Сущность и значение культуры предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 13:15, реферат

Краткое описание

Культура – это высокий уровень развития какой-либо сферы человеческой деятельности или условий его жизни. Культура предпринимательства представляет собой образ поведения предпринимателей и представление об их ценностях. Культура характеризует уровень воспитания, образования, общения людей, их духовный мир.

Культура предпринимательства состоит из внутренней и внешней культуры предпринимательских фирм. Внутренняя культура отображает взаимоотношения участников бизнеса внутри фирмы.

Внешняя культура воплощает в себе соблюдение правил культурного поведения предпринимателей по отношению к своим поставщикам, потребителям, покупателям и другим участникам бизнес-операции, с которыми контактирует предприниматель в процессе своей деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

культура предпринимательства.doc

— 36.00 Кб (Скачать файл)

Сущность и значение культуры предпринимательства

Культура – это высокий уровень развития какой-либо сферы человеческой деятельности или условий его жизни. Культура предпринимательства представляет собой образ поведения предпринимателей и представление об их ценностях. Культура характеризует уровень воспитания, образования, общения людей, их духовный мир.

 

Культура предпринимательства состоит из внутренней и внешней культуры предпринимательских фирм. Внутренняя культура отображает взаимоотношения участников бизнеса внутри фирмы.

 

Внешняя культура воплощает в себе соблюдение правил культурного поведения предпринимателей по отношению к своим поставщикам, потребителям, покупателям и другим участникам бизнес-операции, с которыми контактирует предприниматель в процессе своей деятельности.

 

Имеются две составляющих стороны культуры предпринимательства.

 

1. Представление  предпринимателя о ценностях  бизнеса.

 

У каждого предпринимателя существует своя шкала ценностей, свои цели, своя точка зрения на потребителей, спрос на товар, качество товара, способы расчетов затрат и прибыли.

 

2. Правила  и нормы поведения во время  проведения бизнес-операций. Каждый  предприниматель устанавливает  для себя определенные правила  и нормы поведения, необходимые  для успешного сотрудничества с участниками операций.

 

Конкретное поведение – поведение предпринимателя в процессе проведения какой-либо бизнес-операции, где он воплощает в жизнь усвоенные им правила и нормы культурного поведения.

 

Культура предпринимательства включает в себя несколько отраслей, в которых наиболее часто происходит ее проявление: культуру обслуживания, культуру торговли, административно-управленческую культуру.

 

Культура предпринимательства не является самостоятельным процессом, она объединяет как культуру предпринимателя, так и культуру других участников бизнес-операции, культуру работников, культуру потребителей и покупателей.

 

 

 Важную роль в функционировании  предприятия, фирмы играет культура  предпринимательства. Она не только  обеспечивает высокий престиж  предприятию, но и способствует повышению эффективности производства, улучшению качества продукции и услуг, и, следовательно, увеличению доходов.

 

 Существуют различные трактовки  понятия «культура предпринимательства». Так, Рольф Роюттингер считает, что культура предпринимательства — это система совместно вынашиваемых и реальных убеждений и представлений о ценностях. Представления о ценностях позволяют ответить на вопрос, что является важным для предприятия, а убеждения позволяют понять, как должно функционировать предприятие и как им следует управлять.

 

 Менеджеры О. Нойбергер и  А. Компа к организационной культуре  относят сумму убеждений, ценностей, правил, которые делают предприятие  единственным в своем роде.

 

 Наиболее полное и развернутое  определение дает В.Д. Козлов, отмечая, что культура предпринимательства «есть система формальных и неформальных правил и норм деятельности, обычаев и традиций, индивидуальных и групповых интересов, особенностей поведения работников данной организационной структуры, стиля руководства данной организационной структуры, стиля руководства, показаний удовлетворенности работников условиями труда, уровня взаимного сотрудничества, идентифицирования работников с предприятиями и перспективами развития»,

 

 Таким образом, культура организации  предпринимательской деятельности  определяет климат, стиль взаимоотношений, ценности предприятия.

 

 Назначение культуры предпринимательства  связано с решением двух основных  проблем: выживанием в данной  социально-экономической среде и  обеспечением внутренней интеграции  для достижения поставленных  целей. На каждом крупном предприятии отделы, управления, администрации имеют разные субкультуры, повторяющие структуру самого предприятия. Различие обусловливается многообразием отраслей производства и сфер человеческой деятельности. Это может быть культура выгодных сделок, инновационная, административная культура и т.д. Наличие различных культур, субкультур может привести к напряженности, столкновениям. Поэтому важной задачей для любого предприятия являются сближение и интеграция различных организационных частей предприятия, имеющих свои различные субкультуры.

 

 Следовательно, в зависимости  от отрасли, региона, истории предприятия, людей, каждое предприятие имеет  свою культуру.

 

 Б.Карлоф выделил десять основных признаков культуры организации предпринимательской деятельности:

 

 • социальна, так как на ее формирование влияют все или большинство работников фирмы;

 

 • регулирует поведение членов  коллектива;

 

 • создается людьми;

 

 • осознанно или неосознанно  принимается всеми работниками;

 

 • основана на соблюдении  традиций;

 

 • познаваема;

 

 • способна изменяться;

 

 • многогранна, т.е. ее нельзя  постичь с помощью одного какого-либо  подхода;

 

 • осознаваема и не осознаваема;

 

 • находится в постоянном  развитии.

 

 Необходимо иметь в виду, что, прежде чем приступить к  формированию культуры того или иного предприятия, следует твердо уяснить его систему ценностей и убеждений.

 

 Так, в компании «Форд Мотор»  система ценностей заключается  в трех понятиях: народ, товары, прибыль. Убеждения, позволяющие сделать  вывод, как должно функционировать  предприятие, как достигается успех, таковы:

 

 • качество — это главное;

 

 • постоянное совершенствование  — залог успеха;

 

 • торговцы и поставщики  — партнеры предприятия;

 

 • заинтересованность (участие) сотрудников в прибыли;

 

 • в деле нашей социальной  и общественной целостности нет компромиссов.

 

 Вместе с тем не следует  думать, что культурой предпринимательства  можно манипулировать. Она складывается  годами, динамична, постоянно совершенствуется.

 

 Культуру предприятия можно  считать слабой в следующих  случаях:

 

 • отсутствует ясное представление  о системе ценностей и средствах  достижения целей;

 

 • отсутствуют стратегические  цели;

 

 • отсутствуют тактические  цели (в результате возникают  противоречия);

 

 • отдельные части организации  не могут прийти к согласию, существуют различные точки зрения;

 

 • руководители ничего не  делают для развития общего  понимания ценностей, общих убеждений.


Информация о работе Сущность и значение культуры предпринимательства