МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И
НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
АТЫРАУСКИЙ ИНСТИТУТ
НЕФТИ И ГАЗА
Технологический факультет
Кафедра: «Информационные системы»
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: «База данных "Деканат"»
Шифр и наименование
специальности: 5В070400 – Вычислительная техника и
программное обеспечение
Группа: ВТ-10 к/о
Выполнил: |
___________ |
студент Садуов А. М.
|
Руководитель: |
___________ |
к.т.н., доцент Коданова
Ш.К.
|
Атырау, 2013
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И
НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
АТЫРАУСКИЙ ИНСТИТУТ НЕФТИ И ГАЗА
Технологический
факультет
Кафедра: «Информационные системы»
«Утверждаю»
зав.кафедрой___________ Шабдиров Д.Н
«___» _________ 2013г.
ЗАДАНИЕ
на курсовую работу
Студент |
Садуов А. М. |
Специальность |
5В070400 – Вычислительная
техника и программное обеспечение
|
Группа |
ВТ-10 к/о |
Тема: |
«База данных "Деканат"» |
Утверждено на заседании
кафедры № ______
от «___» |
_____________ |
2013г. |
Срок сдачи курсового
проекта (работы): |
до « » |
____ |
2013г |
Защита проекта (работы): |
с « » ____ |
по « » |
____ |
2013г |
Исходные данные проекта
(работы)
1 |
Литература
по проектирование сервисное программного
обеспечение СПО
. |
2 |
Метод указание по выполнение
курсовой работы |
|
|
1. Исходная постановка задачи
Пусть требуется создать программную
систему, предназначенную для работника
деканата. Такая система должна обеспечивать
хранение сведений о группах и студентах,
а также о результатах текущей сессии.
Таким образом, для каждого студента должны
храниться такие данные, как фамилия,
имя отчество студента, номер его зачетной
книжки, адрес постоянной прописки и адрес,
по которому студент проживает, получает
или нет стипендию, а также оценки, полученные
в текущей сессии, и отметки о сданных
зачетах. Сведения о группе – это номер
группы, факультет, кафедра, специальность,
к которым она относится, год формирования
группы.
Работник деканата может вносить
в БД следующие изменения:
Удалить или добавить в базу
студента;
Поменять студенту номер зачетки
и перевести его в другую группу;
Занести оценки, полученные
студентами на экзаменах по каждому предмету;
Работнику деканата могут
потребоваться следующие сведения:
Студенты, обучающиеся на
определенной кафедре и не сдавшие хотя
бы один экзамен, с указанием группы
и предмета, по которому оценка отсутствует
или равна 2?
Средний балл студентов каждой
группы указанного факультета?
Средний балл по каждому предмету?
Список студентов указанной
кафедры, которые по итогам сессии могут
получать стипендию?
Список студентов, подлежащих
отчислению (не сдано более двух предметов)
по всему факультету.
Количество студентов факультета,
не получающих стипендию, получающих обычную
стипендию, с 50 % надбавкой и со 100 % надбавкой.
По какому предмету больше
всего неудовлетворительных оценок?
Дополнительные сведения:
Cредний балл каждого студента,
группы и факультета
Общее число студентов в группе,
на факультете и в университете
2. Проектирование базы данных
2.1. Сущности
При анализе предметной области
можно выделить следующие сущности:
Студент с атрибутами: ФИО,
Номер зачетной книжки (ключ),
Адрес постоянной прописки,
Адрес (по которому студент проживает),
Иногородний студент или нет, Получает
или нет стипендию.
Группа с атрибутами: Номер
группы (ключ), Факультет, Название кафедры,
Год формирования.
Специальность с атрибутами:
Код специальности (ключ), Название специальности
Предмет с атрибутами: Название
предмета (ключ).
2.2. Связи
Между этими сущностями можно
выделить следующий набор связей:
Учится : связь «один-ко-многим»
между сущностями «студент» и «группа»,
связь является обязательной для обеих
сущностей:
- один студент не может обучаться
в нескольких группах;
- в группе
обучается несколько студентов;
- каждый студент должен учиться
в какой-нибудь группе;
- в каждой группе должен кто-то
учиться;
Специализируется : связь
«один-ко-многим» между сущностями «группа»
и «специальность», связь является обязательной
для обеих сущностей:
- группа относится к одной
специальности;
- к одной специальности может
относиться несколько групп;
- каждая группа относится
к какой-то специальности;
- к каждой специальности относится
хотя бы одна группа;
Экзамен: связь «много-ко-многим»
между сущностями «группа» и «предмет»,
связь является обязательной для обеих
сущностей:
- группа может сдавать несколько
экзаменов;
- экзамен могут сдавать несколько
групп;
- группа должна сдавать какие-либо
экзамены;
- экзамены обязательно сдаются
группами;
Результаты Экзаменов: связь
«много-ко-многим» между сущностями «студент»
и «предмет», связь является обязательной
для обеих сущностей:
- студент может сдавать несколько
экзаменов;
- экзамен могут сдавать несколько
студентов;
- студент должен сдавать какие-то
экзаменов;
- экзамены обязательно сдаются
студентами;
Зачеты: связь «много-ко-многим»
между сущностями «студент» и «предмет»,
связь является обязательной для обеих
сущностей:
- студент может сдавать несколько
зачетов;
- зачет могут сдавать несколько
студентов;
- студент должен сдавать какие-то
зачеты;
- зачеты обязательно сдаются
студентами;
Получение отношений
По правилам генерации отношений
из ER-диаграмм получаем следующие отношения:
Из связи «Учится» получаем
отношения
Студент (№Зачетки, ФИО, №Группы,
Адрес_проп, Адрес_прож, Иногородний) и
Группа (№Группы, Факультет,
Название кафедры)
Из связи «Специализируется»
получаем отношения
Группа (№Группы, Факультет,
Название кафедры, Код специальности)
и
Специальность (Код специальности,
Название).
Из связи «Результаты экзаменов»
получаем отношения
Студент (№Зачетки, ФИО, Адрес_проп,
Адрес_прож, Иногородний),
Предмет (Название предмета)
и
Результаты экзаменов (№Зачетки,
Название предмета)
Из связи «Экзамен» получаем
отношения
Группа (№Группы, Факультет,
Кафедра)
Предмет (Название предмета)
Экзамен (№Группы, название
предмета)
Из связи «Зачет» получаем
отношения
Группа (№Группы, Факультет,
Кафедра)
Предмет (Название предмета)
Зачет (№Группы, название
предмета)
В результате получаем следующие
предварительные отношения:
Студент (№Зачетки, ФИО, №Группы,
Адрес_проп, Адрес_прож, Иногородний)
Группа (№Группы, Факультет,
Название кафедры)
Группа (№Группы, Факультет,
Название кафедры, Код специальности)
Специальность (Код специальности,
Название)
Студент (№Зачетки, ФИО, Адрес_проп,
Адрес_прож, Иногородний)
Предмет (Название предмета)
Результаты экзаменов (№Зачетки,
Название предмета)
Экзамен (№Группы, название
предмета)
Зачет (№Группы, название
предмета)
Оставим нужные:
Студент (№Зачетки, ФИО, №Группы,
Адрес_проп, Адрес_прож, Иногородний)
Группа (№Группы, Факультет,
Название кафедры, Код специальности)
Специальность (Код специальности,
Название)
Предмет (Название предмета)
Результаты экзаменов (№Зачетки,
Название предмета)
Экзамен (№Группы, название
предмета)
Зачет (№Группы, название
предмета)
Теперь разместим в этих отношениях
пока еще не попавшие в них атрибуты предметной
области.
Студент (№Зачетки, №Группы,
ФИО, Адрес_проп, Адрес_прож, Иногородний)
Группа (№Группы, Код специальности,
Факультет, Название кафедра)
Специальность (Код специальности,
Название специальности)
Предмет (Название предмета)
Результаты экзаменов (№Зачетки,
Название предмета, Оценка)
Экзамен (№Группы, Название
предмета, Дата экзамена, Аудитория экзамена)
Зачет (№Зачетки, Название
предмета, Зачет)
Все атрибуты распределены.
Отношение Предмет является избыточным,
т. к. его единственный атрибут “Название
предмета”, мы можем получить из отношений
Результаты экзаменов, Экзамен и Зачет,
мы можем его удалить, при этом никакие
связи между отношениями не нарушатся.
Видно, что Студент, Группа,
Специальность, Предмет, Результаты экзаменов,
Экзамен и Зачет находятся в НФБК. Проверим
отношение Студент. В нем можно выделить
следующие функциональные зависимости:
Nзачетки => ФИО
Nзачетки => Nгруппы
Nзачетки => Адрес_проп
Nзачетки => Адрес_прож
Nзачетки => Иногородний
Адрес_проп => Иногородний
Мы можем выполнить декомпозицию
без потерь при естественном соединении,
получим два отношения:
Студент(Nзачетки, ФИО, Nгруппы,
Адрес_проп, Адрес_прож)
Прописка(Адрес_проп, Иногородний)
Теперь оба отношения находятся
в НФБК.
Проектирование можно считать
законченным.
3.1. Cтруктуры таблиц
1 .Таблица “Студент”, содержит
информацию о студентах
2. Таблица “Группа” содержит
информацию о группе
3. Таблица “Экзамен” содержит
информацию об экзаменах
4. Таблица “Специальность”
содержит информацию о специальностях
5. Таблица “Сдача_экзамена”
содержит информацию о сданных экзаменах.
6. Таблица “Зачет” содержит
информацию о сданных зачетах
3.2. Постоянные связи между
отношениями
4. Содержимое таблиц, на котором
производилась отладка системы.
Таблица «Студент»
Номер зачетки |
Группа |
ФИО |
Адрес проживания |
Адрес прописки |
Иногородний |
987 |
1100 |
вася |
ввв |
ввв |
Да |
111111 |
1100 |
Иванов А. Е. |
Спб |
Спб |
Да |
222222 |
1100 |
Сергеев М. Н. |
СПб |
Спб |
Нет |
333333 |
2200 |
Петров А. К. |
СПб |
Новосибирск |
Да |
444444 |
2200 |
Юрьев С. С. |
СПб |
Спб |
Нет |
555555 |
3300 |
Асин А. Ю. |
СПб |
Киев |
Да |
666666 |
3300 |
Никифоров Б. Б. |
СПб |
СПб |
Нет |
Таблица «Группа»
Номер группы |
Факультет |
Кафедра |
Специальность |
1100 |
Литературный |
АЛ |
1 |
2200 |
Литературный |
Литература |
2 |
3300 |
Программирование |
МО |
3 |
Таблица «Экзамен»
Номер группы |
Название предмета |
Дата |
Аудитория |
1100 |
Русский язык |
01.02.2004 |
5552 |
1100 |
Физкультура |
03.02.2004 |
0001 |
2200 |
Русский язык |
01.02.2004 |
5552 |
2200 |
Физкультура |
05.02.2004 |
0001 |
3300 |
Базы данных |
10.02.2004 |
2410 |
3300 |
Математика |
05.02.2004 |
2311 |
3300 |
Физика |
06.02.2004 |
2222 |
3300 |
Физкультура |
07.02.2004 |
0001 |
Таблица «Специальность»
Код_специальности |
Название_специальности |
1 |
Журналистика |
2 |
Беллетристика |
3 |
Программирование |