Специфические особенности российского предпринимателя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 17:43, контрольная работа

Краткое описание

Деятельность предпринимателя рассматривают в связи с созданием новых комбинаций, новым качеством самой работы, разработкой новых планов, повышенным риском и увеличением вероятности новых ошибок, стремлением к самостоятельному делу и радостью творчества. Коммерсант отличается способностью «плыть против течения», преодолевать сопротивление социальных сил, устанавливать сотрудничество с нужными людьми и оказывать влияние на других, зависимостью успеха от «чутья», усилий воли, духовной раскрепощенности, затрат сил и энергии.

Содержание

Ведение……………………………………………………………………………2
1. Понятие личности………………………………………………………….…3
2. Структура личности предпринимателя………………………………………5
3. Личностные качества предпринимателя……………………………………...7
4. Качества противопоказанные предпринимателю…………………………...13
5. Специфические особенности российского предпринимателя…………….16
Заключение……………………………………………………………………….18
Список использованной литературы…………………………..……………….19

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 45.14 Кб (Скачать файл)

Другие немаловажные личностные качества успешных предприни-

мателей перечислены в данной таблице:

Интеллектуальные  способности

Черты характера  личности

Приобретенные умения

Развитое логическое

мышление

Проницательность

Оригинальность мышления

Любопытство Способность  усваивать новые знания и навыки Интуиция Образованность

Инициативность Гибкость

Склонность к творчеству Смелость

Уверенность в себе Уравновешенность Самостоятельность Амбициозность Адекватность самооценки

Обязательность Энергичность Надежность Властность Работоспособность  Независимость

Умение заручаться поддержкой Умение сотрудничать

Умение завоевывать популярность и престиж

Умение выражать мысли

Такт и дипломатичность

Умение брать на себя риск и ответственность

Умение организовывать других людей

Умение убеждать

Умение понимать юмор

Умение разбираться в  людях


 

 
       
       
       

Еще один важный момент, касающийся эффективного руководства, заключается  в том, что успешный руководитель должен всегда уметь находить оптимальный  баланс между двумя крайностями. Анализ личностных особенностей наиболее успешных лидеров бизнеса Америки  показывает, что большинство из них  обладают парами качеств, которые на первый взгляд кажутся взаимоисключающими друг друга:

Амбициозность - Скромность;

Стратегическое мышление - Внимание к мелочам;

Энтузиазм - Внутреннее спокойствие;

Способность идти на риск - Умение извлекать пользу из ошибок.

Самый интересный момент заключается  в том, что любое из данных качеств при своем развитии превращается в недостаток, и только в балансе со своей противоположностью, подобно восточному символу «Инь-Янь», обретает гармонию и ведет к успеху.

Амбициозность - важнейшее качество предпринимателя, которое дает успешному руководителю ту энергию, без которой невозможна победа в современном бизнесе. В то же время скромность лидера проявляется в том, что он не будет приписывать себе все достижения организации, в противном случае у его подчиненных может возникнуть ощущение, что шеф просто использует их. Следует отметить, что ничто так не окрыляет работников, как демонстрация их достижений руководством.

Удачная стратегическая идея - это то, что отличает успешную компанию от посредственной, выдающегося лидера - от подражателя чужим идеям. Главная стратегическая идея многих успешных бизнесменов заключалась в том, что они отталкивались не от своих желаний, а от нужд людей, которые платили за исполнение своих желаний. Так, желание людей общаться между собой привело к росту богатства компаний сотовой связи, стремление людей к здоровью обогатило фармацевтические компании, а жажда развлечений породила индустрию шоу-бизнеса. В то же время, стараясь мыслить масштабно, руководитель должен понимать, что иногда досадная мелкая оплошность может погубить самое грандиозное предприятие. Поэтому мудрый руководитель думает и о мелочах.

Энтузиазм - это то, что заражает эмоции, что заставляет совершать трудовые подвиги. Ни один великий проект не был выполнен только на основе холодного расчета. Вера в будущее, вера в успех, гордость за свою организацию, радость совместного труда - все эти факторы значительно усиливают ресурс организации, при этом они исходят от ее лидера. В то же время на одних чувствах и эмоциях далеко не уедешь. Когда время вдохновения и эмоционального порыва заканчивается, наступает время логики и спокойной уверенности в правильности своего пути.

Ведение предпринимательской  деятельности невозможно без риска, поэтому повышенная склонность к рискованным поступкам является нормальной особенностью предпринимателя. Однако следует помнить, что риск бывает оправданным и неоправданным. В первом случае человек готов совершить какие-то действия в условиях неопределенности, если видит, что вероятность успеха достаточно велика. Если же человек не оценил вероятность наступления неблагоприятного события или же он начинает дело при крайне низких шансах на успех, риск не оправдан. Поэтому предприниматель должен, с одной стороны, уметь идти на определенный риск, но с другой - он должен быть достаточно мудрым и осторожным, чтобы не рисковать напрасно. От неудачи никто не застрахован, поэтому для предпринимателя чрезвычайно важно умение спокойно анализировать каждый свой промах и извлекать из него пользу, чтобы не повторять своих ошибок.

 

 

 

 

 

 

  1. Качества противопоказанные предпринимателю

 

Качествами, которые противопоказаны  предпринимателю, являются эмоциональная  неуравновешенность, ленивость, пассивность, внушаемость, чрезмерная исполнительность и пунктуальность. Последние в  этом списке качества традиционно относятся  к положительным, однако то, что хорошо у наемного работника, является минусом  для предпринимателя, который должен сам давать себе задания, а не ждать, пока кто-то скажет ему, что нужно  делать. Пунктуальность хороша у бухгалтера или архивариуса, но в условиях быстро меняющейся рыночной экономики гибкость важней постоянства. Еще одно личностное качество, затрудняющее деятельность предпринимателя — повышенная тревожность. При ее наличии бизнесмен будет слишком долго колебаться, принимая решения, и слишком медленно действовать, а то и вовсе проявит пассивность. Предпринимательство — это всегда риск и действия в условиях неопределенности. При таких обстоятельствах лучше действовать и ошибаться, извлекая пользу из ошибок, чем бояться провала и ничего не предпринимать. Пока бизнесмен колеблется и размышляет, время работает против него: конкуренты производят товары и захватывают рынки, налоговая служба начисляет налоги и штрафы, а хозяева помещений — арендную плату. Бизнес подобен путешествию вверх по реке: тот, кто бросил весла, не стоит на месте, а плывет назад, теряя все свое преимущество.

Специалисты, изучающие психологические  особенности современных российских предпринимателей, отмечают у них  набор далеко не оптимальных личностных качеств, которые тем не менее позволяют им вести свой бизнес с учетом российских экономических и социальных реалий:

  • рационалистичность — стремление все просчитать, предусмотреть и учесть;
  • недоверчивость — восприятие мира как ненадежного, часто прямо враждебного, что приводит к стремлению усилить контроль за всем, также подозрительность по отношению к своим работникам и партнерам по бизнесу;
  • агрессивность — склонность к решению проблем силовыми методами вместо поиска компромиссов, а также подверженность аффективным вспышкам во взаимоотношениях с персоналом;
  • авторитарность — преобладание доминирующего стиля руководства, не терпящего критики или свободы мнений;
  • суеверно-мистическая настроенность — вера в приметы, гадания, порчу, астрологические прогнозы и т. д., которая объясняется невозможностью полного интеллектуального контроля над социальной, деловой и жизненной ситуацией.

Дж. Стивене выделил ряд  личностных качеств, мешающих человеку гармонично и успешно жить и действовать. Он назвал их «драконами» и показал, что личностные особенности могут  быть как полезными, так и вредными для человека. К числу этих черт данный автор, в частности, отнес  высокомерие, в основе которого могут  скрываться страх перед собственной  незащищенностью, боязнь негативных оценок или завышенное представление о  собственной значимости. Другая негативная черта — нетерпеливость, которая  проявляется в страхе перед возможностью упустить время. Люди, зараженные подобным страхом, постоянно пребывают в  состоянии стресса, пытаются сделать  многое за короткий промежуток времени  и живут мечтами о будущем, не умея жить в настоящем.

Внешним проявлением поведения  таких людей будет легкая возбудимость, грубость, раздражительность, вспыльчивость  и поспешность в решениях. Внутренние проявления поведения будут проявляться  в беспокойстве, склонности к панике, раздражительности и капризности. Еже один «дракон», поедающий человека, — это жадность. Внешне она проявляется  в эгоизме, скупости, склонности к  торгашеству и зависти к чужому богатству, а на внутреннем уровне —  в чувстве обделенности и ненасытности. Дж. Стивене полагает, что совсем избавиться от этих черт характера невозможно, но их можно приручить и использовать на благо себе и людям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Специфические особенности российского предпринимателя

 

 

Определение предпринимательства акцентирует внимание на самостоятельности деятельности, предполагающей выбор, риск, ответственность. Исследования представителей малого и среднего бизнеса показали, что у российских предпринимателей комплекс самостоятельности и автономности выражен особенно ярко.

Кросскультурные же исследования определили, что российские предприниматели малого и среднего бизнеса в большей степени отчуждены от общества и психологически защищены от социального неодобрения, чем, к примеру, немецкие. Это связано с развитием российского предпринимательства в условиях несбалансированного рынка, без реальной и последовательной поддержки со стороны государства, в социокультурной среде неодобрения, и демонстрирует открытое противопоставление бизнеса государству и крайнее проявление индивидуализма.

Западные, а особенно американские, теории мотивации признают в качестве главного стремления человека тягу к  успеху. Успех — это удача в достижении какой-либо цели, общественное признание, хорошие результаты в работе. И предприниматель, «предпринимая» какое-либо «предприятие», рассчитывает на его успех. Современные отечественные социологи отмечают сложность этого явления и многообразие условий успеха предпринимательства. Он может быть достигнут вследствие действия одного или нескольких факторов, обстоятельств, причин и быть результатом достаточно разных форм поведения. На достижение предпринимательского успеха могут повлиять:

  • простое везение (оказался случайно в нужное время в нужном месте и при этом сумел не упустить шанс);
  • активный поиск «того самого выигрышного варианта» с использованием метода проб и ошибок;
  • компетентный расчет различных комбинаций и выбор оптимального варианта на основе теоретических изысканий;
  • получение и использование в благоприятное время конфиденциальной информации или ресурса другого вида;
  • использование собственных уникальных способностей, опыта, компетентности в качестве товара, дающего доход.

Добавим к этому общую точку  зрения российского и американского  специалистов в сфере бизнеса  на мотивы и набор профессиональных качеств предпринимателя.

Для российских предпринимателей свойственна мотивация вынужденного занятия определенным видом деятельности в ущерб своим интересам. Назовем ее вынужденной мотивацией обеспечения себя и своей семьи жизненно важными предметами потребления. Чтобы обеспечить реальность воплощения в жизнь любого из вышеперечисленных мотивов, необходим соответствующий доход. В связи с этим В. С. Автономов пишет, что достижение больших прибылей для предпринимателя является необходимым условием для удовлетворения жизненных потребностей, а также символом успеха. 

Предприниматели, по утверждению Б. Карлоф, — творческие, изобретательные, энергичные люди. Часто это незаурядные личности, с трудом вписывающиеся в административно-корпоративную культуру. Они могут строить корабли, учиться играть на пианино, создавать компании. В общем, значение их для создания и процветания фирмы невозможно переоценить.

В настоящее время ни в одной  стране мира не существует профессии  «предприниматель», несмотря на то, что  предпринимательство как занятие  существует. Распространенным среди  исследователей предпринимательства  является мнение, что ему практически  невозможно научить.

 

 

Заключение

 

 

В условиях современного постиндустриального  общества, когда каждый является реальным или потенциальным участником процессов, существенно влияющих на жизнь других людей, а иногда и человечества в  целом, когда благодаря достижениям  цивилизации любой человек может  оказаться в ситуации, где от его  поведения зависит благополучие или даже судьба многих, возрастает роль нравственности. Предприниматели по своему статусу определяют благополучие нанимаемых ими людей и окружающих организаций, входящих в сферу их деятельности. 

Помимо собственно личностных качеств, предприниматель должен обладать набором  специфических знаний, умений и навыков  в той области, в которой он работает. Понятно, что для успешного  ведения финансовых операций предпринимателю  необходим хотя бы минимальный набор  знаний в финансово-кредитной области  и бухгалтерского учета, а человек, решивший организовать производство мебели, должен иметь минимальное техническое  образование. Тем не менее, эти ограничения  не являются определяющими. Часто бывало так, что предприниматель получал  специальные знания и умения уже  в ходе развития своего бизнеса, а  на первых его этапах действовал или  интуитивно, или с помощью привлеченных специалистов. Главное здесь - желание учиться и повышать свою квалификацию в целях совершенствования своего бизнеса, а такое желание относится уже к личностным качествам (любознательности, настойчивости, амбициозности).

Информация о работе Специфические особенности российского предпринимателя