Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 10:20, реферат
Актуальные тенденции трансформации российского экономического пространства определяют необходимость разработки нового подхода к инкубированию бизнеса. Важным условием успешной деятельности бизнес-инкубатора (БИ) является его адекватность существующей экономической среде, а также способность быстро реагировать на изменяющиеся внешние условия. Даже малое предприятие теперь не может функционировать без учета взаимодействия местных, региональных, макрорегиональных и глобальных условий. В соответствии с макроэкономическим масштабом интеграции регионов бизнес-инкубаторы должны ориентироваться на комплексное развитие макрорегионов, вырабатывать межрегиональный характер деятельности.
Введение…………………………………………………………………………..3
Развитие бизнес-инкубаторов…………………………………………………..4
Заключение………………………………………………………………………13
Список литературы……………………………………………………………..15
Выполняя сервисную функцию, БИ обеспечивает разработчиков оснащенными рабочими местами, офисными услугами, профессиональными консультациями, опытно-экспериментальным оборудованием.
Коммуникационная функция БИ состоит в обеспечении взаимодействия между предприятиями и создании целостной предпринимательской среды с устойчивыми хозяйственными связями в рамках макрорегиона. Консалтинговая и образовательная функции подразумевают оказание правовой и бухгалтерской поддержки предпринимателям; предоставление доступа к аналитическим и образовательным материалам, базам данных, повышение квалификации и образовательного уровня предпринимателей; проведение образовательных мероприятий – тренингов, семинаров, выставок и т.п.
Интеллектуально-
Исследовательская функция реализуется через содействие разработчикам в проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, создании опытных образцов продукции. Для обеспечения данной функции необходимо сотрудничество с научно-образовательными учреждениями, исследовательскими лабораториями, конструкторскими бюро и т.п.
Планирование и предоставление финансовой поддержки выражается в подготовке бизнес-планов коммерциализации идей и поиске средств на проведение работ по проектам, что обеспечивают функции организации и планирования.
Координационная функция БИ состоит в согласовании деятельности и обеспечении взаимодействия между отдельными элементами инфраструктуры поддержки малого бизнеса – местными и региональными органами власти, общественными объединениями, консалтинговыми и образовательными структурами, кредитно-финансовыми учреждениями, бизнес-центрами и научно-технологическими парками; а также в перспективе – создание сети, объединяющей наиболее крупные бизнес-инкубаторы макрорегиона.
Услуги, предоставляемые межрегиональным БИ, в работе разделены на услуги по размещению предприятий и услуги по развитию бизнеса. Услуги по размещению предприятий включают предоставление помещений (в том числе и специализированных – выставочных площадей, лабораторий, конференц-залов), необходимого оборудования, программного обеспечения. К услугам по развитию бизнеса относятся: юридические; содействие коммерциализации технологии; разработка, продвижение проектов, помощь в управлении ими; образовательные и консалтинговые услуги.
Функциональная эффективность БИ должна обеспечиваться адекватным структурным делением на отдельные профильные центры по видам инкубационной деятельности. При этом каждый из профильных центров сочетает в себе все элементы трансакционной инфраструктуры выращивания бизнеса: институциональный, организационный и информационный (см. рис. 2).
Рис. 2. Структура бизнес-инкубатора межрегионального типа
Наиболее перспективным направлением развития бизнес-инкубирования в макрорегиональном контексте является создание сети межрегиональных инкубаторов бизнеса на территории РФ. Бизнес-инкубаторы, ориентированные на комплексное развитие РФ, должны способствовать кооперации малого со средним и крупным бизнесом уже на стадии формирования предприятий. Это позволит быстрее развить на территории макрорегиона сеть высокотехнологичных экономических кластеров в приоритетных для макрорегиона отраслях.
Заключение
В условиях интенсификации обобществления хозяйства на макрорегиональном уровне отечественные бизнес-инкубаторы сталкиваются с рядом проблем, существенно снижающих эффективность их деятельности. Формирование макрорегионов – функционально дифференцированных, организационно интегрированных и географически целостно локализованных частей национальной экономики, реализующих консолидированные интересы ее хозяйственных субъектов на разных уровнях в глобализированной среде – требует переосмысления содержания и форм, потенциала и резервов, тенденций и перспектив бизнес-инкубирования в пространственном аспекте. Это позволит выявлять векторы стратегического управления этим направлением поддержки малого предпринимательства на национальном, макрорегиональном и региональном уровнях. Актуальными задачами модернизации бизнес-инкубирования в новых условиях являются: развитие категориального аппарата с учетом интеграционной и глобальной составляющих; преодоление правовой неопределенности статуса и институциональных ограничений; достижение самоокупаемости; обеспечение кадрами высокой компетенции; выбор оптимальных параметров, локализации и приоритетных направлений деятельности.
Особый статус макрорегионов в повышении эффективности работы БИ обусловлен современными тенденциями развития российского экономического пространства. Хозяйственная деятельность макрорегионов и экономических кластеров ставит перед БИ задачи, решение которых неосуществимо без использования всего многообразия связей и отношений, которые формируются в регионах. При создании БИ необходимо учитывать природно-техническую, этнокультурную и социально-экономическую дифференциацию регионов и потенциал их интеграции в границах макрорегиона, соответствие его функций национально-государственным интересам России, задачам обеспечения благополучия современного и будущих поколений ее граждан. В связи с этим необходима трансформация приоритетов, императивов, ориентиров и параметров деятельности БИ с позиции макрорегиональных функций и их глокализации.
Формирование БИ межрегионального типа поможет полнее использовать разнообразные ресурсы заинтересованных регионов и само становится ресурсом для нового масштабирования экономической системы макрорегиона. Для укрепления статуса и организационной структуры такого инкубатора могут привлекаться как внутренние, так и внешние ресурсы объединяющихся регионов, для которых решение данных отраслевых и межотраслевых проблем может осуществляться на межрегиональной или международной основе. В результате функционирования БИ нового типа хозяйственные субъекты макрорегиона получат больше возможностей для развития культуры и коммуникаций, обмена опытом и знаниями, интеграции ресурсов и отношений, согласования стратегий и тактик поведения в общей системе воспроизводства. Создание БИ межрегионального типа должно основываться на принципах гармоничной консолидации национально-государственных и региональных интересов, согласования действий органов власти, предпринимателей и населения в рамках задач социально-экономической модернизации российского общества.
Список литературы:
1. Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент: Учеб. Пособие. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2008г.;
2. Коротков Э. М. Концепция менеджмента. - М.: Дека, 2003г.;
3. Оголева Л.Н., Радиковский В.М. и др. Инновационный менеджмент: Учеб. Пособие. – М.:ИНФРА-М, 2001г.;
4. Хучек М. Инновации на предприятиях и их внедрение. – М.: Луч, 2002г
5. Фесюн, А.В. К вопросу о создании бизнес-инкубаторов в макрорегионах / А.В. Фесюн // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3. Экономика. Экология. – 2007. - № 1 (12). – 0,4 п.л.
6. Фесюн, А.В. Бизнес-инкубатор: экономический смысл создания / А.В. Фесюн // Тезисы докладов X региональной конференции молодых исследователей Волгоградской области, г. Волгоград, 8-11 ноября 2005г. Выпуск 1. Экономика и финансы. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005. – 0,3 п.л.
1. Фесюн, А. Виртуальный бизнес-инкубатор как инструмент развития малого бизнеса / А. Фесюн // Сборник статей VII международной научно-методической конференции «Современный российский менеджмент: состояние, проблемы, развитие». Апрель 2007 г. – Пенза: Изд-во Приволжского Дома знаний, 2007.