Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 13:08, реферат
Купечество - социальный слой, занимавшийся торговлей, посредник между производством и рынком. Для обозначения купечества в Древней Руси употреблялись два термина — «купец» (горожанин, занимавшийся торговлей) и «гость» (купец, связанный торговыми операциями с другими городами и странами). С XIII в. появляется третий термин — «торговец».
Введение…………………………………………………1
1. Московское купечество в XVII-XVIII вв…………....6
2. Экономические идеи в России в XVII — XVIII вв...16
Заключение……………………………………………....23
Список используемой литературы……………………..24
Стали исчезать устои патриархальщины и дикости. Образование, в особенности специальное, уже стало находить полное признание в среде средней и мелкой буржуазии, как верное средство хорошо поставить своё промышленное и торговое дело. Верхушка московского именитого купечества и крупной промышленной буржуазии вместо прежней малограмотности основателей многомиллионных предприятий, в третьем-четвертом поколении уже приобщалась к благам высокой европейской культуры и образованности, становилась покровительницей науки и искусств, учредительницей учебных заведений, музеев, картинных галерей и др.
Внуки купцов уже учились
в университетах, иногда и заграничных.
Так В.А.Баландина — внучка сибирского
золотопромышленника Аверкия
Поскольку Москва была крупнейшим центром купечества, деятельность купеческих династий здесь была особенно заметна. «Широкая благотворительность, коллекционирование и поддержка всякого рода культурных начинаний были особенностью русской торгово-промышленной среды» — писал летописец московского купечества П.А.Бурышкин. Чтобы показать широкий спектр деятельности купцов-благотворителей, приведем еще одну цитату из его книги «Москва купеческая»: «Третьяковская галерея, Щукинский и Морозовский музеи современной французской живописи,
Бахрушинский театральный музей, собрание русского фарфора А.В.Морозова, собрания икон С.П.Рябушинского... Частная Опера С.И.Мамонтова, Художественный театр К.С.Алексеева-Станиславского и С.Т.Морозова... М.К.Морозова — и Московское философское общество, С.И.Щукин — и Философский институт при Московском университете... Клинический городок и Девичье поле в Москве созданы, главным образом, семьей Морозовых... Солдатенков — и его издательство, и «Щепкинская» библиотека, больница имени Солдатенкова, Солодовниковская больница, Бахрушинские, Хлудовские, Мазуринские, Горбовские странноприимные дома и приюты, Арнольдо-Третьяковское училище для глухонемых, Шелапутинская и Медведниковская гимназии, Александровское коммерческое училище; Практическая Академия Коммерческих наук, Коммерческий институт Московского общества коммерческого образования... были сооружены какой-то семьей, либо в память какой-то семьи... И всегда, во всем, стоит у них на первом месте общественное благо, забота о пользе всему народу» [6].
В XIX веке российское купечество свою благотворительную деятельность значительно расширило. Это делалось как для получения почётного гражданства, медалей, так и с религиозными, и иными — не меркантильными целями. Средства вкладывались не только в образование, сиропитательные заведения, церковь, но и научные экспедиции.
Известный писатель И.С. Шмелев, также происходивший из купеческой среды, вспоминая подобные деяния своего сословия, писал: «И это — «темное царство»? Нет, это — свет из сердца» [6].
Так выглядело московское купечество в XVIII-XIX в. Мы видим, что практически однородное в начале прошлого столетия, экономически слабое и политически пассивное, к концу века оно значительно преобразилось. Его
представители вышли на ведущие роли в общественной жизни, потеснив косное дворянство, прославили свое имя на почве благотворительности и меценатства. Однако, несмотря на внешние изменения, в основе деятельности московского купечества лежала все та же этика «русского хозяина» и религиозность, что и столетия до этого.
В XVII в. Россия вступила в новую полосу своего развития. Были ликвидированы остатки прежней обособленности. Укреплялось Русское централизованное государство. Политика закрепощения крестьян получила своё завершение в Соборном уложении 1649 г .
Характерным для
данного периода явилось
В промышленности появляется крупное производство в форме мануфактуры, которые были немногочисленны; господствующим же оставалось мелкое производство.
Хозяйство феодалов и крестьян в основном было натуральным. Вместе с тем заметно увеличивается и производство на рынок.
Зарождение всероссийского рынка означало развитие торговых связей. Возникли крупные торговые центры, быстро росла и развивалась внешняя торговля России.
В XVII в. государственный строй России все более приближается к абсолютной монархии.
Все это оказало влияние на развитие русской ЭКОНОМИЧЕСКОЙ мысли рассматриваемого периода. Новым явилось ясное понимание и развернутое обоснование передовыми мыслителями и деятелями той эпохи необходимости ликвидации ЭКОНОМИЧЕСКОЙ отсталости России, сохранения и укрепления её независимости. Их отличает широта кругозора, общегосударственный и общехозяйственный подход к экономическим вопросам.
Путь ликвидации ЭКОНОМИЧЕСКОЙ отсталости страны они видели в создании крупной отечественной промышленности, развитии внутренней и внешней торговли, создании в стране собственного флота, путей сообщения, развитии сельскохозяйственного производства, реорганизации финансовой системы. Всё это носило прогрессивный характер и отвечало назревшим потребностям общественной жизни Русского государства.
Наиболее ярким выразителем нового направления русской ЭКОНОМИЧЕСКОЙ мысли XVII в. явился выдающийся государственный деятель, политик и дипломат, инициатор важных государственных постановлений А.Л. Ордын-Нащокин (1605-1680). Изданный им Новоторговый устав 1667 г . явился крупным законодательным актом XVII в., регулирующим торговые пошлины. Новоторговый устав пронизан идеями меркантилизма, стремлением привлечь в страну и удержать драгоценные металлы, покровительством отечественной торговле и купечеству. Все эти задачи были связаны с достижением благоприятного торгового баланса.
Меркантилистские мотивы обнаруживаются и в работах хорвата Ю. Крижанича (1616-1683), написанных им во время длительного пребывания в России. В своем основном сочинении "Думы политичны" Крижанич разрабатывал вопрос о способах увеличения богатства в стране. Защита русской торговли от иностранцев и создание благоприятных условий как во внутренней, так и во внешней торговле русскому купечеству являются основными требованиями Крижанича. Считая необходимым развитие производительных сил страны, он наметил широкие мероприятия в области промышленности, торговли, сельского хозяйства, финансов, государственного устройства. Крижанич писал свои проекты для России — в то время аграрной страны. Его работа была опубликована лишь в середине XIX в.
Отсталость России от западноевропейских стран особенно ощутимо стала сказываться в конце XVII в. Необходимы были коренные реформы. Эти реформы и были проведены Петром I. Они охватили государственный аппарат, армию, флот, военное дело, а также хозяйственную жизнь.
Вокруг Петра I было немало соратников, стремившихся внести свой вклад в дело экономического развития России. Среди них — Иван Тихонович Посошков (1652-1726) — оригинальный экономист-мыслитель, пытавшийся решать острые проблемы жизни.
Посошков вышел из семьи мастера серебряного дела, сам был весьма разносторонним мастером, затем служил на винокуренном заводе, занимался торгово-промышленной деятельностью. Его перу принадлежит ряд работ, в которых рассматриваются вопросы денежного обращения, военное дело, богословские проблемы, вопросы морали.
К концу жизни Посошков написал книгу "О скудости и богатстве". Она была закончена в 1724 г . и предназначалась для Петра I. В августе 1725 г . Посошков был арестован и заключён в Петропавловскую крепость, где 1 февраля 1726 г . скончался.
Книга "О скудости и богатстве" принадлежит к числу выдающихся произведений не только русской, но и мировой ЭКОНОМИЧЕСКОЙ литературы. Устранение скудости и умножение богатства России — центральная ее тема. Книга Посошкова является не только ЭКОНОМИЧЕСКОЙ работой. В ней всесторонне анализируется жизнь страны, её недостатки, содержатся практические указания к их устранению. Вместе с тем в ней рассматриваются и теоретические вопросы. В этом произведении ярко проявился литературный талант Посошкова, острота его мысли и всесторонность знания жизни. Книга проникнута глубоким
патриотизмом, заботой о благополучии родины, большой любовью к своему народу и верой в его великое будущее.
Корни экономических воззрений Посошкова лежат в окружающей реальной действительности, которую он воспринимал и оценивал в соответствии со своими идеалами. Взгляды Посошкова оригинальны, экономические предложения полны жизненного и практического смысла.
По своим политическим взглядам Посошков был сторонником монархии. Вместе с тем он критически относился к системе и порядкам управления в России, видел в них препятствие к устранению скудости и умножению богатства в стране.
У Посошкова
нет свойственного
Задачей ЭКОНОМИЧЕСКОЙ политики государства Посошков ставил «всенародное обогащение». Он писал: "... в коем царстве люди богаты, то и царство то богато, а в коем будут убоги, то и царству тому не можно слыть богатому". Рост народного богатства выгоден и народу и государству — такова основная мысль Посошкова по этому поводу. Его высказывания носили прогрессивный характер и выходили за рамки меркантилистских представлений о богатстве.
Для уничтожения
скудости и достижения богатства
в стране наибольшее значение имеют
два следующих наставления
праздность во всех ее видах; решительно бороться с непроизводительными затратами, осуществлять строжайшую экономию во всем.
Требование бережливости во всем, экономного расходования материальных благ и денег красной нитью проходит через всю книгу Посошкова.
Исходя из общегосударственных интересов, он решительно восстает против хищнического отношения к естественным богатствам страны и излагает наиболее целесообразные, с его точки зрения, принципы их эксплуатации.
Особенно большое внимание Посошков уделял вопросам развития русской промышленности. Он писал о необходимости строительства железорудных, стекольных, полотняных заводов. При этом указывал, что развитие крупной отечественной промышленности будет содействовать "соблюдению" денег в стране. В числе мер, направленных на развитие производства, Посошков рекомендовал строить заводы на средства государства и передавать их затем в частные руки, предлагал организовать поощрение и охрану изобретательства; ссылаясь на богатства страны, доказывал необходимость разведки ее недр; много писал об охране природных ресурсов, рыбных богатств и лесов.
Являясь идеологом купечества, Посошков много места в своем сочинении отводит вопросам торговли. Из всех видов хозяйственной деятельности наибольшее значение он придавал торговле, а из общественных сословий — купечеству! "Торг — дело великое. Купечеством всякое царство богатитца, а без купечества никакое и малое государство быть не может", — писал Посошков. В стремлении сделать русское купечество монополистом в торговле он предлагал запретить дворянам и крестьянам заниматься торговлей. Преследуя цель устранить конкуренцию и игру цен на рынке, Посошков высказывался за "установленную цену", регулируемую сверху системой надзора и контроля. В этом отношении его взгляды устарели, но в
отрицательной оценке системы внутренних пошлин, которые существовали тогда во всех странах и сильно стесняли внутренний товарооборот, Посошков опередил свое время. Предложенное им установление одного сбора с товаров, причем пониженного против суммы существовавших тогда внутренних сборов, действительно содействовало бы развёртыванию внутренней торговли.
Внимательно относился Посошков и к проблемам внешней торговли. Он предлагал такую систему организации внешней торговли, которая, по его мнению, способна обеспечить русским купцам господствующее положение и защитить их от конкуренции со стороны иностранного торгового капитала Меры по организации внешней торговли проникнуты заботой Посошкова о сохранении и приумножении денег в стране. Он считал необходимым ввозить из-за границы только то, что не производится в России и без чего обойтись совершенно невозможно. Предлагал запретить ввоз предметов роскоши, которые уже производятся в России, называя в их числе соль, стеклянную посуду, зеркала, шляпы и другие товары. Чтобы иметь возможность не ввозить эти товары и тем самым сохранить деньги в стране, Посошков рекомендовал создавать собственную промышленность в России. В целях поощрения собственного производства, по его мнению, следовало прекратить вывоз из страны промышленного сырья и вывозить за границу лишь готовые изделия.