Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи. Права и обязанности судей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 16:43, реферат

Краткое описание

В данной работе, я хочу рассмотреть ряд вопросов, отражающих требования, предъявляемые к кандидатам в судьи в Республике Беларусь, изучить права и обязанности судей. Так же будут затронуты принципы правового и социального статуса судьи, раскрыты цели и задачи прохождения судьями квалификационных аттестаций и порядок присвоения судьям квалификационных классов. Принимая во внимание, что осуществление правосудия в соответствии с законом – одна из самых главных функций судьи в Республике Беларусь, я рассмотрю принципы дисциплинарной ответственности судей, при совершении ими дисциплинарных проступков.

Содержание

Введение
1.Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи. Права и обязанности судей
2.Принципы правового и социального статуса судьи
3.Квалификационная аттестация судей
4.Дисциплинарная ответственность судей
5.Прекращение полномочий судьи. Отставка судьи
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

ПЛАН.docx

— 21.88 Кб (Скачать файл)

ПЛАН:

 

Введение

1.Требования, предъявляемые к кандидатам  в судьи. Права и обязанности  судей

2.Принципы правового и социального  статуса судьи

3.Квалификационная аттестация  судей

4.Дисциплинарная ответственность  судей

5.Прекращение полномочий судьи. Отставка судьи

Заключение

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В данной  работе, я хочу рассмотреть ряд вопросов, отражающих требования, предъявляемые к кандидатам в судьи в Республике Беларусь, изучить права и обязанности судей. Так же будут затронуты принципы правового и социального статуса судьи, раскрыты цели и задачи прохождения судьями квалификационных аттестаций и порядок присвоения судьям квалификационных классов. Принимая во внимание, что осуществление правосудия в соответствии с законом – одна из самых главных функций судьи в Республике Беларусь, я рассмотрю принципы дисциплинарной ответственности судей, при совершении ими дисциплинарных проступков. Кратко затрону основания и порядок прекращения полномочий судьи, с какой целью было введено такое понятие, как отставка судьи, какие скрытые мотивации она несет в себе для общества.

Прежде чем начинать изучение данных вопросов, необходимо знать, что понятие «судебная власть» в Республике Беларусь закреплено на конституционном уровне, которое под собой подразумевает систему независимых судов, наделённых властными полномочиями по окончательному разрешению от имени государства правовых споров, возникающих в обществе, а также по применению предусмотренных законом мер государственного воздействия к лицам, виновным в совершении правонарушений. Согласно Конституции Республики Беларусь право осуществления судебной власти предоставляется судам, в которых носителями судебной власти являются судьи и, в некоторых предусмотренных законом случаях, представители народа. Поскольку специфика рассматриваемых в суде дел не одинакова, в Республике Беларусь имеют место суды общей и специальной компетенции, но это совсем не означает, что судьи имеют различный правовой статус, ведь в Законе «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» от 13 января 1995 г. в ст. 60 сказано: «Судьи всех судов в Республике Беларусь обладают одинаковым статусом». Существуют лишь специфические различия в правовом положении судей разных судов, которые отражены и закреплены в соответствующих нормативно – правовых актах и законах, предусматривающих деятельность судов общей и специальной компетенции на территории Республики Беларусь.

1. Требования, предъявляемые к кандидатам  в судьи. Права и обязанности  судей.

Поскольку, одна из целей судебной власти и правосудия – это восстановление нарушенного права и справедливости, кандидатом в судьи может быть гражданин отвечающий высоким нравственным требованиям. 5 декабря 1997 года на Первом съезде судей Республики Беларусь, в «Кодексе чести судьи Республики Беларусь», были обобщены правила и нормы поведения судьи не только во время исполнения им своих профессиональных обязанностей, но и во внеслужебной деятельности. Согласно ст. 62 Закона «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь»; ст. 6 Закона «О хозяйственных судах в Республике Беларусь», кандидатом на должность судьи может быть лицо не совершившее порочащих его поступков.

Второй целью судебной власти и правосудия является обеспечение торжества закона, прав и свобод человека, законных интересов юридических лиц, социальных ценностей и благ, что само по себе требует от кандидата в судьи наличия определенных знаний и навыков. Основания для избрания (назначения) на должность судей и освобождения их от должности предусматриваются Законом "О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь". Согласно статье 62 данного Закона, судьей может быть гражданин Республики Беларусь, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, не совершивший порочащих его поступков, прошедший в установленном порядке стажировку на протяжении двух лет и сдавший квалификационный экзамен.

Кроме того, кандидаты на должность судьи районного (городского) суда должны иметь стаж работы по юридической специальности не менее двух лет; судьи областного, Минского городского судов — стаж работы в качестве судьи не менее трех лет; судьи Верховного Суда Республики Беларусь — стаж работы в качестве судьи не менее пяти лет.

Судьей по административным делам и исполнительным производствам может быть гражданин Республики Беларусь, достигший возраста 23 года, имеющий высшее юридическое образование и не совершивший порочащих его поступков.

Теперь, принимая во внимание всё вышесказанное, сделаю вывод, что судьи обладают не только теми же правами, что и любой гражданин Республики Беларусь, но на них ещё возложены права и обязанности, которые вытекают из особенностей их профессиональной деятельности. Попытаюсь кратко перечислить некоторые права и обязанности судей.

Права судьи:

- требовать от должностных лиц  и граждан исполнения своих  распоряжений;

- вносить в государственные  органы, предприятия, учреждения, организации  представления об устранении  нарушений закона;

- ставить перед Конституционным  судом вопрос, о проверке конституционности  нормативных актов;

и прочее.

Обязанности судьи:

- быть беспристрастным, объективным, свободным от общественного мнения;

- судья обязан воздерживаться  от публичных комментариев, касающихся  его профессиональной деятельности;

- постоянно повышать свою профессиональную  квалификацию, сохранять профессиональную  тайну, оказывать помощь молодым  судьям;

и другие.

Теперь можно приступить к рассмотрению следующего вопроса моей работы, в котором я более подробно рассмотрю принципы правового и социального статуса судьи, тесно связанные с их правами и обязанностями.

2. Принципы правового и социального  статуса судьи.

Такие слагаемые, как единство судейского корпуса, независимость судьи, несменяемость судьи, неприкосновенность судьи и дают в конечном результате нам представление о правовом статусе судьи. Теперь я попытаюсь более подробно рассмотреть эти составные части.

Независимость судей означает, что судьи решают переданные им дела самостоятельно, беспристрастно, на основании исследованных в судебном заседании доказательств и в точном соответствии с законом без какого-либо давления, угроз или вмешательства.

Конституцией Республики Беларусь установлено, что судьи не могут осуществлять предпринимательскую деятельность, выполнять иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской и научно-исследовательской, не сопряженной с занятием штатных должностей. Такое ограничение продиктовано тем, что предпринимательская деятельность осуществляется нередко в условиях жесткой конкуренции, когда используются различные средства, в том числе и служебное (должностное) положение. Совместительство, как форма регулярной трудовой деятельности в свободное от основной работы время, для судебных работников по смыслу норм трудового законодательства не допускается, поскольку оно связано с занятием вакантной должности (например, ставки, ее половины и т.д.). Судьи вправе в свободное от основной работы время заниматься научно-исследовательской деятельностью при условии, что она не сопряжена с занятием штатной должности. Это означает, что судебные работники могут прикрепляться в качестве соискателей к учебным или научным учреждениям для написания диссертаций, готовить к изданию научные статьи, доклады, монографии, учебники, участвовать в разработке научно-исследовательских программ, в том числе на основе трудового договора.

Под несменяемостью судей понимается избрание (назначение) судей на неограниченный срок, то есть бессрочно. При этом председатели Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, их заместители и судьи этих судов избираются Верховным Советом. Судьи областных, Минского городского, районных (городских), военных судов, хозяйственных судов областей, хозяйственных судов городов и районов, специализированных судов назначаются Президентом Республики Беларусь. Судьи, назначенные на должность впервые, назначаются бессрочно после пяти лет работы в качестве судьи.

Судьи по административным делам и исполнительным производствам назначаются Президентом Республики Беларусь сроком на пять лет. Время работы судьей по административным делам и исполнительным производствам учитывается при назначении судьи бессрочно.

Неприкосновенность судьи является одним из гарантов обеспечения независимости судьи. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности без согласия квалификационной коллегии судей и органа, который его избрал либо назначил.

Согласно части третьей статьи 65 Закона "О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь", в отношении судьи не допускается задержание, привод, личный досмотр, применение мер административного взыскания. Судья не несет какой-либо ответственности за высказанные им при осуществлении правосудия суждения и принятое решение за исключением случаев, когда вступившим в законную силу приговором суда будет установлена его виновность в совершенном преступлении.

Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором Республики Беларусь. Такое дело подсудно Верховному Суду Республики Беларусь.

Из рассмотренных мной принципов правового и социального статуса судей можно сделать вывод, что существующая в нашей республике нормативно - правовая база, регламентирующая деятельность судов, позволяет выполнять судебной власти возложенные на неё функции и добиваться поставленных перед ней целей.

3.Квалификационная аттестация  судей

 

Существует очередная и внеочередная квалификационная аттестация судей. Очередная - проводится в отношении судей, впервые назначенных на должность судьи и не имеющих квалификационных классов; при присвоении им очередного квалификационного класса; периодически, один раз в пять лет. Внеочередная - при назначении на должность судьи бессрочно; при назначении судьи на должность председателя, заместителя председателя соответствующего суда; при назначении судьи на должность судьи в вышестоящий суд; при досрочном присвоении квалификационного класса или понижении в квалификационном классе. Квалификационная аттестация проводится в отношении всех судей за исключением Председателя Верховного Суда и Председателя Высшего Хозяйственного Суда.

На судью, подлежащего квалификационной аттестации, председателем соответствующего суда составляется характеристика, которая должна содержать полную и объективную оценку профессиональной деятельности судьи, его деловых и нравственных качеств, уровня профессиональной подготовки.

В зависимости от уровня профессиональных знаний, стажа, опыта работы аттестуемого судьи и занимаемой им должности, квалификационная коллегия судей может принять одно из следующих решений:

1) о присвоении судье очередного  квалификационного класса;

2) о присвоении судье более  высо-кого квалификационного класса;

3) об оставлении судье ранее  присвоенного квалификационного  класса;

4) о понижении судьи в квалификационном  классе;

5) об отсрочке аттестации на  срок не более шести месяцев;

6) о несоответствии судьи занимаемой  должности с ходатайством об  освобождении судьи от должно-сти.

Квалификационная коллегия судей вправе также по результатам квалификационной аттестации ходатайствовать перед председателем соответствующего суда или органом юстиции о поощрении судьи, о зачислении его в резерв для назначения на вышестоящие должности. (3)

 

Можно сделать вывод, что согласно действующего сейчас Положения о квалификационной аттестации и квалификационных классах судей судов Республики Беларусь, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь 4 декабря 1997 г., целями квалификационной аттестации судей является: улучшение качества состава судей, установление соответствия судьи занимаемой должности, стимулирование профессионального роста судей, определение необходимости их переподготовки, повышение ответственности судей за соблюдение законности при осуществлении правосудия.

 

 

4. Дисциплинарная ответственность  судей.

Законодательством судья наделён не только системой прав и обязанностей для осуществления им правосудия в соответствии с законом. Указом Президента Республики Беларусь от 4.12.1997 года было утверждено Положение о дисциплинарной ответственности судей судов Республики Беларусь, в соответствии с которым судья может быть привлечен к дисциплинарной ответственности. Действие данного Положения не распространяется только на судей Конституционного суда. Согласно этого Положения, Президент Республики Беларусь, Председатель Верховного Суда, Председатель Высшего Хозяйственного Суда, председатели областных судов, Минского городского суда, Белорусского военного суда, Министр юстиции, руководитель областного управления юстиции, руководитель Минского городского управления юстиции имеют право возбуждения дисциплинарного поризводства.

Председатель Верховного Суда возбуждает дисциплинарное производство в отношении всех судей общих судов; Министр юстиции - в отношении всех судей общих и хозяйственных судов, за исключением Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного Суда и судей этих судов; председатели областных, Минского городского, Белорусского военного судов, руководитель соответствующего органа юстиции - в отношений судей соответствующих областных, Минского городского, районных (городских) судов, Белорусского военного и межгарнизонных военных судов; руководитель соответствующего органа юстиции — в отношении судей районных (городских) судов; Председатель Высшего Хозяйственного Суда - в отношении всех судей хозяйственных судов; председатели хозяйственных судов областей (г.Минска), руководитель соответствующего органа юстиции - в отношении судей соответствующих хозяйственных судов областей (г.Минска). Дисциплинарное производство в отношении Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного Суда возбуждается Президентом Республики Беларусь или в порядке им определяемом. По решению Президента Республики Беларусь дисциплинарное производство возбуждается также в отношении других судей.(3)Судья может быть привлечен к дисциплинарной ответственности за нарушение законности при рассмотрении дел или за совершение другого служебного проступка.

Постановление о возбуждении дисциплинарного производства с необходимыми материалами направляется на рассмотрение в соответствующую квалификационную коллегию судей.

Квалификационная коллегия судей может прекратить дисциплинарное производство или вынести одно из следующих решений: 1) о наложении дисциплинарного взыскания; 2) о прекращении дисциплинарного производства; 3) о направлении в установленном порядке материалов дисциплинарного производства органам, имеющим право на возбуждение дела о лишении полномочий судьи или право на возбуждение в отношении судьи уголовного дела.

Информация о работе Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи. Права и обязанности судей