Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 22:51, реферат
Целью данной работы является изучение субъекта малого предпринимательства как системы взаимосвязанных факторов, влияющих на его устойчивость в условиях рыночной экономики, а также его развитие в Ставропольском крае.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать малое предпринимательство в России на современном этапе его развития, выявить его специфические особенности;
- обозначить наиболее острые проблемы, стоящие перед малым предпринимательством в России;
- выявить проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в отдельном регионе – Ставропольском крае.
Введение
1 Теоретические основы малого предпринимательства
1.1 Сущность, роль и значение малых предприятий
1.2 Критерии отнесения предприятий к малому бизнесу
1.3 Развитие малого предпринимательства в России
2 Особенности развития малого предпринимательства в
Ставропольском крае
2.1
2.2
3 Проблемы и перспективы развития малого предпринимательства
в Ставропольском крае
Заключение
Список использованных источников
Содержание
Введение
1 Теоретические основы малого предпринимательства
2 Особенности развития малого предпринимательства в
Ставропольском крае
2.1
2.2
3 Проблемы и перспективы
в Ставропольском крае
Заключение
Список использованных
Введение
В настоящее время в экономике России одновременно функционируют крупные, средние и мелкие предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на личном и семейном труде. Ключевым источником роста эффективности производства, насыщения рынка необходимыми товарами, услугами и повышения уровня жизни населения является развитие малого предпринимательства. Малое предпринимательство обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Оно способно не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться, создавать атмосферу конкуренции, ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна. Предприятия малого бизнеса являются гибкой и динамичной формой реализации предпринимательской деятельности, позволяющей свободно выразить деловой и творческий потенциал, иметь определенные заработки для достойного образа жизни. Создание сети подобных предприятий способствует обеспечению занятости населения, увеличению на рынке товарной массы и потребительских услуг. Они порождают здоровую конкуренцию, означающую всестороннее регулирование экономики, включая свободное развитие и многообразие форм собственности, противодействие монополизму крупных фирм. Малые предприятия оживляют инвестиционную деятельность, поскольку перелив ресурсов в сферу малой экономики влечет за собой кардинальные перемены во всей структуре хозяйственного оборота. Малое предпринимательство способно быстро реагировать на изменение спроса. Небольшие размеры малых предприятий, их технологическая, управленческая гибкость позволяют чутко и своевременно отвечать на изменяющуюся конъюнктуру рынка путем быстрого восприятия технических новинок, перестройки номенклатуры и ассортимента продукции. Узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг, отсутствие управленческих иерархий, возможность начать дело с относительно небольшим стартовым капиталом - все эти черты малого предпринимательства также являются его достоинствами, повышающими его устойчивость на рынке. Однако малое предпринимательство имеет также и определенные недостатки. Так, относительно небольшой капитал сужает рамки производства, ограничивает возможность применения дополнительных ресурсов. Это ведет также к определенной экономической неустойчивости малых предприятий, способствует их банкротству и разорению. Перечисленное выше, требует разработки комплекса мер по поддержке малого предпринимательства в масштабе всей страны и на региональном уровне в качестве серьезного шага к экономическому и социальному процветанию общества.
Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что, во-первых, формирование и развитие малого предпринимательства является основным условием становления конкурентной рыночной среды, от чего зависит эффективность антимонопольной политики и успех рыночных преобразований; во-вторых, малое предпринимательство не получило в России должного развития и не полностью выполняет функции, присущие ему в развитых рыночных системах; поэтому в работе будет рассмотрена его поддержка для динамичного развития этого сектора экономики.
Объектом исследования курсовой работы является развитие малого предпринимательства в России и Ставропольском крае, предмет исследования – малые предприятия.
Целью данной работы является изучение субъекта малого предпринимательства как системы взаимосвязанных факторов, влияющих на его устойчивость в условиях рыночной экономики, а также его развитие в Ставропольском крае.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать малое предпринимательство в России на современном этапе его развития, выявить его специфические особенности;
- обозначить наиболее острые проблемы, стоящие перед малым предпринимательством в России;
- выявить проблемы и
В работе использовались принципы системного подхода с использованием общенаучных методов и приёмов, среди которых следующие: методы сравнительного анализа, группировки данных, экспертные оценки, экономический и логический анализ и др.
1.1 Сущность, роль и значение малого бизнеса
Термин «бизнес»
имеет английское происхождение и в языке
оригинала означает дело, деятельность,
занятие. Бизнес - самостоятельная, осуществляемая
на свой страх и риск и под личную имущественную
ответственность деятельность отдельных
граждан, направленная на получение прибыли
или экономической выгоды в иной форме.
К малому предприятию относится коммерческая организация в любой сфере деятельности, которая по своим критериям, установленным государством, относится к малому бизнесу. [3] Предприниматели без образования юридического лица (ПБЮЛ) также относятся к малому бизнесу.
Экономика любого государства не может нормально развиваться без оптимального сочетания крупного, среднего и малого бизнеса. Это доказывает вся история экономического развития ведущих стран мира. Роль и значение малого предпринимательства с методической точки зрения, на взгляд авторов, необходимо рассматривать с нескольких позиций: экономической, научно-технической, социальной, политической. С экономической стороны роль и значение малого бизнеса можно определить с помощью таких показателей, как:
- доля валового внутреннего
продукта (ВВП), создаваемого в малом бизнесе;
- доля национального дохода,
создаваемого в малом бизнесе;
- доля мелких предприятий в общем количестве
коммерческих, предприятий;
- доля малого бизнеса в экспорте
продукции;
- доля основного капитала, функционирующего в малом бизнесе; - доля отдельных видов продукции или услуг, производимых малым бизнесом, в общем, их объеме и др. С увеличением значений этих показателей, естественно, возрастает роль малого бизнеса в экономике страны. Малое предпринимательство имеет свои как сильные, так и слабые стороны[13] . (табл.1)
Таблица 1 Анализ малого бизнеса как модели экономической самодеятельности
Сильные стороны малого бизнеса |
Слабые стороны малого бизнеса |
Возможности малого бизнеса |
Угрозы существованию малого бизнеса |
1.Небольшой стартовый капитал |
Ограниченный (локально) рынок |
Рост до уровня «большого» бизнеса |
Быстрота полного разорения |
2. Высокая эффективность |
Ограниченные перспективы роста |
Сбалансированное развитие |
Быстрое достижение «потолка» роста |
3. Гибкость |
Высокая зависимость от превратностей коньюктуры |
Прочная ниша на «своём» рынке |
Лёгкость проникновения конкурента в эту нишу |
4. Самостоятельность |
Отсутствие влиятельной поддержки |
Творческая самореализация |
Уязвимость к попыткам силового давления «сильных мира сего» |
Развитие в России малого
бизнеса имеет большое народнохозяйственное
значение в силу следующих обстоятельств:
[5]
- мелкий бизнес позволяет заполнить все российские рынки и наиболее полно удовлетворять потребности населения в товарах и услугах;
- для создания мелких
фирм не требуются крупные инвестиции
и длительный срок их сооружения;
- развитие мелкого бизнеса - это одно из действенных направлений антимонопольной политики и обеспечения конкурентной среды;
- мелкие предприятия проще
в управлении, им не требуется
создавать сложные
- мелкие фирмы могут быстрее
и дешевле перевооружаться, внедрять и
апробировать новую технологию, проводить
частичную или полную автоматизацию производства,
достигать оптимального сочетания автоматизированного
и ручного труда;
Социальная значимость малого
бизнеса имеет разноплановый характер.
В результате развития малого бизнеса
она проявляется по следующим направлениям:
- формирование среднего
класса в обществе как основы
для развития экономики и
Разработка и применение критериев для отнесения предприятий к малому бизнесу имеют большое научное и практическое значение, а отсюда вытекает и большая ответственность государственных органов за их принятие. От принятия тех или иных критериев зависит, какие предприятия относить к малым, какие нет. В этом случае изменяются соотношение между крупным, средним и малым бизнесом; величина государственной поддержки развития малого предпринимательства; величина налоговых льгот малому предпринимательству, статистическая отчетность.
В экономической литературе отсутствуют
научные принципы разработки критериев
для отнесения предприятий к малому бизнесу.
На наш взгляд, при их разработке необходимо
придерживаться таких принципов, как:
На первоначальном этапе становления
малого бизнеса в России основным критерием
для отнесения предприятий к малым являлась
численность работающих, которая периодически
изменялась. До середины 1995 г. в соответствии
с постановлением Правительства РФ «О
первоочередных мерах по развитию и поддержке
малого предпринимательства» от 11.05.93
№ 446 к малым предприятиям были отнесены
предприятия всех организационно-правовых
форм со среднесписочной численностью
работающих, не превышающей 200 человек,
в том числе в промышленности и строительстве
- до 200; в науке и научном обслуживании
- до 100; в других отраслях производственной
сферы - до 50; в отраслях непроизводственной
сферы, розничной торговле и общественном
питании - до 15 человек. [9]. В Российской
Федерации в соответствии с Федеральным
законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого
и среднего предпринимательства в Российской
Федерации» лимитируются доля участия
других лиц, численность работников и
выручка организации. К субъектам малого
предпринимательства относятся коммерческие
организации (за исключением государственных
и муниципальных унитарных предприятий),
потребительские кооперативы, индивидуальные
предприниматели, крестьянские (фермерские)
хозяйства, одновременно удовлетворяющие
следующим условиям: