Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 22:07, контрольная работа
Рассмотрение проблем лицензирования предпринимательской деятельности является достаточно актуальным, поскольку значительное число видов предпринимательской деятельности подлежит лицензированию. Также в современных условиях развития предпринимательства в России актуальной является проблема контроля государства в лице различных органов за деятельностью хозяйствующих субъектов. Этот контроль преследует двоякую цель. Во-первых, с помощью контроля происходит упорядочение создания и деятельности предпринимателей. Так, с помощью контроля, избегается создание "фирм-однодневок", не способных отвечать по своим обязательствам, тем самым государство охраняет права и свободы своих граждан
Введение………………………………………………………………………….3
1. Основные понятия, принципы и этапы развития института лицензирования предпринимательской деятельности……………………………………………4
1.1. Развитие института лицензирования………………………………………..4
1.2. Юридическая природа, сущность и основные принципы лицензирования…………………………………………………………………...8
2. Процедура лицензирования предпринимательской деятельности………12
Заключение………………………………………………………………………24
Список использованных источников…………………………………………27
Здесь, как представляется, сделан «бюрократический» уклон на то, что лицензирование является комплексом действий органов государства. Хотя, в
большей степени, лицензирование представляет собой один из наиболее распространенных способов обеспечения общегосударственных интересов в сфере частноправовой деятельности. Как уже говорилось выше, в условиях советской правовой системы он применялся редко ввиду очевидного примата публично-правовых институтов над интересами субъектов предпринимательской деятельности. Воздействие государства в это время могло быть обеспечено ужесточением надзора в сфере частноправовой деятельности. Становление же рыночной экономики вызвало к жизни этот метод государственного управления.
Удачно сформулировано определение лицензии в Законе о лицензировании. В соответствии со ст. 2 Закона лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Лицензионные требования и условия устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности. В то же время в ст. 3 Закона о лицензировании зафиксированы принципы осуществления лицензирования. Это:
- обеспечение единства
экономического пространства
- установление единого
перечня лицензируемых видов
деятельности. Этот перечень установлен
Постановлением Правительства
- установление единого
порядка лицензирования на
Российской Федерации. Этот порядок установлен федеральными актами;
- установление лицензионных
требований и условий
- гласность и открытость лицензирования. Этот принцип выражается в том, что все законы и иные нормативно-правовые акты, касающиеся лицензирования, подлежат официальному опубликованию (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ);
- соблюдение законности
при осуществлении
2. Процедура лицензирования предпринимательской деятельности
Индивидуальные
В юридической литературе
лицензирование рассматривают наряду
с государственной регистрацией
формой легитимации
Лицензирование представляет
собой одно из средств государственного
регулирования рынка – единую
систему оценки условий, содержания
и результатов
Правовая база лицензирования весьма обширна. Особую роль в ней
играют законы, и прежде всего Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон N 128-ФЗ), который вступил в силу по истечении шести месяцев со дня официального опубликования. С этого момента утрачивают силу Федеральный закон с аналогичным названием от 25 сентября 1998 г. N 158-ФЗ с изменениями и дополнениями, внесенными в него в 1998 - 2000 гг., и другие законы. Согласно статье 18 Закона N 128-ФЗ федеральные законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие порядок лицензирования отдельных видов деятельности, предусмотренных пункте 2 статьи 1 данного Закона, действуют в части, не противоречащей ему, и подлежат приведению в соответствие с ним. Значение этого акта в том, что в нем закреплен единый перечень лицензируемых видов деятельности и унифицирована процедура лицензирования.
В юридической литературе отмечается, что в российском законодательстве о лицензировании на различных этапах его развития лицензия рассматривалась как:
1) документ (п. 1 Порядка ведения
лицензионной деятельности, утвержденного
Постановлением Правительства
2) право (ст. 2 Закона о лицензировании 1998 г.);
3) юридический факт в
форме соответствующего
Лицензия является основанием
возникновения
конкретным индивидуальным предпринимателем-лицензиатом.
У многих начинающих предпринимателей возникает закономерный вопрос: на какой вид деятельности надо получать лицензию? В настоящее время используется два основных критерия определения лицензируемых видов деятельности: во-первых, потенциальная опасность того или иного вида деятельности, т.е. возможность нанесения ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации; во-вторых, невозможность регулирования иными методами, кроме лицензирования.
Законодатель сделал основной акцент на сохранении лицензирования видов деятельности, связанных с техникой, технологиями, источниками повышенной опасности. В отдельные группы можно выделить виды деятельности, нарушение порядка осуществления которых может причинить ущерб здоровью граждан (фармацевтическая деятельность, производство лекарственных средств, деятельность по распространению лекарственных средств и изделий медицинского назначения, медицинская деятельность, деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, производство дезинфекционных и средств и т.п.), а также их правам и законным интересам (деятельность инвестиционных фондов, деятельность негосударственных пенсионных фондов, деятельность, связанная с трудоустройством граждан РФ за пределами РФ, и т.п.).
Следует перечислить виды деятельности, на осуществление которых больше не требуется наличие лицензии: риэлторская деятельность, издательская деятельность, полиграфическая деятельность, деятельность по производству и розливу минеральной и природной питьевой воды, оптовая реализация минеральной и природной питьевой воды, реализация предметов антиквариата.
Сохранилось лицензирование таких распространенных видов предпринимательской деятельности, как: аудиторская деятельность,
оценочная деятельность, заготовка, переработка и реализация лома цветных металлов, заготовка, переработка и реализация лома черных металлов, организация и содержание тотализаторов и игорных заведений, публичный показ аудиовизуальных произведений, если указанная деятельность осуществляется в кинозале, производство табачных изделий.
В предыдущем Законе о лицензировании отдельных видов деятельности тем не менее содержалась оговорка о том, что подлежат лицензированию не только прямо названные виды деятельности (ст. 17), но и неназванные виды, лицензирование которых предусмотрено иными федеральными законами, вступившими в силу ранее Закона N 158-ФЗ (ст. 17 п. 2 ст. 19). Таким образом, лицензированию подлежали виды деятельности, которые, во-первых, не подпадали под действие Закона N 158-ФЗ, во-вторых, были прямо перечислены в этом Законе и, в-третьих, хотя и не были перечислены в Законе N 158-ФЗ, но были установлены более ранними федеральными законами. Вместе с тем прекращалось лицензирование многих видов деятельности, которое было установлено указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и подобными подзаконными актами (например, с момента вступления в силу Закона N 158-ФЗ было отменено лицензирование оказания платных юридических услуг, введенное постановлением Правительства РФ). К тому же перечень лицензируемых видов деятельности, названный в Законе N 158-ФЗ, не был исчерпывающим и заставлял предпринимателей постоянно обращаться к иным федеральным законам. К примеру, лицензирование торговли автомобилями было установлено Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», туроператорская и турагентская деятельность - Федеральным законом от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
В статье 5 Закона N 128-ФЗ прописано, что Правительство Российской Федерации определяет федеральные органы исполнительной власти,
осуществляющие лицензирование
конкретных видов деятельности. В
связи с этим в настоящее время
принято Постановление
- МВД России –
- Минздрав России –
деятельность по
- МНС России – производство табачных изделий;
- Минсельхоз России –
деятельность по разведению
- Минтранс России –
перевозка морским и водным
транспортом пассажиров и
- Минтруд России –
деятельность по оказанию
- Минфин России – аудиторская деятельность;
- Минэкономразвития России – турагентская деятельность и деятельность по продаже прав на клубный отдых;
- Госкомспорт России - организация и содержание тотализаторов и игорных заведений.
Постановлением Правительства «О лицензировании отдельных видов
деятельности» утвержден Перечень тех видов деятельности,
лицензирование которых помимо федеральных органов исполнительной власти находится в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
- производство дезинфекционных,
дезинсекционных и
- ветеринарная деятельность;
- заготовка, переработка и реализация лома цветных металлов;
- заготовка, переработка
и реализация лома черных
- публичный показ
Необходимо обратить внимание на то, что если индивидуальный предприниматель осуществляет несколько лицензируемых видов деятельности, то потребуется лицензия на каждый вид.
Для получения лицензии соискатель представляет следующие документы:
1) заявление о предоставлении
лицензии с указанием фамилии,
имени, отчества, места жительства
индивидуального
Информация о работе Процедура лицензирования предпринимательской деятельности