Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 15:17, курсовая работа
Цель работы: изучить тему о развитии оптовой торговли в России .
Задачи работы: рассмотреть особенности развитие оптовой торговли в России, проанализировать проблемы и перспективы развития оптовой торговли в России
Предметом исследования в данной работе явились методологические, практические основы совершенствования российской оптовой торговли.
Объектом изучения выступает оптовая торговля.
За исследуемый период прибыль от реализации данных марочных товаров увеличилась с 17 134 тыс. руб. до 43 281 тыс. руб., то есть в 2,5 раза, прибыль от реализации товаров ProfiOffice возросла в 1,24 раза, тогда как прибыль от реализации товаров Avery-Zweckform и Magnetoplan увеличилась соответственно в 12 и 39,7 раз, так как продажа товаров этих торговых марок началась только в 2006 г.
На основании имеющихся отчетных данных по объемам продаж торговых марок произведен расчет прогноза объемов продаж на 2010–2013 гг. (табл. 4). Расчет прогноза сделан с помощью линии тренда (регрессионная зависимость продаж от времени). Используя линейную регрессионную модель, получаем уравнение регрессии в виде y=ax+b, где х – год, y – объем продаж. Коэффициенты a и b находим из системы уравнений:
Таблица 2
Объемы продаж и результаты расчета прогноза по торговым маркам (тыс. руб.)
Год |
ProfiOffice |
Avery-Zweckform |
Magnetoplan | |||
Объем продаж |
Данные по уравнению регрессии |
Объем продаж |
Данные по уравнению регрессии |
Объем продаж |
Данные по уравнению регрессии | |
2005 |
36 120,43 |
39 262,8 |
- |
- |
- |
- |
2006 |
54 481,87 |
49 865,6 |
4 215,92 |
7 980,1 |
937,62 |
1041,5 |
2007 |
60 660,41 |
60 468,4 |
31 348,08 |
30 386,7 |
11 178,27 |
12 041,5 |
2008 |
69 405,00 |
71 071,2 |
62 272,5 |
52 793,3 |
25 080,00 |
23 041,5 |
2009 |
58 714,25 |
81 674,0 |
68 523,45 |
75 199,9 |
32 970,11 |
34 041,5 |
2010 |
92 276,8 |
97 606,5 |
45 041,5 | |||
2011 |
102 879,6 |
120 013,1 |
56 041,5 | |||
2012 |
113 482,4 |
142 419,7 |
67 041,5 | |||
2013 |
164 826,3 |
78 041,5 |
Рисунок 3 - Прогноз продаж по торговым маркам канцелярских товаров и офисной техники[6, 12].
Из представленного прогноза исследуемых торговых марок на 2010-2013 гг. заметно снижение темпов роста продаж по всем торговым маркам. Это связанно с изменившимися рыночными условиями, характеризующимися общим снижением объемов рынков в 2009 г. на 10–25% в связи с макроэкономической нестабильностью и кризисными явлениями в экономике страны. Фактические объемы продаж всех торговых марок находятся ниже линии тренда последних лет. В то же время торговые марки показали разные результаты продаж. Объемы реализации товаров ProfiOffice в 2009 г. снизились по сравнению с 2008 г. на 15,4%, а объемы реализации товаров Magnetoplan и Avery-Zweckform выросли соответственно на 31,5% и 10%[6, 13].
На современном этапе распространена следующая классификация в России товарных складов:
1) по характеру выполняемых функций: накопительные, подсор-тировочно - распределительные, транзитно-перевалочные, сезонного хранения, досрочного завоза и временного хранения.
2) по товарной специализации: специализированные и универсальные.
3) по особенностям технического устройства: открытые, полузакрытые и закрытые склады.
4) от объёмно-планировочного решения одноэтажные, с несколькими этажами.
5) по уровню механизации технологических операций с применением средств малой механизации, механизированные и автоматизированные.
6) по транспортным условиям: портовые или пристанские, прирельсовые, не имеющие своих подъездных путей.
Оптовые рынки, как правило, размещаются в крупных городах и промышленных центрах. Цель их создания – повышение эффективности снабжения потребителей преимущественно продовольственными товарами.
Такие рынки могут бывают как универсальные, так и специализированными на продаже какой-либо одной продукции или товарной группы (мясные, плодовоовощные рынки, рынки морепродуктов и т.п.): площадь зоны обслуживания и численность потенциальных покупателей; наличие дорог, соединяющих рынок с городской транспортной системой; возможность перспективного расширения участка земли, отведённого под рынок[6].
Оптовый продовольственный рынок должен иметь удобные подъездные пути и пешеходные развязки.
На территории рынка выделяют следующие функциональные группы:
1) торговую (специальные здания, павильоны, киоски);
2) административно-складскую (административно-бытовые помещения, в том числе предприятие общественного питания для персонала рынка; складские помещения);
3) хозяйственную (с площадкой для сбора мусора);
4) стоянку для транспорта.
Для обеспечения деятельности оптовых рынков при них создаются специализированные службы: информационные, юридические, расчётно-финансовые, общественного питания и гостиничного хозяйства, транспорт-ные и др.
2.2 ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ
Одной из наиболее острых проблем, препятствующих развитию сектора внутренней торговли в России, является недостаточный уровень развития инфраструктуры, а именно неразвитость торговой инфраструктуры по сравнению с зарубежной, неприспособленность инфраструктуры, созданной до 1990-х годов, для развития современных форм торговли, недостаточные темпы и объемы строительства новых торговых площадей. Под инфраструктурой в данном случае понимаются не только базовые инфраструктурные объекты, такие как дороги, порты, склады, торговые объекты, сети электроснабжения, но и инфраструктура услуг для сектора торговли, включающая наличие необходимого количества высокоразвитых логистических компаний, дистрибуторов и оптовых поставщиков, сертифицирующих и лицензирующих организаций, компаний, работающих на рекламном рынке, образовательных учреждений. К проблемам в области инфраструктуры услуг относятся и слабые хозяйственные связи между производителями и организациями торговли; недостаточный уровень развития кооперации; наличие большого числа посредников между небольшими производителями и небольшими торговыми организациями.
В России отдаленные и труднодоступные территории зачастую характеризуются острым дефицитом и даже полным отсутствием торговых площадей. Около 5% населения России не имеют доступа к торговым объектам, вследствие того, что для розничных компаний нецелесообразно с экономической точки зрения открывать магазины в населенных пунктах с невысоким платежеспособным спросом и с недостаточно развитой инфраструктурой. Особенно характерна подобная ситуация для городов Крайнего Севера, Дальнего Востока и Северного Кавказа, удаленных от городов сельских районов.
Среди основных проблем можно выделить: отсутствие платежес-пособного спроса; отсутствие развитой инфраструктуры; отсутствие предложения логистических услуг; отсутствие квалифицированных кадров среднего и высшего звена[9].
На современном этапе в российской экономике оптовая торговля имеет важное значение.
Общая структура оптовой торговли, функционирующей в настоящее время в России:
-Оптовая торговля сырьем;
-Оптовая торговля готовой и полуфабрикатами продукцией;
-Продовольственные товары;
-Средства;
-Потребительские товары без переработки производства;
-Оптовая торговля средствами производства ;
-Оптовая торговля
-Торговые связи с
-Торговые связи с потребителем
Специфической чертой российской оптовой торговли является очень слабая развитость в регионах. Более 37% оборота предприятий розничной торговли приходится на Москву. Региональные же рынки развиты пока слабо, с заметным влиянием прямых связей продавцов с производителями продукции. Это приводит к менее широкому ассортименту, к перекосу в структуре издержек, с неминуемым отвлечением средств от расходов для улучшение качества обслуживания в магазинах и т.д. [9]
Развитие оптовой торговли - это неминуемое следствие и, одновременно, один из главных показателей зрелости рынка. Усложнение торгового бизнеса, улучшение качества услуг приводит к необходимости сокращать все непрофильные виды деятельности. Соответствующие ниши переходят к посредникам. Постепенно и неминуемо прямые связи вытесняются развитием слоя посреднических предприятий оптовой торговлей, которые берут на себя роль связующего звена между производителем конечной продукции и розничным продавцом. Поэтому оптовая торговля развивается в неразрывной связи с розницей.[9]
Появление крупных торговых сетей создает потребность в столь же крупных оптовых поставщиках продукции. Особенно это важно для крупных неспециализированных магазинов, которые физически не могут устанавливать прямые связи со всей той массой предприятий-производителей, продукция которых составляет товарный ассортимент таких магазинов. Оптовые компании обеспечивают сосредоточение широкого ассортимента различных видов и марок продукции в одной точке, что позволяет ритейлу экономить на затратах по поиску и доставке товаров для реализации, не входя в прямой контакт с огромной массой производителей различных видов продукции и конкурирующих брендов. Таким образом, оптовая торговля является мощным средством экономии затрат для предприятий розницы, сокращения их транзакционных и транспортных издержек.
Современная оптовая торговля характеризуется усложнением структуры, что связано и с расширением масштабов деятельности, и ростом каналов товарных и информационных потоков, усложнением структурных связей в целом в экономике.
Ежегодный прирост оборота оптовой торговли в реальном выражении составляет 14-15%, а её объемы составляют порядка 20 трлн руб. Таким образом, внутренняя оптовая торговля развивается весьма динамично и по темпам роста идут в ногу с предприятиями розницы.
Структура оптовой торговли более или мене однородна, с некоторым доминированием трех основных направлений. Около 22,5% выручки создается за счет продажи топлива, порядка 20% - за счет продажи продовольствия и чуть более 17% - за счет непродовольственных товаров.
Та же картина получается, если анализировать развитие оптовой торговли по регионам в динамике. Обороты оптовой торговли в Москве растут более высокими темпами, чем в большинстве регионов (ситуация обратная по отношению к сектору розничной торговли) [10].
В секторе оптовой торговли один из самых высоких (среди прочих секторов торговли) уровень концентрации: число крупных предприятий в секторе - чуть более 5%, однако на них приходится почти 46% всего оборота оптовой торговли. В среднем по отрасли оборот одного крупного предприятия в 8,6 раза выше оборота среднестатистического предприятия. По данному показателю сектор оптовой торговли является абсолютным лидером.
По прибыльности оптовики также одни из первых, правда, существенно уступая сектору общественного питания, идущему по прибылям с большим отрывом от прочих торговых секторов. Валовая прибыль в оптовой торговле составляет около 14% от оборота, тогда как в рознице этот показатель - 8,4%, в торговле автотранспортом - чуть более 6%. С сектором общественного питания, однако, эти результаты оказываются несоизмеримыми - для ресторанов доля валовой прибыли в обороте переходит за 30%. По уровню нераспределенной прибыли оптовики сохраняют свои позиции - доля чистой прибыли в обороте около 5%, что более чем в 2,5 раза больше чем у автодилеров и почти в 5 раз больше, чем рознице. Рестораны, кафе и бары по этому показателю уходят далеко в отрыв, опережая оптовиков с почти 2-х кратным преимуществом.
Уровень коммерческих и управленческих расходов (по доле в обороте) у оптовых предприятий близок к розничным, хотя и чуть завышен (8,6% и 6,9%, соответственно). В структуре расходов на производство и реализацию продукции оптовые предприятия явно экономят на оплате труда и энергии (6,9% и 1%, тогда как в рознице соответствующие расходы - 30,7% и 5%). Не менее выгодными оказываются позиции оптовых предприятий по отношению к затратам на аренду - арендовать складские помещения на окраинах города гораздо дешевле, чем помещения для магазинов и ресторанов, которые должны быть более высокого качества и располагаться, к тому же, в черте или в центре городов (последнее критично, например, для ресторанов). Поэтому затраты на аренду для оптовых предприятий составляют менее 2% в структуре расходов, а для ресторанного бизнеса и розницы доля этой статьи расходов в 2-6 раз выше[11].
В секторе оптовой торговли наблюдается медленное увеличение представленности сегмента крупных и средних предприятий. Укрупнение сектора связано с традиционными для капиталоемких и ресурсоемких отраслей факторами - эффектом масштаба, экономией затрат на реализацию товаров и общими тенденциями укрупнения бизнеса, наблюдаемыми в целом в экономике. При общих довольно высоких трендах развития, основная проблема сектора оптовой торговли в России - это его «столичная прописка» при недопустимо более скромном развитии в регионах.[10]