Современное состояние малого и среднего предпринимательства в Кыргызской Республике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2014 в 15:27, реферат

Краткое описание

Основу любой рыночной экономики составляет частный сектор, где малые и средние предприятия (МСП) играют важную роль. Они не требуют крупных стартовых инвестиций, имеют высокую скорость оборота ресурсов, способны быстро и экономно решать проблему формирования и насыщения рынка потребительских товаров, реструктуризации экономики в условиях ее дестабилизации и ограниченности финансовых ресурсов. Интерес к малым и средним предприятиям в условиях переходного периода исходит из различных ожиданий субъектов политической и экономической жизни, а также значения самих малых и средних предприятий для создания зрелой рыночной экономики.

Вложенные файлы: 1 файл

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ.docx

— 34.48 Кб (Скачать файл)

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ  
МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 
В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

 

 

 

Основу любой рыночной экономики составляет частный сектор, где малые и средние предприятия (МСП) играют важную роль. Они не требуют крупных стартовых инвестиций, имеют высокую скорость оборота ресурсов, способны быстро и экономно решать проблему формирования и насыщения рынка потребительских товаров, реструктуризации экономики в условиях ее дестабилизации и ограниченности финансовых ресурсов. Интерес к малым и средним предприятиям в условиях переходного периода исходит из различных ожиданий субъектов политической и экономической жизни, а также значения самих малых и средних предприятий для создания зрелой рыночной экономики.

Для государства и политиков сектор МСП важен, прежде всего, потому, что он во многом замещает государство в решении сложных социально-экономических задач, а именно при создании новых рабочих мест, формировании среднего класса, являющимся одним из основных факторов долгосрочной стабильности в экономике любой страны. Кроме того, для правительства малые и средние предприятия - это значительный источник пополнения государственного бюджета.

Ученые макроэкономисты воспринимают данный сектор в контексте комплексных задач системных изменений, происходящих в переходный период: развития частного сектора, реструктуризации и возможности более эффективного распределения и использования ресурсов. Целевая модель рыночной экономики предполагает, что ее наиболее важные и ценные механизмы будут запушены через конкурентный рынок с его горизонтальными связями между большим числом производителей. Согласно этой модели, такие традиционные функции государства плановой экономики, как создание рабочих мест, определение национальной специализации, улучшение международной конкуренции и т.д., лучше всего выполняются частным сектором, а именно, сектором малого и среднего предпринимательства. Макроэкономисты рассматривают выполнение этих функций в широком контексте всей экономической системы. При новой

организации национальной экономики сектор малых и средних предприятий воспринимается ими как решающая сила, способная стать

ценным экономическим стимулом, в частности, через механизм мультипликатора, и содействовать распространению важнейших технологий и упрочению прогрессивных позиций и предпринимательской культуры в

обществе.

Восприятия и ожидания самих предпринимателей изменяются с течением времени. Члены бизнес-сообщества (новые предприниматели и те, кто начал свой бизнес раньше, в условиях частичных реформ) приветствуют частный сектор, заменяющий старый стиль, центральную плановую бюрократию и позволяющий им самостоятельно принимать решения, создавать потенциально новые возможности для роста. Однако чрезмерное налогообложение, государственная бюрократия, вмеша-тельство в их бизнес со стороны и т.д. заставляют их искать убежище в неформальном секторе.

После централизованной плановой экономики значительная часть населения республики не приняла данный сектор, считая его труднодоступным и не достаточно надежным для получения стабильного дохода или работы. На первый взгляд, жесткие правила ведения бизнеса, постоянная неуверенность и риск в сфере малого и среднего бизнеса должны были бы оттолкнуть предпринимателей. Однако он воспринимается ими как серьезная

альтернатива старому укладу жизни с его механизмами социальной защиты и определенной системой предоставления гарантий на

получение рабочего места. В настоящее время происходит смешение старых и новых позиций, появляется прогрессивное предпринимательское восприятие, растущее пропорционально достижениям в создании классической рыночной среды.

Для Кыргызстана сектор малого и среднего предпринимательства рассматривается как основной катализатор изменений, происходящих в экономике, поскольку он быстрее и полнее учитывает изменения спроса населения на отдельные виды продукции и услуг, весьма мобилен при внедрении новшеств. Малые предприятия менее капиталоемкие, могут функционировать на основе имеющейся инфраструктуры, эффективно используют региональные трудовые и материальные ресурсы. Цикл "идея - практическое внедрение" занимает у них обычно немного времени. Нельзя не учитывать и новую объективную тенденцию в экономике развитых капиталистических стран, предпочитающих мелкие производства крупным. На наш взгляд, в настоящее время сочетание предприятий разных размеров улучшит их приспособляемость к современным требованиям хозяйствования, а также ускорит научно-технический прогресс по целому ряду направлений. Малые формы бизнеса порождают и существенно стимулируют предпринимателей.

Сектор малого и среднего бизнеса может стать двигателем экономического развития страны, поскольку более динамично реагирует на рыночные изменения. Гибкость и высокая адаптивная способность при не очень больших затратах - главное преимущество малых предприятий. В Комплексных основах развития Кыргызской Республики до 2010 г. указывается: "Частное предпринимательство, в том числе малый и средний бизнес, будет приоритетной сферой обеспечения устойчивого экономического роста, насыщения рынка товарами и услугами, создания новых рабочих мест и сокращения бедности"1.

Мы полагаем, что данный сектор экономики Кыргызстана совершенно справедливо считается одним из наиболее важных, поскольку потенциально эффективен и имеет возможность решать многие социальные проблемы. В республике в сфере малого предпринимательства уже мобилизованы значительные финансовые, производственные и трудовые ресурсы. Учитывая ограниченность стратегических сырьевых ресурсов, а также наличие в достаточном количестве трудовых ресурсов, можно предположить, что роль малого и среднего предпринимательства в ближайшее время, безусловно, возрастет.

Малое предпринимательство определяется как совокупность хозяйствующих единиц: малых предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей. По статистическим данным, в Кыргызстане за период 1991-2001 гг. увеличение числа малых и средних предприятий возросло

(табл. 1).

Стремительными темпами развивались крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальное частное предпринимательство: рост соответственно в 13 и 12 раз; значительно возросло количество действующих малых предприятий (в 3,5 раза). В развитии малых предприятий в республике прослеживаются три периода: с 1990 по 1992 г. - когда наблюдался бурный рост малых предприятий; с 1993 по 1999 г. - отмечалась некоторая стабилизация их развития (эти этапы выделяет, например, Т.К.Камчыбеков1), в 2000-2001 гг. незначительное сокращение темпов роста числа малых предприятий произошло из-за отмены для них экономических льгот и некоторого ухудшения макроэкономической ситуации.

Количественный рост субъектов этого сектора сопровождался ежегодным ростом его доли в объеме валовой добавленной стоимости (табл. 2).

Таблица 1. Динамика развития малого и среднего предпринимательства в Кыргызстане

 

1991 г.

1992 г.

1993 г.

1994 г.

1995 г.

1996 г.

1997 г.

1998 г.

1999 г.

2000 г.

2001 г.

Малые предприятия: зарегистрированные действующие

– 2269

– 5089

15135 5942

15480 5984

19150 5433

20761 6458

21296 7400

17264 7490

18126 7993

5737 1011

7555 1024

Средние  
предприятия

1015

1160

1411

1597

1075

1004

1011

1024

Крестьянские (фермерские) хозяйства

4567

8695

15580

21264

23180

31078

38724

49277

60111

71163

84692

Инд. част. пред-во: кол. физ. лиц,  
тыс. чел.

7,7

10,5

26,5

41,8

42,4

63,2

77,1

89,7

94,6

101,4

111,3



Таблица 2. Объем валовой добавленной стоимости

 

В млн. сом.

В процентах к ВВП

1997 г.

1998 г.

1999 г.

2000 г.

2001 г.

1997 г.

1998 г.

1999 г.

2000 г.

2001 г.

Малое и среднее предпринимат.,  
всего

 
 
10862,7

 
 
13501,4

 
 
20467,1

 
 
26560,8

 
 
31698,7

 
 
35,5

 
 
39,5

 
 
42,0

 
 
42,7

 
 
42,9

В том числе: малые  
предприятия

 
 
2751,7

 
 
3450,6

 
 
4928,8

 
 
60128

 
 
7083

 
 
9,0

 
 
10,1

 
 
10,1

 
 
9,2

 
 
9,6

средние  
предприятия

1768,8

2007,1

3314

378,9

4268,2

5,8

5,9

6,8

6,7

5,8

индивидуальные предприниматели

2574,1

3650,3

5170,4

993,3

8217,1

8,4

10,7

10,5

10,7

11,1

крестьянские (фермерские) хозяйства

3768,1

4393,2

7053,9

522,6

1219,2

12,3

12,8

14,6

16,1

16,4



Таблица 3. Динамика занятых на предприятиях МСП Кыргызстана, тыс. чел.

Количество

1991 г.

1992 г.

1993 г.

1994 г.

1995 г.

1996 г.

1997 г.

1998 г.

1999 г.

2000 г.

2001 г.

Малые предприятия (включая наемных работников)

65,7

134,4

104,5

86,7

91,4

70,7

59,6

52,0

47,1

46,6

47,6

Средние предприятия (включая наемных работников)

96,3

108,1

131,8

111,4

75,3

70,5

61,1

66,3

Крестьянские (фермерские)  
хозяйства (включая наемных работников)

15,8

34,0

76,9

139,5

432,1

570,6

672,0

764,3

761,3

828,3

887

Индивидуальное частное предпринимательство (физические лица)

7,7

10,5

26,7

41,8

42,4

63,2

77,1

89,7

94,6

101,4

111,3

Всего

89,1

178,9

208.1

364,3

674

836,3

920,1

981,3

973,5

1037,4

1112,2


Информация о работе Современное состояние малого и среднего предпринимательства в Кыргызской Республике