная работа
Промышленным образцом является художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид (п. 1 ст. 6 Патентного закона РФ). Как и изобретение, промышленный образец представляет собой нематериальное благо, результат творческой умственной деятельности, который может быть воплощен в конкретных материальных объектах. Однако если изобретение является техническим решением задачи, то промышленным образцом признается решение внешнего вида изделия. Хотя в Патентном законе РФ и дополняющих его актах это понятие более детально не раскрывается, его анализ позволяет сделать следующие выводы.
Авторское право предусматривает два основных типа авторского договора: авторский договор на передачу исключительных прав, разрешающий использование произведения определенным способом и в установленных пределах только лицу, которому эти права передаются;
авторский договор на передачу неисключительных прав, разрешающий использование произведения и другим лицам, в том числе самому обладателю исключительных прав, заключившему авторский договор.
Авторский договор заключается в письменной форме и, по желанию сторон, может быть заверен нотариально. Договор может быть изменен, прекращен или расторгнут также только письменно.
В каждом отдельном случае издатель и автор выбирают и согласуют оригинальный текст авторского договора.
Следует отметить, что авторский договор не обязательно представляет собой единый документ. Он может включать и различного рода дополнительные соглашения.
Авторское право предусматривает возможность заключения еще одного вида договора - авторского договора заказа. По договору заказа автор обязуется создать произведение в соответствии с условиями договора и передать его заказчику. Особенность авторского договора заказа состоит в том, что заказчик обязан в счет обусловленного договором вознаграждения выплатить автору аванс. Размер, порядок и сроки выплаты аванса устанавливаются в договоре по соглашению сторон.
Содержание авторского договора
В соответствии с законом, авторский договор должен предусматривать следующие обязательные положения:
· способы использования произведения (конкретные права, передаваемые по данному договору);
· срок и территорию, на которые передается право;
· размер вознаграждения и (или) порядок определения размера вознаграждения за каждый способ использования произведения, порядок и сроки его выплаты.
Правами, которые передаются по договору, не могут быть права на произведение, еще не существующее и которое автор может создать в будущем. Права на использование произведения, прямо не переданные по договору, считаются не переданными. Права, переданные по авторскому договору, могут передаваться полностью или частично другим лицам только в том случае, если это прямо предусмотрено договором.
При отсутствии в тексте авторского договора указания срока, на который передается право, договор может быть расторгнут автором по истечении пяти лет с даты его заключения, если пользователь будет письменно уведомлен об этом за шесть месяцев до расторжения договора. По истечении срока действия договора все права возвращаются автору и издательство не вправе тиражировать договорное произведение. Однако договор должен предусматривать возможность реализации экземпляров тиража, изготовленного в соответствии с договором.
При отсутствии в авторском договоре условия о территории распространения произведения, оно может распространяться только на территории Российской Федерации. То же самое можно сказать о переводе произведения на другие языки.
Вознаграждение автору определяется в авторском договоре.
Согласно пункту 7 статьи 31 Закона об авторском праве, условия авторского договора, противоречащие Закону, являются недействительными.
Нарушение авторского договора
В соответствии со статьей 34 Закона об авторском праве любые нарушения обязательств, зафиксированных в авторском договоре, влекут за собой ответственность. Кроме того, ответственность за нарушение обязательств предусмотрена и в главе 25 первой части Гражданского кодекса Российской Федерации.
Нарушения положений авторского договора может быть как со стороны издательства, так и со стороны автора.
Среди возможных нарушений авторского договора со стороны издательства отметим следующие:
· невыпуск произведения в свет;
· просрочка в выплате авторского гонорара;
· искажение произведения.
Возможны и иные нарушения. Если они не могут быть отрегулированы сторонами в ходе переговоров, решение по ним принимаются в ходе судебного разбирательства.
Нарушения со стороны автора могут быть следующими:
· непредставление произведения издательству;
· передача автором права на произведение третьим лицам.
Иски по поводу нарушения авторских прав рассматриваются в арбитражных судах.
Хотя приоритет в авторском праве не столь важен, тем не менее одной из самых главных проблем защиты авторских прав является отсутствие легальной процедуры, признанной всеми субъектами права, обеспечивающей возможность зафиксировать с привязкой к хост-серверу факт размещения электронных документов с авторскими материалами, время их размещения и другие реквизиты, а также обеспечивающей целостность таких документов и защиту от несанкционированного изменения, что позволило бы проводить аутентификацию (аутентификация документа - проверка реквизитов документа, целостности, подлинности документа и его электронно-цифровой подписи.) и идентификацию (идентификация документа - определение адресной информации источника и автора документа, фактов отправки, оснований и времени отправки документа) таких документов и решило бы проблему обеспечения доказательств в защиту авторских прав в сети "Интернет".
Автор в отношении своего
произведения обладает такими правами,
как:
- право авторства;
- право на имя;
- право на обнародование произведения, включая право на отзыв;
- право на защиту своей репутации.
Органичность связи
Важнейшим личным неимущественным правом является право авторства, т.е. основанная на факте создания произведения возможность лица признаваться его автором, создателем.
Право на имя заключается в возможности автора использовать или разрешать использовать произведение под своим подлинным именем, псевдонимом либо без обозначения имени (анонимно). Право любого гражданина приобретать и осуществлять права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, закреплено в абз. 1 п. 1 ст. 19 ГК. Там же сказано, что в случаях и в порядке, предусмотренных законом, гражданин может использовать псевдоним, т.е. вымышленное имя.
ГК не упоминает о возможности анонимного приобретения и осуществления гражданских прав и обязанностей. Однако из этого не следует, что положения ЗоАП об анонимном использовании произведений противоречат ГК и не должны применяться. Дело в том, что анонимно произведение воспринимается публикой. Автор же по-прежнему приобретает права и обязанности под своим подлинным именем, но через своего представителя, каковым является издатель.
При опубликовании произведения
анонимно или под псевдонимом (за
исключением случая, когда псевдоним
автора, например Максима Горького
или Эдуарда Лимонова, не оставляет
сомнения в его личности) издатель,
имя или наименование которого обозначено
на произведении, при отсутствии доказательств
иного считается представителем
автора и в этом качестве имеет
право защищать права автора и
обеспечивать их осуществление. Данное
положение действует до тех пор, пока автор
произведения не раскроет свою личность
и не заявит о своем авторстве.
Право на имя тесно связано с правом авторства.
Обладая правом авторства, создатель произведения,
как правило, персонифицирует его, снабжая
произведение при опубликовании своим
именем или псевдонимом либо приобретая
авторские права на него анонимно (по согласованию
с издателем). Тем не менее право на имя
является самостоятельным личным правом
автора, поскольку оно может быть нарушено
независимо от нарушения права авторства.
На практике нередки случаи, когда издатели,
не отрицая авторства какого-либо лица
на изданное произведение, не указывают
его имени (псевдонима) либо в нарушение
воли автора помещают на произведении
его псевдоним вместо подлинного имени
(или наоборот).
Право на обнародование состоит в возможности автора самому обнародовать или разрешить обнародовать произведение в любой форме. Никто, кроме автора, не вправе осуществлять или разрешать осуществление действий, которые впервые делают произведение доступным для всеобщего сведения. Обнародование произведения, в зависимости от его объективной формы и желания автора, может осуществляться путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, передачи в эфир или иным способом.
Право на обнародование не абсолютно. Оно предполагает возможность отказа автора от ранее принятого решения об обнародовании произведения. Подобный отказ именуется правом на отзыв. Реализация автором своего права на отзыв может нанести ущерб интересам пользователя произведения. Поэтому осуществление права на отзыв допускается лишь при условии возмещения пользователю всех причиненных решением автора убытков, включая упущенную выгоду.
Если произведение уже
было обнародовано, автор обязан публично
оповестить о его отзыве. При этом
он вправе изъять за свой счет из обращения
ранее изготовленные экземпляры произведения.
Право на отзыв не применяется лишь в отношении
служебных произведений.
Отозванное автором произведение считается
не обнародованным. Что это дает автору?
Право на отзыв позволяет автору в некоторых
случаях избежать неблагоприятных последствий
обнародования произведения, поскольку
обнародованные произведение в случаях,
предусматриваемых ст. ст. 17 - 26 ЗоАП, могут
в определенных рамках свободно использоваться
третьими лицами, в том числе без выплаты
авторского вознаграждения.
Право на защиту репутации автора означает возможность защиты произведения от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству создателя произведения. Закон устанавливает максимально широкие границы данного права. Ограждаются права автора на неприкосновенность не только содержания, но и названия произведения. В соответствии с законом никто, кроме автора, не вправе вносить в произведение изменения и дополнения, снабжать его иллюстрациями, примечаниями, предисловием и послесловием, разрешать перевод, переделку, аранжировку или другую переработку произведения. Редакторская и иная правка допускается только с согласия автора. Закон не перечисляет возможные отклонения по чьей-либо воле от существа и формы произведения, поскольку он ограждает автора от всякого искажения произведения.
Вместе с тем абз. 5 п. 1 ст. 15 ЗоАП говорит о защите произведения также от иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора. То есть всякое искажение произведения - это всегда одна из форм посягательства на него. Автор вправе протестовать против него независимо от связи искажений с его честью и достоинством. Напротив, иное посягательство недопустимо, если оно наносит ущерб чести и достоинству автора. Иной подход был бы нелогичен, так как трудно вообразить, чтобы автор получал возможность протестовать, к примеру, против снабжения литературного произведения иллюстрациями помимо его воли (т.е. фактически против искажения произведения) лишь при условии нанесения этим ущерба его чести и достоинству. Тем более что иллюстрации могут быть выполнены на высоком профессиональном уровне и, по мнению читателей, украшать произведение.
Но посягательства могут
выражаться в некорректной оценке произведения,
приписках его автору каких-либо неблаговидных
поступков, связанных с созданием произведения.
Вспомним непрекращающиеся домыслы об
истории создания М.А. Шолоховым романа
"Тихий Дон". Формула "иные посягательства,
способные нанести ущерб чести и достоинству
автора" может распространяться также
на случаи недозволенного использования
имени автора в рекламно-коммерческих
целях.
Право на защиту репутации автора произведения
не переходит по наследству. Однако ст.
29 ЗоАП дает наследникам право осуществлять
защиту этого права (наравне с правом авторства
и правом на имя). Кажущийся парадокс объясняется
просто: нельзя приобрести в порядке наследственного
преемства неотделимое от личности автора
право с последующей его передачей своим
наследникам, но можно защищать нарушаемое
кем-либо личное неимущественное право
покойного автора. Именно такое право
на осуществление защиты (а не право на
защиту) закон предоставляет наследникам
автора.
Естественно, защита от посягательств, способных нанести ущерб чести и достоинству автора, осуществляется как самим автором, так и его наследниками по правилам ст. 152 ГК о защите чести, достоинства и деловой репутации <1>. В соответствии с п. 1 ст. 152 ГК по требованию заинтересованных лиц допускается защита чести и достоинства гражданина и после его смерти. Примером подобной защиты может служить иск вдовы известного целителя и автора оригинальных трудов В.В. Караваева к одному из предприятий Подмосковья, в нарушение ряда правовых норм наводнившему рынок (под рефрен энергичной рекламы) "бальзамами Караваева". Не обладая всей необходимой технологией производства бальзамов, разработанных фондом им. В.В. Караваева, предприятие-производитель своей деятельностью дискредитировало авторскую репутацию ученого.
Список литературы