Сравнительный анализ президентской избирательной кампании в России и Франции 2012 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 11:16, реферат

Краткое описание

Выборы в органы государственной власти составляют сердцевину демократического политического процесса и являются закономерным результатом долгого и противоречивого процесса исторического поиска обществом лучшей модели формирования и функционирования государства. Сегодня демократические выборы в органы государственной власти стали естественным процессом в политической жизни многих стран мира.
Целью нашего исследования было сравнить две президентские кампании 2012 года: во Франции и в России.
В 2012 году важной чередой событий стали выборы глав государств, которые прошли в крупнейших державах мира — Россия, Франция, США. Сверх обширный интерес и ожидаемость этих выборов была обусловлена тем, что им было дано определить дальнейшее развитие мира. Всенародное голосование именно в этих государствах поможет ответить на два глобальных вопроса: насколько быстро мир преодолеет экономический спад, и будут ли дальше репрессии оставаться действенной стратегией для лидеров наций.

Вложенные файлы: 1 файл

Сравнительный анализ президентской избирательной кампании в России и Франции 2012 года(для сборника).doc

— 56.00 Кб (Скачать файл)

Сравнительный анализ президентской избирательной  кампании в России и Франции 2012 года

Попова  М.И.

Южный Федеральный университет

 

    Выборы в органы государственной  власти составляют сердцевину  демократического политического  процесса и являются закономерным результатом долгого и противоречивого процесса исторического поиска обществом лучшей модели формирования и функционирования государства. Сегодня демократические выборы в органы государственной власти стали естественным процессом в политической жизни многих стран мира.

Целью нашего исследования было сравнить две президентские  кампании 2012 года: во Франции и в  России.

  В 2012 году важной чередой  событий стали выборы глав  государств, которые  прошли в  крупнейших державах мира —  Россия, Франция, США. Сверх обширный интерес и ожидаемость этих выборов была обусловлена тем, что им было дано определить дальнейшее развитие мира. Всенародное голосование именно в этих государствах поможет ответить на два глобальных вопроса: насколько быстро мир преодолеет экономический спад, и будут ли дальше репрессии оставаться действенной стратегией для лидеров наций.

  Основной интерес, с точки  зрения выборов как демократического  процесса,  для России представляли  выборы в США и Франции, т.к.  российская конституция писалась  на основе этих двух сверхдержав. В данной работе нам хотелось бы остановиться на европейской выборной традиции Президента.

  Первоначально, хотелось бы  сказать несколько слов о специфике  французского избирателя. Французский  избиратель непредсказуем и импульсивен. Именно под действием такого импульса, будучи недовольные ходом  предвыборной гонки в 2002 году французы выразили свой протест, выведя во второй тур националиста Ле Пена. А потом сами же запаниковали от возможных последствий своего выбора и отдали Шираку во втором туре 82% своих голосов, как меньшему из двух зол. Нездоровая атмосфера, в которой проходит новая президентская кампания, вновь заставляет опасаться непредвиденной вспышки иррациональности у французских избирателей во время голосования. Изначально попасть во второй тур был шанс сразу у четверых кандидатов: социалиста и лидера опросов Франсуа Олланда (рейтинг около 28%), нынешнего президента Николя Саркози (26%),лидера партии националистов, сменившей во главе партии своего отца, Марин Ле Пен (17%), и центриста, в прошлом трижды кандидата в президенты Франсуа Байру(13%).

За президентский пост в России боролись: В.В. Путин, В.В. Жириновский, С.М. Миронов, Г.А. Зюганов и М.Д. Прохоров. Первые четыре кандидата являются представителями  парламентских партий «Единая Россия», ЛДПР, «Справедливая Россия» и КПРФ соответственно. Последний из кандидатов является самовыдвиженцем. 

Как и предсказывали предварительные  опросы, основная борьба развернулась между Зюгановым и Путиным. Многие политологи не исключали и проведение второго тура выборов, тем более,  если по результатам голосования ни один из кандидатов не наберет более 50% голосов избирателей.

  В том, как проходила демократическая  выборная кампания во Франции,  всё было в абсолютном противоречии  с тем, как организовали свои думские и президентские выборы российские чиновники. Единственное сходство - оба народа отвергали предыдущую власть.

  Во Франции - открыто, спокойно  и демократично. В России - с огромным  трудом, но впервые за многие  годы - в форме организованного и спокойного волеизъявления российского народа, единственного носителя всей полноты суверенной власти в стране.

   Нужно отметить, что Путин  и Саркози - всегда были довольно  похожи. Оба выходцы из социальных  низов, довольно прямолинейны  и неуклонны. И даже внешне есть определенное сходство, выражающееся в росте, манерах, порою даже в лексике. Однако разница в нюансах. Недаром Саркози стали называть «Президентом богатых».Саркози был гиперактивным Президентом, отрицавшим сложившиеся после Второй мировой войны под руководством генерала де Голля французские государственные институты Пятой республики. На фоне атипичного Саркози социалист Олланд сделал козырной предвыборной картой именно свою «нормальность», «обычность», если не сказать, банальность, соответствие французским консервативным стандартам, возвращение к нормальной системе разделения властей и сбалансированности функционирования государственной машины.

   Главное отличие победившего  Олланда от сегодняшнего Президента  Российской Федерации, Путина - полное и многоуровневое доверие обширных народных масс. Однако нужно учитывать и тот факт, что Франция во многом голосовала не за Олланда, а против Саркози.

   Итоги президентской кампании  РФ 2012 года показали принципиальное, почти шокирующее отличие демократической Франции от, неуклонно старающейся идти по пути демократического транзита,  России.

 Первое, что бросилось в глаза:  перемещения в городском пространстве  уходящего и избранного президентов  не вызвали почти никаких проблем  для горожан. Не наблюдалось абсолютно никакого перекрывания движения в городе: ни в столичном Париже - для Саркози, ни в провинциальном Тюле - для Олланда. Оба президента передвигались в следующем порядке: впереди приличная, но скромная машина, следом за которой - два микроавтобуса охраны и сопровождения. А вокруг - пара десятков мотоциклов прессы, которые без проблем и в прямом эфире снимали и передавали репортажи обо всех перемещениях обоих руководителей. Чуть больше машин было в кортеже Олланда по его прибытию поздно вечером из провинции в столицу, Это коренным образом отличается от  постоянных перемещений нашей элиты, ежедневно затрудняющие дорожные движения России.

  Во вторых, семья избранного  французского президента была  постоянно у всех на виду. Его  сын Тома праздновал победу отца в штаб-квартире соцпартии с приятелями. Он активно участвовал в двух выборных кампаниях своих родителей: и в нынешней, приведшей к победе Олланда, и в предыдущей в 2007 году, когда его мать и бывшая жена Олланда, Сеголена Руайяль, проиграла Саркози. Она тоже участвовала в нынешней предвыборной кампании своего бывшего супруга и активно присутствовала на теле дебатах при объявлении результатов. Гражданская жена Олланда была постоянно рядом с избранным президентом. В конце вечера сын Олланда с приятелями поехал на площадь Бастилии, где проходил большой праздник. Поехал довольно скромно - на метро.

   Нужно отметить, что российский  Президент не привык афишировать  свою семью, и довольно редко  публично можно наблюдать их  вместе. На  выборах 4 декабря 2011 года и президентских выборах 4 марта 2012 года Путин голосовал один. 

   В-третьих, во Франции  бросалось в глаза не театральное,  а подлинное достоинство у  побежденного президента, который  спокойно и навсегда покидает  свой пост и политику. Достоинство отмечалось у всех представителей французского побежденного лагеря в форме обязательных, церемониальных поздравлений победителю - республиканское достоинство и подлинное уважение суверенного выбора свободного народа Франции.

   Что же касается  французов, они  очень прагматичны в своих действиях, и на наш взгляд понимают, что обстановка в стране мягко говоря не подходящая для радикальных перемен. В связи с кризом они просто не имеют такой возможности. Однако они не хотят терять достигнутого и их беспокоит сложившаяся обстановка: безработица, гос.долг (До рекордной отметки 85,8 проц ВВП - около 1,717 трлн евро - вырос в минувшем году госдолг Франции. ).Да, они не хотят радикальных перемен, но и день сегодняшний их не устраивает, поэтому в полнее возможно что в роли нового президента они хотят видеть некое новое лицо, которое не стало бы резко менять курс государства, но подкорректировала бы некоторые моменты. На мой взгляд, в роли такого кандидата многие французы видят непосредственно Олланда.

Что же касается второго тура, то его вероятность высока. И не смотря на  то, что по рейтингам Саркози на данный момент опережает своего главного соперника, во втором туре по опросам общественного мнения должен победить Олланд.

Можно сказать, что во Франции мы угадываем не процент, с которым победит определенный кандидат, мы до последнего момента не можем сказать кто победит с определенной долей вероятности. В связи с этим можно говорить об уровне политической культуре и процессе демократизации общества.

Напротив, что же касается России, еще задолго до начала голосования мы могли уверенно говорить о том, что судьба страны решится еще в первом туре голосования, более того мы были уверенны в победители президентской гонки.

Говоря о втором туре голосования непосредственно Франции, нужно обратится к истории президентских кампаний во Франции. Второй тур голосования является неотъемлемой частью пятой французской республики. Его не было лишь однажды, когда на свой первый срок вступал генерал Де Голль. Своеобразное исключение, которое в очередной раз подтвердило правило.

 В этом году доминировало  понимание второго тура как  референдума в поддержку или  против Саркози. Кто-то  определялся   со своим выбором по критерию  «правые силы или левые силы»,  но большинство  голосовало  именно против или за Саркози. Интересным оказалось заявление лидера центристов Франсуа Байру о том, что он будет голосовать за Олланда, причем он пояснил, что поддерживает того не потому, что разделяет его взгляды, а потому, что он отрицает президентство Саркози. И это очень символично. Но, с точки зрения тех, кто  голосовал за Саркози, это было, скорее, голосование против Олланда.

Каким бы не оказался  результат, он был бы сюрпризом в  любом случае. Если бы Олланд выиграл, это был бы  сюрприз, т.к. левые  не выигрывали президентские выборы с 1988 года и многие годы думали, что это будет невозможно. И, если мы посмотрим на то, что происходит в Европе (правые сейчас доминируют в Великобритании, Германии, Испании, Италии), победа Олланда является сюрпризом в европейском масштабе. Но и возможность выигрыша  Саркози тоже создавала сладкую интригу.

     Сравнивая  условия возникновения нынешнего  положения выборов президента  Франции и России в системе  органов государственной власти, мы обнаруживаем  много общего. В обеих странах существовали политические режимы с достаточно сильными парламентами. Личностный фактор и во Франции, и в России оказал значительное влияние на изменение баланса ветвей государственной власти.    В то же время при становлении новых политических институтов мы обнаруживаем и ряд отличий. Так в России отсутствовал внутриэлитный   консенсус и произошло фактически насильственное изменение конституционного строя, т.е. силовое противостояние между парламентом и Президентом. Во Франции же между элитами был достигнут   компромисс и процесс передачи власти произошел в рамках закона.

 Сложившаяся в России ситуация является достаточно проблематичной и в плане того, что будущее института президентства находится в непосредственной зависимости от судьбы конкретной личности. В связи с этим рассматривается и вопрос о том, чтобы российский президент, подобно китайскому лидеру Дэн Сяопину, сохранил политическое и моральное лидерство в стране вне зависимости от занимаемой должности.

На наш взгляд, оптимизировать институт президентства в России можно было бы, если в конституционное законодательство были бы внесены нормы, усиливающие статус правительства, включая его формирование партией-победительницей по итогам парламентских выборов. В свете сложившейся в России ситуации с чрезвычайно популярным лидером, вступление его в партию и победа этой партии на парламентских выборах могли бы решить благоприятным образом политическую судьбу действующего главы государства и скорректировать институт президентства.

Таким образом, ключевой проблемой для сложившейся ситуации является не столько вопрос о том, кто придет к власти, а куда идет Россия.

Нужно так же сказать, что на данный момент преобладает  тенденция  не выбирать кандидатов на второй срок. Людям нужны перемены. Они устали от кризиса и потерь. Им нужно новое лицо, которое могло бы что то изменить, причем не путем радикальных сломов, а последовательных, мягких корректировок системы, которая дала сбой. Франция такого кандидата нашла для себя во Франсуа Олланде и полностью в него верит, о чем собственно и говорит его полная победа на  прошедших парламентских выборах.

 

 

Литература

  1. Арон Р. Мемуары. 50 лет размышлений о политике / Р. Арон. М.: Ладомир,2002. 
  2. Голль Ш. де. Военные мемуары: Единство, 1942-1944 : пер. с фр. / Ш. де Голль. М.: ACT, Астрель, 2003.
  3. Жискар д'Эстен В. Власть и жизнь: пер. с фр. / В. Жискар д'Эстен. М.: Международные отношения, 1990.
  4. Паскал Перрино (Pascal Perrineau), профессор Института политических учений (Science Po Paris) , автор аудиокниги «L'Election présidentielle en France 1962-2012» высказывания из радиопередачи 4 апреля 2012 www.franceinfo.fr/politique/les-choix-de-france-info-matin/l-election-presidentielle-sous-la-veme-republique-576591-2012-04-04
  5. Политика и политическое устройство. Общие оценки, настроения, страхи // Общественное мнение 2006 (Левада-Центр). (http://www.levada.rU/files/l 172572399.doc)
  6. Что принесла России эпоха Б.Ельцина? // Аналитический центр Юрия Левады (Левада-Центр). (http://www.levada.ru/press/2006013000.html)
  7. Cote de popularite des Partis politiques 1974-2007 // TNS Sofres. -(http://www.php.sofres.com/cote3/)

 


Информация о работе Сравнительный анализ президентской избирательной кампании в России и Франции 2012 года