Шпаргалка по "Предпринимательству"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 05:15, шпаргалка

Краткое описание

1. Антимонопольным законодательством не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе:
.распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации (одна из форм агрессии);
.ведение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара

Вложенные файлы: 1 файл

ШПОРЫ ПП.doc

— 521.50 Кб (Скачать файл)

2. Субъекты частного  предпринимательства обязаны:

1) соблюдать законодательство  Республики Казахстан, права и  охраняемые законом интересы  физических и юридических лиц;

2) обеспечивать соответствие  производимой продукции (работ,  услуг) требованиям законодательства Республики Казахстан;

3) получать лицензии  на осуществление видов частного  предпринимательства, подлежащих  лицензированию, в соответствии  с законом Республики Казахстан о лицензировании;

4) осуществлять обязательное  страхование гражданско-правовой  ответственности в соответствии  с законами Республики Казахстан.

16. Юридическим лицом признается организация, которая имеет на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Признаки юридического лица: обособленное имущество, самостоятельная имущественная ответственность, выступление в гражданском обороте от своего Гражданский кодекс РК различает два вида юридических лиц: коммерческие и некоммерческие организации. Коммерческие организации – это юридические лица, преследующие извлечение дохода в качестве основной цели уставной деятельности и распределяющие полученный чистый доход между участниками. Коммерческие организации могут создаваться в следующих организационно-правовых формах: государственного предприятия, хозяйственного товарищества, акционерного общества, производственного кооператива. Некоммерческие организации – это юридические лица, не имеющие в качестве основной цели извлечение дохода, которым запрещено распределять доход между участниками, т.е. некоммерческие организации могут заниматься предпринимательской деятельностью постольку, поскольку это соответствует их уставным целям, но полученный доход имеют право использовать только для достижения целей ради которых они созданы. Некоммерческие организации могут создаваться в следующих организационно-правовых формах: учреждения, финансируемые собственником, общественные объединения (политические партии, профсоюзы, движения и т.п.),  потребительские кооперативы (КСК, кооператив собственников гаражей и т.п.), общественные фонды (фонд защиты детей,  фонд содействия науке и т.п.), акционерные  общества, религиозные объединения, ассоциации.  Правосубъектность предполагает наличие правоспособности, дееспособности, как возможности для лица иметь и осуществлять субъективные права и обязанности. Правоспособность юридического лица закреплена гражданским законодательством. Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается  в момент завершения его ликвидации. В сфере деятельности, на занятие которой необходимо получение лицензии правоспособность возникает  с момента получения такой  лицензии. К органам юридического лица относятся должностные лица и коллективные звенья юридического лица, уполномоченные законодательством или учредительными документами решать вопросы, определяющие правовое положение юридического лица, а также выступать в гражданском обороте. Орган юридического лица не является самостоятельным субъектом права. Органы юридического лица могут быть индивидуальными либо коллективными. Юридическое лицо имеет свое наименование. Наименование юридического лица – это его словесное обозначение, позволяющее индивидуализировать юридическое лицо. Оно включает в себя его название и указание на организационно-правовую форму. К учредительным документам юридического лица относятся учредительный договор и устав. Учредительный договор заключается, а устав утверждается его учредителями. Юридические лица могут иметь филиалы и представительства. Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все или часть его функций, в том числе функции представительства. Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее защиту и представительство интересов юридического лица, совершающее от его имени сделки и иные правовые действия. Юридическое лицо подлежит перерегистрации в случаях: уменьшения размера уставного капитала; изменения наименования; изменения состава участников в хозяйственных товариществах. ГК РК предусматривает два способа и, соответственно, порядка ликвидации юридических  лиц: обычный и принудительный. По решению суда юридическое лицо может быть ликвидировано в следующих случаях: банкротство; признания  недействительной регистрации юридического  лица  в связи с допущенными при его создании нарушениями законодательства, которые носят неустранимый характер; при осуществлении деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законодательными актами, либо с неоднократным или грубым нарушением законодательства; при систематическом осуществлении деятельности, противоречащей уставным целям юридического лица; в иных случаях, предусмотренных ГК РК.

17. Под государственным предпринимательством следует понимать не предпринимательскую деятельность самого государства, а предпринимательство, осуществляемое государственными предприятиями на праве хозяйственного ведения. Государство может быть субъектом предпринимательской деятельности и выступать в двух качествах:  как регулятор предпринимательских отношений  (вертикальные отношения) и как обычныйучастник предпринимательских отношений (горизонтальные отношения). В последнем случае как раз таки идет речь о государственном предпринимательстве. Следовательно, основной формой государственного предпринимательства  (т.е.   организационно-правовой формой)      является государственноепредприятие.

       Также  участником предпринимательских отношений может быть и дочернее предприятие, правом создания которых обладают только предприятия на праве хозяйственного ведения (ст. 46 Закона РК  «О государственном предприятии»  от  19  июня  1995  года № 2335).

       Наконец,  в зависимости от вида государственной собственности можно выделить следующие виды государственных предприятий: 1)  республиканские государственные предприятия  (т.е.предприятия, находящиеся в республиканской собственности); 2) коммунальные государственные предприятия (предприятия, находящиеся вкоммунальной собственности) (п. 2 ст. 1 Закона о госпредприятии). Наряду с этим, особыми формами государственного предпринимательства выступают национальные компании и нацио-

нальные холдинги. Национальной компанией является созданное по решению Правительства РК акционерное общество, контрольный пакет акций которого принадлежит государству или нацио- нальному холдингу,  и осуществляющее деятельность в стратегически важных отраслях, составляющих основу национальной экономики, за исключением случаев, предусмотренных законодательством  (ст.34 Закона РК «Об акционерных обществах» от  13  мая 2003 г. № 415-II). Национальным холдингом является акционерное общество, учредителем и единственным акционером которого является Правительство РК,  созданное для эффективного управления принадлежащими ему на праве собственности пакетами акций национальных компанийииных акционерныхобществ. К числу участников предпринимательских отношений следует отнести национальные управляющие компании и национальные институты развития. Национальной управляющей компанией является акционерное общество, учредителем и единственным акционером которого является Правительство РК,  имеющее основной целью деятельности управление принадлежащими ему на праве собственности пакетами акций (долями участия) национальных институтов развития и других юридических лиц. Национальные

институты развития -финансовые, консалтинговые, инновационные, сервисные организации, созданные порешению Правительства РК в организационно-правовой форме акционерных обществ, главной целью деятельности которых является реализация проектов в области индустриально-инновационного развития и поддержкипредпринимательства. Завершая, следует отметить, что предпринимательскую деятельность могут осуществлять не только коммерческие юридические лица, но и некоммерческие организации  (государственные учреждения).

18. Регулирование представляет собой государственное воздействие в отношении определенного субъекта (субъектов) предпринимательской деятельности.. Основной целью государственного регулирования является создание условий для широкомасштабного и эффективного развития предпринимательской деятельности и обеспечения защиты гражданских прав, жизни и здоровья граждан, а также безопасности страны. Регулирование может осуществляться в качестве прямого (директивного) решения вопроса (запрет, разрешение) и в качестве косвенного, когда применяются экономические рычаги и стимулы (предоставление льготных кредитов, дотаций, и субсидий, льгот по налогообложению). Государственное регулирование предпринимательской деятельности  облекается в правовую форму акта. Акт государственного регулирования – это облеченное в установленную форму указание компетентного государственного органа, адресованное субъектам экономической деятельности и содержащее требование о ведении экономической деятельности определенным образом или о приведении ее в определенное состояние. Налоговое воздействие на предпринимательскую деятельность – это производимое в соответствии с законом отчуждение собственности юридических и физических лиц в форме налога или сбора с целью регулирования, стимулирования экономической деятельности и с фискальной целью, а также контроль за соблюдением установленных законом правил и процедур.   Одной из форм государственного регулирования деятельности субъектов  деятельности является лицензирование. Под лицензией понимается  выдаваемое компетентным государственным органом разрешение гражданину или юридическому лицу заниматься определенным видом деятельности или совершать определенные действия. Выдача лицензий получателю (лицензиату) производится государственными органами (лицензиарами), определяемыми законодательными актами и Правительством РК. Лицензии неотчуждаемы, т.е. не могут передаваться другому лицу. Лицензии выдаются не позднее тридцати рабочих дней, а для субъектов малого предпринимательства – не позднее десятидневного срока со дня подачи заявления со всеми необходимыми документам.  Лицензия прекращает свое действие только в случаях: истечения срока; совершения действий в полном объеме, на осуществление которых выдана лицензия; отзыва лицензии; прекращения предпринимательской деятельности гражданина, реорганизации или ликвидации юридического лица.  Лицензиар вправе приостановить действие лицензии до шести месяцев с указанием причины приостановления. Лицензии различаются по следующим признакам: 1.по субъектам: выдаваемые гражданам и юридическим лицам РК; выдаваемые иностранным юридическим лицам, иностранным гражданам, лицам без гражданства и международным организациям. 2. по объему деятельности: генеральные – на занятие определенным видом деятельности, выдаваемые без ограничения срока; разовые – на совершение определенной хозяйственной операции в пределах разрешенного объема, веса или количества; операционные – на совершение определенной операции в банковской деятельности и операций, связанных с использованием валютных ценностей.  Регулирование предпринимательской деятельности посредством технического регулирования (стандартизации и сертификации). Стандартизация – деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения: безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции; качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии; единства измерений; экономии всех видов ресурсов; безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф. Стандарт – это образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов. Сертификация – это процедура подтверждения соответствия продукции (работ, услуг) установленным требованиям. Эта процедура осуществляется независимой от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организацией, которая удостоверяет в письменной форме, что продукция, работы, услуги, а также процессы, системы качества и другие объекты соответствуют установленным требованиям. Сертификат представляет собой документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированных продукций, работ, услуг установленным требованиям. При обязательной сертификации продукции применяется знак соответствия. Знак соответствия – это зарегистрированный в установленном порядке знак, который по правилам, установленным в данной системе сертификации, подтверждает соответствие маркированной им продукции установленным требованиям. Основными целями технического регулирования (стандартизации и сертификации) являются: нормативно-техническое обеспечение продукции, процессов и услуг; защита интересов потребителей в вопросах качества продукции, процессов и услуг; обеспечение безопасности продукции для жизни и здоровья людей, охраны окружающей среды. Объектами стандартизации и сертификации являются: продукция, услуги и процессы. Защита прав потребителей.В Казахстане потребительское движение развивалось параллельно с государством. на возмездной основе плодами предпринимательской деятельности. Вся государственная система защиты прав потребителей строилась на принципах сочетания методов прямого и косвенного регулирования отношений в области защиты прав потребителей, построении скоординированной системы реализации государственных контрольных и надзорных функций, закрепленных за различными государственными структурами. В Казахстане активно действует Общественный фонд «Национальная лига потребителей Казахстана» (ОФ НЛПК). Защита прав потребителя осуществляется государством через разработку и принятие нормативных правовых актов. Законодательство о защите прав потребителей. Закон, регулируя отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на: 1.Приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей. Определяются требования к качеству товаров; устанавливаются права и обязанности изготовителя в области установления срока службы, срока годности товара, а также гарантийного срока на товар. В целях контроля за соответствием характеристик товара (работы, услуг) требованиям, предусмотренным законами или стандартами, обеспечивающим безопасность жизни, здоровья потребителя и охрану окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, вводится обязательная сертификация товаров. 2. Получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях. Определен минимальный состав информации о товарах (работах, услугах) и их изготовителях, который должен быть предоставлен потребителям в обязательном порядке. 3.Безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги). Если в течение гарантийного срока или срока годности потребитель обнаружит ненадлежащее качество товара, он вправе по своему выбору потребовать соразмерного уменьшения покупной цены или безвозмездного устранения недостатков товара, либо замены на товар надлежащего качества или расторжения договора с возмещением понесенных убытков. Претензии предъявляются в 14-дневный срок или в течение 6 месяцев при наличии скрытых дефектов, подтвержденных лабораторным анализом или бюро торговых экспертиз. Граждане вправе объединяться на добровольной основе в общества (союзы) потребителей. Общества и союзы действуют в соответствии с уставами, принимаемыми общим собранием. Общества потребителей и союзы являются общественными некоммерческими организациями. Для устранения нарушения прав потребителей общество принимает различные меры.

19. Одним из видов предпринимательской деятельности является внешнеэкономическая деятельность. Она связана с перемещением через таможенную границу товаров, (продукции), капитала, работ, услуг, информации с целью извлечения прибыли. В то же время внешнеэкономическая деятельность является видом межгосударственного сотрудничества и в этом качестве рассматривается как деятельность государств по развитию сотрудничества в области торговли, экономики, науки, культуры, туризма. Внешнеэкономическая деятельность регулируется нормами национального права. Правовыми формами регулирования выступают законодательные и иные нормативно-правовые акты. Предметом изучения предпринимательского права  в области внешнеэкономической деятельности являются отношения хозяйствующих субъектов, складывающиеся при осуществлении экономической деятельности, связанной с перемещением через таможенную границу товаров, капитала, оказанием услуг и выполнением работ на территории иностранных государств. Внешнеэкономическая деятельность субъектов предпринимательского права зависит от правового режима устанавливаемого государством для осуществления такой деятельности. Правовой режим содержит правила совершения экспортно-импортных операций, в частности, правила ввоза и вывоза товаров, уплаты таможенных пошлин  и т.д. В мировой практике сложилось несколько видов правовых режимов: национальный режим, режим наибольшего благоприятствования, специальный режим, преференциальный режим. Национальный режим – это режим, при котором одно государство на основании международного договора   предоставляет физическим и юридическим лицам другого государства такие же права, какими пользуются его собственные физические и юридические лица при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Режим наибольшего благоприятствования – это режим, при котором одно государство на основании международного договора предоставляет физическим и юридическим лицам другого договаривающего государства такие же права, какие предоставлены в области внешнеэкономической деятельности физическим и юридическим лицам третьего государства. Специальный режим – это режим, при котором государство на взаимной основе предоставляет физическим и юридическим лицам договаривающихся государств особые права для осуществления внешнеэкономической деятельности. Преференциальный режим – это такой режим, при котором развитые государства в одностороннем порядке в соответствии с международным правом предоставляют физическим и юридическим лицам развивающихся стран особые права, льготы и преимущества без взаимности. Субъектами ВЭД являются государственные органы, осуществляющие регулирование внешнеэкономической деятельности, а также субъекты, непосредственно ведущие внешнеэкономическую деятельность. Среди государственных органов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность, можно выделить организации, обладающие общей компетенцией в этой области, и организации, обладающие специальной компетенцией в определенных вопросах. Категорию субъектов, ведущих экономическую деятельность во внешнеэкономической сфере, то есть хозяйствующих субъектов можно подразделить на два вида. К первому виду можно отнести хозяйствующих субъектов, осуществляющих экспорт своей продукции, работ, услуг или импортирующих что-либо для собственных нужд. Ко второму виду следует отнести хозяйствующих субъектов, осуществляющих посредническую деятельность. Государственное воздействие на осуществление внешнеэкономической деятельности. Государство, осуществляя публичные функции, выражает интересы всего общества. В этих целях государство устанавливает правила ведения внешнеэкономической деятельности и воздействует на участников этой деятельности тем или иным образом. Государственное воздействие осуществляется для реализации следующих задач: обеспечение упрочения экономики, ее стабильности и развития; обеспечение безопасности здоровья граждан и защиты окружающей среды; обеспечение доступа отечественным хозяйствующим субъектам на зарубежные рынки; обеспечение государственных нужд; обеспечение конкурентоспособности отечественных предпринимателей; обеспечение нужд отдельных отраслей экономики. Государственное воздействие осуществляется посредством применения экономического и административного, тарифного и нетарифного методов регулирования внешнеторговой деятельности. Закон устанавливает приоритет использования экономических методов. В качестве примера экономического метода регулирования можно привести таможенно-тарифное регулирование. Примером административного метода является квотирование и лицензирование. Общепринятой является классификация методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности на тарифные и нетарифные. Тарифное регулирование представляет собой воздействие государства на экономическую деятельность в сфере внешней торговли, не связанное с применением таможенного тарифа и использующее как экономические, так и административные меры. Нетарифное регулирование может использовать как стимулирующие меры, так и защитные – ограничительные. К нетарифным методам регулирования относятся: установление количественных ограничений путем квотирования и лицензирования, установление разрешительного порядка экспортно-импортных операций, введение прямых запретов и ограничений экспорта и импорта, установление государственной монополии на экспорт и импорт отдельных видов товаров, применение защитных мер в отношении импорта товаров, налоговое регулирование ВЭД, установление экспортного контроля, валютного контроля, контроля за качеством импортных товаров, а также применение мер по стимулированию экспорта. Защитные меры, применяемые при регулировании внешнеэкономической деятельности. Обеспечение защиты экономических интересов Республики Казахстан – важнейшая задача государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Правовой основой применения защитных мер являются различные законодательные  акты. В этих актах предусмотрено принятие мер по защите экономических интересов путем установления разрешительного порядка ввоза (вывоза) товаров, путем повышения уровня таможенного обложения через установление особых таможенных пошлин, путем установления количественных ограничений, путем установления экспортного контроля, путем установления запретов и ограничений экспорта и (или) импорта товаров. Разрешительный порядок представляет собой установление государством требований получения лицензии на экспорт (импорт) какого-либо товара. Установление особых таможенных пошлин представляет собой применение антидемпинговых, компенсационных и специальных пошлин при импорте товаров. Эти виды пошлин представляют собой пошлины, взимаемые сверх базовой ставки таможенной пошлины. Применение специальной пошлины в качестве ответной меры направлено на защиту экономических интересов. Антидемпинговые пошлины применяются в случаях ввоза в РК товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент этого ввоза и при условии, что такой импорт товаров наносит или угрожает нанести материальный ущерб казахстанским производителям аналогичных товаров либо препятствует организации или расширению производства таких товаров в Казахстане. Компенсационные пошлины применяются в случаях ввоза в РК товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии (субсидия – оказание государством финансовой помощи). К защитным мерам относится также установление количественных ограничений, то есть квотирование

20. Некоторыми нормативными актами РК используется следующие разграничения по видам юридических лиц: государственные  и негосударственные. При этом государственными понимают только такие юридические лица (предприятия и учреждения), имущество, точнее уставный капитал которых не разбит на доли или акции и полностью как единое целое принадлежит на праве собственности государству. Все остальные юридические лица относятся к негосударственным. Среди юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории РК, следует отметить: иностранное юридическое лицо – юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством иностранного государства за пределами РК.   Краткая характеристика коммерческих организаций. Полным признается товарищество, участники которого при недостаточности имущества товарищества несут солидарную ответственность по его обязательствам своим личным имуществом.Коммандитным признается  товарищество, которое включает, наряду с одним или более участниками, несущими дополнительную ответственность по обязательствам товарищества всем своим имуществом (полные товарищи), также одного или более участников, ответственность которых ограничивается суммой внесенного ими вклада в имущество товарищества (вкладчики),  и которые не принимают участие в предпринимательской деятельности. Товариществом с ограниченной ответственностью (ТОО) признается товарищество, учрежденное одним или несколькими лицами (физическими и (или) юридическими), уставный капитал которого разделен на доли, в порядке, установленном уставом. Товарищество с дополнительной ответственностью признается товарищество, участники которого отвечают по его обязательствам своими вкладами в уставный капитал, а при недостаточности этих сумм – дополнительно принадлежащим им имуществом в размере, кратном внесенным ими вкладами. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам товарищества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам. Акционерным обществом признается юридическое лицо, выпускающее акции с целью привлечения  средств для осуществления своей деятельности. Производственным кооперативом признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной предпринимательской деятельности, основанной на их личном трудовом участии и объединении его членами имущественных взносов. Государственное предприятие – это организация, созданная уполномоченным государственным органом на базе государственной собственности. Право хозяйственного ведения принадлежит государственным предприятиям, которые отвечают по своим обязательствам всем имуществом, числящимся на балансе, но имеющим ограниченное распоряжение им, установленное ст. 200 ГК РК. Право оперативного ведения принадлежит казенному предприятию, хозяйственная деятельность которого ограничена только деятельностью, зафиксированной в его уставе.

Информация о работе Шпаргалка по "Предпринимательству"