Торговля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 18:25, доклад

Краткое описание

Торговля. В первой половине XIX в. продолжал формироваться всероссийский рынок. Этот процесс тормозила низкая покупательная способность населения, обусловленная крепостным состоянием крестьян и нищенским существованием значительной массы населения. Основными покупателями могли быть только дворяне, купцы и часть горожан. Несмотря на это, торговля развивалась более быстрыми темпами, чем в предшествующий период.

Вложенные файлы: 1 файл

Торговля.docx

— 16.46 Кб (Скачать файл)

Торговля. В первой половине XIX в. продолжал формироваться  всероссийский рынок. Этот процесс  тормозила низкая покупательная  способность населения, обусловленная  крепостным состоянием крестьян и нищенским  существованием значительной массы  населения. Основными покупателями могли быть только дворяне, купцы  и часть горожан. Несмотря на это, торговля развивалась более быстрыми темпами, чем в предшествующий период.

Внутренний рынок  претерпел существенные изменения  за счет расширения торговых операций и увеличения ассортимента товаров. Особое значение имело распространение  на рынке, наряду с сельскохозяйственной продукцией, промышленных изделий. По-прежнему роль торговых центров играли ярмарки, всероссийские и местные, которых  в России насчитывалось более  тысячи. Широкой известностью пользовались Нижегородская на Волге, Ирбитская  в Сибири и Ростовская в Ярославской  губернии. Важное значение имело развитие магазинной (постоянной розничной) торговли в крупных городах России.

Значительных успехов  в первой половине XIX в. достигла внешняя  торговля. Ее баланс почти неизменно  оставался активным, то есть вывоз  превышал ввоз. Однако структура экспорта изменилась. Из него исчез 210 ли черные металлы (железо и сплавы на его основе), стала преобладать сельскохозяйственная продукция. Вывозили пшеницу, лес, пеньку, кожи, лен и т.д. В вывозе этих продуктов  в Европу (в основном, в Англию) были заинтересованы, прежде всего, русские  помещики, использовавшие вырученные деньги на приобретение предметов роскоши. Русская буржуазия слабо использовала внешние рынки. Небольшая часть  промышленной продукции шла в  Китай, Иран, Турцию. Даже в этих азиатских  странах Россия была мало способна конкурировать с Западом. Попытки  правительства помочь буржуазии  развить внешнюю торговлю были неэффективными. Огромный среднеазиатский рынок  русские купцы смогли освоить  лишь к концу XIX в.

Импорт, в основном, был ориентирован на удовлетворение потребностей дворянства. Ввозили модную одежду, колониальные товары (чай, кофе, пряности) и др. Очень небольшое  количество импорта составляли машины, инструменты и другие предметы, необходимые  для развития промышленности и сельского  хозяйства страны.

Транспорт. Развитие товарно-денежных отношений, расширение внутренней и внешней торговли, увеличение торговых центров (ярмарок) — все  это требовало реорганизации  и улучшения транспортной системы. Основными видами транспорта были водный и гужевой, имевшие сезонный характер. Ни тот, ни другой полностью не удовлетворяли  хозяйственные потребности страны.

Исторически Москва являлась центром, в котором сходились  все дорога. По тому же традиционному  принципу позднее создавалась и  железнодорожная сеть России.

При отсутствии развитых сухопутных путей сообщения с  Западной Европой внешняя торговля осуществлялась, в основном, через  балтийские и черноморские порты. Русский  торговый флот был немногочисленным, поэтому для торговли с Европой  использовались корабли, принадлежавшие иностранным судовладельцам.

Внутренняя система  путей сообщения оставалась в  первой половине XDC в. малоразвитой и  архаичной. Ее усовершенствование было связано, главным образом, с развитием  водного транспорта. В 1808-1811 гг. были созданы Марианская и Тихвинская системы каналов, связавшие Балтику  с Москвой и волжским торговым путем. На реках России появились  первые пароходы. К середине века их стало около 100.

Протяженность дорог, которые правительство пыталось поддерживать в более или менее  удовлетворительном состоянии, не соответствовала  экономическим (торговым) и военно-стратегическим потребностям отраны. Шоссейных дорог было немного. Они соединяли Петербург с Варшавой, Москву с Петербургом, Ярославлем и Нижним Новгородом.

Для России с ее огромной территорией особое значение имело создание разветвленной железнодорожной  сети, начавшееся в конце 30-х годов. В 1837 г. была открыта первая опытно-показательная  ветка между Петербургом и  Царским Селом. В 1839-1848 гг. построили  Варшавско-Венскую железную дорогу, соединившую Россию с Западной Европой. В 1843-1851 гг. еще одна линия была проложена  между Петербургом и Москвой. В железнодорожном строительстве  первой половины века, в отличие  от Запада, ведущая роль принадлежала государству. С этого времени  в стране стал зарождаться так  называемый государственный капитализм.

 

 

 


Информация о работе Торговля