Защита информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 00:16, контрольная работа

Краткое описание

Следует отметить, что законодательные основы любого государства в области информационной безопасности являются необходимой мерой, удовлетворяющей первейшую потребность в защите информации при развитии социально-экономических, политических, военных направлений функционирования этого государства. Особое внимание со стороны западных стран к формированию и развитию такой основы вызвано всевозрастающими затратами на борьбу с преступностью в информационной сфере. Все это заставляет страны Запада серьезно заниматься вопросами законодательства в области информационной безопасности и защиты информации.

Содержание

Введение 2
1 Организационно-правовое обеспечение информационной безопасности 3
2 Цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации 17
2.1 Правовая защита информации 21
2.2 Организационная защита информации 23
2.3 Инженерно-техническая защита информации 24
3 Заключение 26
4 Список используемой литературы 28

Вложенные файлы: 1 файл

Защита инф..docx

— 52.11 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение 2

1 Организационно-правовое  обеспечение информационной безопасности 3

2  Цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации 17

2.1 Правовая  защита информации 21

2.2 Организационная  защита информации 23

2.3 Инженерно-техническая  защита информации 24

3 Заключение 26

4  Список  используемой литературы 28

 

Введение

 

Организационно-правовое обеспечение  информационной безопасности представляет собой совокупность управленческих решений, законов, нормативов, регламентирующих как общую организацию работ  по обеспечению информационной безопасности, так и создание и функционирование систем защиты информации на конкретных объектах. Основными функциями организационно-правового обеспечения в рамках рассматриваемого вопроса являются:  
- разработка основных принципов отнесения сведений, имеющих конфиденциальный характер, к защищаемой информации;  
- определение системы органов и должностных лиц, ответственных за обеспечение информационной безопасности в стране и порядка регулирования деятельности предприятия и организации в этой области;  
- формирование комплекса нормативных правовых, руководящих и методических материалов (документов), регламентирующих вопросы обеспечения информационной безопасности как в стране в целом, так и на конкретном объекте;  
- определение мер ответственности за нарушение правил защиты информации;  
- определение порядка разрешения спорных и конфликтных ситуаций по вопросам защиты информации и информационной безопасности;  
- совершенствование регулирования экономических и налоговых отношений в информационной сфере с учетом обеспечения эффективного противодействия киберпреступности и защиты информации;  
- формирование механизмов экономического и налогового стимулирования научно-технического прогресса в сфере обеспечения информационной безопасности и защиты информации. 

 

1 Организационно-правовое обеспечение информационной безопасности

 

Основными принципами формирования организационно-правового обеспечения  защиты информации являются:  
- обязательность соблюдения норм и правил защиты информации всеми лицами, имеющими отношение к защищаемой и конфиденциальной информации;  
- нормативное правовое закрепление всех мер ответственности за нарушение порядка и правил защиты информации;  
- придание юридической силы всем технико-математическим решениям в области организационно-правового обеспечения защиты информации;  
- процессуальное оформление процедур разрешения ситуаций, складывающихся при обеспечении информационной безопасности и защите информации.  
Следует отметить, что законодательные основы любого государства в области информационной безопасности являются необходимой мерой, удовлетворяющей первейшую потребность в защите информации при развитии социально-экономических, политических, военных направлений функционирования этого государства. Особое внимание со стороны западных стран к формированию и развитию такой основы вызвано всевозрастающими затратами на борьбу с преступностью в информационной сфере. Все это заставляет страны Запада серьезно заниматься вопросами законодательства в области информационной безопасности и защиты информации. Так, в США первый закон в этой области был принят еще в 1906 г., а к настоящему времени уже имеется более 500 законодательных актов по защите информации, ответственности за ее разглашение и компьютерные преступления.  
Созданием законодательной базы в области информационной безопасности каждое государство стремится защитить свои информационные ресурсы. Информационные ресурсы государства в самом первом приближении могут быть разделены на три большие группы:  
- информацию открытую - на распространение и использование которой не имеется никаких ограничений;  
- информацию запатентованную - охраняется внутригосударственным законодательством или международными соглашениями как объект интеллектуальной собственности;  
- информацию, защищаемую ее собственником, владельцем, в том числе государством, с помощью отработанных механизмов защиты государственной, коммерческой или другой охраняемой тайны; к этому виду относят обычно информацию, не известную другим лицам, которая или не может быть запатентована, или умышленно не патентуется с целью избегания или уменьшения риска завладения ею соперниками, конкурентами.  
Защищают и охраняют, как правило, не всю или не всякую информацию, а наиболее важную, ценную для собственника, ограничение распространения которой приносит ему какую-то пользу или прибыль, возможность эффективно решать стоящие перед ним задачи.  
К защищаемой информации относят:  
- во-первых, информацию, составляющую государственную тайну. Информации, составляющей государственную тайну, присваивается соответствующий гриф секретности;  
- во-вторых, конфиденциальную информацию. К этому виду защищаемой информации относят обычно сведения, содержащие коммерческую тайну, а также тайну, касающуюся личной (неслужебной) жизни и деятельности граждан.  
Под защищаемой информацией понимаются сведения, на использование и распространение которых введены ограничения и характеризуемые понятием "тайна". Таким сведениям обязательно присваивается гриф секретности, поскольку они составляют государственную тайну.  
Засекречивание государством определенных сведений обусловлено необходимостью сокрытия их от потенциального противника с целью исключения вредных для страны действий противоположной стороны и обеспечения возможности успешного решения жизненно важных вопросов в области обороны страны, политических, научно-технических и иных проблем с меньшими затратами сил и средств.  
В связи с большой затратностью защищают и охраняют, как правило, не всю или не всякую информацию, а наиболее важную, ценную для собственника, ограничение распространения которой приносит ему какую-то пользу или прибыль, возможность эффективно решать стоящие перед ним задачи. При этом следует отметить следующее:  
- засекречивать информацию, т.е. ограничивать к ней доступ, может только ее собственник (владелец) или уполномоченные им на то лица;  
- чем важнее для собственника информация, тем тщательнее он ее защищает; а для того чтобы все, кто сталкивается с этой защищаемой информацией, знали, что одну информацию необходимо оберегать более тщательно, чем другую, собственник определяет ей различную степень секретности;  
- защищаемая информация должна приносить определенную пользу ее собственнику и оправдывать затрачиваемые на ее защиту силы и средства;  
- секретная информация обладает определенным генетическим свойством: если эта информация является основанием для создания новой информации (документов, изделий и т.п.), то созданная на этой основе новая информация является, как правило, также секретной.  
Владельцами (собственниками) защищаемой информации могут быть:  
- государство и его структуры (органы). В этом случае к защищаемой информации относятся сведения, являющиеся государственной тайной, иные виды защищаемой информации, принадлежащей государству или ведомству; в их числе могут быть и сведения, являющиеся служебной или коммерческой тайной;  
- предприятия, товарищества, акционерные общества (в том числе и совместные) и другие - информация является их собственностью и составляет коммерческую тайну;  
- общественные организации - как правило, партийная тайна, не исключена также государственная и коммерческая тайна;  
- граждане страны (их конституционные права - тайна переписки, телефонных и телеграфных разговоров, врачебная тайна, персональные данные и др. гарантируются государством, личные тайны - их личное дело; следует отметить, что государство не несет ответственности за сохранность сведений, составляющих личную тайну).  
Понятие "государственная тайна" является одним из важнейших в системе защиты государственных секретов, в том числе и в деятельности органов государственной власти. От ее правильного определения зависит и политика руководства страны в области защиты жизненно важных сведений.  
Основополагающим нормативным правовым документом в области защиты сведений, составляющих государственную тайну, является Закон Российской Федерации "О государственной тайне", в котором понятие "государственная тайна" определено как "защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации".  
Основными элементами и объектами отнесения информации к сведениям, составляющим государственную тайну, являются:  
- предметы, явления, события, области деятельности, составляющие государственную тайну;  
- противник (данный или потенциальный), от которого в основном осуществляется защита государственной тайны;  
- указание в законе, перечне, инструкции сведений, составляющих государственную тайну;  
- наносимый ущерб обороне, внешней политике, экономике, научно-техническому прогрессу страны и т.п. в случае разглашения (утечки) сведений, составляющих государственную тайну.  
Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. № 1203 определена основная номенклатура сведений, которые могут быть отнесены к государственной тайне в областях военной, внешнеполитической и внешнеэкономической, экономической, научной, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности.  
Нельзя присваивать информации гриф секретности и рассматривать ее как сведения, составляющие государственную тайну, если:  
- утечка (разглашение и т.п.) информации не влечет ущерба национальной безопасности страны;  
- это приводит к нарушению действующего законодательства;  
- сокрытие информации будет нарушать конституционные и законодательные права граждан;  
- это приводит к сокрытию деятельности, наносящей ущерб окружающей природной среде, угрожающей жизни и здоровью граждан. Подробнее перечень причин и условий, при которых нельзя засекречивать информацию, содержится в ст. 7 Закона Российской Федерации "О государственной тайне".  
Порядок отнесения информации к сведениям, составляющим государственную тайну, определен Правилами отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности, введенными в действие Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1995 г. № 870.  
Разница между степенями секретности зависит от масштабов и величины ущерба, который может быть получен в результате их разглашения.  
Понятия "масштаб", "вид" и "размер ущерба" разработаны пока еще недостаточно, не имеют единых определений и методик расчета и могут отличаться для каждого конкретного объекта защиты по содержанию сведений, составляющих государственную тайну, сущности отраженных в нем фактов, событий и явлений действительности.  
Развитие мер обеспечения защиты информации в Российской Федерации идет по трем направлениям:  
- защита прав личности на частную жизнь;  
- защита государственных интересов;  
- защита экономической и финансово-хозяйственной деятельности.  
Нормативная база по вопросам информационной безопасности Российской Федерации включает:  
- Конституцию Российской Федерации;  
- федеральные законы и законы Российской Федерации;  
- кодексы Российской Федерации;  
- постановления Правительства Российской Федерации;  
- ведомственные нормативные акты, ГОСТы, руководящие документы.  
В качестве федеральных законов и законов Российской Федерации, непосредственно регулирующих те или иные отношения в информационной сфере, можно назвать следующие : 
- "О государственной тайне";  
- "О безопасности";  
- "О лицензировании отдельных видов деятельности";  
- "Об информации, информатизации и защите информации";  
- "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных";  
- "О техническом регулировании";  
- "Об участии в международном информационном обмене";  
- "О связи";  
- "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации";  
- "О коммерческой тайне";  
- "Об электронной цифровой подписи".  
В целях охраны и защиты прав и свобод в информационной сфере Конституция Российской Федерации устанавливает гарантии, обязанности, механизмы защиты и ответственности. К основным конституционным гарантиям относятся:  
- признание прав и свобод человека и гражданина неотчуждаемыми (ст. 17), равными (ст. 19), непосредственно действующими (ст. 18) согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и защищаемыми государством (ст. 45);  
- законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15);  
- права и свободы "определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием" (ст. 18);  
- органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечивать каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ч. 2 ст. 24);  
- механизмы защиты наряду с государственной защитой предусматривают право каждого на самозащиту "всеми способами, не запрещенными законом" (ч. 2 ст. 45), судебную защиту (ч. 1 и ч. 2 ст. 46), международно-правовую защиту (ч. 3 ст. 46);  
- сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом (ч. 3 ст. 41).  
Важной сферой информационной безопасности является защита прав собственности на нее. Информация, несмотря на ряд существенных особенностей, рассматривается законом как объект права собственности. В первой части Гражданского кодекса Российской Федерации (ст. 128), принятого Государственной Думой (21 октября 1994 г.), впервые в России информация определена в качестве объекта права.  
Федеральным законом от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" определено, что информационные ресурсы, т.е. отдельные документы или массивы документов, в том числе и в информационных системах, являясь объектами отношений физических, юридических лиц и государства, подлежат обязательному учету и защите, как материальное имущество собственника.  
Вся информация в правовом отношении делится на следующие основные сегменты:  
1. Информация без ограничения права доступа:  
- информация общего пользования, предоставляемая пользователям бесплатно;  
- информация о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении;  
- сведения (данные), полученные в результате мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения (Федеральный закон от 2 мая 1997 г. № 76-ФЗ "Об уничтожении химического оружия");  
- информация в области работ по хранению, перевозке, уничтожению химического оружия - сведения о состоянии здоровья граждан и объектов окружающей среды в районах размещения объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия, мероприятиях по обеспечению химической, санитарно-гигиенической, экологической и пожарной безопасности при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия, а также о мерах по предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий при выполнении указанных работ, предоставляемые по запросам граждан и юридических лиц, в том числе общественных объединений (Федеральный закон от 2 мая 1997 г. № 76-ФЗ "Об уничтожении химического оружия", ст. ст. 1, 2);  
- информация, содержащая сведения об обстоятельствах и фактах, представляющих угрозу жизни, здоровью граждан (не подлежит засекречиванию, не может быть отнесена к тайне).  
2. Информация с ограниченным доступом:  
- государственная тайна;  
- служебная тайна;  
- коммерческая тайна;  
- банковская тайна;  
- профессиональная тайна;  
- персональные данные как институт охраны права неприкосновенности частной жизни.  
3. Вредная информация, запрещенная для распространения (информация, распространение, которой наносит вред интересам общества, законным интересам и правам граждан):  
- порнография; информация, разжигающая национальную, расовую и другую рознь;  
- пропаганда и призывы к войне;  
- ложная реклама и реклама со скрытыми вставками и т.п.  
4. Объекты интеллектуальной собственности - то, что не может быть отнесено к информации с ограниченным доступом, но охраняется особым порядком через институты интеллектуальной собственности:  
- авторское право;  
- патентное право;  
- средства индивидуализации и т.п.  
Исключение составляют так называемые ноу-хау, которые охраняются в режиме коммерческой тайны.  
5. Иная общедоступная информация, среди которой различные исследователи и ученые выделяют до 20 видов и более открытой общедоступной информации.  
Федеральные законы, кодексы и законы Российской Федерации, непосредственно регулирующие те или иные отношения в информационной сфере, определяют и основания для введения ограничений и запретов на распространение той или иной информации, основными из которых являются следующие.  
1. Основания для ограничения информационных прав:  
- защита основ конституционного строя;  
- защита нравственности, здоровья, прав, законных интересов других лиц;  
- обеспечение обороны страны и безопасности государства;  
- обеспечение общественного спокойствия в целях предотвращения беспорядков и борьбы с преступностью;  
- предотвращение разглашения конфиденциальной информации;  
- обеспечение авторитета и беспристрастности правосудия;  
- условия чрезвычайного положения, установленные по закону (на определенный период).  
2. Основания для прямого ограничения информационных прав:  
- использование прав в целях насильственного изменения конституционного строя;  
- пропаганда социальной ненависти, социального, расового, национального, религиозного, языкового превосходства, насилия и войны;  
- нарушение права на неприкосновенность частной жизни (личную, семейную тайну), неприкосновенность жилища, права на уважение и защиту чести, достоинства и репутации, тайны переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений;  
- нарушение права на государственную, служебную, профессиональную, коммерческую и банковскую тайну;  
- право на отказ от свидетельствования против себя самого, своего супруга и близких родственников.  
3. Основания для отнесения информации к сведениям с ограниченным доступом:  
- государственная тайна;  
- служебная тайна;  
- коммерческая тайна;  
- банковская тайна;  
- профессиональная тайна;  
- персональные данные.  
4. Основания для запрета ограничений на доступ к информации:  
- обстоятельства и факты, представляющие угрозу жизни и здоровью граждан.  
Для реализации права на информацию в Конституции Российской Федерации заложены основания, по которым доступ к отдельным видам информации не подлежит какому-либо ограничению, например, в ст. 42 закреплено право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, которое не может быть ограничено. В случае возникновения угрозы жизни и здоровью людей должностные лица обязаны информировать население о ней. Лица, препятствующие выполнению этой нормы или не выполняющие ее, подлежат привлечению к ответственности (ч. 3 ст. 41).  
В ряде законов, устанавливающих ограничения доступа к информации, также вводится перечень сведений, доступ к которым не может быть ограничен. Так, в ст. 7 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 "О государственной тайне" перечислены сведения, не подлежащие засекречиванию. В п. 3 ст. 10 Федерального закона от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" приведен перечень документов, доступ к которым запрещено ограничивать. В Закон Российской Федерации "О коммерческой тайне" планируется также включить перечень сведений, которые нельзя отнести к коммерческой тайне. В Федеральном законе "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (п. 7 ст. 19), в свою очередь, определен перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну.  
Доступ к открытой информации обеспечивается реализацией соответствующих механизмов, к числу которых могут быть отнесены:  
- структурирование открытой информации по уровням доступа - подлежащей обязательному опубликованию в средствах массовой информации, предоставлению по запросу каждого гражданина, обязательному предоставлению по запросу отдельных категорий граждан;  
- структурирование органов государственной власти и местного самоуправления, чьи должностные лица обязаны предоставлять информацию (например, государственная система научно-технической информации, Положение о которой утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 1997 г. № 950);  
- установление обязанности должностных лиц на основании документов предоставлять по запросам граждан информацию, доступ к которой не ограничен законом;  
- публикация в общедоступных изданиях документированной информации, подлежащей обязательному распространению, всех перечней по установлению ограничений и запретов в информационной сфере, перечня органов государственной власти и местного самоуправления (с указанием их функций и адресов);  
- создание общедоступных баз данных в органах государственной власти и местного самоуправления, в том числе на общедоступных серверах с указанием в средствах массовой информации их адресов и порядка получения информации;  
- порядок предоставления информации, предусматривающей сроки, объем и форму предоставления информации в зависимости от правового статуса организации, в адрес которой направлен запрос;  
- установление источников финансирования и покрытия расходов, связанных с предоставлением информации, - в соответствии с нормой Гражданского кодекса Российской Федерации (п. 2 ст. 779) предоставление информации отнесено к обязательствам о возмездном оказании услуг.  
Большое значение для реализации информационных прав граждан на доступ к информации имеет Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 17 февраля 1998 г., где в целях обеспечения информационной открытости государственной власти гражданскому обществу определены следующие задачи:  
- радикальное обновление функций, методов, критериев деятельности существующих информационных служб органов исполнительной власти;  
- сужение области ведомственных тайн;  
- уточнение с помощью общественных организаций гарантий предоставления общественно значимой официальной информации;  
- обучение государственных служащих практической работе в условиях информационной открытости;  
- установление каналов двусторонней связи государственных органов с общественными организациями, занимающимися аналогичными проблемами (экологическими, социальными и др.).  
Задача обеспечения информационной безопасности в органах государственной власти является многоплановой и многоаспектной. Ширина спектра проводимых мероприятий зависит от масштабов множества угроз и возможностей соответствующих органов противопоставить этим угрозам, применять соответствующие контрмеры. В частности, одной из весьма существенных угроз информации органов государственной власти является угроза ее утечки по техническим каналам.  
Под техническим каналом утечки информации понимается совокупность:  
- объекта доступа;  
- средства доступа, с помощью которого добывается информация;  
- среды, в которой распространяется сигнал.  
Объектами доступа являются объекты информатизации органов государственной власти, в том числе объекты вычислительной техники, выделенные помещения, архивы, специальные библиотеки и другие объекты, в которых циркулирует в том или ином виде информация ограниченного доступа.  
Многообразие технических каналов утечки информации органов делает задачи защиты от этой угрозы организационно и технологически сложными. Для решения проблемы предотвращения утечки информации по техническим каналам в органах государственной власти реализуется комплекс мероприятий, основными из которых являются:  
- повышение безопасности информационных систем, включая сети связи органов внутренних дел;  
- обеспечение защиты сведений, составляющих государственную тайну;  
- мероприятия, направленные на гарантированное предотвращение несанкционированного проникновения на объекты органов внутренних дел и утечки информации по техническим каналам;  
- совершенствование системы подготовки и переподготовки персонала по использованию современных средств защиты информации.  
Наиболее уязвимым местом в сфере защиты информации являются действия технического персонала и пользователей информационных систем (умышленные и неумышленные), которые приводят к утечке информации, циркулирующей в этих системах. В этой связи открытые информационные системы (в смысле работы с открытой информацией) должны контролироваться на предмет исключения попадания в них секретной и конфиденциальной информации по неумышленным и умышленным действиям технического персонала и пользователей.  
В настоящее время продолжается усиление и ужесточение требований к соблюдению информационной безопасности со стороны специализированных органов федеральной власти в сфере защиты информации, уточняются и обновляются ведомственные перечни сведений, составляющих государственную тайну. На фоне этого постоянно происходит увеличение объема секретной и особенно совершенно секретной информации в информационных системах органов государственной власти. В связи с этим особого внимания заслуживают вопросы защиты информации в соответствующих телекоммуникационных системах.  
Практическое взаимодействие должностных лиц и территориальных органов большинства министерств и ведомств обеспечивается наличием собственных и межведомственных специализированных стационарных сетей связи.  
Практически все министерства и ведомства при создании собственных телефонных сетей засекреченной связи используют специальную аппаратуру.  
Сопряжение ведомственных сетей связи осуществляется в основном путем организации так называемых шлюзов перешифрования.  
Вопрос унификации аппаратуры шифрования для организации взаимодействия ведомственных сетей, как правило, рассматривается лишь при разработке и развертывании новых систем связи на основе перспективных цифровых технологий, таких, например, как сотовая или транкинговая связь. Применение в указанных системах базовой аппаратуры шифрования, удовлетворяющей основным требованиям потенциальных потребителей, позволяет, с одной стороны, министерствам и ведомствам самостоятельно решать вопросы криптографической защиты информации в ведомственных сетях, не нарушая принципа их взаимного согласования, и, с другой стороны, исключать распыление финансовых средств за счет сокращения номенклатуры вновь разрабатываемых средств шифрования.  
В целом проблема развития организационно-правовых основ обеспечения информационной безопасности органов государственной власти остается и по настоящее время весьма актуальной, а в условиях постоянного и бурного развития средств информатизации ставит эту проблему в ранг приоритетных в вопросах обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

2  Цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации

 

Цели, задачи, принципы и  основные направления обеспечения  информационной безопасности Российской Федерации определяет доктрина информационной безопасности Российской Федерации. 
Под информационной безопасностью РФ понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства. 
Выделяются четыре основные составляющие национальных интересов РФ в информационной сфере. 
Первая составляющая национальных интересов РФ в информационной сфере включает в себя соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны. 
Вторая составляющая национальных интересов РФ в информационной сфере включает в себя информационное обеспечение государственной политики РФ, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике РФ, ее официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам. 
Третья составляющая национальных интересов РФ в информационной сфере включает в себя развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов.  
Четвертая составляющая национальных интересов РФ в информационной сфере включает в себя защиту информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России. 
Выделяют следующие виды угроз информационной безопасности РФ: 

 

  • угрозы конституционным правам и свободам человека и гражданина в области духовной жизни и информационной деятельности, индивидуальному, групповому и общественному сознанию, духовному возрождению России;
  • угрозы информационному обеспечению государственной политики Российской Федерации;
  • угрозы развитию отечественной индустрии информации, включая индустрию средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечению потребностей внутреннего рынка в ее продукции и выходу этой продукции на мировой рынок, а также обеспечению накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов;
  • угрозы безопасности информационных и телекоммуникационных средств и систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.

Источники угроз информационной безопасности РФ подразделяются на внешние и внутренние. К внешним источникам относятся, например, деятельность иностранных политических, экономических, военных, разведывательных и информационных структур, направленная против интересов Российской Федерации в информационной сфере, обострение международной конкуренции за обладание информационными технологиями и ресурсами, деятельность международных террористических организаций и т.п.  
К внутренним источникам относятся, например, критическое состояние отечественных отраслей промышленности, неблагоприятная криминогенная обстановка, сопровождающаяся тенденциями сращивания государственных и криминальных структур в информационной сфере, получения криминальными структурами доступа к конфиденциальной информации, усиления влияния организованной преступности на жизнь общества, снижения степени защищенности законных интересов граждан, общества и государства в информационной сфере, недостаточная разработанность нормативной правовой базы, регулирующей отношения в информационной сфере, а также недостаточная правоприменительная практика и т.п.  
Общие методы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации разделяются на правовые, организационно-технические и экономические. 
К правовым методам обеспечения информационной безопасности Российской Федерации относится разработка нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в информационной сфере, и нормативных методических документов по вопросам обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. 
Организационно-техническими методами обеспечения информационной безопасности Российской Федерации являются, например, создание и совершенствование системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, разработка, использование и совершенствование средств защиты информации и методов контроля эффективности этих средств, развитие защищенных телекоммуникационных систем, повышение надежности специального программного обеспечения, создание систем и средств предотвращения несанкционированного доступа к обрабатываемой информации и специальных воздействий, вызывающих разрушение, уничтожение, искажение информации, а также изменение штатных режимов функционирования систем и средств информатизации и связи, сертификация средств защиты информации, лицензирование деятельности в области защиты государственной тайны, стандартизация способов и средств защиты информации и т.п. 
Экономические методы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации включают в себя:

  • разработку программ обеспечения информационной безопасности Российской Федерации и определение порядка их финансирования;
  • совершенствование системы финансирования работ, связанных с реализацией правовых и организационно-технических методов защиты информации, создание системы страхования информационных рисков физических и юридических лиц.

Выделяют следующие направления  защиты информации: 
правовая защита — это специальные законы, другие нормативные акты, правила, процедуры и мероприятия, обеспечивающие защиту информации на правовой основе; 
организационная защита — это регламентация производственной деятельности и взаимоотношений исполнителей на нормативно-правовой основе, исключающая или ослабляющая нанесение какого-либо ущерба исполнителям;  
инженерно-техническая защита — это использование различных технических средств, препятствующих нанесению ущерба коммерческой деятельности.

2.1 Правовая защита информации 

 
Современные условия требуют и  определяют необходимость комплексного подхода к формированию законодательства по защите информации, его состава  и содержания, соотнесения его  со всей системой законов и правовых актов Российской Федерации.  
Выделяется следующая структура правовых актов, ориентированных на правовую защиту информации: 
первый блок — конституционное законодательство. Нормы, касающиеся вопросов информатизации и защиты информации, входят в него как составные элементы; 
второй блок — общие законы, кодексы (о собственности, о недрах, о земле, о правах граждан, о гражданстве, о налогах, об антимонопольной деятельности), которые включают нормы по вопросам информатизации и информационной безопасности; 
третий блок — законы об организации управления, касающиеся отдельных структур хозяйства, экономики, системы государственных органов и определяющие их статус. Они включают отдельные нормы по вопросам защиты информации; 
четвертый блок — специальные законы, полностью относящиеся к конкретным сферам отношений отраслям хозяйства, процессам. В их число входит и Закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации»; 
пятый блок — законодательство субъектов Российской Федерации, касающееся защиты информации; 
шестой блок — подзаконные нормативные акты по защите информации; 
седьмой блок — это правоохранительное законодательство России, содержащее нормы об ответственности за правонарушения в сфере информатизации.  
Специальное законодательство в области безопасности информационной деятельности может быть представлено совокупностью законов. В их составе особое место принадлежит базовому Закону «Об информации, информатизации и защите информации», который закладывает основы правового определения всех важнейших компонентов информационной деятельности. 
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при:  
1) осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;  
2) применении информационных технологий;  
3) обеспечении защиты информации.  

 

 

2.2 Организационная защита информации 

 

  • Организационная защита — это регламентация производственной деятельности и взаимоотношений исполнителей на нормативно-правовой основе, исключающей или существенно затрудняющей неправомерное овладение конфиденциальной информацией и проявление внутренних и внешних угроз. Организационная защита обеспечивает:
  • организацию охраны, режима, работу с кадрами, с документами;
  • использование технических средств безопасности и информационно-аналитическую деятельность по выявлению внутренних и внешних угроз предпринимательской деятельности.

К основным организационным  мероприятиям можно отнести:

  • организацию режима и охраны. Их цель — исключение возможности тайного проникновения на территорию и в помещения посторонних лиц; обеспечение удобства контроля прохода и перемещения сотрудников и посетителей; создание отдельных производственных зон по типу конфиденциальных работ с самостоятельными системами доступа; контроль и соблюдение временного режима труда и пребывания на территории персонала фирмы; организация и поддержание надежного пропускного режима и контроля сотрудников и посетителей и др.;
  • организацию работы с сотрудниками, которая предусматривает подбор и расстановку персонала, включая ознакомление с сотрудниками, их изучение, обучение правилам работы с конфиденциальной информацией, ознакомление с мерами ответственности за нарушение правил защиты информации и др.;
  • организацию работы с документами и документированной информацией, включая организацию разработки и использования документов и носителей конфиденциальной информации, их учет, исполнение, возврат, хранение и уничтожение;
  • организацию использования технических средств сбора, обработки, накопления и хранения конфиденциальной информации;
  • организацию работы по анализу внутренних и внешних угроз конфиденциальной информации и выработке мер по обеспечению ее защиты;
  • организацию работы по проведению систематического контроля за работой персонала с конфиденциальной информацией, порядком учета, хранения и уничтожения документов и технических носителей.

 

 

 

2.3 Инженерно-техническая защита информации

 
Инженерно-техническая защита —  это совокупность специальных органов, технических средств и мероприятий  по их использованию в интересах  защиты конфиденциальной информации. 
По функциональному назначению средства инженерно-технической защиты делятся на следующие группы:

Информация о работе Защита информации