Риски в инновационном предпринимательстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 22:58, реферат

Краткое описание

Риск является элементом результатов исполнения любого хозяйственного решения в силу того, что неопределенность — неизбежное условие хозяйствования. Предпринимательская деятельность всегда сопряжена с риском, обусловленным наличием ряда факторов, воздействие которых на результаты деятельности нельзя заранее точно определить.

Вложенные файлы: 1 файл

Риски в инновационном предпринимательстве.doc.doc

— 75.50 Кб (Скачать файл)

Риски в инновационном предпринимательстве

 

Риск является элементом результатов исполнения любого хозяйственного решения в силу того, что неопределенность — неизбежное условие хозяйствования. Предпринимательская деятельность всегда сопряжена с риском, обусловленным наличием ряда факторов, воздействие которых на результаты деятельности нельзя заранее точно определить.

 

Предпринимательство связано с неопределенностью экономической конъюнктуры, вытекающей из непостоянства спроса-предложения на товары, деньги, факторы производства, из многовариантности сфер приложения капиталов и разнообразия критериев предпочтительности инвестирования средств, из ограниченности знаний о сферах бизнеса и коммерции и многих других обстоятельств.

 

Экономическое поведение предпринимателя при рыночных отношениях основано на выбираемой и на свой риск реализуемой индивидуальной программе предпринимательской деятельности в рамках возможностей. Каждый участник рыночных отношений изначально лишен заранее известных, однозначно заданных параметров, гарантий успеха: обеспеченной доли участия в рынке, доступности к производственным ресурсам по фиксированным ценам, устойчивости покупательной способности денежных единиц, неизменности норм и нормативов и других инструментов предпринимательской и иной экономической деятельности.

 

Инновационная деятельность в большей степени, чем другие направления предпринимательской деятельности, сопряжена с риском, так как полная гарантия благополучного результата практически отсутствует. В крупных организациях этот риск, однако, значительно меньше, поскольку перекрывается масштабами обычной хозяйственной деятельности (отлаженной и чаще всего диверсифицированной). В отличие от крупных малые предприятия более подвержены риску, поэтому обычно их называют «рисковыми». Такое положение обусловливается, помимо особенностей самой инновационной деятельности, высокой зависимостью ма лых предприятий от изменений внешней среды.

 

Об уровне риска инновационной деятельности свидетельствуе" тот факт, что в среднем из каждых десяти венчурных фирм успех; добиваются лишь одно-два. Однако высокий риск сопровождается, как правило, и высокой его компенсацией: возможная норме прибыли от внедрения инновационных проектов гораздо выше обычной, получаемой при осуществлении других видов предпринимательской деятельности. Именно это и позволяет инновационной сфере существовать и развиваться. Риск инновационной деятельности тем выше, чем более локализован инновационный проект; если же таких проектов много и они в отраслевом плане рассредоточены, согласно закону больших чисел риск минимизируется, и вероятность успеха инновационного предпринимательства возрастает. При этом прибыль от реализации успешных инновационных проектов настолько велика, что перекрывает затраты по всем остальным неудавшимся разработкам.

 

В общем виде риск в инновационном предпринимательстве можно определить как вероятность потерь, возникающих при вложении предпринимательской фирмой средств в производство новых товаров и услуг, в разработку новой техники и технологий, которые, возможно, не найдут ожидаемого спроса на рынке, а также при вложении средств в разработку управленческих инноваций, которые не принесут ожидаемого эффекта. Инновационный риск возникает при следующих ситуациях.

 

Внедрение более дешевого метода производства товара или оказания услуги по сравнению с уже использующимися. Подобные инвестиции будут приносит предпринимательской фирме временную сверхприбыль до тех пор, пока такая фирма является единственным обладателем данной технологии. В данной ситуации фирма сталкивается лишь с одним видом риска — возможной неправильной оценкой спроса на производимый товар.

 

Создание нового товара или оказание услуги на старом оборудовании. В данном случае к вышеназванному риску добавляется риск несоответствия уровня качества товара или услуги в связи с применением оборудования, не позволяющего обеспечивать необходимое качество.

 

Производстве нового товара или оказание услуги с помощью новой техники и технологии. В данной ситуации могут быть следующие инновационные риски: новый товар или услуга может не найти покупателя; новое оборудование и технология не соответствуют требованиям, необходимым для производства нового товара или услуги; исключена возможность продажи созданного оборудования, так как оно не соответствует техническому уровню, необходимому для производства новых товаров.

 

В целом риски, возникающие в инновационном предпринимательстве, можно классифицировать следующим образом:

 

- риски ошибочного выбора инновационного  проекта;

 

- риски необеспечения инновационного  проекта достаточным уровнем финансирования;

 

- маркетинговые риски текущего  снабжения ресурсами, необходимыми  для реализации инновационного  проекта;

 

- маркетинговые риски сбыта  результатов инновационного проекта;

 

- риски неисполнения хозяйственных  договоров (контрактов);

 

- риски возникновения непредвиденных  затрат и снижения доходов;

 

- риски усиления конкуренции;

 

- риски, связанные с недостаточным  уровнем кадрового обеспечения;

 

- риски, связанные с обеспечением  прав собственности на инновационный  проект.

 

Одной из причин возникновения рисков ошибочного выбора инновационного проекта является необоснованное определение приоритетов экономической и рыночной стратегии предпринимательской фирмы, а также соответствующих приоритетов различных видов инноваций, способных внести вклад в достижение целей предприятия. Это может произойти в силу ошибочной оценки роли краткосрочных и долгосрочных интересов собственников предприятия. Если собственники предприятия стремятся к быстрейшему нарастанию капитала или к распределению прибылей от его деятельности в пользу других предприятий, владельцами которых они являются, долгосрочная экономическая цель реализации инновационного проекта в виде максимизации доли предприятия на рынках сбыта не будет достигнута.

 

Специалисты также могут ошибиться в оценке современного финансового состояния предприятия и его перспектив на рынке. Положение может оказаться таким, что поставленные в инновационном проекте цели необходимо будет пересматривать. Если допущена такая ошибка и будущее финансовое состояние предприятия оценено как устойчивое, а целью инновационного проекта выбрана максимизация получения прибыли в краткосрочном плане за счет увеличения объема продаж выгодного продукта, то при изменении конъюнктуры рынка финансовое положение предприятия может резко ухудшиться. Поэтому целью реализации инновационного процесса должно стать освоение ресурсосберегающих технологий. Однако предприятием уже могут быть произведены определенные расходы для осуществления первоначальной цели проекта, и при изменении характера инновационного проекта они окажутся излишними, а также возникнет потребность в дополнительных, ранее не предусматривавшихся расходах.

 

Следующей причиной возникновения риска неправильного выбора цели инновационного проекта может явиться ошибочная оценка рынка потребления. Данная причина характерна для так называемых «авторских» инновационных проектов, разрабатываемых учеными. Если проект разрабатывается не под конкретного заказчика, а является инициативным на основе исследовательского задела автора инновации, который, как правило, переоценивает его практическую значимость и исходит из заведомо оптимистического взгляда на ценность своих изобретений для будущих потребителей, может возникнуть риск неиспользования или ограниченного применения результатов разработки. Следует отметить, что именно «авторские» инновационные проекты являются наиболее рисковыми, так как они, как правило, выполняются не под конкретного заказчика, поэтому результат не всегда находит покупателей, а расходы по реализации проекта могут стать для разработчиков невосполнимыми затратами.

 

Риски необеспечения инновационного проекта достаточным уровнем финансирования можно охарактеризовать следующим образом. Риск неполучения средств, необходимых для разработки инновационного проекта, характерен для ситуаций, когда инновационный проект требует больших финансовых средств, а предприятие не смогло их получить. Он возникает в том случае, если предприятие не сможет привлечь инвесторов для финансирования проекта, т.е. не сможет убедить их в его достаточной эффективности.

 

При выборе источника финансирования инновационного проекта у предприятий существует три возможных варианта финансирования: первый метод — самофинансирование проекта, второй — опора на внешние источники финансирования, третий — комбинация вышеназванных. Соответственно возникает риск неполучения финансовых средств в результате неправильно выбранного метода финансирования, который возможен в следующих случаях:

 

- если выбран метод самофинансирования, проект может оказаться без  достаточных финансовых средств и силу невыполнения предприятием финансового плана по прибыли и внереализационным доходам, а также при уменьшении отчислений средств в бюджет инновационного проекта (по различным причинам);

 

- если основными источниками  финансирования инновационного проекта являются внешние, бюджет проекта может оказаться дефицитным по причине ликвидации, банкротства либо наложения ареста на имущество кредиторов, закрытия кредитной линии или приостановления платежей по ней в результате ухудшения платежеспособности кредиторов;

 

- при комбинированном методе  финансирования проекта, т.е. если  предприятие использует одновременно несколько источников, на определенных этапах реализации проекта их может не хватить из-за сложности комбинирования.

 

Маркетинговые риски, связанные со снабжением ресурсами, в первую очередь обусловлены техническими особенностями инновационного проекта. В некоторых случаях для его реализации необходимы уникальное оборудование, высококачественные комплектующие или материалы, которые также требуют разработки и освоения. Поэтому перед предприятием встает проблема поиска поставщиков, способных разработать подобные уникальные ресурсы для инновационного проекта. Иногда таких поставщиков нет на отечественном рынке и предпринимательской фирме приходится выходить с предложениями на международный рынок, что влечет за собой дополнительные затраты, а также появление рисков, связанных с внешнеэкономической деятельностью.

 

Сюда же можно отнести риск, связанный с тем, что поставщики, на которых рассчитывало предприятие при проектировании инновационного проекта, откажутся от своих обязательств, и нельзя будет получить (приобрести) оборудование, сырье, материалы, комплектующие изделия по ценам, которые были заложены в проекте. В данном случае затраты предприятия при разработке инновационного проекта могут значительно увеличиться, а ожидаемый экономический эффект значительно снизиться. Это произойдет и при невыполнении поставщиками своих обязательств по срокам, качеству предоставляемых услуг и т.п.

 

Маркетинговые риски сбыта результатов разработанного инновационного проекта можно классифицировать следующим образом.

 

- Риск недостаточной сегментации  рынка, который чаще всего возникает  при разработке и внедрении  новых товаров и услуг высокого  качества и высокой стоимости, в результате чего предполагаемые потребители не смогут их купить, а это в свою очередь влияет на объемы реализации новых изделий.

 

- Риск ошибочного выбора целевого  сегмента рынка, возникающий в  следующих ситуациях: а) когда спрос  на новшество на выбранном сегменте рынка оказывается нестабильным; б) когда на данном сегменте рынка потребность в новшестве недостаточно сформировалась; в) если выбран сегмент рынка, в котором потребность в новшестве оценена Неверно; г) если для продаж выбран сегмент рынка, в котором потребность в новшестве ограничена, и т.п.;

 

- Риск ошибочного выбора стратегии  продаж новшества из-за выбора  неудачной организации сети сбыта  и системы продвижения новшества к потребителю. Эффективность сбыта производимой продукции зависит от сложности каналов сбыта: пользуется ли производитель услугами оптовых и розничных посредников или занимается реализацией товаров конечному потребителю сам. Если предприятие реализацию новшества на рынке осуществляет собственными каналами сбыта, руководство фирмы может ошибиться в подборе и расстановке кадров в службе сбыта, неэффективно организовать оплату труда работников службы сбыта, недооценить или переоценить значимость сети штатных региональных и разъездных сбытовых агентов. Для того чтобы добиться большей независимости от торговых фирм, инновационная фирма должна создавать собственную сбытовую сеть, однако издержки на ее содержание вызывают снижение объема прибыли либо в расчете на единицу продукции при ее стабильной продажной цене, либо в суммарном выражении при увеличении продажной цены. А это может привести к снижению конкурентоспособности продукции и уменьшению объемов ее продаж. Однако в случае предоставления фирмам-посредникам исключительных прав по сбыту продукции на локальном или региональном рынках из-за недостаточной заинтересованности посредников могут быть снижены объемы продаж продукции инновационной фирмы в данном регионе или отрасли.

 

- Риск проведения неэффективной  рекламы новых товаров и услуг либо с усовершенствованными характеристиками. Он наступает, если реклама недостаточна или избыточна по интенсивности, частоте доведения ее в различных формах до потребителя, неверно сегментирована (т.е. неверно распределены различные по содержанию рекламные ролики между различными группами потенциальных покупателей), непрофессионально выполнена в результате размещения заказа на нее случайным агентствам (в целях экономии), а также если ошибочно выбраны не самые эффективные для определенного сегмента рынка или для определенной группы потребителей формы рекламы.

 

Риск неисполнения хозяйственных договоров (контрактов) в инновационной деятельности, как показывает анализ результатов заключения и исполнения договоров, включает несколько видов рисков.

 

Во-первых, это может быть отказ партнера от заключения договора после проведения переговоров. Такой риск возникает при необходимости изменения предварительных условий контракта и недобросовестности партнера, например из-за вероятности «переключения» партнера (поставщика или заказчика) на конкурирующие фирмы, которые могут предложить лучшие условия сделки, а также из-за ухудшения рыночной конъюнктуры, что делает для него сделку по ранее согласованной цене убыточной или нереальной для выполнения.

Информация о работе Риски в инновационном предпринимательстве