Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 12:27, реферат
ИНВЕСТИЦИИ — совокупность затрат, реализуемых в форме долгосрочных вложений частного или государственного капитала в различные отрасли национальной (внутренние И.) или зарубежной (заграничные И.) экономики с целью получения прибыли: денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, в том числе и на товарные знаки (кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода)).
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
1. Развитие инвестиционного законодательства в 1991-1995 гг……5
2.Развитие инвестиционного законодательства с 1996 г. по настоящее время.............................................................................................................13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…17
Список литературы………………………………………........................20
Для характеристики второго этапа развития законодательства об инвестициях (с 1996 г. по настоящее время) необходимо отметить также нормативные акты, лежащие в основе регулирования рыночной экономики в целом. Эти акты составляют основу так называемого инвестиционного климата в стране. К ним относятся принятые в этот период акты антимонопольного законодательства, валютного регулирования и законодательства, связанного с проведением приватизации государственной собственности. Все эти законы подготавливали основу для регулирования портфельных инвестиций или инвестиций в ценные бумаги.
Для прямых иностранных инвестиций в большей степени имеют значение нормативные акты, определяющие правовой режим инвестиций: регулирование внешней торговли и систему налогообложения в стране. Иностранный участник внешнеэкономической деятельности принимает решение об осуществлении инвестиций лишь после того, как объективные условия предпринимательской деятельности подскажут ему, что создать производство или сборку готовой продукции в стране-импортере принесет ему больше выгоды, чем сам импорт готовой продукции. Экономический расчет серьезного инвестора при принятии решения об инвестировании капитала основан на действующем таможенном и налоговом законодательстве в стране-импортере.
Законодательство об инвестициях первых лет экономических реформ исходило из того, что производителям, инвестирующим свои средства в реальное производство, необходимо предоставлять налоговые и таможенные льготы или оказывать в той или иной форме государственную поддержку. Особенно ярко эта позиция выражена в Законе об иностранных инвестициях. Такой способ регулирования отношений, связанных с инвестициями, продемонстрировал свои недостатки на последующих этапах развития инвестиционного законодательства.
В 1996 г. формирование фондового рынка в России позволило говорить о разграничении инвестиций на прямые и портфельные. К концу 90-х гг. XX в. опыт регулирования рынка ценных бумаг и участия в нем нерезидентов позволил говорить не только о необходимости разграничения прямых и портфельных инвестиций, но также и об особенностях правового регулирования портфельных инвестиций, отличающихся от прямых. Такие особенности определяются прежде всего общей для всех стран тенденцией развития финансовых рынков, характеризуемой одним словом - "глобализация".
2. Развитие инвестиционного законодательства с 1996 г. по настоящее время
Этап после 1995 г. включает большое число нормативных актов, связанных с регулированием инвестиций. Практически в каждой отрасли экономики вопросы финансирования предпринимательской деятельности решались самостоятельно с учетом особенностей их реструктуризации. Кроме того, после 1995 г., следуя общему принципу развития рынка - поддержание условий конкуренции - бульшая часть принятых в этот период законов регулировала инвестиции в общем порядке без их деления на иностранные и отечественные.
Изменения в правовом регулировании иностранных инвестиций на российском рынке, произошедшие после 1995 г., можно кратко оценить как развитие гражданского права, регулирующего рыночные, в том числе и инвестиционные, отношения. В указанный период были созданы необходимые условия для развития гражданско-правовых отношений, в рамках которых реализуются прямые и портфельные инвестиции.
Основным нормативным актом, регулирующим прямые иностранные инвестиции в России, продолжал оставаться Закон об иностранных инвестициях. Действие этого закона было дополнено законодательством в области добычи полезных ископаемых. Так, в конце 1995 г. была закончена работа над законом о соглашениях о разделе продукции. В связи с его принятием был отменен действовавший ранее указ Президента, регулировавший отдельные вопросы соглашений о разделе продукции.
Принятие Федерального закона от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" *(63) (далее - Закон о СРП) следует понимать как альтернативу поручению, содержащемуся в Законе об иностранных инвестициях, о принятии закона о концессионных договорах. По оценке Торгово-промышленной палаты РФ, этот закон позволяет сформировать инвестиционный механизм в минерально-сырьевых отраслях российской экономики путем широкого внедрения договорных отношений между инвестором и государством. Под инвестиционным механизмом понимается при этом сама договорная форма организации инвестиционных отношений. Однако принятие Закона о СРП не выполнило своей задачи - привлечь инвестиции в минерально-сырьевую базу страны.
Правовая форма организации частной предпринимательской деятельности в сфере добычи полезных ископаемых традиционно была представлена концессионным договором. Соглашения о разделе продукции в зарубежной практике по своему содержанию представляли собой концессионные договоры нового поколения. Предметом и одновременно существенным условием этого договора является условие о гарантии прав частного лица, заключившего договор с государством.
Сдерживающее воздействие на внедрение в практику соглашений о разделе продукции оказывало отсутствие согласованности в действиях федеральных и региональных органов власти, для которых регулирование соглашений о разделе продукции составляло сферу совместного ведения с федеральными органами. Этим объясняется критическое отношение к закону и региональных властей.
Главным событием в сфере предпринимательских, в том числе инвестиционных, отношений на этом этапе было принятие второй части ГК РФ в 1996 году. Вторая часть касается отдельных видов обязательств и включает в себя гражданско-правовое регулирование договоров, которые могут быть заключены иностранными лицами с целью осуществления инвестиций. К такого рода договорам прямо был отнесен договор финансовой аренды (лизинга) (гл. 34 § 6). К таким договорам можно отнести и ряд других договоров.
К числу договоров, регулируемых ГК РФ, которые можно использовать для осуществления инвестиционной деятельности, относятся договор коммерческой концессии, договор целевого займа, договоры возмездного оказания услуг, договор доверительного управления и договор простого товарищества. Особенностью этих договоров является то, что они предполагают установление длительных экономических связей между сторонами в договоре, а также то, что в них, как правило, сохраняется возможность влияния одной стороны в договоре на производственную деятельность другой стороны.
Включение в ГК РФ норм о договоре целевого займа явилось новеллой и означало применение гражданско-правовых методов регулирования к отношениям, подчиненным ранее административному и финансовому праву. Раньше целевой характер такого займа обеспечивался административно-финансовым контролем как финансовых органов, так и органов Госбанка СССР. С введением этой новеллы в ГК РФ определяющими условиями гражданско-правового договора становятся условие о том, каким образом заемщик должен использовать сумму займа, а также о том, какие возможные средства контроля за действиями заемщика со стороны заимодавца будут использованы в ходе их совместной деятельности.
В 1998 г. продолжали совершенствоваться договорные формы инвестиций. Основными законами, которые касались прямых иностранных инвестиций, были Федеральный закон от 7 января 1999 г. N 19-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции"" и Федеральный закон от 29 октября 1998 г. N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" *(64) (далее - Закон о лизинге).
Принятые в 1998 г. законы показали, что договорные формы инвестиций в Российской Федерации развиваются не как договоры о совместной деятельности, а скорее как различного вида соглашения (договоры) о разделе продукции. Так, в соответствии со ст. 28 Закона о лизинге, определяющей порядок платежей и взаиморасчетов между сторонами, допускается осуществление расчетов по лизинговым платежам продукцией (в натуральной форме), производимой с помощью предмета лизинга (абз. 2 п. 2).
Кульминационным годом в развитии инвестиционного законодательства следует считать 1999-й. В этом году было полностью обновлено законодательство об иностранных инвестициях и инвестиционной деятельности. Был принят Закон об иностранных инвестициях, который отменил действие Закона об иностранных инвестициях (1991). В 1999 г. был введен в действие Закон об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений, который применяется наряду с ранее принятым Законом об инвестиционной деятельности. При этом Закон об инвестиционной деятельности применяется в части, не противоречащей закону, принятому в 1999 году. Были приняты законы, направленные на регулирование рынка портфельных инвестиций. К ним относятся Федеральный закон от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" (далее - Закон о защите прав инвесторов на рынке ценных бумаг) и Федеральный закон от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" *(65) (далее - Закон о защите конкуренции на рынке финансовых услуг). Эти законы отражают новые тенденции в развитии законодательства, понять которые можно, обратившись к международно-правовым стандартам регулирования инвестиций.
Заключение
В соответствии с основными положениями стратегии развития России до 2020 года, основные усилия органов государственной власти должны быть сосредоточены на создании четких и прозрачных правовых условий для перехода экономики России к инновационному пути развития.
Одной из важнейших предпосылок для указанной модернизации экономики является создание благоприятного инвестиционного климата, стимулирующего деловые круги к масштабным капиталовложениям в отрасли обрабатывающей промышленности, наукоемкие и высокотехнологичные производства. При этом, особенно актуальным становится разработка качественно новой инвестиционной политики, направленной на адресную поддержку наиболее перспективных производств, сглаживание существующих диспропорций в отраслевом развитии.
Сфера инвестиций – одна из наиболее динамичных и сложных с точки зрения правового регулирования в современной экономике. Правовое обеспечение инвестиционной деятельности в субъектах Российской Федерации имеет большое значение для обеспечения перспективы их социально-экономического развития и повышения уровня жизни населения регионов.
Инвестиционное законодательство отнесено к ведению Российской Федерации, региональные нормативные акты, касающиеся инвестиционной деятельности, должны конкретизировать декларированные федеральным законом нормы, определять практические механизмы их реализации при взаимодействии органов исполнительной власти субъекта РФ и инвестора.
Законодательные и исполнительные органы государственной власти Дальневосточных субъектов РФ активно разрабатывают нормативно-правовые акты, направленные на обеспечение инвестиционной деятельности, разрабатывают долгосрочные программы привлечения инвестиций, оказывают поддержку субъектам инвестиционной деятельности на стадии реализации проектов, проводят анализ эффективности принимаемых мер повышения инвестиционной привлекательности регионов.
Поставленные задачи по привлечению инвестиций ставят в повестку дня актуальный вопрос анализа эффективности методов регулирования инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов, содержащихся в нормативно-правовых актах субъектов РФ.
Региональное инвестиционное законодательство базируется на общих принципах, сформированных законодательством РФ: равенство прав инвесторов на осуществление инвестиционной деятельности; свободный выбор объектов инвестирования; самостоятельное осуществление инвестиционной деятельности (определение объемов, направлений инвестирования); защита прав и интересов инвесторов; защита инвестиций (от изменения законодательства, от незаконных действий государственных органов).
Нормативно-правовыми актами субъектов предусмотрены следующие инструменты государственной поддержки инвестиционной деятельности:
- предоставление бюджетных инвестиций на возвратной и безвозвратной основе (включая бюджетные кредиты);
- предоставление инвестиционного налогового кредита;
- предоставление государственных гарантий;
- льготное налогообложение;
- выпуск облигационных займов;
- предоставление субъектам инвестиционной деятельности объектов недвижимости, находящихся в собственности субъектов РФ, в аренду на льготных условиях, снижение налоговых ставок за пользование землей регионов и другими природными ресурсами;
- предоставление грантов;
- оказание консультативной, информационной и организационной поддержки.
В настоящее время в целях стимулирования инвестиций в субъектах РФ практикуется разработка и утверждение региональных инвестиционных программ, перечней объектов нового строительства, расширения, реконструкции, технического перевооружения предприятий; предоставление на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств бюджета субъекта РФ; создание фондов поддержки инвестиций при органах исполнительной власти субъектов РФ.
Существенным фактором стимулирования инвестиционной активности является организационная деятельность органов государственной власти субъекта, оказывающая значительное влияние на объем и структуру инвестиций, которые, в конечном счете, и отражают эффективность инвестиционной деятельности в регионе.
Список литературы
Информация о работе Современное инвестиционное законодательство РФ