Роль государства в развитии малого предпринимательства
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 17:46, курсовая работа
Краткое описание
Любая предпринимательская деятельность осуществляется в рамках определенной организационной формы. Выбор формы преимущественно определяется объективными условиями — сферой деятельности предпринимателя, наличием средств, а также достоинствами и недостатками самих организационных форм, хотя, конечно, в какой-то степени зависит от личных пристрастий и вкусов предпринимателя.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. Развитие предпринимательства в 21 веке 1.1 Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности 1.2 Правовая основа предпринимательства 1.2 Правовая основа предпринимательства ГЛАВА 2. Роль малого предпринимательства в экономическом развитии Приморского края и Черниговского района 2.1 Малое предпринимательство в Приморском крае на современном этапе 2.2 Анализ малого бизнеса в Черниговском районе ГЛАВА 3. Перспективы развития малого бизнеса в Черниговском районе ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Перечень потенциально возможных
видов деятельности, показатели базовой
доходности, порядок расчета единого налога
на вмененный доход установлены в Налоговом
кодексе Российской Федерации и являются
обязательными для всех муниципальных
образований.
Применение единого налога
на вмененный доход позволяет субъекту
предпринимательства планировать налоговые
платежи на год, так как размер налога
не зависит от фактических результатов
деятельности. Торговля, общественное
питание, бытовое обслуживание население,
автоперевозки, наружная реклама и услуги
гостиниц – это виды деятельности, в отношении
которых может быть принято решение о
введении единого налога на вмененный
доход. Перечень сформирован, исходя из
тезиса о невозможности осуществления
стопроцентного налогового контроля за
субъектами предпринимательства в данных
сферах, обусловленного значительным
объемом расчетов наличными денежными
средствами и массовостью субъектов предпринимательства
Для реализации поставленной
задачи совершенствования налогообложения
малых предприятий, во-первых, необходимо
рассмотреть на федеральном уровне предложение
об увеличении до 60 млн. рублей (т.е. в 3
раза) порога, разрешающего применение
упрощенной системы для неторговых видов
деятельности (строительство, жилищно-коммунальное
обслуживание, промышленность), во-вторых,
на уровне Приморского края снизить ставку
по УСН с 15 до 10% от прибыли, поскольку согласно
статье 346.20 НК РФ Законами субъектов Российской
Федерации могут быть установлены дифференцированные
налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов
в зависимости от категорий налогоплательщиков.
По моему мнению, бюджеты муниципальных
образований Приморского края, куда зачисляется
налог по УСН, от этой меры не пострадают,
так как малый бизнес
нарастит обороты и тем самым удержит
местные бюджеты на прежнем уровне.
Еще одной задачей развития
малого бизнеса является расширение доступа
к недвижимости и инфраструктуре электросетевого
и газового хозяйства, которая в настоящее
время является критическим условием
для развития малого бизнеса.
В 2007 году в Российской Федерации
подано заявок на присоединение на 29 ГВт,
в том числе малые предприятия (до 0,1 МВт)
– 7,2 ГВт, фактически присоединены мощности
на 2 ГВт, в т.ч. малые предприятия – 0,8 ГВт.
Общая плата за присоединение предпринимателей
с мощностью до 100 кВт составила около
43 млрд. рублей в год.
Растущие расходы на потребляемые
энергоносители, в том числе предварительная
оплата за их поставку, и оплата услуг
по технологическому подключению к электрическим,
газовым и тепловым сетям способствуют
существенному росту себестоимости продукции
и оказывают негативное воздействие на
показатели хозяйственной деятельности
предприятий.
По информации органов управления
агро-промышленного комплекса ряда субъектов
Российской Федерации, поставщики электроэнергии
в договорах с сельскохозяйственными
предприятиями устанавливают предварительную
оплату от 50%, а в некоторых случаях и до
100% договорного объема поставки электроэнергии
на текущий период.
Аналогичная ситуация складывается
и с оплатой за поставляемый природный
газ.
Таким образом, общие затраты
только сельхозтоваропроизводителей
на закупку энергоносителей в 2007 году
составили 22,8 млрд. рублей, при этом отвлечено
на срок от 1 до 1,5 месяцев - 1,9 млрд. рублей,
в том числе по электроэнергии - 1,56 млрд.
рублей и природному газу – 0,34 млрд. рублей,
которые могли бы быть использованы на
развитие бизнеса.
Для решения поставленной задачи
правительством РФ уже предприняты серьезные
шаги. Так в ходе своего выступления на
Всероссийском предпринимательском форуме
премьер-министр Владимир Путин сообщил,
что одобрил документ о введении упрощенной
процедуры на подключение к электросетям
для малых и средних фирм и установлении
для них льготных тарифов.
Теперь при подключении мощности
до 100 киловатт можно будет внести только
авансовый платеж в размере 5% от стоимости
услуги с правом беспроцентной рассрочки
на три года. При этом энергетики при электрофикации
своих клиентов обязаны будут выполнить
работы в срок до 6 месяцев.
Данный документ, безусловно
«упростит» жизнь малым предпринимателям,
и облегчит всю процедуру получение доступа
к электосетям.
Еще одной из важнейших проблем
субъектов малого предпринимательства
является отсутствие доступа к недвижимому
имуществу.
По данным исследования ЦЭФИР
«Мониторинг административных барьеров
развития малого предпринимательства»
около 2/3 малых предприятий – арендаторы
и около 50% из них арендуют государственное
или муниципальное имущество. Из них 19%
ежегодно подвергаются угрозе отказа
в продлении договора аренды.
Как правило, договоры аренды
заключаются на срок менее одного года,
что 40,6% предпринимателей считает существенной
угрозой для ведения бизнеса. Еще 43,6% предпринимателей
– арендаторов отмечают высокую стоимость
аренды государственного и муниципального
имущества.
Согласно исследования «ОПОРЫ
РОССИИ», 26,9% предпринимателей отмечают
проблемы с доступом к офисным площадям.
Ситуация с доступностью производственных
помещений обстоит существенно хуже –
почти 40% респондентов считают ее неудовлетворительной.
Решению указанных проблем
будет способствовать законодательное
введение требований к процедуре сдачи
в аренду государственной и муниципальной
собственности, установление исчерпывающего
перечня документов для заключения договоров,
обеспечение публичности информации о
порядке предоставления свободных помещений,
проведение мониторинга деятельности
органов исполнительной власти по предоставлению
в аренду государственных и муниципальных
помещений (отчетные показатели), публикация
в сети Интернет банка данных о помещениях,
находящихся в государственной и муниципальной
собственности (реестры имущества), закрепление
обязательного использования долгосрочных
(свыше 3 лет) договоров аренды государственного
и муниципального имущества, предоставляемого
малому бизнесу.
Сейчас принято говорить о периоде
«малой приватизации» (до 2010 года все непрофильное
имущество должно быть продано органами
муниципальной власти). Основная «опасность»
данного процесса в том, что помещения,
которые на протяжении нескольких лет
арендуются малыми предприятиями, приватизируются
на аукционе. С целью предоставления определенных
преференций для малых компаний – арендаторов
Минэкономразвития России разработаны
поправки в Федеральный закон «О приватизации
государственного и муниципального имущества»,
предусматривающие ряд преимуществ для
субъектов малого бизнеса при участии
в приватизационных торгах по продаже
арендованного ими имущества:
-возможность оплаты приобретаемого
имущества в рассрочку - на срок
до 3 лет;
- двукратное уменьшение
размера задатка для участия
в аукционе или конкурсе.
Основной акцент имущественной
поддержки предлагается сделать на формировании
региональных и муниципальных перечней
целевого имущества, предназначенных
для предоставления в аренду исключительно
субъектам малого предпринимательства.
Соответствующие изменения
в федеральные законы «Об общих принципах
организации законодательных (представительных)
и исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской Федерации»
и «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации»
внесены в октябре 2007 года. За органами
государственной власти и местного самоуправления
закреплена возможность создания имущественных
фондов для сдачи в аренду субъектам малого
предпринимательства.
Основные преимущества данного
предложения:
-формирование имущественных
комплексов для целей малого
бизнеса на постоянной основе;
-стимулирование развития
необходимых для субъектов Российской
Федерации и муниципальных образований
видов предпринимательской деятельности
(бытовые услуги, социально-ориентированные
предприятия и пр.);
-обеспечение доступности
имущества для малого бизнеса
за счет пониженной арендной
платы.
Однако до настоящего времени
подавляющее число субъектов Российской
Федерации не начали работу по формулированию
перечней регионального и муниципального
имущества для аренды малыми предприятиями.
Для решения данной задачи необходимо:
1.Обеспечить подготовку
федерального закона, предусматривающего
для малых предприятий – добросовестных
арендаторов государственного и
муниципального имущества увеличение
рассрочки для оплаты приватизируемого
имущества с 1 года до 5 лет, уменьшение
в 3 раза задатка при проведении
торгов (с 20% до 7%) при приватизации
государственного и муниципального
имущества.
2. Обеспечить формирование
в 2009 году перечней регионального
и муниципального имущества для
аренды малыми предприятиями.
3. Законодательно закрепить
открытость процедур предоставления
в долгосрочную аренду государственного
и муниципального имущества.
Наиболее важной задачей органов
власти субъектов Российской Федерации
является обеспечение разработки и принятие
региональных программ развития малого
и среднего предпринимательства, включающих
создание сети региональных и муниципальных
бизнес-инкубаторов, промышленных парков
и технопарков, формирование региональных
гарантийных фондов (фондов поручительств)
по обязательствам субъектов малого и
среднего предпринимательства, региональных
венчурных фондов, фондов прямых инвестиций,
грантовой поддержки начинающих предпринимателей
и т.д.
Так в частности, администрации
Черниговского района необходимо, во-первых,
разработать программу стабилизации рынка
труда в Черниговском районе на среднесрочную
перспективу, т.е. оказать финансовую помощь
безработным гражданам для начала развития
собственного бизнеса, за счет средств
местного бюджета.
На конец 2008 года численность
безработных граждан в Черниговском районе
составила 608 человек. Социально-демографический
состав безработных граждан характеризуется
преобладанием женщин (57,7 %), преимущественно
среднего возраста. Значительную долю
безработных составляет молодежь 16-29 лет
(18,7%).
При реализации данной программы
администрация Черниговского района сможет
привлечь, по моему мнению, как минимум
20 % резидентов, тем самым стабилизировать
рынок труда, расширить рабочие места,
и самое главное, привлечь дополнительные
налоговые поступления в бюджет в виде
единого налога при УСНО, единого налога
на вмененный доход, единого сельскохозяйственного
налога.
Во-вторых, администрации Черниговского
района необходимо сформировать перечень
муниципального имущества для льготной
аренды малыми предприятиями и индивидуальными
предпринимателями.
В-третьих, организовать консультационную
поддержку малых предприятий и индивидуальных
предпринимателей по следующим направлениям:
- проведение консультаций
по устному запросу субъектам
малого и среднего предпринимательства,
- подготовка ответа на
письменное заявление субъектам
малого и среднего предпринимательства
об оказании консультационной
поддержки,
- предоставление субъектам
малого и среднего предпринимательства
возможности самостоятельной работы
со справочными системами в
методическом кабинете.
Данные мероприятия, безусловно,
окажут значительную поддержку малому
бизнесу на территории Черниговского
района. Реализация мероприятий данной
программы позволит:
увеличить количество субъектов
малого предпринимательства на 10-20 % ежегодно;
увеличить численность работников,
занятых на постоянной основе в малом
бизнесе на 3,5 %;
увеличить вклад малого бизнеса
в валовом объеме продукции (работ, услуг),
произведенном в районе до 20%;
оптимизировать отраслевую
структуру малого предпринимательства,
увеличить количество субъектов малого
предпринимательства, занятых в сфере
производства (до 12%);
увеличить капитализацию субъектов
малого предпринимательства за счет постепенной
приватизации муниципального имущества,
находящегося в собственности района;
обеспечить товарный рынок
района конкурентоспособной продукцией
и услугами местного производства;
обеспечить благоприятный климат
для предпринимательской деятельности,
активное включение предпринимательских
структур в решение проблем социально-экономического
развития Черниговского района.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Существует немало подходов
к определению сущности понятия «малый
бизнес», а общепринятая трактовка варьируется
в зависимости от субъективного восприятия
автора терминологической трактовки,
государственной и отраслевой принадлежности
малого предпринимателя и многих других
факторов.
Если рассматривать расширенное
понятие малого бизнеса, он представляет
собой мобильную совокупность юридических
и физических лиц-малых предпринимателей,
не являющихся составной частью монополистических
структур и играющих по сравнению с ними
второстепенную роль в экономике государства.
В более узком смысле малый бизнес представляет
собой коммерческое частное предприятие,
отвечающее индивидуальным для каждого
государства и отрасли критериям, прописанным
в соответствующих регламентирующих документах
государственной важности.
Также существует более широкое
понятие - «предпринимательство», которое
подразумевает целенаправленную рисковую
деятельность физического или юридического
лица, основной целью которой является
максимизация прибыли за счёт производства
и продажи товаров, выполнения разного
рода работ и оказания услуг. Эффективность
деятельности предпринимателя оценивается
не столько на основе удорожания его бизнеса,
столько на основе процентного роста прибыли
за определённый период.
Сегодня малое предпринимательство
стало заметным сектором экономики Приморского
края. Его значение, наряду с созданием
и производством новых товаров, работ
и услуг и пополнением бюджетов всех уровней,
заключается в повышении занятости и работоспособности
населения, создании новых рабочих мест.
Активизация действий администрации
Приморского края в части поддержки малого
предпринимательства является в настоящее
время весьма актуальной, а нерешенность
назревших проблем в этой области может
оказать негативное влияние на дальнейшее
развитие малого бизнеса.