Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 10:42, курсовая работа
Первоначально предпринимателями называли предприимчивых людей, действующих на рынке, или просто людей энергичных, азартных, склонных к рискованным операциям. В дальнейшем к предпринимательству стали относить любую деятельность, направленную на увеличение прибыли и не запрещённую законом.
Однако возникновение предпринимательства как оформившегося устойчивого явления относят к XVII веку. Оно развивалось сложно, сопровождалось и сопровождается бесконечным процессом возникновения и разрешения многочисленных противоречий. Его первые ростки начали пробиваться вместе со становлением рыночных отношений.
Введение 3
Глава 1. Сущность экономических реформ 7
1.1 Этапы реформирования предпринимательства в России 7
Глава 2. Состояние и развитие предпринимательства в современных условиях 16
2.1. Предпринимательство на современном этапе 16
2.2. Современное реформирование экономики в области предпринимательства 18
Глава 3. Проблемы в развитии и пути их решения 21
3.1. Основные проблемы предпринимательства 21
3.2. Возможные пути развития 24
Заключение 29
Список используемой литературы 30
Итак, на сегодняшний день предпринимательство приобрело две новые формы: интернет- и вендинговое предпринимательство. Особое распространение приобрела розничная торговля, что также неразрывно связано с развитием этого вида экономической деятельности. В настоящее время развитие предпринимательства невозможно без реформирования экономики государством, и это реформирование осуществляется, но предприниматели все равно сталкиваются с множеством проблем.
На основе анализа современного состояния предпринимательства и его развития можно выделить ряд главных проблем, с которыми сталкиваются представители этого вида экономической деятельности:
- несовершенство нормативно-
- отсутствие действенных финансово-кредитных
механизмов поддержки и материально-ресурсного
обеспечения;
- несовершенство системы налогообложения;
- проявления недобросовестной конкуренции;
- несовершенство
- неразвитость системы информационной поддержки;
- несовершенство системы кадрового обеспечения.
Государственное регулирование
и поддержка малого предпринимательства
в Российской Федерации обеспечивается,
в первую очередь, рядом принятых
законодательных и иных нормативных
правовых актов. Многие из действующих
актов устарели, в результате возникли
правовые коллизии и нестыковка ранее
принятых актов и актов, принятых
в последующие годы, необходимость
приведения в соответствие законодательства,
регулирующего вопросы
Проблемы финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства возникают из-за низкого уровня финансовой устойчивости и залогоспособности малых предприятий, ограниченных возможностей использования субъектами малого предпринимательства традиционных финансовых инструментов с одной стороны и отсутствием действенных финансовых механизмов поддержки малого предпринимательства с другой. Поэтому возможности получить банковский кредит у малых предприятий ограничены.
Банковский сектор из-за высоких рисков, связанных с кредитованием малых предприятий, в большей мере ориентирован на крупные предприятия. Не отработана система гарантирования получения субъектами малого предпринимательства необходимых кредитных средств и займов. Практически отсутствуют альтернативные источники микрокредитования малых предприятий
Решение этих задач невозможно
без предоставления таких возможностей
фондам поддержки малого предпринимательства,
иным, помимо банков, финансовым организациям,
без создания заслуживающей доверия
системы государственных
В настоящее время строго
не определены функции как федеральных,
так и региональных органов исполнительной
власти в сфере стимулирования развития
и поддержки малого предпринимательства.
На региональном уровне при органах
исполнительной власти создаются и
действуют разнообразные
Практически не установлено, какие виды поддержки должны осуществляться за счет бюджетных средств разных уровней, а какие - с частичной компенсацией из этих бюджетов или на коммерческой основе; где и на каких условиях государство может выступать гарантом сделок и кредитов. Не созданы эффективная система статистического наблюдения за деятельностью малых предприятий, система учета и отчетности их деятельности (сегодня у органов власти и управления практически отсутствует достоверная информация о численности работающих в малом бизнесе, полученной в этой сфере прибыли, уплаченных налогах, валовой выручке, объеме выпуска продукции, составе и степени изношенности используемого оборудования).
Продолжают действовать многочисленные административные барьеры. Отсутствует должный контроль за соблюдением требований Федерального закона “О защите прав юридических лиц и индивидуальных производителей при проведении государственного контроля” со стороны соответствующих исполнительных и правоохранительных органов.
Ряд положений этого закона не согласуются с Трудовым кодексом, Кодексом об административных правонарушениях, Федеральными законами “Об основах охраны труда в Российской Федерации” и “О защите прав потребителей”.
Отсутствует надежная система
судебной защиты малых предпринимателей
от произвола чиновников и недобросовестных
работников правоохранительных органов.
Имеются проблемы в системе имущественной,
информационной, кадровой поддержки
малого предпринимательства. Излишки
площадей, недоиспользуемые мощности
и оборудование действующих предприятий
практически не доступны малым предприятиям
из-за наличия объективных и
Аренда, как преобладающая форма размещения малого бизнеса, часто становится не по силам предпринимателям из-за отсутствия стабильных долгосрочных условий аренды и стремления арендодателей перенести всю тяжесть расходов по содержанию арендованного имущества на плечи малых предприятий.
Требует совершенствования система подготовки и переподготовки кадров для малого предпринимательства и обучения основам предпринимательской деятельности безработных граждан, незанятого населения, женщин, молодежи, граждан, уволенных с военной службы, других категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.
Отсутствует комплексность
обучения. Ввиду дороговизны
Информационное обеспечение
малого предпринимательства
В ряде регионов отсутствуют фонды поддержки малого предпринимательства, агентства поддержки малого и среднего предпринимательства, деловые многофункциональные центры. Распределение объектов инфраструктуры по регионам страны крайне неравномерно.
В России в настоящее время около 5,5 млн субъектов малого и среднего предпринимательства, их доля в ВВП страны составляет 24%. Много это или мало? Если сравнивать с развитыми рынками, то ответ вряд ли порадует. Например, в Германии доля малого бизнеса в ВВП составляет 49%. Такими данными поделился директор департамента проектов малого и среднего бизнеса "Внешэкономбанка" Алексей Эскиндаров на российско-германском форуме "Посткризисное развитие: перспективы устойчивого роста и инновационного развития". Однако малый и средний бизнес будет развиваться. Тем не менее, жизнь предпринимателей в России связана со множеством проблем, которые были проанализированы в предыдущем параграфе, и решить которые помогут объединенные усилия власти, бизнеса и банков
Предпринимательское сообщество
малого бизнеса на территории РФ разнородно
и разным предпринимателем требуется
разная поддержка. Наряду с этим в
России есть немало людей, желающих работать
на себя. Однако, даже имея средства на
создание собственного бизнеса, малые
предприниматели зачастую не имеют
возможности его развивать. Нередко
основным барьером в становлении
бизнеса становится низкий уровень
информированности о
В октябре 2012 года был проведен очередной раунд опроса представителей российского бизнеса. Главный итог - сводному «Индексу деловой среды РСПП» осталось совсем немного для того, чтобы выйти из негативной зоны (49,7 пункта), так что октябрь поддержал умеренный оптимизм по итогам сентябрьского опроса. Аналогичная ситуация складывается и с субъективной оценкой состояния делового климата – она остается отрицательной на протяжении десяти месяцев, но также почти вернулась к нейтральным значениям, особенно если сравнивать ситуацию с августом (39,2 пункта в августе и 48,2 пункта в сентябре).7
На федеральном уровне
власти часто заявляют о приоритете
и важности малого предпринимательства
и необходимости его
Закономерно возникает вопрос
о наличии определённых факторов,
которые не дают возможность для
интенсивного развития сферы кредитования
малого бизнеса. К наиболее важным проблемам
кредитования малого предпринимательства
относят непрозрачность российского
малого бизнеса, отсутствие надежных залогов
(поскольку большинство
Таблица 1. Количество зарегистрированных малых предприятий по федеральным округам Российской Федерации на 1 января 2012 г.
Федеральные округа |
Количество зарегистрированных Малых Предприятий на 1 апреля 2012 года в расчете на 100 тыс. населения | ||
Единиц |
Прирост/сокращение за период 01.04.2011-01.04.2012 |
В % от среднего по РФ | |
РФ |
166,4 |
4,8 |
100 |
Центральный |
185,9 |
1,1 |
111,7 |
Северо-Западный |
244,6 |
-18,1 |
147,0 |
Южный |
131,7 |
7,8 |
79,1 |
Северо-Кавказский |
58,7 |
-6,3 |
35,3 |
Приволжский |
162,2 |
3,8 |
97,5 |
Уральский |
170,7 |
33,8 |
102,6 |
Сибирский |
152,2 |
10,3 |
91,5 |
Дальневосточный |
171,6 |
18,4 |
103,1 |
По-прежнему остаются нерешенными проблемы малого предпринимательства в налоговой сфере. Ссылаясь на данные мониторинга за 1 полугодие 2009 года, необходимо отметить, что 8% опрошенных предпринимателей указывают на увеличение давления со стороны налоговых органов за последние полгода, в марте этот показатель не превышал 2%. 14,5% респондентов отмечают случаи противоправных действий со стороны налоговых органов (в марте – 11%).8
На первое января 2012 года количество малых предприятий увеличилось на 3,7% по сравнению с 2010 годом и составило 180,365 тыс. шт. Наибольшее число малых предприятий в 2011 году отмечается в Центральном ФО (53,6 тыс. предприятий). Второе место по количеству МП занимает Приволжский ФО, далее следует Сибирский ФО.
По итогам 2012 года оборот МП составил 3 903 629 млн руб. Рассматривая ситуацию с распределением регионов по объему оборота малых предприятий по итогам 2011 года, можно отметить, что Московская область демонстрирует наивысшее значение показателя (372 145 млн руб.). На втором месте находится Нижегородская область (227 761 млн руб.).
В общем числе зарегистрированных малых предприятий по данным на первое января 2012 года доминируют предприятия оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств и пр. (37,8%), предприятия обрабатывающего и промышленного сектора (19,0%) и строительство (16,9%). Среди зарегистрированных средних предприятий по данным на конец 2011 года доминируют предприятия оптовой и розничной торговли (31,46%), сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства (23,95%) и предприятия, занимающиеся строительством (около 16,82%).9
Становится очевидным тот факт, что для достижения определённого количества малых предприятий (свойственного странам с развитой и растущей экономикой), требуется создание четкой и отлажено действующей структуры государственной поддержки.
Российское предпринимательство активно участвует в разрешении комплекса экономических и социальных проблем в регионах. Его деятельность на протяжении всей истории развития способствовала активизации структурной перестройки экономики, насыщению рынка товарами и услугами, формированию конкурентной среды, развитию рыночной инфраструктуры, решению проблем занятости, формированию новых субъектов собственности и становлению среднего класса общества.
В развитии отечественного предпринимательства можно выделить 7 укрупненных периодов, начиная с образования киевской Руси и заканчивая современным временем. Характеристика каждого периода была представлена в первой главе данной курсовой работы.
Современные ученые-экономисты считают, что предпринимательство является залогом успешного преодоления кризисных явлений. Однако в современной России предпринимательская деятельность находится на низком уровне, и в основном осуществляется в сфере услуг. Большое значение придается малому предпринимательству, поскольку именно на них возлагается большие надежды, связанные с инновационным прорывом экономики. Для развития малого предпринимательства, и вообще предпринимательства в целом, государство принимает ряд мер, направленных на финансирование, льготное налогообложение и другие.
Информация о работе Экономические реформы и развитие предпринимательства