Второй вариант
организации материального потока,
т. е. системный подход к товароснабжению
розничной торговой сети, позволяет:
- повысить степень использования материально-технической базы, в том числе транспорта, складских и торговых площадей;
- оптимизировать товарные запасы у всех участников логистического процесса;
- повысить качество и уровень логистического сервиса;
- оптимизировать размеры партий товаров.
1.4.Показатели логистики
Логистика
как наука и сфера профессиональной
деятельности характеризуется научностью
и конкретностью. Научность логистики
подразумевает выполнение подробных расчетов,
проведение анализа всех показателей,
характеризующих движение материального
потока.
Конкретность
логистики заключается в наличии
вполне точного и вещественно определенного
результата деятельности по управлению
потоками. Конкретность позволяет осуществлять
руководство логистикой со стороны учетно-калькуляционных
подразделений или структурных органов,
результаты работы которых измеряются
полученной прибылью.
Научность
и конкретность логистики обеспечивают
возможность оценки реакции процесса
на те или иные управленческие воздействия,
корректировки и оптимизации этих воздействий.
Возможность управления материальным
потоком появляется лишь тогда, когда
создана возможность измерения характеристик
этого потока.
Показатели, которые применяют
для характеристики состояния логистики:
- Средний запас на складе. Показатель может определяться как в натуральном, так и в стоимостном выражении, как в целом по складу, так и по группам товаров. Средний запас за несколько периодов определяется как средняя арифметическая из средних запасов за каждый из периодов;
- Товарооборачиваемостъ – характеристика процесса возобновления товарных запасов. Определяется с помощью двух показателей: скорость товарооборота и время обращения товаров.
- Скорость товарооборота (Сто) показывает, сколько раз в течение одного периода продается и возобновляется имеющийся товарный запас.
- Время обращения товаров (Т) показывает продолжительность периода, в течение которого реализуется запас, время нахождения товаров в сфере обращения или на складе торгового предприятия.
- Готовность к поставке. Данный показатель можно использовать как для оценки собственного уровня сервиса, так и для уровня сервиса, оказываемого поставщиком;
- Доля запасов в обороте;
- Затраты на связанный капитал . Данный показатель характеризует объем омертвленного в запасах капитала;
- Характеристика дисциплины поставок – показатели, характеризующие объем, структуру и ритмичность поставок. Рассчитываются путем сопоставления количества, комплектности и качества фактически поставленной продукции, а также фактических сроков поставок с соответствующими обязательствами по договору.
- Дисциплина поставок определяется с помощью ряда показателей:
- наличие в поставленной партии дефектного товара;
- наличие в поставленной партии товара, который покупатель не заказывал;
- отсутствие в поставке полного комплекта заказанных покупателем товаров;
- наличие поставок с опозданием;
- наличие преждевременных поставок.
- Затраты на логистику, приходящиеся на единицу товарооборота. Показатель характеризует долю затрат на логистику в обороте компании.
- Показатели, характеризующие интенсивность работы склада:
- Грузооборот склада — показатель, характеризующий мощность склада.
- Грузоперерабогпка (Гпр) — показатель, характеризующий трудоемкость работы склада.
- Удельный грузооборот склада, характеризует мощность склада, приходящуюся на 1 м2.
- Коэффициент неравномерности загрузки.
- Суммарная работа склада.
- Показатели, характеризующие эффективность использования складских площадей:
- вместимость склада. Измеряется в кубических метрах, в тоннах или в количестве вагонов груза, которые можно разместить на складе;
- полезная площадь склада;
- коэффициент использования площади склада;
- коэффициент использования объема склада;
- грузонапряженность склада. Характеризует использование грузовой площади склада.
- Показатели, характеризующие уровень сохранности груза, а также:
- число случаев хищения товаров;
- число случаев порчи товаров по вине работников склада.
- Показатели, характеризующие финансовые результаты работы склада:
- расходы складов. Определяют по сумме затрат на организацию хранения различных грузов и сумме административных расходов;
- себестоимость хранения грузов. Рассчитывается как средняя величина по всем складам и определяется отношением суммарных расходов, связанных с выполнением складских работ, к числу тонно-суток хранения.
ГЛАВА II. Общая характеристика методов
решения логических задач
К основным
методам, применяемым для решения
научных и практических задач в области
логистики, следует отнести:
♦ методы
системного анализа;
♦ методы
теории исследования операций;
♦ кибернетический
подход;
♦ прогностику.
1.1.Системный анализ
Общая теория
систем – научная дисциплина, разрабатывающая
методологические принципы исследования
систем. Главная особенность общей теории
систем в подходе к объектам исследования
как к системам.
Основными
задачами системного анализа являются:
- задача декомпозиции – означает представление системы в виде подсистем, состоящих из более мелких элементов;
- задача анализа – состоит в нахождении различного рода свойств системы, ее элементов и окружающей среды с целью определения закономерностей поведения системы;
- задача синтеза состоит в том, чтобы на основе знаний о системе, полученных при решении первых двух задач, создать модель системы, определить ее структуру, параметры, обеспечивающие эффективное функционирование системы, решение задач и достижение поставленных целей.
Применение
системного анализа в логистике
позволяет:
- определить и упорядочить элементы, цели, параметры, задачи и ресурсы ЛС, определить структуру ЛС;
- выявить внутренние свойства ЛС, определяющие ее поведение;
- выделить и классифицировать связи между элементами ЛС;
- выявить нерешенные проблемы, узкие места, факторы неопределенности, влияющие на функционирование, возможные логистические мероприятия;
- формализовать слабоструктурированные проблемы, раскрыть их содержание и возможные последствия перед предпринимателями;
- выделить перечень и указать целесообразную последовательность выполнения задач функционирования ЛС и отдельных ее элементов;
- разработать модели, характеризующие решаемую проблему со всех основных сторон и позволяющие «проигрывать» возможные варианты действий и т.п.
2.2.Кибернетический подход
Кибернетический
подход – исследование системы на
основе принципов кибернетики, в
частности с помощью выявления
прямых и обратных связей, изучения
процессов управления, рассмотрения
элементов системы как неких
«черных ящиков» (систем, в которых
исследователю доступна лишь их входная
и выходная информация, а внутреннее устройство
может быть и неизвестно).
У кибернетики
и общей теории систем есть много
общего, например, представление объекта
исследования в виде системы, изучение
структуры и функций систем, исследование
проблем управления и др. Но в
отличие от теории систем кибернетика
практикует информационный подход к
исследованию процессов управления, который
выделяет и изучает в объектах исследования
различные виды потоков информации, способы
их обработки, анализа, преобразования,
передачи и т.д. Под управлением в самом
общем виде понимается процесс формирования
целенаправленного поведения системы
посредством информационного воздействия,
вырабатываемого человеком или устройством. Выделяют
следующие задачи управления:
- задача целеполагания – определение требуемого состояния или поведения системы;
- задача стабилизации – удержание системы в существующем состоянии в условиях возмущающих воздействий;
- задача выполнения программы – перевод системы в требуемое состояние в условиях, когда значения управляемых величин изменяются по известным детерминированным законам;
- задача слежения – обеспечение требуемого поведения системы в условиях, когда законы изменения управляемых величин неизвестны или изменяются;
- задача оптимизации – удержание или перевод системы в состояние с экстремальными значениями характеристик при заданных условиях и ограничениях.
С точки зрения
кибернетического подхода управление
ЛС рассматривается как совокупность
процессов обмена, обработки и преобразования
информации. Кибернетический подход представляет
ЛС как систему с управлением, включающую
три подсистемы: управляющую систему,
объект управления и систему связи.
Управляющая
система совместно с системой
связи образует систему управления.
Система связи включает канал
прямой связи, по которому передается
входная информация и канал обратной связи,
по которому к управляющей системе передается
информация о состоянии объекта управления.
Информация об управляемом объекте и внешней
среде воспринимается управляющей системой,
перерабатывается в соответствии с той
или иной целью управления и в виде управляющих
воздействий передается на объект управления.
Использование понятия обратной связи
является отличительной чертой кибернетического
подхода.
Основными
группами функций системы управления
являются:
- функции принятия решений или функции преобразования содержания информации являются главными в системе управления, выражаются в преобразовании содержания информации о состоянии объекта управления и внешней среды в управляющую информацию;
- рутинные функции обработки информации не изменяют смысла информации, а охватывают лишь учет, контроль, хранение, поиск, отображение, тиражирование, преобразование формы информации;
- функции обмена информацией связаны с доведением выработанных решений до объекта управлений и обменом информации между лицами, принимающими решение (сбор, передача информации текстовой, графической, табличной, электронной и др. по телефону, факсу, локальным или глобальным сетям передачи данных и т.д.).
Применение
кибернетического подхода к логистике
требует описания основных свойств
ЛС при помощи математических моделей.
Это позволяет разрабатывать
и автоматизировать алгоритмы оптимизации
кибернетической системы управления.
2.3.Исследование операций
Эффективность
производственно-коммерческой деятельности
в значительной степени определяется
качеством решений, повседневно принимаемым
менеджерами разного уровня. В связи с
этим большое значение приобретают задачи
совершенствования процессов принятия
логистических решений, решить которые
позволяет исследование операций.
Исследование
операций – это методология применения
математических количественных методов
для обоснования решений задач во всех
областях целенаправленной человеческой
деятельности. Методы и модели исследования
операций позволяют получить решения,
наилучшим образом отвечающие целям организации.
Основной
постулат исследования операций состоит
в следующем: оптимальным решением
(управлением) является такой набор значений
переменных, при котором достигается оптимальное
(максимальное или минимальное) значение
критерия эффективности (целевой функции)
операции и соблюдаются заданные ограничения.
Предметом исследования операций в логистике
являются задачи принятия оптимальных
решений в логистической системе с управлением
на основе оценки эффективности ее функционирования.
Характерными понятиями исследования
операций являются: модель, изменяемые
переменные, ограничения, целевая функция.
Моделирование
– процесс исследования реальной
системы, включающий построение модели,
изучение ее свойств и перенос полученных
сведений на моделируемую систему.
Сущность
построения математической модели состоит
в том, что реальная система упрощается,
схематизируется и описывается с помощью
того или иного математического аппарата.