Социальная ответственность предпринимателя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 18:52, реферат

Краткое описание

Вместе с тем, несмотря на все более широкое распространение принципов социальной ответственности бизнеса и осознание тех преимуществ, которые они дают как предпринимателям, так и обществу, границы социальной ответственности остаются весьма размытыми. В зависимости от целей исследования, каждый автор трактует корпоративную социальную ответственность по-своему. Кто-то ограничивает социальную ответственность бизнеса производством качественной, безопасной для потребителей продукции; кто-то делает акцент на дополнительной социальной защите своих работников. Другие авторы сводят ее к проявлениям благотворительности, поддержке образования, науки, культуры и духовности, проведению активной экологической политики.

Содержание

Введение
Социальная ответственность предпринимателя
Эволюция сущности социальной ответственности предпринимателей
Проблемы социальной ответственности предпринимательства
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 39.60 Кб (Скачать файл)

План:

Введение

  1. Социальная ответственность предпринимателя
  2. Эволюция сущности социальной ответственности предпринимателей
  3. Проблемы социальной ответственности предпринимательства

Список литературы

 

 

Введение

 

С каждым годом в мировой экономике все более очевидно проявляется тенденция к пересмотру основных постулатов ведения бизнеса, к изменению его главных ориентиров, приоритетов и ценностей. «Дикий капитализм», при котором каждый его участник пытается быстро, без учета интересов других субъектов (а иногда – с преднамеренным игнорированием или даже нарушением этих интересов) накопить крупные капиталы, уходит в прошлое. Его место занимает современный тип предпринимательства, ориентированный на общество, его потребности и интересы – социально ответственный бизнес. Такой процесс современной переориентации целей и интересов бизнеса является не случайным. Он вызван объективными причинами, связанными с эволюцией предпринимательских ценностей. 
 
С момента зарождения рыночных отношений существовала тенденция оценивать функционирование и эффективность бизнеса по тому, насколько он оправдывает ожидания собственника-предпринимателя. Позже в круг заинтересованных в успехе бизнеса сторон постепенно были включены и потребители-клиенты, и сотрудники предприятия. Далее – инвесторы и общество в целом. Сегодня же стратегия предприятия считается достаточно сбалансированной и успешной, если удовлетворяются интересы и ожидания всех перечисленных выше сторон. Особенно интересно то, что темпы роста предприятий, которые взяли на вооружение и тщательно воплощают в жизнь принципы социальной ответственности, по оценкам экспертов, в два-четыре раза выше, чем у конкурентов, ограничивающих свои цели лишь получением прибыли. 
 
Вместе с тем, несмотря на все более широкое распространение принципов социальной ответственности бизнеса и осознание тех преимуществ, которые они дают как предпринимателям, так и обществу, границы социальной ответственности остаются весьма размытыми. В зависимости от целей исследования, каждый автор трактует корпоративную социальную ответственность по-своему. Кто-то ограничивает социальную ответственность бизнеса производством качественной, безопасной для потребителей продукции; кто-то делает акцент на дополнительной социальной защите своих работников. Другие авторы сводят ее к проявлениям благотворительности, поддержке образования, науки, культуры и духовности, проведению активной экологической политики. Об ответственности говорят также, если бизнесмен проявляет себя как надежный деловой партнер, соблюдающий законы и поддерживающий правосудие и т.д. Поэтому социальная ответственность бизнеса не может быть определена однозначно. Она представляет собой широкое и многоаспектное понятие. Обобщенно, можно определить социально ответственный бизнес как предпринимательскую деятельность, в которой используются только такие способы получения прибыли, которые не приносят вреда людям, природе, обществу, а в некоторых случаях, возлагающую на себя часть функций государства в области социального обеспечения, здравоохранения, культуры, развития спорта, защиты окружающей среды. 
Подобная практика ведения бизнеса получает сегодня все большее и большее распространение в мире. Украина не является исключением. В стране постоянно увеличивается число социально ответственных компаний, вовлеченных в благотворительные программы, открывших свои собственные благотворительные фонды и реализующих стратегические благотворительные инициативы. Однако становление социальной ответственности отечественного бизнеса и предпринимательства по сравнению с развитыми странами заметно отстает. При этом социально активными предприятиями в Украине в основном являются филиалы и представительства крупных международных корпораций. 
Основной причиной такой ситуации в Украине является во многом отсутствие у отечественных предпринимателей элементарных навыков ведения цивилизованного бизнеса, существование в сознании общества стереотипа «аморальности бизнеса», а также отсутствие необходимой законодательной базы, поощряющей социально ответственный бизнес.  
Вовлечение Украины в процессы расширения социальной корпоративной ответственности является важной проблемой, решение которой позволит направить украинский бизнес в русло глобальных мировых тенденций предпринимательства, повысить конкурентоспособность украинских компаний в условиях обостряющейся мировой конкурентной борьбы и поднять украинский бизнес на качественно новый уровень. 
В качестве путей решения поставленной проблемы можно выделить необходимость разработки и принятия четкой законодательной базы, которая создала бы правовые рамки социально ответственного поведения и была бы нацелена на его оптимизацию. Необходимой мерой является обеспечение государством строгого соблюдения существующих законов, приведение всех без исключения предприятий к уровню базовой социальной ответственности. Более того, исходным условием становления модели социально ответственного бизнеса в Украине должно стать не просто ее законодательное оформление и применение к нарушителям этого законодательства государственного принуждения и наказания, а внутрифирменное осознание ценностей социальной ответственности, их принятие и реализация в повседневной деятельности. Иными словами, не принятие социальной ответственности как формального института, а осознание ее как неформальной нормы. При этом важное значение приобретает необходимость проведения соответствующей моральной подготовки руководителей и менеджеров – лидеров украинского бизнеса.Выполнение этих основополагающих условий становления социальной ответственности бизнеса в Украине позволит поставить отечественное предпринимательство на общемировую платформу ведения бизнеса и представить украинские бизнес-структуры в качестве полноценных и конкурентоспособных партнеров.

 

1. Социальная ответственность предпринимателя

 

 Социальная ответственность предпринимателя начинает проявляться тогда, когда его бизнес-цели эффективнее достигаются при удовлетворении социальных интересов работников. Деятельность предпринимателя осуществляется в определенной природной среде, в конкретном населенном пункте, состояние которых отражается на условиях предпринимательской деятельности.Если интересы предпринимателя ограничиваются целью получения максимальной прибыли и не совпадают с интересами природоохранных организаций, социальных программ муниципальных властей, собственного коллектива работников и их семей, он не сможет обеспечить длительную выживаемость своего бизнеса и его развитие.Чем лучше предприниматель понимает роль своей социальной ответственности, тем больше средств он вкладывает в фундамент своего бизнеса. Вложенные средства создают благоприятные условия для развития бизнеса, создают привлекательный образ предпринимателя в глазах местных органов власти, контролирующих организаций, клиентов, партнеров по бизнесу и работников.Предприниматель, как член общества, должен обладать моральным обликом, приемлемым для общества. Моральный облик отвергающего социальную ответственность предпринимателя негативно воспринимается обществом.Расходы на социальные нужды окупаются в перспективе, но в текущем периоде увеличивают издержки и снижают размер прибыли. Если предприниматель относит эти издержки на себестоимость продукции, увеличивая ее стоимость, расходы на социальные нужды перекладываются на потребителей выпускаемой им продукции, что снижает ее конкурентоспособность и возможность реализации. Свою ответственность перед обществом предприниматель может осознавать как юридическую, профессиональную, экономическую и морально-этическую. Юридическая ответственность ограничивается соблюдением норм закона в процессе деятельности. Профессиональная ответственность заключается в стремлении получить максимальную прибыль любой ценой, как базового условия организации бизнеса. Экономическая ответственность объединяет стремление к получению максимальной прибыли с социальной ответственностью в тех пределах, в которых расходы на социальные нужды в перспективе содействуют увеличению размера прибыли. Морально-этическая ответственность заключается в моральной ответственности предпринимателя перед обществом, в результате которой обеспечиваются длительная выживаемость и эффективное инновационное развитие его бизнеса. Морально-этическая ответственность присуща нестандартно мыслящим предпринимателям, способным наиболее точно спрогнозировать оптимальное направление развития своего бизнеса. Они понимают, что точный расчет дает возможность определить максимальный объем социальных обязательств, который принесет в перспективебизнесу наибольшие выгоды и преимущества. Морально-этическая ответственность, кроме социальных программ, приносящих прямую экономическую выгоду, содержит благотворительную деятельность, косвенно воздействующую на улучшение условий деятельности бизнеса.Приняторазделять социальную ответственность на 3 группы – базовую, внутреннюю и внешнюю. Базовая ответственность заключается в добросовестной и своевременной уплате предпринимателем налогов. В современной России принятое налоговое законодательство не способствует выполнению предпринимателем этой базовой ответственности, что привело к значительным объемам ведения бизнеса в тени. Внутренняя ответственность включает социальную ответственность предпринимателя перед своими работниками – обеспечение безопасных условий труда, своевременная выдача достойной заработной платы, содействие в повышении квалификации, оказание помощи в критических ситуациях. За 20 лет рыночных реформ государство не выработало условий совпадения своих интересов с интересами

предпринимателей, поэтому выплата зарплаты до сих пор в больших объемах производится в конвертах, что подрывает основы системы пенсионного обеспечения, как работающих, так и достигших пенсионного возраста граждан. Внешняя ответственность выражается в спонсорстве и благотворительности по отношению к лицам, не связанным с деятельностью предпринимателя, участии в научных исследованиях, мероприятиях по охране окружающей среды, взаимодействии с органами местного самоуправления, ответственности перед потребителями продукции или услуг предпринимателя. В условиях высокого уровня коррупции внешняя социальная ответственность предпринимателя часто принимает уродливые формы взяток. Переход к рыночной экономике сделал предпринимателя основным субъектом рынка, способного разумно рисковать, проявлять инициативу и творческую активность. Это позволило достаточно быстро пройти этап накопления капитала и раздела бизнеса на мелкий, средний и крупный. Крупные предприниматели, в руках которых сосредоточена большая часть активов, первыми получили возможность использовать социальную ответственность в интересах общества и в собственных интересах. Малые и средние предприниматели, ограниченные в средствах и несущие в процентном отношении сравнимое с крупными бизнесменами налоговое бремя, не имеют возможности брать на себя значительную социальную ответственность. Конкурентная борьба ставит в неравные условия малых предпринимателей и монополистов. Для того, чтобы оставаться конкурентоспособными, малые предприниматели вынуждены заниматься такими сферами деятельности, которые направлены на удовлетворение жизненно важных потребностей потребителей. Эта особенность превращает малых предпринимателей в социально ответственных, т.к. экономисты определяют социальную ответственность, как осуществление деятельности, не только приносящую прибыль, но и направленную на удовлетворение здоровых потребностей общества. В морально-эстетическом плане постепенно намечается сдвиг в сторону понимания предпринимателями необходимости активного участия в социальной ответственности. Аналитики отмечают, что 60% предпринимателей не готовы брать на себя бремя решения социальных программ в масштабах макроэкономики, но считают необходимым платить налоги и обеспечивать своих работников достойной зарплатой и рабочими местами без давления со стороны государства. Необходимость добровольно делиться с малообеспеченным населением полученными ими высокими доходами признают 50% предпринимателей. Почти половина малых и средних предпринимателей считают, что большую часть социальной ответственности должны брать на себя крупные предприниматели, но даже в этом вопросе 38% малых предпринимателей понимают, что для них участие в решении социальных вопросов не менее важно, чем для крупных бизнесменов. Предприниматели и общество пока не пришли к единству понимания приоритетов социальной ответственности. Более половины предпринимателей считают, что во главу угла нужно ставить создание рабочих мест и удовлетворение социальных нужд своих работников, такая же часть общества ждет от предпринимателей решения проблем социально-уязвимых слоев общества и здравоохранения. Различие в понимании приоритетов приводит к тому, что только 9% населения считают, что предприниматели ответственно относятся к решению социальных проблем. Значительная часть предпринимателей России подготовлена к активному участию в решении социальных вопросов. Исследователи и аналитики динамики этого процесса должны подсказать предпринимателям оптимальные направления этого участия, которые обеспечат их эффективность для предпринимателя и пользу для общества.

  
 
   Подход достижения экономического роста через социальную ответственность Европейский союз заложил в основу своего социально-экономического развития еще в 2000 г. Сегодня доля мероприятий КСО в области развития местных сообществ в Великобритании составляет более 40%. Масштабные инвестиции в развитие местных сообществ осуществляют компании Бельгии, Испании, Италии и Франции. 
 Немецкий профессор по экономике Йозеф Виланд говорит о том, что в Германии социальная ответственность приобрела особое значение: "Детский сад на предприятии, дополнительная медицинская страховка, комфортные условия работы, охрана здоровья - это традиционные ценности немецкого бизнеса". 
 
 Кроме того, компания предоставляет дополнительные компенсации и преимущества сверх установленных законодательством своим сотрудникам, например, бесплатное посещение спортзалов и бассейнов или материальная помощь в связи с бракосочетанием. 
В последние годы социальная активность российского бизнеса ярко проявляется в интернете, особенно среди IT-компаний. Занимаясь своим бизнесом в глобальной сети, они нередко создают отдельные социально-ориентированные ресурсы или программы. Например, компания «Дневник.ру» запустила специализированную социальную сеть для дистанционного обучения школьников. «На портале есть электронные дневники, журналы учителей, расписания, словари, библиотека, домашние задания и многое другое»,- рассказывает генеральный директор «Дневник.ру» Гавриил Леви. 

 

 

2. Эволюция сущности социальной ответственности предпринимателей

 

Евгений Владимирович КОСТЮЧЕНКО, сотрудник Центра экономического развития Южного федерального университета 
 
   Ответственность в философском смысле — это отношение зависимости человека от чего-то воспринимаемого им в качестве определяющего основания для принятия решений и совершения действий. Объектом ответственности могут быть другие люди, в том числе будущие поколения, общности, а также животные, окружающая среда, материальные, социальные и духовные ценности1. Аристотель считал ответственность одним из проявлений свободы, а свободу — одним из условий ответственности: человек вправе принимать решения и совершать действия согласно своим мнениям и предпочтениями, но он должен отвечать за их последствия и не может перекладывать вину за негативные результаты своих решений и действий на других2. Такое понимание ответственности используется и в наши дни, например, при соблюдении законов, даже если имеется возможность их обойти, или при решении экологических проблем. В этике и праве понятие ответственности применяется к описанию особого социального и морально-правового отношения личности к людям, к обществу (человечеству в целом), которое характеризуется выполнением своего нравственного долга и правовых норм. 
   Предпринимательская деятельность предполагает инициативу, готовность идти на риск. Когда она осуществляется в массовом масштабе, это приводит к глубинным изменениям сознания, образованию нового типа личности, новой деловой этики. Рыночные отношения изменяют людей: формируют ответственность, определенные моральные качества, такие, например, как умение выполнять свои обязательства. Выполнять обязательства — значит уметь составлять реальные, достижимые планы на будущее, совершать ответственный волевой акт, правильно предвидеть и учитывать отдаленные последствия сегодняшних поступков. Предпринимательские качества преобразуют личность морально, порождают в ней новые черты, в том числе ответственность. 
   Предпринимательство, как мы его понимаем, зародилось в европейской цивилизации, которая базируется на христианских нравственных нормах. К этим нормам относятся и такие, которые требуют, чтобы человек отдавал обществу часть своего имущества, дохода или времени. В частности, это требование уплаты десятины (десятой части дохода) в пользу церкви, часть которой может расходоваться на помощь бедным; долг оказания помощи человеку, попавшему в беду (см., например, притчу о добром самаритянине); обязанность помогать вдовам и сиротам; обязанность оставлять на поле оброненное во время жатвы и нескошенные края поля, а также оброненное во время сбора урожая в винограднике. Данные нормы распространяются на всех христиан независимо от вида выполняемой ими деятельности. Биб¬лейские нормы благотворительности отличаются от современного восприятия понятия «социальный» — «социальная ответственность», «социальная справедливость» и пр. Эти понятия предполагают перераспределение благ от одних социальных слоев к другим (от богатых к бедным, от бизнеса к работникам и т. д.). Принципы христианской морали, обязывающие заниматься благотворительностью, основываются на воле Божьей, которую должен исполнять каждый христианин. Благотворительность не является обязанностью коллективов, союзов, корпораций и т. д. Можно сделать вывод, что современная идея социальной ответственности бизнеса как обязанность крупных корпораций делиться своими доходами с обществом или с отдельными его слоями не имеет корней в христианской этике и даже в каком-то смысле является антихристианской, так как позволяет людям переложить личную ответственность на обезличенные бизнес или корпорацию. Ответственность, инициируемая законодательно, подразумевает необходимость соблюдения предпринимателями правовых норм рыночной экономики, в которых зафиксированы общественные ожидания, соответствие их деятельности этим ожиданиям. Ответственность, инициируемая нравственными нормами, требует от предпринимателей соответствия ожиданиям общества, не зафиксированным в правовых нормах, но основанным на нормах морали. В категориях неоинституциональной теории правовая ответственность отражает соответствие бизнеса формальным правилам и институтам, а этическая ответственность — неформальным. 

 

   Так, менеджмент ОАО «Сибирская угольная компания» понимает корпоративную социальную ответственность как взятие компанией обязательств перед заинтересованными сторонами (акционерами, партнерами, сотрудниками, местными сообществами, государственными институтами) по безусловному исполнению действующего законодательства, а также по добровольному инвестированию в решение социальных проблем, связанных с деятельностью компании. Руководство ОАО «Уралсвязьинформ» включает в это понятие ответственность перед потребителями продукции компании, то есть предоставление полного набора услуг связи высокого качества; ответственность перед государством, то есть выплата налогов в полном объеме и участие в развитии региона; ответственность перед обществом в форме добровольного участия в различных спонсорских и благотворительных проектах; ответственность перед своими работниками, то есть обеспечение высокого уровня заработной платы и предоставление социальных гарантий с учетом производительности их труда. 
 
   Менеджмент ОАО «ОГК-4» понимает корпоративную социальную ответственность в первую очередь как качественное и бесперебойное производство своей продукции (электро¬энергии). Условием этого выступают соответствующие мощность и надежность электростанций, доступность электроснабжения для имеющихся и потенциальных потребителей. 
 
   Менеджмент ООО «ДТЭК» понимает корпоративную социальную ответственность более широко — как философию долгосрочного развития, позволяющую гармонично сочетать успешный бизнес с базовыми общечеловеческими ценностями и учитывать приоритеты национального развития11. 
 
   Таким образом, менеджмент ведущих российских компаний под социальной ответственностью понимает общие принципы управления компанией, которые включают корпоративную этику, отношение к персоналу; проводимую компанией социальную политику по отношению к обществу и окружающей среде. В деятельности предпринимателей социальная ответственность бизнеса реализуется как корпоративная социальная ответственность, и это следует рассмат¬ривать как закономерную эволюцию данного феномена, порожденного развитием экономических отношений. 
 
   КСО: различие трактовок 
 
   «Институтом города» издан сборник материалов, посвященных взаимодействию корпораций и муниципалитетов. В нем феномен корпоративной социальной ответственности понимается как: 1) «постоянная приверженность бизнеса вести дела на основах этики и вносить свой вклад в экономическое развитие, в то же время улучшая качество жизни своих работников и их семей, как и общества в целом»; 2) «концепция, в рамках которой компании на добровольной основе интегрируют социальную и экологическую политику в бизнес-операции и их взаимоотношения со всем кругом связанных с компанией организаций и людей»12. 
 
   Ассоциация российских менеджеров, публикуя доклад 2008 года, ориентирует представителей бизнеса на следующее понимание принципов корпоративной социальной ответственности. Это «философия поведения и концепция выстраивания деловым сообществом, компаниями и отдельными представителями бизнеса своей деятельности с акцентом на следующие ориентиры: производство качественной продукции и услуг для потребителей; создание привлекательных рабочих мест, выплата легальных зарплат и инвестиций в развитие человеческого потенциала; неукоснительное выполнение требований законодательства — налогового, трудового, экологического и т. п.; построение добросовестных отношений со всеми заинтересованными сторонами; эффективное ведение бизнеса, ориентированное на создание добавленной экономической стоимости и рост благосостояния своих акционеров; учет общественных ожиданий и общепринятых этических норм в практике ведения дел; вклад в формирование гражданского общества через партнерские программы и проекты развития местного сообщества»13. 
 
   Интересно, что трактовка социальной ответственности западными корпоративными структурами не включает соблюдения законов, это отражение российского менталитета, не нуждающееся в дополнительной оговорке в странах рыночной экономики. 
 
   Представители государственной власти в России трактуют корпоративную социальную ответственность со своих позиций: «Крупная компания должна взять на себя часть функций государства в области социального обеспечения, здравоохранения, культуры, развития спорта и т. п., причем наилучшим механизмом исполнения этой обязанности представляется внесение компанией денег в некий фонд, которыми распоряжаются представители государства»14. 
 
   Ученые под корпоративной социальной ответственностью понимают социальную деятельность корпорации в целом как совокупность социальных отношений, в которые вступает бизнес в ходе своей деятельности 15. 
 
   Отсутствие единого толкования рассматриваемой нами категории свидетельствует о ее интенсивном развитии в реальных социальных практиках. Многообразие подходов является отражением сложности этого процесса. Социальная ответственность бизнеса понимается как ведение хозяйственной деятельности по нормам и законам, принятым в стране, где она осуществляется. Это создание рабочих мест. Это благотворительность и создание различных фондов помощи различным социальным слоям общества. Это обеспечение защиты окружающей среды своего производства и многое другое, поддерживающее социальную стабильность в стране. 
 
   Проделанное нами исследование теоретических и практических подходов к сущности социальной ответственности бизнеса позволяет предложить следующую трактовку этой категории: социальная ответственность бизнеса представляет собой совокупность действий предпринимателей, влияющих на качество жизни членов общества. 
 

Информация о работе Социальная ответственность предпринимателя