Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 22:55, курсовая работа
Розничная торговля – одна из важнейших сфер обеспечения населения. При ее посредстве осуществляется рыночное соглашение товарного предложения и покупательского спроса. Являясь источником поступления денежных средств, торговля тем самым формирует основы финансовой стабильности государства.
За период рыночных преобразований она претерпела коренные изменения. В розничной торговле, как ни в одной другой отрасли хозяйственной системы, сформировалась богатая конкурентная среда. Предпринимательская и инвестиционная активность в этой сфере самая высокая.
Введение……………………………………………………………………. 3
Глава1. Теоретические основы формирования товарного ассортимента предприятия розничной торговли………………………………………… 5
Товарный ассортимент как инструмент удовлетворения потребностей покупателей……………………………………… 5
Основные показатели, задачи и принципы формирования ассортиментной политики торгового предприятия……………11
Критерии формирования товарного ассортимента розничного предприятия…………………………………………………….. 14
Глава 2. Анализ ассортиментной политики на торговом предприятии ООО «Таргет» магазин «JS Selected»………………………………………….. 19
2.1 Анализ эффективности торгового ассортимента ООО «Таргет»
магазина «JS Selected»……………………………………………19
2.2 Оценка и пересмотр товарного ассортимента ООО «Таргет»
магазина «JS Selected»…………………………………………...25
Заключение………………………………………………………………… 28
Список используемой литературы…………………………………………30
Приложения
Оглавление.
Введение…………………………………………………………
Глава1. Теоретические основы формирования товарного ассортимента предприятия розничной торговли………………………………………… 5
Глава 2. Анализ ассортиментной политики на торговом предприятии ООО «Таргет» магазин «JS Selected»………………………………………….. 19
2.1 Анализ эффективности
магазина «JS Selected»……………………………………………19
2.2 Оценка и пересмотр товарного ассортимента ООО «Таргет»
магазина «JS Selected»…………………………………………...25
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………………30
Приложения
Введение
Розничная торговля – одна из важнейших сфер обеспечения населения. При ее посредстве осуществляется рыночное соглашение товарного предложения и покупательского спроса. Являясь источником поступления денежных средств, торговля тем самым формирует основы финансовой стабильности государства.
За период рыночных преобразований она претерпела коренные изменения. В розничной торговле, как ни в одной другой отрасли хозяйственной системы, сформировалась богатая конкурентная среда. Предпринимательская и инвестиционная активность в этой сфере самая высокая.
Современный рынок товаров отличается относительно высокой насыщенностью, товарного дефицита фактически нет. Бюрократическая система распределения товаров полностью заменена отношениями свободной купли-продажи.
По мере того, как в
развитых странах происходит сдвиг
от среды предложения к среде
спроса, значение маркетинга возрастало.
На протяжении всей своей истории
мировая торговля характеризовалась
недостаточным предложением. Сегодня
все изменилось. Экономика развитых
стран характеризуется
Управление ассортиментом и его планирование одно из самых главных направлений деятельности маркетинга каждого предприятия. Даже хорошо продуманные планы сбыта и рекламы не смогут нейтрализовать последствия ошибок, допущенных ранее при планировании ассортимента.
Актуальность выбранной темы не может вызывать сомнений, т. к. проблемы формирования ассортиментной политики связаны в основном с большим ассортиментом товаров на рынке, с растущими потребностями покупателей и возрастанием неценовой конкуренции. Многие руководители считают, что они достаточно глубоко знают тот рынок, на котором работают, а проблемы со сбытом относят к объективным факторам. Но на самом деле эти причины можно смело отнести к субъективным. В основном, серьезно и профессионально занимаются маркетингом только крупные торговые предприятия, что является большой ошибкой. Специфика проблемы на российском рынке заключается в том, что ситуация усложняется общей экономической нестабильностью, инфляцией, низким уровнем платежеспособного спроса, низким уровнем роста населения, несовершенством рыночных отношений.
Целью курсовой работы является разработка эффективной ассортиментной политики фирмы, основанная на комплексном анализе его финансово-экономического состояния, на данных показателей ассортимента и изучение теоретических аспектов выбранной темы. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
– изучение основных проблем и тенденций развития розничной торговли;
– изучение теоретических основ формирования товарного ассортимента предприятий розничной торговли;
– изучение содержания торгово-технологических процессов в магазине и выкладки товаров в торговом зале;
– совершенствование управления товарным ассортиментом.
Глава1.Теоретические основы формирования товарного ассортимента предприятий розничной торговли.
1.1 Товарный
ассортимент как инструмент
В экономике, построенной на принципах конкурентной борьбы, покупатели имеют возможность выбора между товарами различных компаний.
Потребители приобретают товары те из них, предложение которых, по мнению покупателей, имеет наивысшую ценность. А ценность товара есть функция воспринимаемой ценности и цены предложения компании. Пока фирма не предложит конкурентоспособные цены и качество товаров, она не может рассчитывать на получение прибыли. Благополучие деятельности фирмы в существенной мере зависит от ее товарной политики.
Товарная политика определяет направление курса действий товаропроизводителя или торгового посредника на основе наличия у него четко сформулированной программы действий на рынке. Она призвана обеспечить преемственность решений и мер по формированию ассортимента и его управлению, поддержанию конкурентоспособности товаров на требуемом уровне, нахождению для товаров оптимальных товарных ниш (сегментов), разработке и осуществлению стратегии упаковки, маркировки, обслуживания товаров. Отсутствие товарной политики ведет к неустойчивости структуры ассортимента из-за воздействия случайных или преходящих текущих факторов, потере контроля над конкурентоспособностью и коммерческой эффективностью товаров.
Хотя ассортиментная политика
уникальна для каждого
Товарная политика фирмы разрабатывается на основе учета целого ряда немаловажных факторов, к числу которых можно отнести такие как: состояние спроса и ожидания покупателей, технологические возможности реализации, наличие аналогов товара на предлагаемом рынке сбыта и прочее
Товаром является любое средство, которое можно предложить на рынке (физические предметы, услуги, предприятия, виды деятельности, идеи) для приобретения или использования с целью удовлетворения потребностей.
Каждый товар должен быть ориентирован на конкретного потребителя. Воплощение этого рыночного принципа опирается на так называемую ассортиментную концепцию, разработка которой предшествует формированию ассортимента. Она представляет собой направленное построение рациональной ассортиментной структуры товарного предложения. За основу принимаются потребительские требования конкретных субъектов рынка, обеспечение наиболее эффективного использования финансовых, материальных, технологических и трудовых ресурсов.
Ассортиментная концепция выражается в виде системы обобщенных показателей, характеризующих возможности рационального развития товарного ассортимента, уровень и соотношение цен на конкретные товары .
С экономической точки зрения Федько В.П. определяет ассортимент как, прежде всего, отражение межотраслевой и отраслевой пропорции в составе товарного предложения, которое характеризует результаты деятельности предприятий, реализующих товары или услуги, то есть это один из факторов, определяющих степень сбалансированности спроса и предложения .
Товарный ассортимент имеет огромное социально – экономическое значение, поскольку от него зависят полнота удовлетворения покупательского спроса и качество обслуживания субъектов рынка.
Как правило, фирма продает несколько товаров, а также может оказывать некоторые услуги. Все эти товары и услуги определяют товарную номенклатуру фирмы.
Товарная номенклатура – это совокупность всех производимых и предлагаемых фирмой для продажи товаров и услуг. Рассматривая такую совокупность, можно выделить отдельные группы товаров, схожих по своим потребительским характеристикам или призванных удовлетворять определенную потребность. Эти группы товаров называются ассортиментными группами.
Вне зависимости от типа продукция всегда имеет ассортимент, различающийся по структуре. В структуре ассортимента выделяют:
– ассортиментную позицию (конкретная модель, марка);
– ассортиментную группу (набор взаимосвязанных товаров);
– товарный ассортимент (совокупность ассортиментных групп) .
Каждая ассортиментная группа состоит из отдельных ассортиментных позиций (марок, моделей, разновидностей). Например, ассортиментная группа «брюки» может состоять из двух ассортиментных позиций: брюки «pepe jeans» и брюки «guess».
Вся совокупность ассортиментных групп товаров, продаваемых фирмой, определяется как товарный ассортимент. По определению Ф. Котлера, товарный ассортимент это группа товаров, тесно связанных между собой либо в силу схожести их функционирования, либо в силу того, что их продают одним и тем же группам клиентов, или через одни и те же типы торговых заведений, или в рамках одного и того же диапазона цен .
В целом, сущность планирования
и формирования товарного ассортимента
заключается в том, чтобы товаропроизводитель
своевременно предлагал определенную
совокупность товаров, которые бы, соответствуя
в целом профилю его
В качестве основных характеристик товарного ассортимента выделяют:
• глубину и широту ассортимента;
• принцип формирования ассортимента;
• структуру;
• поведение товара на рынке.
Глубина и широта ассортимента важны для формирования и распределения степени риска. Широкий ассортимент основан на количестве предлагаемых ассортиментных групп; глубокий ассортимент – на количестве позиций в каждой ассортиментной группе. Сбалансированный ассортимент базируется на соотношении между предлагаемыми ассортиментными группами с точки зрения конечного использования, каналов распределения, групп потребителей и диапазона цен.
Принцип формирования товарного ассортимента может быть следующим:
– функциональным (офисная мебель, продовольственные товары, молочные товары);
– потребительским (детские товары, военные товары);
– сбытовым (товары, продающиеся в универмаге, универсаме, на мелкооптовом рынке);
– ценовым (дешевые товары, товары класса «люкс»).
Чтобы обеспечить эффективную
предпринимательскую
– изменение спроса на отдельные товары;
– появление новых или усовершенствование уже существующих товаров в результате проведенных исследований в области техники и технологии;
– изменения в товарном ассортименте конкурентов.
Кроме того, важными факторами развития товарного ассортимента являются:
– целесообразность использования свободных мощностей;
– желание покупателей закупать товары широкого ассортимента;
– целесообразность использования побочных продуктов производства.
Задача высшего руководства фирмы и состоит в том, чтобы с учетом всех этих факторов обеспечить наиболее полное соответствие товарного ассортимента запросам потребителей. Такое соответствие достигается благодаря управлению товарным ассортиментом, главной целью которого является его оптимизация .
Очень важна возрастная структура товарного ассортимента между старыми и новыми товарами должно быть гармоничное равновесие. Если ассортимент устарел, он будет находить все меньше покупателей. Если он слишком нов, то потребуется длительное время для достижения достаточного спроса, и издержки по производству и продаже товаров будут перекрывать прибыль .
В процессе оптимизации управленческие воздействие направляется на главные характеристики ассортимента: широту, насыщенность, глубину, гармоничность.
Широта ассортимента – это сумма составляющих ее ассортиментных групп. Если фирма продает ювелирные изделия, косметические товары и хозяйственные принадлежности, то широта равна трем. Фирма может развивать ассортимент за счет реализации товаров новых товарных групп.
Насыщенность ассортимента – это общее количество всех продаваемых товаров. Фирма может развивать ассортимент за счет увеличения общего числа всех ассортиментных позиций.
Глубина ассортимента характеризует
степень дифференциации каждого
изделия или каждой разновидности
товара, поскольку дифференциации могут
подвергаться такие пищевые товары,
как молоко, а также некоторые
сырьевые товары, например железные руды.
Фирма может увеличить
Гармоничность характеризует степень однородности ассортимента по отношению к предпочтениям конечного потребителя, торгового посредника, характеру производственного процесса и другое. Так, широкая номенклатура потребительских товаров может быть гармонизирована по каналам сбыта, а ассортимент печатной продукции – по конечному потребителю. Фирма может добиться большей или меньшей гармоничности между товарами различных ассортиментных групп .
Информация о работе Формирование ассортимента на предприятии розничной торговли