Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 07:00, курсовая работа
Цель данной работы: анализ проблем при не автоматизированной работе бюджетирования и возможных путей их решения с помощью автоматизации. В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
Ознакомиться с литературой по выбранной теме;
Выявить типичные проблемы не автоматизированной системы бюджетирования;
Описать преимущества автоматизации бюджетирования;
Рассмотреть существующие АИС в сфере бюджетирования;
Проанализировать выбранные системы, и дать рекомендации по выбору той или иной АИС для различных предприятий.
Введение 3
Глава 1. Анализ предметной области 4
1.1. Общие понятия 4
1.2. Проблемы бюджетирования 7
1.3. Решение проблем бюджетирования с помощью автоматизации системы 10
1.4. Система бюджетирования как модель компании 11
Глава 2. Аналитическая часть 13
2.1. Существующие АИС в сфере бюджетирования 13
2.2. Сравнительный анализ 21
2.3. Общие рекомендации по выбору АСБ 24
Заключение 28
Список литературы 29
Федеральное
агентство по образованию
Байкальский государственный университет
экономики и права
Колледж бизнеса и права
Кафедра информатики и математики
Курсовая работа по дисциплине «Информационные системы»
на тему:
«Автоматизация бюджетирования»
Исполнитель: группа ИНФ-10-01 Корчебный А.А
(дата, подпись)
Руководитель: Погодаева М.П.
(дата, подпись)
Иркутск, 2013
Для современного предприятия бюджетирование – это система согласованного управления отдельными его подразделениями на основе систематической обработки экономической информации в условиях динамично изменяющегося бизнеса. При этом основная задача бюджетирования заключается в том, чтобы повысить эффективность работы хозяйствующего субъекта на основании целевой ориентации и координации всех событий, происходящих при изменении хозяйственных средств, предприятия и их источников, выявлении рисков и снижения их уровня, а также повышения гибкости в функционировании экономического субъекта.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что внедрение информационных систем позволит автоматизировать расчёты различных сценариев будущего финансового состояния предприятия или фирмы; создать надёжную и достоверную систему оценки разных бюджетов; осуществить оперативный сбор, обработку и консолидацию фактических данных, что и необходимых для бюджетного контроля.
Цель данной работы: анализ проблем при не автоматизированной работе бюджетирования и возможных путей их решения с помощью автоматизации.
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
Автоматизированная информационная система (АИС) - совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, технологических средств и специалистов, предназначенных для обработки информации и принятия управленческого решения.
Планирование бизнеса необходимо для того, чтобы четко представлять, где, когда, что и для кого строительная компания будет производить, продавать или оказывать услуги, какие ресурсы, и в каком объеме для этого понадобятся. А бюджетирование является максимально точным выражением всех планируемых показателей и ресурсов в финансовых терминах. Поэтому одна из главных функций бюджетирования заключается в планировании финансового состояния.
Бюджетирование – это система планирования, отчетности и контроля на основе системы бюджетов. Оно является инструментом бюджетного управления. Бюджетирование позволяет повысить эффективность распределения и использования ресурсов, создает объективную основу для оценки результатов деятельности организации, и ее подразделений.
Основные принципы бюджетирования
Принципы |
Содержание |
Непрерывное составление и корректировка бюджетов |
Составление бюджета на весь период; его детализация внутри планируемого периода; учет внешних изменений (спрос, инфляция, цены и др.) и изменившихся целей; корректировка планов в зависимости от достигнутых результатов |
Гибкость бюджета |
Составление ряда жестких бюджетов, основанных на прогнозах; строгое исполнение бюджета, базирующегося на сбывшемся прогнозе |
От индикативного планирования к директивному |
Предусматривается деление всех планов на предварительные (индивидуальные) и обязательные (директивные); процесс перехода от индикативного плана к директивному проходит через стадии корректировки, согласования и утверждения; длительность всех стадий расписывается в регламенте по бюджетированию |
Применение единых стандартов |
Все бюджетные формы (таблицы) должны быть одинаковыми для всех участников |
Детализация расходов |
Рекомендуется детализировать расходы, доля которых превышает 1% всех расходов; смысл детализации – не позволить менеджерам затратных подразделений наживаться за счёт компании |
Структурирование организации |
Определение центров финансовой ответственности и финансового учёта, а также мест возникновения затрат |
Конфиденциальность |
Исключение учёта информации на стадии анализа и в процессе бюджетного управления |
Таблица 1. Основные принципы бюджетирования
Бюджетная система компании - совокупность процессов/функций, компонент бюджетирования и бюджетных регламентов, определяющих последовательность, правила, сроки и ответственных за расчеты бюджетов, формирование отчетов, анализ исполнения бюджетов и принятие решений.
Процессы/функции бюджетирования - обособленные устойчивые вид деятельности, связанные с планированием, учетом, анализом и контролем финансово-экономических показателей деятельности компании.
Компоненты бюджетирования - состоит из двух разделов: объекты компании, по которым ведется бюджетирование и совокупность планов и отчетов системы бюджетирования.
Объекты бюджетирования - объекты компании, по которым ведется планирование, учет, анализ и контроль исполнения бюджетов
Набор объектов бюджетирования, которые будут приняты в компанию, зависит от нескольких факторов, в том числе и от информации, используемой руководителями компании для принятия решений. Например, если при принятии решения о распределении финансовых ресурсов между направлениями деятельности компании необходимо знать оценку финансово-экономической эффективности каждого направления деятельности, то в число объектов бюджетирования должны входить бизнес – направления. Если в компании разработана и внедрена финансовая структура, то для эффективного управления компании необходимо вести планирование и контроль в разрезе центров финансового учета. Таким образом, в соответствии с разработанной финансовой моделью подбирается необходимый набор объектов бюджетирования.
Объекты бюджетирования:
Конкретный набор объектов бюджетирования определяется исходя из конкретной компании в соответствии с принципом целесообразности усложнения системы бюджетирования. Некоторые компании на начальной стадии внедрения системы бюджетирования могут ограничиться только финансовыми бюджетами, т.е. внедрять систему финансового планирования и контроля по отношению только компании в целом, используя простые финансовые модели бюджетирования. В дальнейшем архитектура бюджетной системы может усложняться (по мере необходимости) и компания будет переходить на использование более сложных финансовых моделей.
Планы и отчеты бюджетной системы:
В соответствии с представленными объектами бюджетирования на предприятии могут составляться следующие бюджеты:
В настоящее время не многие предприятия используют систему бюджетирования. Это обусловлено тем, что в процесс бюджетирования часто возникают ошибки и не значительные погрешности.
Одна из распространённых ошибок является не чёткая постановка структуры бюджета на предприятии. Например, возьмём какой-нибудь отдел продаж, где уровень продаж возлагается на этот отдел. Допустим, в это же время продажей занимается другой отдел или даже несколько подразделений, из этого следует, что в конце отчётного периода возникает несоответствие основных показателей, чтобы этого избежать, нужно установить чёткую структуру бюджета и определить все основные функции каждого отдела.
Внедрение бюджетирования на предприятии сталкивается ещё с двумя основными группами проблем: методические проблемы и организационные. Как правило, самым трудным в бюджетировании является этап его внедрения на предприятии. Приватизированные предприятия получили в наследство огромный опыт составления документов, которые для предприятия в рыночной экономике не нужны. Поэтому принципиально важным является решение руководителей компаний о внедрении бюджетирования в новом реальном масштабе ценностей. И с этого момента по существу начинается серьезная работа, которая состоит из следующих основных этапов:
На первом этапе, для того чтобы определить исходные составляющие, необходимые для разработки системы, проводится детальный анализ предприятия и внешней среды, в которой оно работает.
Существует два способа составления бюджетов: целевое планирование (или планирование “сверху вниз”) и планирование “снизу вверх”.
В первом случае при составлении бюджета руководитель компании определяет желаемую сумму прибыли или несколько ключевых параметров деятельности (объем продаж, показатели относительной валовой и чистой прибыли), а персонал компании, вовлеченный в процесс планирования, должен спрогнозировать деятельность предприятия таким образом, чтобы выйти на целевые показатели. При составлении бюджета по данному методу планирование идет сверху вниз, т. е. от показателей по компании в целом, к показателям подразделений, служб и отделов. Во втором случае ответственные за составление отдельных бюджетов сотрудники планируют исходные данные самостоятельно на основании анализа статистики, рынка и своих ожиданий. Структура и порядок составления бюджетов компании зависит от характера центров ответственности.
В процессе разработки и внедрения системы краткосрочного планирования необходимо уделить внимание организации процесса контроля исполнения бюджета, поскольку бюджетирование без обратной связи — зря потраченное время. На данном этапе определяется подход к анализу исполнения бюджета предприятия, степень глубины анализа, регламент и ответственные сотрудники. Кроме того, необходимо разработать систему мотивации сотрудников за выполнение бюджета и достижение поставленных целей.
После определения требований и общей методики текущего финансового планирования менеджмент компании должен решить, какое программное обеспечение использовать для внедрения данной системы.
Принципиально следует сделать выбор: использовать специализированную программу или разрабатывать систему в среде MS Excel. Как и при разработке самой системы, при выборе программы необходимо принимать во внимание принцип разумной необходимости: затраты на приобретение и настройку программы не должны превышать потенциальную выгоду от ее внедрения.
Следует отметить ещё несколько проблем, с которыми сталкиваются современные предприятия:
Проблемы |
Пути решения |
Процесс составления планов может затягиваться на достаточно долгий период |
Ужесточение временных рамок на составление и утверждение бюджета в соответствии с регламентом |
Отсутствие единой системы отчетных и плановых документов в группе предприятий часто приводит к тому, что суммируются зачастую несопоставимые данные |
Разработка документации согласно принципу единства |
Проблема согласования бюджетов. Отсутствие инструментов и достаточно долгий срок прохождения документов между верхними и нижними уровнями приводит к тому, что не остается времени на окончательное согласование бюджетов |
Реинжиниринг процессов согласования бюджетов, автоматизация этого процесса. |
Отсутствие в фирме достаточного количества сетей и компьютеров приводит к проблемам обмена данными между отделами, предприятиями и различными программными продуктами |
Расширение имеющихся компьютерных сетей компании |
Зачастую составленные оперативные бюджеты не укладываются в стратегический план предприятия |
Обязательное ознакомление всех менеджеров со стратегическим планом предприятия, выработка бюджетов только в соответствии с указанным планом |
Часто плановые и фактические данные значительно отличаются друг от друга. |
Соблюдать принцип индикативного и директивного планирования |