Факторы, способствующие и препятствующие развитию предпринимательства в россии (по результатам экспертных интервью NES)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 19:46, контрольная работа

Краткое описание

Этот отчет - российский отчет в рамках проекта Global Entrepreneurship Monitor, GEM (Глобальный мониторинг предпринимательства). Задача этого отчета познакомить российских предпринимателей, экспертов в области предпринимательства и другие заинтересованные стороны с общими положениями проекта и основными результатами исследования 2007 года.

Вложенные файлы: 1 файл

++2 ФАКТОРЫ.doc

— 149.50 Кб (Скачать файл)

ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ И ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ЭКСПЕРТНЫХ ИНТЕРВЬЮ NES)

 

Предисловие

 

Этот отчет - российский отчет в рамках проекта Global Entrepreneurship Monitor, GEM (Глобальный мониторинг предпринимательства). Задача этого отчета познакомить российских предпринимателей, экспертов в области предпринимательства и другие заинтересованные стороны с общими положениями проекта и основными результатами исследования 2007 года.

GEM является одним из  наиболее влиятельных проектов по изучению предпринимательства в мире.

 

Участники проекта GEM России

 

Данный отчет  подготовлен исследовательской  группой Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского Государственного Университета в сотрудничестве с исследователями Государственного Университета-Высшая школа экономики (Москва).

  1. Университета Команда Высшей школы менеджмента СПБГУ:
    1. Координатор GEM Россия Верховская Ольга Рафаиловна;
    2. Исследователи: Дерманов В. К., Дорохина М. В., Катькало В. С.
    3. Магистранты: Ежова Я., Фалык Т.
  2. Команда Государственного университета – Высшая школа экономики (Москва).
    1. Руководитель московской команды Чепуренко Александр Юльевич;
    2. Исследователи: Образцова О.И., Алимова Т.А., Габелко М.В.
    3. Студенты: Денисова М., Мулукова Л., Филатова Ю.

Что такое GEM?

 

Глобальный  мониторинг предпринимательства (Global Entrepreneurship Monitor, GEM) является проектом ведущих  бизнес-школ мира по организации страновых  исследований развития предпринимательства  и обмену информацией о состоянии  предпринимательской активности. В ходе реализации проекта создается уникальная (по сопоставимости), ежегодно обновляемая база данных, являющаяся источником информации для всестороннего анализа предпринимательства на национальном и глобальном уровнях.

Как проект GEM возник в 1997 г. по инициативе ведущих ученых из Великобритании, США, Финляндии и Ирландии. Институционально данный проект поддерживается двумя ведущими в области исследования предпринимательства учреждениями — Babson College (США) и London Business School (Великобритания). В 1999 г. был опубликован первый годовой отчет, в подготовке которого приняли участие 10 стран, в 2000 г. — уже 20 стран, а в 2007 г. — 42 страны, включая Россию. В настоящее время проект GEM представляет собой крупнейшее исследование в области предпринимательства по количеству наблюдений. Надежность метода тестируется стабильностью ежегодных страновых исследований, проводимых уже в течение 10 лет.

С 2006 г. Высшая школа менеджмента  СПбГУ выступает основным участником проекта Глобальный мониторинг предпринимательства в России, в котором также принимает участие ГУ Высшая школа экономики (Москва).

В 2007 г. в выборке были представлены 60 экспертов из шести российских регионов: Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Ярославля, Нижнего Новгорода и Архангельска. Эксперты назвали по три фактора, состояние которых положительно и отрицательно влияет на развитие предпринимательства, а также предложили меры, по их мнению, стимулирующие предпринимательскую деятельность в России. Ответы были объединены в 9 групп в соответствии с классификацией, предлагаемой методикой проекта GEM, в которой определены основные показатели внешней среды, влияющие на предпринимательскую активность и экономический рост.

Для характеристики структурных условий развития предпринимательства в стране в качестве источника информации, как отмечалось, используются экспертные интервью. Выборка респондентов включает в себя «предпринимателей» и «профессионалов».

«Предприниматели» — респонденты с опытом практической предпринимательской деятельности, в том числе в рамках одного и более структурного условия. Они отбираются, прежде всего, на основе активного опыта предпринимательской деятельности в стране. Например, это учредители компаний или организаций.

«Профессионалы» — респонденты, непосредственно вовлеченные в реализацию либо оценку какого-либо структурного условия для предпринимательства в стране. В качестве экспертов могут выступать политики, ученые, предприниматели, правительственные чиновники или другие профессионалы, работающие в сфере предпринимательства.

При определении факторов, состояние которых положительно и отрицательно влияет на развитие предпринимательства, «предприниматели» и «профессионалы» продемонстрировали схожесть в ранжировании оценок. Эксперты говорили о наличии проблем, препятствующих развитию предпринимательства в России, однако, действующие предприниматели больше внимания уделяют частным случаям, в то время как теоретики отмечают общие неблагоприятные условия и задачи, которые необходимо решать. При этом «профессионалы» в большей степени склонны искать ответы на вопросы о путях развития предпринимательства в своих экспертных областях.

Как и в 2006 г., в качестве основной причины, оказывающей отрицательное воздействие на развитие предпринимательства, была названа политика государства (рис. 1). Но если в 2006г. эксперты в большей степени говорили об отсутствии четкой и эффективной политики, то в 2007 г. речь шла, прежде всего, о разрыве между реальными действиями государственных органов и заявленными приоритетами. При этом число экспертов, отметивших ориентацию государства на развитие малого и среднего бизнеса, выросло.

По мнению большинства экспертов, значимыми факторами, по-прежнему препятствующими развитию предпринимательства в России, являются бюрократия и коррупция государственных чиновников и лоббирование властными структурами в регионах интересов крупного бизнеса в ущерб малому и среднему.

 

Рис.1 Факторы, состояние которых отрицательно влияет на предпринимательство

 

Второй по популярности причиной, препятствующей развитию предпринимательства, был назван доступ к физической инфраструктуре. Сюда эксперты относят и дефицит предложения на рынке офисных и производственных площадей, их низкое качество и высокую стоимость арендной платы, и проблемы с подключением к электросетям. Последний аспект является особенно значимым для предпринимателей, работающих в реальном секторе экономики. Стоимость подключения производств к электроэнергии в необходимых объемах остается высокой и недоступной для большого количества компаний, что ограничивает их развитие и повышает себестоимость производимой продукции. Количество респондентов, выделяющих этот фактор в качестве сдерживающего предпринимательскую активность, за год выросло более чем на 60%. Причем экс-перты-предприниматели называли эту причину в качестве основной в два раза чаще, чем экс-перты-профессионалы. Особенно остро эта проблема стоит в Москве и Санкт-Петербурге.

Третьей причиной эксперты назвали недостаток источников финансирования. Несмотря на существование большого количества кредитных и инвестиционных организаций, проблема получения финансовой поддержки остается актуальной для предпринимателей. Основными причинами такой ситуации являются невыгодные условия кредитования и необходимость предоставления финансовой отчетности кредиторам, что зачастую является невыполнимым для предпринимателей требованием.

Реальная государственная политика в области финансовой поддержки проводится, по мнению предпринимателей, выборочно, а условия получения такой поддержки непрозрачны.

Мнение экспертов относительно государственных программ неоднозначно. Большинство действующих предпринимателей не обладают достаточной информацией о государственных программах и считают их малоэффективными, а условия участия в таких программах нечетко сформулированными.

Эксперты –  теоретики зачастую позитивно оценивают работу, проводимую в рамках государственных программ, и считают этот фактор способствующим развитию предпринимательства в России. Отсутствие у большой части предпринимателей необходимой профессиональной подготовки также препятствует эффективному ведению бизнеса. Многими предпринимателями эта проблема осознается, но получить соответствующее образование представляется для них затруднительным из-за высокой его стоимости и недостатка информации об учебных заведениях. Другая часть предпринимателей не видит необходимости в получении специальных знаний, считая собственный опыт достаточным условием для успешного ведения бизнеса. По мнению экспертов, школьное и средне-специальное образование не мотивирует учащихся и не является достаточным для создания нового бизнеса. Большинство респондентов отмечали, что подготовка в высшей школе также не обеспечивает возможности начала нового бизнеса и его развитие.

В настоящее  время в России существует много возможностей получения бизнес-образования, в том числе и международного уровня, однако стоимость такого обучения слишком высока для представителей малого бизнеса, а мотивация к его получению недостаточна.

Открытость рынков является еще одним фактором, препятствующим развитию предпринимательства в России. Действующие предприниматели более негативно оценивали возможность вхождения на рынок, 39% экспертов-предпринимателей поставили данную причину на первое место в общем списке структурных факторов. При этом ни один из экспертов-профессионалов не выделил ее в качестве главной. Действующие предприниматели считают лоббирование властными структурами интересов крупного бизнеса одним из основных препятствий для развития, а зачастую и просто выживания мелких и средних предприятий.

По мнению большинства экспертов, основными факторами, препятствующими развитию предпринимательства в России, являются:

  • политика государства;
  • доступ к физической инфраструктуре;
  • открытость рынка.

Благоприятные условия создают наличие развитой коммерческой и профессиональной инфраструктуры и изменение в позитивную сторону социальных и культурных норм.

В целом отношение общества к предпринимательству в России за последние годы изменилось в лучшую сторону. Это мнение разделяют и практики, и теоретики. Однако большинство предпринимателей отмечает, что отношение государственных чиновников к бизнесу остаётся негативным. Они по-прежнему воспринимают предпринимателей как источник потенциального неформального дохода.

Развитие коммерческой инфраструктуры представляется экспертам соответствующей потребностям новых и быстро растущих компаний. Ни один эксперт не отметил этот фактор в качестве основного негативного. Наличие большого количества различных консалтинговых и аутсорсинговых компаний, по мнению экспертов, способствует развитию предпринимательства в России.

Следует отметить, что такому структурному фактору как внедрение научно-технических разработок эксперты уделили незначительное  внимание. По мнению экспертов-теоретиков, внедрение инновационных технологий позволяет малому бизнесу занимать свою нишу на рынке. Действующие предприниматели считают внедрение научно-технических разработок слишком дорогостоящим и недоступным для малого бизнеса.

Для оценки мер  по улучшению предпринимательского климата экспертам было предложено выделить три наиболее значимые, с их точки, зрения фактора (рис. 2).

Как и в 2006 г. среди мер, способных стимулировать  предпринимательскую активность в  качестве основной, как предприниматели, так и профессионалы назвали государственную политику. Экспертное сообщество обратило еще большее внимание на развитие программ поддержки предпринимательства.


Рис.2. Меры, предпринимательскую активность стимулирующие

 

Отмеченные  выше проблемы доступа предпринимателей к физической инфраструктуре, привели к тому, что меры по ее улучшению были названы респондентами следующими по важности. Особенно этот фактор был отмечен действующими предпринимателями, которые испытывают на себе негативное воздействие низкой доступности производственных и офисных помещений.

Исследование структурных факторов в рамках проекта GEM позволяет анализировать проблемы, сдерживающие развитие предпринимательства, и вырабатывать рекомендации по улучшению предпринимательского климата в России.

 

 

 

Авторы

 

  1. Верховская Ольга Рафаиловна Координатор GEM Россия, К.э.н., доцент кафедры стратегического и международного менеджмента ВШМ СПбГУ, verkhovskaya@gsom.pu.ru
  2. Дорохина Мария Вадимовна, К.соц.н., сотрудник Научно-исследовательского института менеджмента, dorokhina@gsom.pu.ru
  3. Катькало Валерий Сергеевич, Д.э.н., профессор, декан ВШМ СПбГУ, katkalo@gsom.pu.ru
  4. Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского Государственного Университета, Россия 199004 Санкт-Петербург Волховский пер. 3 Тел. (812) 323 84 64 Факс (812) 329 32 34, www.gsom.pu.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

 

1. Хорькова Е.П.  История предпринимательства и меценатства в России. Учебное пособие. М., 1998.

2. Раку Ю.И.  Из истории предпринимательства.// Предприниматель, № 1-2, 1992.

3. Ленин В.И.  Полн. собр. соч. Т. 43, стр. 222.

4. О предприятиях  и предпринимательской деятельности. Закон Российской Федеративной Социалистической республики № 445-1 от 25.12.1990 г.// Экономика и жизнь, № 4, 1991.

5.Антонова О.В. , Бородина Е.И. и др. – Курс  предпринимательства. – М.,1997г.  – С. 143

6.  Видяпин  В. – Экономическая теория. –  М., 2005г. – С. 203

7.  Виленский  А. Малый бизнес : трудности роста  . – М., 1963г . – С. 116

8.Океанова З.  – Экономическая теория. -  М.,  2003 г. – С. 168

Информация о работе Факторы, способствующие и препятствующие развитию предпринимательства в россии (по результатам экспертных интервью NES)