Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 22:29, контрольная работа
Предприниматель, действуя на свой риск, нуждается в известных правовых гарантиях со стороны государства, которое обязано обеспечить не только свободу предпринимательства, но и предусмотреть и создать надежный механизм защиты, систему взаимосвязанных институтов обеспечения прав и интересов предпринимателей, которые могут оказаться нарушенными или оспоренными. Это, в свою очередь, требует закрепления комплекса правовых мер, направленных на нейтрализацию подобных негативных проявлений, - способов защиты.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Способы защиты нарушенных прав и законных интересов предпринимателей……………………………………………………………………...6
2. Формы защиты нарушенных прав и законных интересов предпринимателей…………………………………………………………………….12
2.1 Внесудебные формы защиты………………………………………………..13
2.2 Судебные формы защиты…………………………………………………...23
Заключение……………………………………………………………………….31
Список использованной литературы…………………………………………...34
Так, ГК РФ содержит положение, согласно которому требование изменить или расторгнуть договор может быть заявлено в суд только после отказа другой стороны на подобное предложение либо неполучения ответа в установленный срок (п. 2 ст. 452).
Обязательный досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров предусмотрен, к примеру, Федеральными законами «О связи», «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», «О почтовой связи» и др.
Необходимо иметь в виду, что досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров является обязательным для истца только в случаях, предусмотренных федеральным законом или договором. Если же он предусмотрен положениями, правилами и другими подзаконными актами, то его соблюдение не является обязательным для сторон. Кроме того, если досудебный (претензионный) порядок предусмотрен договором, последний должен содержать четкую запись об установлении такого порядка.
Однако законодатель делает исключение из общего правила о применении досудебного (претензионного) порядка урегулирования споров: на третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, не распространяется обязанность соблюдения такого порядка даже тогда, когда это предусмотрено федеральным законом или договором для данной категории споров (ст. 50 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации – далее АПК РФ).
В случае несоблюдения досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора с ответчиком, определенного законом или договором, иск оставляется без рассмотрения (п. 2 ст. 148 АПК РФ).
Доказательством соблюдения истцом досудебного порядка служат копия претензии и документ, подтверждающий ее направление ответчику.
Большое практическое значение имеет
претензионный порядок
Третейское разбирательство. Суть третейского суда и третейского разбирательства заключается в том, что спорящие лица самостоятельно избирают третейского судью (третейских судей), которым доверяют рассмотрение и разрешение возникшего между ними спора. Характерной чертой третейского суда является широкое применение усмотрения сторон. Третейский суд ориентируется на то, чтобы разбирательство спора происходило в соответствии с пожеланиями сторон о времени и месте назначения судебного заседания. Этим обеспечивается удобство для сторон, что немаловажно при рассмотрении спора. При этом следует помнить, что третейские суды вправе рассматривать только гражданско-правовые споры, а споры по отношениям административно-правового характера (например, по уплате налогов) не могут быть переданы на рассмотрение третейского суда.
Передача сторонами спора на рассмотрение третейского суда может быть осуществлена двумя способами:
1) включением в
2) заключением отдельного
соглашения о передаче спора
на разрешение третейского
Процедура разрешения споров в третейском суде достаточно скора и более экономична в сравнении с государственными судами. Связано это с отсутствием «завалов делами» третейских судов, отсутствием множества формальных процедур, обязательных для судов государственных.
Деятельность третейских судов направлена, прежде всего, на примирение сторон. Как правило, решение по существу спора принимается только тогда, когда третейский суд убеждается в невозможности достижения мирового соглашения между участниками спора.
Важной чертой третейского суда является то, что одним из принципов его работы является принцип конфиденциальности, а, как показывает практика, конфиденциальность вообще очень важна в предпринимательской деятельности, а при рассмотрении споров особенно. Если государственный суд только в исключительных случаях объявляет судебное заседание закрытым, то принцип конфиденциальности третейского разбирательства означает, что если стороны не предусмотрели иного, то дело должно быть рассмотрено в закрытом заседании. Но не только в этом выражается принцип конфиденциальности. В законодательство включена норма, устанавливающая свидетельский иммунитет третейских судей. Это означает, что третейский судья не может быть допрошен по тем обстоятельствам, которые ему стали известны в ходе рассмотрения спора. Причём свидетельский иммунитет третейского судьи действует как в рамках гражданского, так и в рамках административного и уголовного дела.
Существуют как международные коммерческие суды, так и внутренние третейские суды.
Третейские суды могут создаваться в двух формах. Наибольшее распространение получили постоянно действующие третейские суды. Чаще всего они создаются при торгово-промышленных палатах, биржах, саморегулируемых организациях предпринимателей, общественных объединениях, создаваемых представителями бизнеса. Постоянно действующие третейские суды действуют на постоянной основе, имеют свои регламенты, положения, списки третейских судей, штатных технических сотрудников.
Другая форма создания третейского суда – создание третейского суда для разрешения конкретного спора. Юристы называют такие суды ad hoc. Суды ad hoc создаются исключительно с целью рассмотрения одного спора и с его разрешением прекращают своё существование. Как правило, правила разбирательства и процедуры рассмотрения спора в таких судах создаются самими участниками спора. Эти правила должны быть в обязательном порядке согласованы между сторонами. Это вполне естественно, очевидно, что без согласовательных процедур спор не может в данном случае быть рассмотрен.
Третейские суды, являясь, по сути, частными судами, наделены и определёнными публично значимыми функциями. Весьма важными являются требования к профессиональной квалификации третейских судей. Если дело рассматривается единолично, то третейский судья в обязательном порядке должен иметь высшее юридическое образование. В том случае, если спор рассматривается коллегиально, высшим юридическим образованием должен обладать как минимум председатель состава третейского суда, рассматривающего дело.
Главное требование, которому
должен отвечать третейский судья –
это его возможность и способно
При формировании состава третейского суда должна быть обеспечена независимость третейского суда от участников спорных правоотношений и от учредителей этого суда.
Действующее законодательство устанавливает требование о том, что число третейских судей, рассматривающих дело, должно быть нечётным. Установление этого правила объясняется тем, что третейские судьи, рассматривающие дела обладают равными правами в принятии решения, и в случае если спор будет решаться чётным количеством судей, то возможность принятия решений может оказаться парализованной.
Решение третейского суда является актом юрисдикционного органа, разрешающего гражданско-правовой спор. Будучи актом правоприменения решение третейского суда должно быть законным и обоснованным. Решение по делу является актом, которым завершается третейское разбирательство по существу.
Несмотря на схожесть между решением третейского суда и решением государственного суда как актами юрисдикционных органов существует ряд различий между такими актами. Во-первых, решение третейского суда не является общеобязательным актом. Во-вторых, принудительное исполнение решения третейского суда не может быть осуществлено без процедуры его признания со стороны государственного суда. В-третьих, по формально-юридическим признакам решение третейского суда отличается от решения суда государственного тем, что оно не может быть пересмотрено в апелляционном, кассационном или надзорном порядке.
Как правило, решения, принимаемые третейским судом, исполняются добровольно. Но законодательство не исключает возможности оспаривания решения третейского суда в государственном суде.
В том случае если решение
третейского суда не исполняется
добровольно, законодательство допускает
возможность его
Моментом вступления решения третейского суда в законную силу считается следующий день после даты вынесения этого решения.
Однако иной порядок предусмотрен для вступления в законную силу решений, принятых Международным коммерческим арбитражем. Моментом вступления в законную силу его решений считается следующий день после истечения срока на подачу ходатайства об отмене решения (ходатайство об отмене решения должно быть подано не позднее трех месяцев со дня получения решения).
При несоблюдении досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора, определенного законом или договором, иск оставляется без рассмотрения.
Ещё раз хочется подчеркнуть, что основная цель третейского разбирательства - достижение мирового соглашения сторон.
Таким образом, необходимо отметить, что сущность внесудебного порядка защиты нарушенных прав и законных интересов предпринимателей состоит в том, что предприниматель может предъявить требования о защите нарушенного права непосредственно нарушителю, не обращаясь с иском в суд. Досудебный порядок рассмотрения требований предпринимателей предусмотрен с целью побудить стороны самостоятельно урегулировать возникшие разногласия, нарушителю добровольно удовлетворить обоснованные требования, позволяя быстро восстановить нарушенное право.
Предприниматель может предъявить требование о защите нарушенного права непосредственно нарушителю права. Причём претензионная форма защиты нарушенного права часто является обязательным досудебным действием.
Решение бесспорных дел возложено на нотариат, который обеспечивает защиту нарушенных прав и законных интересов предпринимателей путём совершения нотариальных действий от имени государства.
Важную роль в защите нарушенных прав и законных интересов предпринимателей играет прокуратура, которая осуществляет надзор за соблюдением законности, в том числе, в сфере предпринимательской деятельности.
Субъекты предпринимательской деятельности так же могут отстаивать свои нарушенные права и законные интересы в третейских судах. Разрешение споров в третейских судах происходит, как правило, значительно быстрее, чем в судах государственных, и направлено на примирение сторон.
Какую бы из внесудебных форм защиты нарушенных прав и законных интересов ни избрал бы субъект предпринимательства, он не может быть лишён права обратиться с исковым заявлением в суд.
2.2 Судебные формы защиты прав и законных интересов предпринимателей
Под судебной формой защиты подразумевается деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых прав. Суть ее заключается в том, что лицо, права и законные интересы которого нарушены неправомерными действиями, обращается за защитой к государственным или иным компетентным органам, которые уполномочены принять необходимые меры для восстановления нарушенного права или пресечения правонарушения. В рамках судебной защиты органами, обеспечивающими восстановление нарушенного или оспоренного права, являются перечисленные ниже государственные органы.
Основы судебной системы России установлены Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации».
Судебную систему России составляют федеральные суды, конституционные суды и мировые судьи субъектов РФ. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
В той или иной степени
рассмотрение споров с участием предпринимателей
и в защиту прав и интересов
предпринимателей осуществляют все
ветви судебной власти в соответствии
с компетенцией, установленной законодательство
В Российской Федерации арбитражный суд - орган власти, занимающийся рассмотрением споров, связанных с профессиональным участием в гражданском обороте, в частности, связанных с предпринимательской деятельностью, и некоторых других категорий споров, отнесённых к его компетенции Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Информация о работе Формы и способы защиты прав предпринимателей