Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2014 в 19:29, курсовая работа
В России, как известно, малое предпринимательство находится в начальной стадии развития. Безусловно, многие из субъектов малого предпринимательства не могут начать производство без внешних заимствований. Однако данный сектор общественного производства нашей страны имеет огромный потенциальный ресурс для дальнейшего динамичного развития, экономического и социального прогресса. Но для этого требуются соответствующие инвестиции.
Отсутствие достаточного объема финансовых ресурсов на развитие дела выступает основной проблемой малого бизнеса. В большинстве случаев предприниматели решают этот вопрос характерно российскими методами, они предпочитают обращаться к друзьям и родственникам
Введение 3
Преимущества и недостатки малого предпринимательства 4
Методологические подходы к оценке эффективности
деятельности малых предприятий 5
Ключевые показатели эффективности малого
предпринимательства различных сфер бизнеса
Сферы гостиничного бизнеса 11
Ключевые показатели эффективности малого предприятия
сферы торговли 12
Ключевые показатели эффективности малого предприятия
сферы проектирования и строительства 12
Пути дальнейшего развития малого предпринимательства 14
Заключение 17
Список использованных источников 19
Для анализа экономической эффективности деятельности предприятия ключевые показатели эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия можно сгруппировать следующим образом:
А) Показатели по основным видам деятельности предприятия.
Б) Показатели по направлениям использования активов предприятия:
- операционная деятельность;
- инвестиционная деятельность;
- финансовая деятельность.
В) Показатели по функциональным зонам деятельности предприятия:
- продажи и маркетинг;
- закупки и запасы;
- производство;
- финансы;
- персонал.
Г) Показатели по характеру отражения деятельности предприятия:
- общие технико-экономические показатели;
- показатели финансового состояния;
- показатели результатов хозяйственной деятельности за период.
Или:
А) Технико-экономические показатели;
Б) Финансовые показатели.
При отборе ключевых показателей эффективности из значительного массива показателей, характеризующих деятельность малого предприятия, были приняты во внимание:
- различные виды деятельности предприятия;
- содержание различных
процессов в работе
- необходимость контроля
текущей финансовой и
- достоверность используемых
исходных данных для расчета
ключевых показателей
Для разработки алгоритмов калькуляторов предложены следующие системы ключевых показателей эффективности деятельности малого предприятия с учетом отраслевой специфики:
3.1 Сферы гостиничного бизнеса
3.3 Ключевые показатели
эффективности малого
Строительные предприятия
Проектно-ориентированные предприятия
Ключевые показатели оценки результатов работы службы снабжения малого предприятия
На Министерство экономики Российской Федерации возложена разработка основ политики государственной поддержки малого предпринимательства, а также координация деятельности центральных органов федеральной исполнительной власти и формирование инфраструктуры малого предпринимательства. Дальнейшее развитие малого бизнеса в России предусмотрено Федеральным Законом "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации".
На сегодняшний день основной целью выделения бюджетных средств на финансовую поддержку малого предпринимательства должно стать привлечение внебюджетных ресурсов и обеспечение доступа, к ним малых предприятий. Эта задача может быть решена путем создания федерального, региональных и муниципальных гарантийных фондов (состоящих из денежных средств, ценных бумаг, недвижимости и других активов, формируемых бюджетом), за счет которых структуры поддержки малого предпринимательства могли бы предоставлять частичное обеспечение по кредитам, взятым малыми предприятиями в коммерческих банках. При работе данного механизма решается как задача обеспечения мультипликативного эффекта при использовании средств бюджета, так и задача увеличения числа малых предприятий, удовлетворяющих критериям коммерческих банков в части достаточности и качества обеспечения по кредиту.
Другую проблему, связанную со слишком высокой процентной ставкой банковского кредита, можно решать путем частичной компенсации процентной ставки за счет средств бюджета. За счет выделенных бюджетных средств банки должны обеспечить компенсацию своей доходности при кредитовании по пониженной процентной ставке, приемлемой для малого предприятия. Правительство Ленинградской области учредило Агентство кредитного обеспечения в качестве структуры, предназначенной для выдачи договора поручительства малым предприятиям под получаемый в банке кредит. Поручительство предоставляется не на всю сумму кредита, а на ее одну треть с учетом процента. Кредитные риски хотя и сохраняются, но они уже менее тревожны при наличии гаранта областного значения .
Указанная схема поддержки малого предпринимательства успешно реализуется государственными агентствами в Финляндии и Франции, деятельность которых регламентируется соответствующими законами. Ленинградский областной эксперимент может дать толчок развертыванию схемы бюджетного кредитного обеспечения в регионах вплоть до создания агентства федерального уровня с соответствующим законодательным обеспечением.
Бюджетная эффективность областной государственной поддержки малого предпринимательства, по нашему мнению, должна проявляться, во-первых, в сохранении выделенных из областного бюджета средств и, во-вторых в повышении, значения сектора малого предпринимательства в увеличении валового регионального продукта и налоговых поступлений в бюджетную систему.
Федеральное правительство, формируя и реализуя на программной основе эффективную систему государственной поддержки малого предпринимательства, могло бы "увлечь" за собой региональные власти по созданию различных форм взаимодействия объектов инфраструктуры и поддержки инвестиционных проектов, осуществления лизинговых схем. Такое взаимодействие становится объективной необходимостью в связи с существенными различиями в социально-экономическом развитии субъектов РФ. В свою очередь и региональные власти могут "увлечь" за собой органы местного самоуправления в разработке и реализации муниципальных программ поддержки малого предпринимательства. Система федеральной поддержки, исходя из поставленной цели, ожидаемых результатов и ресурсного обеспечения, дополняет систему региональной поддержки, а региональная – систему муниципальной поддержки малого предпринимательства.
Необходимо существенно уменьшить налоговую нагрузку на малый бизнес. Это особенно важно для начинающих предпринимателей в первую очередь в таких видах деятельности, как инновационная, производственная, строительная и ремонтно-строительная, следует сосредоточить внимание на концентрации всех финансовых средств, предназначенных для поддержки малого бизнеса (федерального и региональных бюджетов, Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, всевозможных внебюджетных источников), на важнейших приоритетных направлениях, создать для него систему гарантий кредитования.
Для вновь создаваемых предприятий малого бизнеса необходимо широкое использование лизинга. Дальнейшему развитию этих форм деятельности среди предприятий малого бизнеса должны содействовать крупные предприятия.
Нужна более энергичная работа по развитию инфраструктуры малого бизнеса, развитию банковской системы, различных фондов поддержки малого бизнеса. Малые предприятия должны иметь возможность в любую минуту получить консультацию и бесплатную помощь по вопросам открытия и функционирования, по проблемам маркетинговой стратегии, защите своих интересов, по любой другой проблеме.
Большая работа предстоит в области подготовки и повышения квалификации предпринимателей. В сфере малого бизнеса работают около 8 млн. человек, или почти 12% всего занятого в стране населения, и численность эта из года в год будет возрастать. В малый бизнес приходят все больше молодых, энергичных людей. Между тем по данным социологических опросов свыше 70% молодых предпринимателей считают, что им необходимо приобрести специальные знания в области малого бизнеса. Особенно актуальна задача профессиональной подготовки руководителей таких предприятий.
Заключение
Малый бизнес в России пока отстает от бизнеса промышленно развитых стран, но в нашей стране имеются большие резервы для его дальнейшего роста. Осуществляемая в настоящее время в России система государственной поддержки развития малого предпринимательства недостаточно эффективна, ее необходимо развивать и совершенствовать.
В ряде промышленно развитых стран накоплен положительный опыт государственной поддержки малого бизнеса. Для успешного развития отечественного малого бизнеса необходимо использовать все полезное и приемлемое из опыта этих стран. В развитии малого бизнеса России имеется множество проблем. Решение этих проблем может быть найдено только на путях всесторонней государственной и общественной поддержки.
По сравнению с развитыми странами (например, европейскими) уровень развития малого предпринимательства в России невелик. По подсчетам на 1тыс. россиян приходится в среднем лишь 6 малых предприятий (исключение только г. Москва – 20 и г. Санкт-Петербург – 23), в то время как в странах – членах Евросоюза указанное число составляет не менее 30.
Вместе с тем и в России признается особо важная роль малого бизнеса в экономике страны, поскольку на него возложено выполнение ряда важнейших экономических и социальных задач. Это связано с тем, что, не считая налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, малый бизнес способствует развитию экономического сектора, созданию дополнительных рабочих мест, а также помогает развитию конкурентоспособной среды.
В частности, можно указать основные моменты, свидетельствующие о том, что необходимо совершенствовать сферу малого предпринимательства.
- Малый бизнес является
одним из важных секторов
- Малый бизнес считается
одним из основных источников
налоговых поступлений, поскольку
участвует в формировании
- Благодаря своей гибкости
и способности быстро
Нельзя забывать о социально-экономической роли малого бизнеса. Он создает новые рабочие места, тем самым, обеспечивая занятость населения, в результате снижается уровень безработицы. Поскольку предприятия малого бизнеса характеризуются относительно небольшим количеством персонала, это способствует наибольшему сплочению всего трудового коллектива, что обычно отсутствует на крупных предприятиях. Данное обстоятельство еще больше усиливает трудовую мотивация и положительно сказывается на результатах труда компании. Положительным моментом является и тот факт, что субъекты малого бизнеса обеспечивают трудоустройство социально нестабильных слоев населения (например, молодежи, женщин, иммигрантов и т.д.), давая им возможность набраться опыта, знаний, добиться карьерного роста и самореализоваться. Хотя производительность труда малого бизнеса и развивается более высокими темпами, все же средний уровень заработной платы на малых предприятиях ниже по сравнению с крупными. Это объясняется чрезмерной экономией предпринимателей и сравнительно меньшими доходами.
Список использованных источников
1. Аверина, О.И. Анализ финансовой устойчивости предприятия по принципам РСБУ и МСФО / О.И. Аверина // Экономический анализ: теория и практика. – 2009. - №34. – С. 12-17.
2. Грозовский Б. Малый
бизнес подрос благодаря
Информация о работе Пути дальнейшего развития малого предпринимательства