Торгово-промышленная политика правительства в первой половине XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 12:54, контрольная работа

Краткое описание

Экономическое развитие России в первой половине XIX в. можно охарактеризовать как предкризисное, поскольку в экономике переплелись самым сложным образом старые, феодальные формы хозяйства и новые, рыночные отношения. В эти годы стало ясно, что страна не может двигаться вперед с тяжелыми кандалами крепостного права, но сделать радикальные шаги в этом направлении оказалось очень трудно. Этим обусловлена противоречивость многих мероприятий в период правления Александра I и Николая I.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3-4
1. Промышленность……………………………………………………...5-9

2. Начало промышленного переворота в России в первой

половине XIX в………………………………………………………...10-11

3. Транспорт и торговля………………………………………………….12-14

4. Финансы………………………………………………………………...15-16

Заключение…………………………………………………………………17

Литература ………………………………………………………………….18

Вложенные файлы: 1 файл

Торговопромышленная политика правительства в первой XIX века.doc

— 87.00 Кб (Скачать файл)

Важной стороной промышленного переворота в эти годы стало развитие транспорта, прежде всего пароходного и железнодорожного. Первая железная дорога, связавшая Петербург с Царским Селом, была построена в 1837 г.

Первый этап промышленного переворота в России имел свои особенности:

 - начался позднее, чем в экономически развитых европейских странах (в Англии, например, первые фабрики появились в 60-е гг. XVIII в., во Франции - в начале XIX в.);

- начался в условиях господства крепостнической экономики, что самым негативным образом сказалось на его темпах и географии (неравномерность размещения промышленных предприятий по территории страны);
       - сдерживался относительной замедленностью формирования крупных предпринимательских капиталов (многие промышленники были выходцами из крепостного крестьянства, не имели юридических прав на владение фабриками, оставались в зависимости от помещиков, значительную часть доходов отдавали в виде оброка и высокой заработной платы, часть которой являлась тем же оброком, который крестьяне-отходники отдавали своим владельцам);
        - не стал в дореформенной России причиной быстрого роста новых классов - промышленной буржуазии и промышленного пролетариата. Причины состояли в сохранении крепостнической системы хозяйства. Что касается фабрично-заводских рабочих, то ими были главным образом крепостные крестьяне-отходники;

- происходил при непосредственном (государственные заказы, вложение казенных капиталов) и опосредованном участии государства.

Промышленный переворот сопровождался глубокими социальными изменениями, появлением новых классов, характерных для капитализма: свободных предпринимателей и наемных рабочих.

С началом промышленного переворота связано формирование вольнонаемных рабочих. На мануфактуры и фабрики нанимались неимущие горожане, государственные крестьяне и крепостные, уходившие на заработки. В России сложилась система жестокой эксплуатации рабочих. Они получали мизерную заработную плату, имели 13 – 14-часовой рабочий день.
 

3. Транспорт и торговля

 

Развитие внутренней торговли в России сдерживалось состоянием транспорта. В первой половине XIX века Россия преимущественно оставалась страной бездорожья, что изрядно мешало ее экономическому развитию.

Основными видами транспорта были речной (сплавом или бурлаками вверх по реке) и гужевой. Но по реке товары можно было перевозить только летом, а сухим путем преимущественно зимой, на санях. Летом грунтовые дороги становились непроезжими. Скорость передвижения грузов была очень мала. Довести барку с кладью с низовьев Волги до Петербурга можно было только за две навигации: за первое лето суда доходили только до Рыбинска и здесь зимовали. Поэтому оборот капитала был замедленным: товары в дороге значительно дорожали.

Технический переворот на транспорте проходил успешнее, чем в промышленности, потому что транспорт был сферой наемного труда. В 1813 г. на заводе Берда в Петербурге был построен первый пароход. К 1860 г. только по Волге и ее притокам ходило около 350 пароходов, и основная часть грузов перевозилась паровой тягой.

В 30-х годах началось строительство железных дорог. Первая железная дорога была построена между Петербургом и Царским Селом, ее длина была всего 25 верст. Ее экономическая роль была мизерной, т. к. строилась она как увеселительный аттракцион для столичной публики. Большое значение приобрело строительство железных дорог между Петербургом и Москвой, Москвой и Нижним Новгородом. Железнодорожному строительству сильно противодействовали владельцы ямских станций, всячески старавшиеся не допустить новых средств  передвижения.

С развитием транспорта, а следовательно, и экономических связей, во внутренней торговле России первой половины XIX века происходят качественные сдвиги.

1.                      Падает купеческая прибыль. Прежде купечество получало высокие прибыли именно из-за слабых торговых связей, из-за территориальных различий и сезонных колебаний цен. Теперь же торговые связи развивались, становясь все более стабильными, и разница цен все более уменьшалась. К тому же в процессе имущественного расслоения деревни появился мощный слой «торгующих крестьян», которые конкурировали с купцами, сбивая цены. В Москве к 1840 году «торгующие крестьяне» составляли почти половину всех торговцев. Поэтому купцам для сохранения своих капиталов необходимо было включаться в производство. И в середине века свыше 90% 1-ой гильдии владело промышленными предприятиями.

2. Теряют свое значение ярмарки. В середине столетия через ярмарки проходило меньше 10% внутреннего товарооборота страны. Теперь купец через своих комиссионеров закупал товары на месте производства и доставлял потребителям, минуя ярмарку. Ведь при ярмарочной торговле прибыль делится между двумя купцами: тем, который доставил товар на ярмарку, и тем, который привез его с ярмарки на место потребления.

Однако, крупнейшие ярмарки, с оборотом свыше 1 млн. рублей, все же продолжали действовать и процветать. На них при содействии иностранных оптовых торговцев заключались крупные международные сделки. Но характер торговли на ярмарках существенно изменился – теперь это были, в сущности, временные товарные биржи, где заключались предварительные торговые сделки без товаров.

На ярмарках, помимо самого процесса торговли, демонстрировались технические новинки, завязывались деловые контакты, создавались товарищества и акционерные общества. Ярмарки выступали в качестве чуткого барометра экономической жизни страны, на них происходило стихийное регулирование баланса спроса и предложения, координация хозяйственного механизма. По-прежнему по глухим деревням ходили коробейники, разносившие ткани, галантерею, мелкие предметы быта, зачастую не продавая их за деньги, а обменивая на сырье (лен, полотно и др.)

В области внешней торговли Россия становится крупным экспортером сельскохозяйственных продуктов на европейский рынок. Среднегодовой объем экспорта в 1800-1850 годах увеличился почти в четыре раза: с 60 до 230 млн. руб. За границу вывозились лен, конопля, шкуры, меха, лес. Со второй половины 40-х годов основной статьей русского экспорта становится хлеб. Зато вывоз железа и холста резко сократился. Это объясняется отставанием русской крепостнической металлургии от английской капиталистической и закатом эпохи парусного флота на Западе.

Несколько изменилась структура импорта. Если раньше ввозились в основном потребительские товары – предметы роскоши, ткани и т. п., то теперь главным предметом ввоза стали машины и аппараты для фабрик и заводов, красители, хлопок-сырец, уголь. Большую роль в промышленном развитии России сыграла протекционистская таможенная политика правительства. С 1822 г. действовал  протекционистский тариф: высокие пошлины на ввозимые товары защищали отечественных капиталистов от иностранной конкуренции и в то же время приносили большие доходы государству. В основном тарифами облагались дешевые английские товары (особенно текстиль), вплоть до полного их запрета на ввоз. В результате доходы казны от тарифных пошлин увеличились с 11 млн. руб. в 1824 году до 26 млн. руб. в 1842 году.

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Финансы.

Финансовая система России в рассматриваемый период пребывала в  состоянии непреодолимого кризиса. Большие материальные потери в Отечественной войне 1812 года, огромные и непосильные для государственного бюджета расходы на содержание армии и флота (например, в 1842 году на армию было выделено 82 миллионов рублей из 173 миллионов бюджетных расходов), поддержка дворянского землевладения покрывалась эмиссией бумажных денег. Впервые инфляция принимает хронический характер, внутренний и  внешний долг России вырос в несколько раз.

Чтобы стабилизировать финансовую систему в 1839-1844 годах по  инициативе министра финансов Е.Ф. Канкрина была проведена реформа, когда в основу денежного обращения был положен серебряный рубль с последующим изъятием у населения бумажных ассигнаций. Они обменивались по твердому курсу на кредитные билеты, которые, в свою очередь  подлежали свободному обмену на серебряный рубль.

Государственные финансы первой половины XIX века постоянно на­ходились в большом напряжении, дефицит государственного бюд­жета возрастал из года в год, поскольку основным источником государ­ственных доходов оставались налоги с податного населения, в основ­ном с крестьян, в то время как дворянство и духовенство почти не платили никаких личных налогов, купечество же платило лишь неболь­шие сборы. Но эти поступления не могли покрыть потребности госу­дарства. Так, перед реформой 1861 года низшие податные слои плати­ли 175 млн руб. в год из общей суммы прямых налогов в 191 млн руб.

Кредитно-банковская система России почти не менялась со вре­мен Екатерины II и продолжала оставаться в руках государства, в стра­не практически не было коммерческих кредитных учреждений. Ос­новная часть банковских ссуд направлялась на весьма льготное креди­тование дворянских хозяйств. На кредитование же торговли и промышленности шли очень ничтожные суммы, поскольку для этих целей кредиты оговаривались целым рядом условий.

Специфической особенностью России было то, что первоначаль­ное накопление капитала происходило в условиях крепостного права. Важнейшим источником накопления была феодальная рента, полу­чаемая крупными землевладельцами в натуральной и денежной фор­ме.

2

 



 

Заключение

 

Наличие крепостного права и натуральность помещичьего хозяйства в России в начале XIX века не давали возможности капиталистическим производственным отношениям развиваться с необходимой степенью интенсивности. Зависимость крестьян затрудняла проблему первоначального накопления капитала, сдерживала приток наемных рабочих в промышленность.

Застойный характер экономики России обнаруживался по всем решающим показателям – производству металла, вооружению, обеспеченности транспортной сетью и паровым флотом. Таким образом, крепостническое государство оказалось политическим, военным и экономическим банкротом.

Следует подчеркнуть, что крепостная система самым пагубным образом сказывалась, прежде всего, на сельскохозяйственном производстве. Увеличение вывоза за границу зерна, продовольствия и сырьевых продуктов обеспечивалось не механизацией аграрного сектора, а усилением эксплуатации крестьян, расширением отработочной ренты.

Крепостное право оказывало регрессивное влияние и на успешно развивающуюся промышленность, и на торговлю. Это было связано с тем, что в стране отсутствовал рынок труда. К тому же крепостные крестьяне имели очень низкую покупательную способность, что значительно сужало рамки рыночных отношений.

Приведенные данные свидетельствуют о сложности социально-экономических процессов в этот переходный период от феодализма к капитализму.

 

 


Литература

 

1.      Конотопов М. В., Сметанин С. И. История экономики России: Учебник для вузов. М.: Издательство «Палеотип», Издательство «Логос», 2001.

2.      Тимошина Т. М. Экономическая история России. Учебное пособие / Под ред. Проф. М. Н. Чепурина. – М.: «Информационно-издательский Дом «Филинъ»», Юридический Дом «Юстицинформ», 2000.

3.      Самохин Ю.М. Экономическая история России: Учебное пособие. М.: ГУ ВШЭ, 2001.

4.      Экономическая история и экономические концепции. Под ред. Ю. С. Бадальянца, В. И. Терехина. В 2 ч. Ч. I. - Рязань: РВШ МВД ЗФ, 1992.

5.      Экономическая история России XIX-XX вв.: Современный взгляд. – М.: “Российская политическая энциклопедия” (РОССПЭН), 2001.

6.      История Отечества. Под редакцией В.М. Борисова, Г.Д. Комякова,  А.П. Березовского. Москва, Институт международного права и экономики им. А. С. Грибоедова, 1998.

7.      История России. Под редакцией Ш.М. Мунчаева. Москва, 1993.

2

 



Информация о работе Торгово-промышленная политика правительства в первой половине XIX века