Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 19:46, контрольная работа
Этот отчет - российский отчет в рамках проекта Global Entrepreneurship Monitor, GEM (Глобальный мониторинг предпринимательства). Задача этого отчета познакомить российских предпринимателей, экспертов в области предпринимательства и другие заинтересованные стороны с общими положениями проекта и основными результатами исследования 2007 года.
ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ И ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ЭКСПЕРТНЫХ ИНТЕРВЬЮ NES)
Предисловие
Этот отчет - российский отчет в рамках проекта Global Entrepreneurship Monitor, GEM (Глобальный мониторинг предпринимательства). Задача этого отчета познакомить российских предпринимателей, экспертов в области предпринимательства и другие заинтересованные стороны с общими положениями проекта и основными результатами исследования 2007 года.
GEM является одним из наиболее влиятельных проектов по изучению предпринимательства в мире.
Участники проекта GEM России
Данный отчет подготовлен исследовательской группой Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского Государственного Университета в сотрудничестве с исследователями Государственного Университета-Высшая школа экономики (Москва).
Что такое GEM?
Глобальный
мониторинг предпринимательства (Global
Entrepreneurship Monitor, GEM) является проектом ведущих
бизнес-школ мира по организации страновых
исследований развития предпринимательства
и обмену информацией о состоянии
предпринимательской
Как проект GEM возник в 1997 г. по инициативе ведущих ученых из Великобритании, США, Финляндии и Ирландии. Институционально данный проект поддерживается двумя ведущими в области исследования предпринимательства учреждениями — Babson College (США) и London Business School (Великобритания). В 1999 г. был опубликован первый годовой отчет, в подготовке которого приняли участие 10 стран, в 2000 г. — уже 20 стран, а в 2007 г. — 42 страны, включая Россию. В настоящее время проект GEM представляет собой крупнейшее исследование в области предпринимательства по количеству наблюдений. Надежность метода тестируется стабильностью ежегодных страновых исследований, проводимых уже в течение 10 лет.
С 2006 г. Высшая школа менеджмента СПбГУ выступает основным участником проекта Глобальный мониторинг предпринимательства в России, в котором также принимает участие ГУ Высшая школа экономики (Москва).
В 2007 г. в выборке были представлены 60 экспертов из шести российских регионов: Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Ярославля, Нижнего Новгорода и Архангельска. Эксперты назвали по три фактора, состояние которых положительно и отрицательно влияет на развитие предпринимательства, а также предложили меры, по их мнению, стимулирующие предпринимательскую деятельность в России. Ответы были объединены в 9 групп в соответствии с классификацией, предлагаемой методикой проекта GEM, в которой определены основные показатели внешней среды, влияющие на предпринимательскую активность и экономический рост.
Для характеристики структурных условий развития предпринимательства в стране в качестве источника информации, как отмечалось, используются экспертные интервью. Выборка респондентов включает в себя «предпринимателей» и «профессионалов».
«Предприниматели» — респонденты с опытом практической предпринимательской деятельности, в том числе в рамках одного и более структурного условия. Они отбираются, прежде всего, на основе активного опыта предпринимательской деятельности в стране. Например, это учредители компаний или организаций.
«Профессионалы» — респонденты, непосредственно вовлеченные в реализацию либо оценку какого-либо структурного условия для предпринимательства в стране. В качестве экспертов могут выступать политики, ученые, предприниматели, правительственные чиновники или другие профессионалы, работающие в сфере предпринимательства.
При определении факторов, состояние которых положительно и отрицательно влияет на развитие предпринимательства, «предприниматели» и «профессионалы» продемонстрировали схожесть в ранжировании оценок. Эксперты говорили о наличии проблем, препятствующих развитию предпринимательства в России, однако, действующие предприниматели больше внимания уделяют частным случаям, в то время как теоретики отмечают общие неблагоприятные условия и задачи, которые необходимо решать. При этом «профессионалы» в большей степени склонны искать ответы на вопросы о путях развития предпринимательства в своих экспертных областях.
Как и в 2006 г., в качестве основной причины, оказывающей отрицательное воздействие на развитие предпринимательства, была названа политика государства (рис. 1). Но если в 2006г. эксперты в большей степени говорили об отсутствии четкой и эффективной политики, то в 2007 г. речь шла, прежде всего, о разрыве между реальными действиями государственных органов и заявленными приоритетами. При этом число экспертов, отметивших ориентацию государства на развитие малого и среднего бизнеса, выросло.
По мнению большинства экспертов, значимыми факторами, по-прежнему препятствующими развитию предпринимательства в России, являются бюрократия и коррупция государственных чиновников и лоббирование властными структурами в регионах интересов крупного бизнеса в ущерб малому и среднему.
Рис.1 Факторы, состояние которых отрицательно влияет на предпринимательство
Второй по популярности причиной, препятствующей развитию предпринимательства, был назван доступ к физической инфраструктуре. Сюда эксперты относят и дефицит предложения на рынке офисных и производственных площадей, их низкое качество и высокую стоимость арендной платы, и проблемы с подключением к электросетям. Последний аспект является особенно значимым для предпринимателей, работающих в реальном секторе экономики. Стоимость подключения производств к электроэнергии в необходимых объемах остается высокой и недоступной для большого количества компаний, что ограничивает их развитие и повышает себестоимость производимой продукции. Количество респондентов, выделяющих этот фактор в качестве сдерживающего предпринимательскую активность, за год выросло более чем на 60%. Причем экс-перты-предприниматели называли эту причину в качестве основной в два раза чаще, чем экс-перты-профессионалы. Особенно остро эта проблема стоит в Москве и Санкт-Петербурге.
Третьей причиной эксперты назвали недостаток источников финансирования. Несмотря на существование большого количества кредитных и инвестиционных организаций, проблема получения финансовой поддержки остается актуальной для предпринимателей. Основными причинами такой ситуации являются невыгодные условия кредитования и необходимость предоставления финансовой отчетности кредиторам, что зачастую является невыполнимым для предпринимателей требованием.
Реальная государственная политика в области финансовой поддержки проводится, по мнению предпринимателей, выборочно, а условия получения такой поддержки непрозрачны.
Мнение экспертов относительно государственных программ неоднозначно. Большинство действующих предпринимателей не обладают достаточной информацией о государственных программах и считают их малоэффективными, а условия участия в таких программах нечетко сформулированными.
Эксперты – теоретики зачастую позитивно оценивают работу, проводимую в рамках государственных программ, и считают этот фактор способствующим развитию предпринимательства в России. Отсутствие у большой части предпринимателей необходимой профессиональной подготовки также препятствует эффективному ведению бизнеса. Многими предпринимателями эта проблема осознается, но получить соответствующее образование представляется для них затруднительным из-за высокой его стоимости и недостатка информации об учебных заведениях. Другая часть предпринимателей не видит необходимости в получении специальных знаний, считая собственный опыт достаточным условием для успешного ведения бизнеса. По мнению экспертов, школьное и средне-специальное образование не мотивирует учащихся и не является достаточным для создания нового бизнеса. Большинство респондентов отмечали, что подготовка в высшей школе также не обеспечивает возможности начала нового бизнеса и его развитие.
В настоящее время в России существует много возможностей получения бизнес-образования, в том числе и международного уровня, однако стоимость такого обучения слишком высока для представителей малого бизнеса, а мотивация к его получению недостаточна.
Открытость рынков является еще одним фактором, препятствующим развитию предпринимательства в России. Действующие предприниматели более негативно оценивали возможность вхождения на рынок, 39% экспертов-предпринимателей поставили данную причину на первое место в общем списке структурных факторов. При этом ни один из экспертов-профессионалов не выделил ее в качестве главной. Действующие предприниматели считают лоббирование властными структурами интересов крупного бизнеса одним из основных препятствий для развития, а зачастую и просто выживания мелких и средних предприятий.
По мнению большинства экспертов, основными факторами, препятствующими развитию предпринимательства в России, являются:
Благоприятные условия создают наличие развитой коммерческой и профессиональной инфраструктуры и изменение в позитивную сторону социальных и культурных норм.
В целом отношение общества к предпринимательству в России за последние годы изменилось в лучшую сторону. Это мнение разделяют и практики, и теоретики. Однако большинство предпринимателей отмечает, что отношение государственных чиновников к бизнесу остаётся негативным. Они по-прежнему воспринимают предпринимателей как источник потенциального неформального дохода.
Развитие коммерческой инфраструктуры представляется экспертам соответствующей потребностям новых и быстро растущих компаний. Ни один эксперт не отметил этот фактор в качестве основного негативного. Наличие большого количества различных консалтинговых и аутсорсинговых компаний, по мнению экспертов, способствует развитию предпринимательства в России.
Следует отметить, что такому структурному фактору как внедрение научно-технических разработок эксперты уделили незначительное внимание. По мнению экспертов-теоретиков, внедрение инновационных технологий позволяет малому бизнесу занимать свою нишу на рынке. Действующие предприниматели считают внедрение научно-технических разработок слишком дорогостоящим и недоступным для малого бизнеса.
Для оценки мер по улучшению предпринимательского климата экспертам было предложено выделить три наиболее значимые, с их точки, зрения фактора (рис. 2).
Как и в 2006 г. среди мер, способных стимулировать предпринимательскую активность в качестве основной, как предприниматели, так и профессионалы назвали государственную политику. Экспертное сообщество обратило еще большее внимание на развитие программ поддержки предпринимательства.
Рис.2. Меры, предпринимательскую активность стимулирующие
Отмеченные выше проблемы доступа предпринимателей к физической инфраструктуре, привели к тому, что меры по ее улучшению были названы респондентами следующими по важности. Особенно этот фактор был отмечен действующими предпринимателями, которые испытывают на себе негативное воздействие низкой доступности производственных и офисных помещений.
Исследование структурных факторов в рамках проекта GEM позволяет анализировать проблемы, сдерживающие развитие предпринимательства, и вырабатывать рекомендации по улучшению предпринимательского климата в России.
Авторы
Список литературы
1. Хорькова Е.П. История предпринимательства и меценатства в России. Учебное пособие. М., 1998.
2. Раку Ю.И.
Из истории
3. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 43, стр. 222.
4. О предприятиях
и предпринимательской
5.Антонова О.В.
, Бородина Е.И. и др. – Курс
предпринимательства. – М.,
6. Видяпин В. – Экономическая теория. – М., 2005г. – С. 203
7. Виленский А. Малый бизнес : трудности роста . – М., 1963г . – С. 116
8.Океанова З. – Экономическая теория. - М., 2003 г. – С. 168