Реорганизация и ликвидация предпринимательских организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2012 в 15:18, реферат

Краткое описание

Порядок реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов. Нормативно-правовые акты в помощь предпринимателям. Действующее законодательство восприняло ранее существовавшие формы реорганизации юридических лиц: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование.

Вложенные файлы: 1 файл

предпринимательское право.docx

— 56.17 Кб (Скачать файл)

 

Реорганизация и  ликвидация предпринимательских организаций.

 

Порядок реорганизации и  ликвидации хозяйствующих субъектов  — юридических лиц зависит  главным образом от двух факторов: оснований, по которым производятся эти процедуры, и организационно-правовой формы субъекта предпринимательской  деятельности. Общие правовые нормы, устанавливающие этот порядок, изложены в части первой ГК РФ, а более  конкретные, относящиеся к той  или иной организационно-правовой форме, в законах о них. Так, реорганизацию  и ликвидацию сельскохозяйственных кооперативов регулирует гл. VIII Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации" от 8 декабря 1995 г*; акционерных  обществ — гл. II Федерального закона "Об акционерных обществах" от 26 декабря 1995 г.**; потребительских обществ  — гл. VII Федерального закона "О  внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О  потребительской кооперации в Российской Федерации" от 11 июня 1997 г.*** Конкретные причины реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов бывают самыми разными. Но все они так или иначе обусловлены нелегкими путями формирования рыночной экономики, связаны с перераспределением капитала, борьбой за передел собственности.

* СЗ РФ, 1995, № 50, ст. 4870.

** СЗ РФ, 1996, № 1, ст. 1.

*** СЗ РФ, 1997, № 28, ст. 3306.

Действующее законодательство восприняло ранее существовавшие формы  реорганизации юридических лиц: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. Самым существенным правовым признаком всех пяти форм реорганизации является наличие  в них правопреемства. Данное обстоятельство надлежит учитывать прежде всего, принимая решение о реорганизации. При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом. При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом. При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (при изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Согласно законодательству решение о реорганизации в  любой из установленных форм вправе принять само юридическое лицо: его  учредители (участники) либо орган юридического лица, уполномоченный на то учредительными документами. Две формы реорганизации  юридического лица — его разделение или выделение из его состава  одного или нескольких юридических  лиц могут быть осуществлены против воли юридического лица по решению  уполномоченных государственных органов  или по решению суда. Случаи таких  реорганизаций устанавливаются  лишь законом. Например, если хозяйствующий  субъект, занимающий доминирующее положение  на рынке определенных товаров, осуществляет монополистическую деятельность или  его действия приводят к существенному  ограничению конкуренции, компетентный государственный орган вправе принять  решение о принудительном разделении такого хозяйствующего субъекта. В  случаях, опять же установленных  только законом, реорганизация юридических  лиц в форме слияния, присоединения  или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных  органов. Эти и другие подобные случаи подробно будут рассмотрены ниже в теме "Правовые гарантии конкуренции".

Главными документами, с  которыми связаны правопреемство и  иные юридические последствия реорганизации, являются передаточный акт (при слиянии, присоединении, преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида) и разделительный баланс (при разделении, выделении). Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного  юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая  и обязательства, оспариваемые сторонами. Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридического лица, и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующего юридического лица. Непредставление вместе с учредительными документами соответственно передаточного акта или разделительного баланса, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

Юридическое лицо считается  реорганизованным, за исключением случаев  реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации  вновь возникших юридических  лиц. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к  нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный  реестр юридических лиц записи о  прекращении деятельности присоединенного  юридического лица.

Закон особо выделяет процедуры, направленные на обеспечение прав кредиторов реорганизуемого юридического лица, гарантий их соблюдения. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о реорганизации юридического лица, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица. Кредиторы не могут каким-то образом воспрепятствовать исполнению принятого без их участия решения о реорганизации. Кредитор реорганизуемого юридического лица вправе лишь потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков. Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами.

По общему правилу хозяйственные  товарищества и общества одного вида могут преобразовываться в хозяйственные  товарищества и общества другого  вида или в производственный кооператив по решению общего собрания участников. В частности, общества с ограниченной ответственностью и с дополнительной ответственностью вправе преобразовываться  в акционерное общество или в  производственный кооператив. В свою очередь, акционерное общество вправе преобразовываться в общество с  ограниченной или дополнительной ответственностью или в производственный кооператив. Производственный кооператив по единогласному  решению его членов может преобразоваться  в хозяйственное товарищество или  общество. При преобразовании товарищества в общество или производственный кооператив каждый полный товарищ, ставший  участником (акционером) общества, членом производственного кооператива, в  течение двух лет несет субсидиарную ответственность всем своим имуществом по обязательствам, перешедшим к обществу, производственному кооперативу  от товарищества.

В предпринимательской практике нередко встает вопрос о возможности  и юридических последствиях преобразования хозяйственного общества в рамках одной  и той же организационно-правовой формы юридического лица, а именно закрытых акционерных обществ в открытые и открытых в закрытые. Совместное постановление Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах" констатировало возможность такого преобразования. Подобное преобразование не является реорганизацией юридического лица (его организационно-правовая форма не изменяется). Поэтому требования, предусмотренные п. 5 ст. 58 ГК РФ, п. 5 ст. 15 и ст. 20 Федерального закона об акционерных обществах, о составлении передаточного акта, уведомлении кредиторов о предстоящем изменении типа акционерного общества в таких случаях предъявляться не должны. Не применяются при этом и другие нормы, касающиеся реорганизации общества, в том числе предоставляющие акционерам право требовать выкупа принадлежащих им акций общества, если они голосовали против преобразования или не  участвовали в голосовании (ст. 75 Федерального закона).

Круг органов, правомочных  принимать решения о ликвидации юридических лиц, по сравнению с  их реорганизацией несколько сужен. Их всего два.

Во-первых, как и при  реорганизации, юридическое лицо может  быть ликвидировано по решению его  учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного  на то учредительными документами. Добровольная ликвидация хозяйствующего субъекта наиболее целесообразна; она в максимальной мере соответствует характеру предпринимательства  как самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельности. Преимущества добровольной ликвидации — не только в отсутствии принудительных механизмов, но и в относительной простоте, оперативности проведения ликвидационных процедур, их меньшей конфликтности. Поэтому полезно и при угрозе наступления оснований для принудительной ликвидации, о чем речь пойдет чуть ниже, склонять хозяйствующих субъектов  к самоликвидации. Надо лишь иметь  в виду, что добровольная ликвидация может прикрывать его противоправные намерения, в частности, попытку избавиться от обязательств перед своими партнерами по предпринимательским отношениям. 

В п. 2 ст. 61 ГК РФ приведен перечень оснований для принятия хозяйствующим  субъектом решения о ликвидации: в связи с истечением срока, на который создано юридическое  лицо, с достижением цели, ради которой  оно создано, или с признанием судом недействительной регистрации  юридического лица в связи с допущенными  при его создании нарушениями  закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер. Этот перечень не является исчерпывающим. Но другие основания ликвидации содержатся только в самом Кодексе. В иных федеральных законах, в том числе конституционных, а тем более в нормативных актах Президента РФ и Правительства РФ, они устанавливаться не могут. Например, ст. 81 ГК РФ предусмотрено, что полное товарищество, помимо оснований, указанных в ст. 61 Кодекса, ликвидируется в случае, когда в товариществе остается единственный участник. Такой участник вправе в течение шести месяцев с момента, когда он стал единственным участником товарищества, преобразовать это товарищество в хозяйственное общество. Ликвидация полного товарищества осуществляется также в случаях выхода или смерти кого-либо из участников, признания одного из них безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченно дееспособным, либо несостоятельным (банкротом), открытия в отношении одного из участников процедур банкротства по решению суда, ликвидации участвующего в товариществе юридического лица либо обращения кредитором одного из участников взыскания на часть имущества, соответствующего его доле в складочном капитале. В перечисленных ситуациях полное товарищество может продолжить свою деятельность, если такая возможность предусмотрена учредительным договором товарищества или соглашением остающихся его участников.

По таким же примерно основаниям ликвидируется товарищество на вере, а именно при выбытии всех участвовавших  в нем вкладчиков. Полные товарищи вправе вместо ликвидации преобразовать  товарищество на вере в полное товарищество. Однако товарищество на вере сохраняется, если в нем остаются по крайней мере один полный товарищ и один вкладчик.

Во-вторых, юридическое лицо может быть ликвидировано принудительно  по решению суда. Случаи такой ликвидации исчерпывающе предусмотрены ГК РФ. Статья 61 Кодекса установила общие  случаи ликвидации хозяйствующих субъектов  любых организационно-правовых форм. К таким случаям отнесены осуществление  деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной  законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при  систематическом осуществлении  общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным  или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям.

Из указанных случаев  серьезные трудности на практике возникают при уяснении смысла, который  законодатель вкладывает в положение  об "иных неоднократных или грубых нарушениях закона или иных правовых актов" как повода к принудительной ликвидации хозяйствующего субъекта. Недвусмысленна и однозначна последняя  часть данной формулировки. Поводом  к постановке вопроса о принудительной ликвидации хозяйствующего субъекта может  служить лишь нарушение им федеральных  или федеральных конституционных  законов, а также содержащих нормы  права указов Президента РФ и постановлений  Правительства РФ. Но что понимать под "иными неоднократными или  грубыми нарушениями" этих актов? Наверное, разработчикам ГК РФ и  законодателю следовало бы найти  более ясную формулировку, не нуждающуюся  в проведении дискуссий для выяснения  ее содержания. А пока этого не сделано, удовлетворительный ответ, как и  на многие иные подобные вопросы, надо ожидать от предпринимательской практики, ее критической оценки и обобщения арбитражными судами.

Думается, в поиске правильного  ответа надо выделить два относительно самостоятельных основания для  выдвижения требования о принудительной ликвидации хозяйствующего субъекта. Первое — неоднократность нарушений,т. е. когда они имели место несколько раз, по крайней мере два и более. Естественно, что чем больше допущено нарушений, тем обоснованнее будет требование о ликвидации хозяйствующего субъекта, например, в случае неоднократной торговли без наличия сертификатов, удостоверяющих качество товаров. Но обязательным условием оценки нарушений как неоднократных должна служить их констатация не менее двух раз компетентным органом и письменная информация хозяйствующего субъекта о выявленных нарушениях с применением к нему (при необходимости) мер государственно-правового воздействия.

Информация о работе Реорганизация и ликвидация предпринимательских организаций