Сущность, формы и сферы предпринимательства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 17:05, курсовая работа

Краткое описание

Общественный характер предпринимательства означает не только деятельность участвующих в нем агентов, но и наличие в общественном хозяйстве определённых условий позволяющие реализовать присущие предпринимательству функциональные признаки. Совокупность таких условий составляет среду предпринимательства, важнейшими элементами которой являются экономическая свобода и личная заинтересованность. Экономическая свобода является определяющим признаком предпринимательской среды. Для предпринимателя наличие экономической свободы – это не только возможность заниматься тем или иным видом деятельности и иметь равный доступ к ресурсам и рынкам, но и морально-этическая санкционированность предпринимательской деятельности

Содержание

Введение 4
1. Сущность и виды предпринимательства 6
1.1. Сущность предпринимательства 6
1.2. Индивидуальное предпринимательство 11
1.3. Коллективное предпринимательство 13
1.4. Государственное предпринимательство 19
1.5. Смешанное предпринимательство. 25
2. Развитие предпринимательства в России 28
2.1. История развития предпринимательства 28
2.2. Современное состояние и проблемы предпринимательства…………….38
3. Предпринимательский потенциал России…………………………………..49
3.1. Характерные черты предпринимательского потенциала………………...49
3.2. Факторы и перспективы развития………………………………………….51
Заключение……………………………………………………………………….54
Список литературы……………………………………. ………………………..56

Вложенные файлы: 1 файл

r-32555.doc

— 233.00 Кб (Скачать файл)

 

      Предприниматель - это лицо, занимающееся предпринимательской  деятельностью. Предприниматели входят в особый слой общества - бизнес-слой. Формирование этого общества происходит вместе с развитием предпринимательства.       

Бизнес-слой - общее понятие, объединяющее всех россиян, в той или иной степени занятых в бизнесе, начиная с классических предпринимателей и кончая наемными работниками, в свободное время тоже пытающиеся "делать деньги". Этот слой охватывает всю совокупность субъектов производительной, коммерческой и финансовой деятельности, осуществляемой на базе автономно принимаемых решений и с целью получения прибыли.      

Этот  слой далеко не однороден по составу. В нем можно выделить несколько основных бизнес-групп:      

- предприниматели - частные собственники  преимущественно мелких предприятий  и фирм, лично управляющие последними, не совмещающие эту деятельность с работой по найму;      

- самозанятые - лица, занятые мельчайшим  предпринимательством на базе  индивидуальной трудовой деятельности с помощью собственных средств производства;       

- бизнесмены-менеджеры - наемные директора  мелких и средних предприятий, главным образом акционированного и частного секторов экономики, совмещающие управленческую работу по найму с ведением собственного бизнеса;      

- полупредприниматели - наемные  работники, в основном акционированного  и частного секторов экономики,  не выполняющие управленческих  функций и совмещающие основную  работу с теми или иными  видами предпринимательства;      

- менеджеры-совладельцы - хозяйственные  руководители мелких и средних  акционированных предприятий, работающие  по найму, но вместе с тем  располагающие пакетами акций  управляемых предприятий;      

- "классические" менеджеры - хозяйственные  руководители, управляющие государственными или частными предприятиями на основе найма.      

Небольшое число предпринимателей в общей  структуре бизнес-слоя (11%) объясняется тем, что для многих представителей бизнес-слоя сохранение должности (рабочего места) играет защитно-вспомогательную роль - одним она служит социальным прикрытием, другим - способом накопления трудового стажа, третьим - страховкой на случай банкротства, четвертым - источником дефицитных ресурсов, деловых связей и льгот.       

Бизнес-слой можно также дифференцировать по показателям доходов различных бизнес-групп. Он делится на три ступени:

    1. Предприниматели, бизнесмены-менеджеры и самозанятые.

 

      Доходы  предпринимателей превышают средний  уровень доходов основных бизнесменов почти в 2 раза, а "работников вне бизнеса" - почти в 5 раз.

    1. Полупредприниматели и менеджеры-совладельцы. Доходы

 

      этой  группы в 2 раза ниже доходов 1-й группы и в 2 раза выше заработков "работников вне бизнеса".

    1. "Классические" менеджеры. их заработок всего на 40 %

 

      выше  зарплаты работников исполнительного  труда, что вряд ли компенсирует разницу в уровнях образования, квалификации и ответственности труда тех и других.      

Из  этого можно сделать вывод, что  никакой вид труда по найму, включая самый квалифицированный и управленческий, не обеспечивает доходов, сравнимых с простейшим предпринимательством.       

Проанализируем  важнейшую часть бизнес-слоя России - предпринимателей .      

Если  рассмотреть их возрастные рамки, то можно выделить следующие закономерности:       

- крупные предприниматели: 40% из них стали предпринимателями в возрасте 31 до 40 лет, 18% - от 41 до 45 .      

- мелкие и средние предприниматели:  около 30% из них стали предпринимателями  не старше 30 лет , 30-40% - от 30 до 40 лет  и около 30% - старше 40 лет.      

В мире бизнес всегда был преимущественно  мужским занятием. В России доля мужчин-предпринимателей достигает 83 %.      

Самой же характерной чертой, отличающей российский предпринимателей - это их уровень образования. По данным различных опросов доля лиц с высшим образованием среди предпринимателей превышает 80%. Среди крупных предпринимателей доля лиц с кандидатской степенью почти 38% , имеющих второе высшее - 6,5%. опросов. Если сопоставить эти данные с уровнем образования предпринимателей в других странах, то оказывается, что российский предприниматель самый интеллектуальный предприниматель в мире.      

Сейчас  в России преобладает мнение, что  главными качествами предпринимателя являются инициативность, находчивость, энергичность и хорошие организаторские способности. Профессионализм отступил на второй план. На мой взгляд, это неправильно, так как дальнейшее развитие предпринимательства в России возможно только при наличии высокообразованных и профессиональных людей. Только профессионал может правильно оценить состояние рынка и сделать правильные выводы. В связи с этим встает проблема повышения доли специалистов, получивших именно экономическое высшее образование.       

Развитие  предпринимательства в России происходит в достаточно неблагоприятных для формирования слоя цивилизованных бизнесменов условиях. На них давит гнет налогов и рэкета, своеобразного вида налога. Но, несмотря ни на что, российские предприниматели постепенно завоевывают твердые позиции на мировой арене, и наверняка через какой-то промежуток времени они будут лидировать, так как по своим качествам они не только не отстают, но и во многом опережают западных коллег.  
  

 

 

         

3. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ  ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ 

3.1. Характерные черты  предпринимательского потенциала  России       

Характер  предпринимательского потенциала России обусловлен переходным состоянием российской экономики. С одной стороны, Россия продемонстрировала способность к быстрому формированию предпринимательской инфраструктуры и самого класса предпринимателей, тем более что сами эти понятия на протяжении многих предшествовавших десятилетий воспринимались в стране исключительно негативно. За 90-е гг. в России образовались тысячи рыночных институтов, возникли миллионы собственников.      

С другой стороны, многие рыночные структуры  остаются крайне несовершенными и неэффективными, например рынок ценных бумаг (фондовый рынок). Сохраняется весьма заметной доля государства как в национальном богатстве, так и в собственности акционированных и частично приватизированных предприятий. Есть все основания полагать, что в силу многих исторических и культурных традиций Россия сохранит значительный государственный сектор и в будущем. Весьма велика будет и роль государственного регулирования в экономике. При этом одной из характерных черт переходной экономики России является тесное переплетение частного и государственного капитала, заметная роль государственного аппарата, а значит, и государственного предпринимательства. Одновременно с этим продолжает оставаться сильная зависимость частных предпринимателей (как сохранивших свои позиции прежних директоров приватизированных государственных предприятий, так и новых менеджеров, возглавивших вновь созданные коммерческие структуры) от органов государственного управления и их многочисленных чиновников, имеющих огромные возможности для контроля за деятельностью частного бизнеса, его разрешения или запрещения, часто небескорыстно.       

Все еще слабое развитие получили малые  предприятия, являющиеся главным двигателем предпринимательства во всем мире. В России насчитывается лишь 840 тыс. таких предприятий с числом занятых на них 6,3 млн человек (9,5% от общего числа занятых), что несопоставимо со среднемировым уровнем (40— 50% занятых). При этом малые предприятия крайне неравномерно распространены по территории страны. Так, в 2009 г. на Москву приходилось 22% этих предприятий, на Санкт-Петербург — 10%, на них было занято 25% общей численности работающих на малых предприятиях. В то же время в 28 субъектах РФ было зарегистрировано менее чем по 0,5% от общего чиста таких предприятий.      

Нельзя  не отметить специфику состава формирующегося российского предпринимательского класса. Согласно проведенным исследованиям, около 60% российской бизнес-элиты являются выходцами из прежней советской номенклатуры (партийной, комсомольской, хозяйственной) со всеми присущими ей традициями клановой закрытости, специфической моралью и привычкой функционировать в контролируемой государством высокомонополизированной экономике. Одна часть этих кадров сумела адаптироваться к требованиям рынка, успешно осваивает новые знания и стиль поведения, другая — продолжает руководить предприятиями и фирмами во многом по старинке, полагаясь главным  образом на личные связи и покровительство государственных    чиновников.        

 Довольно пестрым является и  «неноменклатурный» сегмент российского предпринимательства: здесь и рядовые граждане, прежде всего молодежь, активно работающая в бизнесе (в основном в розничной и «челночной» торговле, не требующей значительного первоначального капитала, в посреднических услугах), и высококвалифицированные специалисты, открывающие консультативные фирмы, например, в области управления, подготовки кадров, программного обеспечения. Расширяется малый бизнес в сфере ремонта, строительства и технического обслуживания. Значительных масштабов достиг в России туристический бизнес, ставший весьма привлекательным для предпринимательского капитала.      

В то же время положение российского  предпринимательства, особенно малого и среднего, чрезвычайно нестабильно. Это в полной мере продемонстрировал финансовый кризис 2008 г., разоривший или поставивший на грань разорения множество фирм, банков и страховых компаний.      

К сожалению, отличительной чертой современного российского предпринимательства является его криминализация. Немалая часть (трудно определить какая) нового предпринимательства вышла из прежнего «теневого» бизнеса и находится под прямым контролем криминальных структур. Эти структуры втягивают в свою орбиту и вполне «чистый» бизнес, облагая его всевозможными поборами. Массовым стало уклонение предпринимателей от уплаты налогов, расцвет теневой экономики, прямые хищения бюджетных средств государства и средств населения. По различным оценкам, масштабы теневой экономики достигают 25—40% ВВП страны. Особенно болезненным явлением, подрывающим сами основы цивилизованного предпринимательства, стала коррупция, криминальное сращивание бизнесменов и государственного аппарата.

    1. Факторы и  перспективы развития

 

                

 Таким образом, исходные рубежи для формирования российского предпринимательского класса являются далеко не самыми благоприятными. Потребуется немало лет и усилий для «выращивания» не только умелых и опытных, но и «цивилизованных» предпринимателей. Пожалуй, одним из ключевых факторов, наряду с продолжением либеральных экономических реформ, является система образования, способная не только дать нынешним и будущим российским предпринимателям современные управленческие знания, но и привить определенную систему моральных ценностей, выработать новую предпринимательскую этику, широко распространившуюся в развитых странах. Учитывая весьма высокий образовательный и квалификационный уровень российских трудовых ресурсов, развитую систему образования, возможности для этого имеются.      

Другой  ключевой фактор — осознание предпринимателями  своей социальной ответственности. В такой стране, как Россия, где чувство социальной справедливости обострено, а от руководителя ожидают решения социальных проблем его подчиненных, предприниматели могут стать потенциально более важным элементом общественно-политической жизни, чем в некоторых странах с развитой рыночной экономикой.      

Еще одна важная задача — перевести  большинство российских старых предприятий (фирм) на рельсы рыночной экономики  за счет учета воздействия рынка не только на его внешние условия хозяйствования, но и на внутренние, т.е. перестроить отношения в рамках компаний, внедрить современную систему управления, расширить экономическую демократию. Чрезвычайно важной представляется также задача формирования на приватизированных и акционированных предприятиях новой культуры отношений между работниками, многие из которых стали одновременно и собственниками, и управляющими, осознания акционерами своих прав и обязанностей.       

В этой связи чрезвычайно важны  роль и усилия государства, а также  других общественных институтов (образования, средств массовой информации и др.), направленные на формирование цивилизованного класса предпринимателей в нашей стране, законодательное и организационное обеспечение этого процесса.      

В частности, одна из ключевых задач государства  — оказание финансово-кредитной поддержки предпринимательству, особенно малому и среднему, принятие стабильного законодательства, в том числе налогового, способствующего развитию бизнеса. Важным фактором становления отечественного предпринимательства должно стать создание соответствующей институциональной структуры — развитие бизнес-инкубаторов, информационно-консультативное обслуживание предприятий, более активная деятельность фондов и других организационных структур поддержки предпринимательства.                                                       

   
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
                                                 

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ          

        

 Итак,   предпринимательство   является   стержнем   любой   социально-экономической  системы,  основанной  на  началах  частной   собственности   и конкуренции.  Предприниматель-собственник, центральная  фигура  в  гражданском и  торговом  обороте.  Предприниматель  не  только  организует  производство товаров, но и сам принимает непосредственное участие в этом процессе;  далее он организует все движение товарных  масс  и  доводит  их  через  посредство рынка до  конечного  потребителя,  связывая,  таким  образом,  экономическую жизнь общества в единое целое.       

 Предпринимательство  у  каждого   может  проявляться  по-своему,  но  в процессе исследования  темы  курсовой  работы  выявились   следующие  основные факторы  предпринимательства:

Информация о работе Сущность, формы и сферы предпринимательства в России