Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 13:36, доклад
6 октября 2011 года компания ЗАО «Калуга Астрал» при поддержке Правительства Калужской области провела I областную научно-практическую конференцию «Защита персональных данных» по адресу: г. Калуга, пл. Старый торг, 2, конференц-зал Администрации Губернатора Калужской области.
В работе конференции приняли участие представители контролирующих органов в сфере информационных технологий (Роскомнадзор, ФСБ, ФСТЭК), органов власти (Администрация Калужской области), ведущие специалисты российских компаний, занимающихся разработкой программного обеспечения в сфере защиты информации, эксперты в области информационных систем и технологий.
Введение 3
1. Федеральный закон №152-ФЗ "О персональных данных": причины и следствия 4
2. Требования и сфера действия 152-ФЗ 6
3. Санкции и ответственность 8
4. Федеральный закон № 261-ФЗ о внесении изменений в федеральный закон “О персональных данных” 11
5. Проблемные вопросы при защите персональных данных 15
6. Возможные организационно-технические решения 17
Список литературы 20
Приложение 1. Программа I Областной научно-практической конференции «Защита персональных данных» 21
Приложение 2. Каталог программно-аппаратных средств «Код Безопасности» и VipNet 22
СОДЕРЖАНИЕ 2
Введение 3
1. Федеральный закон №152-ФЗ "О персональных данных": причины и следствия 4
2. Требования и сфера действия 152-ФЗ 6
3. Санкции и ответственность 8
4. Федеральный закон № 261-ФЗ о внесении изменений в федеральный закон “О персональных данных” 11
5. Проблемные
вопросы при защите
6. Возможные
организационно-технические
Список литературы 20
Приложение 1. Программа I Областной научно-практической конференции «Защита персональных данных» 21
Приложение 2. Каталог
программно-аппаратных средств «Код
Безопасности» и VipNet 22
6
октября 2011 года компания ЗАО
«Калуга Астрал» при поддержке
Правительства Калужской
В работе конференции приняли участие представители контролирующих органов в сфере информационных технологий (Роскомнадзор, ФСБ, ФСТЭК), органов власти (Администрация Калужской области), ведущие специалисты российских компаний, занимающихся разработкой программного обеспечения в сфере защиты информации, эксперты в области информационных систем и технологий.
Программа конференции
В
данном отчете отмечены основные требования
и положения Федерального закона
от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»,
а так же дополнений и исправлений
к нему, рассмотрены установленные
законодательством РФ санкции за
несоблюдение требований рассматриваемого
закона и указаны информационные
источники и web-порталы, касающиеся
затронутой темы.
27
января 2007 года вступил в силу
Федеральный закон №152-ФЗ "О
персональных данных", обязательный
для исполнения всеми, кто
Появление этого закона было обусловлено, в первую очередь, международными требованиями. Если быть более точными, то закон стал следствием другого Федерального Закона от 19 декабря 2005 года №160 "О ратификации конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных". В западных странах, особенно в государствах Европейского Союза, существует дифференцированный подход к компаниям из стран с различными стандартами охраны персональных данных. Для компаний из государств с низкой культурой обработки приватных сведений могут создаваться искусственные ограничения. Поэтому в значительной мере принятие российского закона было вызвано тем, чтобы снять такие возможные ограничения для деятельности российских компаний.
Некоторая
поспешность в появлении
Но
положительные аспекты
5 июля 2011 года Государственная дума завершила рассмотрение пакета поправок к №152-ФЗ. 25 июля 2011 федеральный закон № 261-ФЗ о внесении изменений в федеральный закон “О персональных данных” был подписан президентом РФ. Данные поправки переопределяют и уточняют некоторые основные понятия закона, а также частично снижают избыточные требования к операторам персональных данных.
Таким образом, Россия продолжает интеграцию в мировое сообщество, в котором персональная информация считается несомненной ценностью, поэтому повышение качества обработки и сохранности персональных данных может со временем стать необходимым условием успешного развития в любой сфере деятельности.
Действие Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ "О персональных данных" распространяется на всех операторов персональных данных, которые ведут автоматизированную обработку сведений о физических лицах.
Рис. 1 Операторы персональных данных.
Согласно закону, а также ряду подзаконных актов и руководящих документов регулирующих органов (ФСТЭК России, ФСБ России, Роскомнадзор), операторы должны выполнить ряд требований по защите персональных данных физических лиц обрабатываемых в информационных системах организаций и предприятий, а также предпринять ряд действий, в числе которых:
Уведомление об обработке персональных данных и письменное согласие субъекта персональных данных не являются обязательными, если субъекта персональных данных с оператором связывают трудовые отношения и если обработка персональных данных осуществляется только для исполнения договора, заключенного с субъектом, а также:
В
2010 году Роскомнадзором было проведено
1253 проверки в отношении операторов, осуществляющих
обработку персональных данных, по результатам
которых выдано 1908 предписаний об устранении
выявленных нарушений, составлено и направлено
на рассмотрение в суды 2996 протоколов
об административных правонарушениях.
По результатам рассмотрения представленных
материалов, судами вынесены постановления
о привлечении операторов к административной
ответственности в виде штрафа на общую
сумму 4 480 000 рублей, что почти в 60 раз больше
показателей 2009 года. Согласно порталу http://www.rsoc.ru/, где представлена информация
о деятельности Федеральной службы по надзору
в сфере связи, информационных технологий
и массовых коммуникаций как Уполномоченного
органа по защите прав субъектов персональных
данных, в Калужской области по состоянию
на 30 сентября 2011 года зарегистрировано
2221 операторов ПДн.
Рис.
2. Проверки Роскомнадзора
в отношении ОПДн.
Меры ответственности за невыполнение и/или нарушение требований закона "О персональных данных":
Нормативно-правовой акт | Статья | Название статьи | Максимальная мера наказания |
Уголовный кодекс | 137 | Нарушение неприкосновенности частной жизни | Штраф до 300 тыс руб, арест на 4 мес, справ. работы до 1 года |
171 | Незаконное предпринимательство | Штраф до 300 тыс руб, арест на 6 мес, справ. работы до 1 г. | |
Кодекс РФ об административных правонарушениях | 13.11 | Нарушение установленного
законом порядка сбора, хранения,
использования или |
Штраф до 10 тыс руб |
13.12 | Нарушение правил защиты информации | Штраф до 20 тыс руб, конфискация имущества, приостановление деятельности до 90 суток | |
13.13 | Незаконная деятельность в области защиты информации | Штраф до 20 тыс руб, конфискация | |
13.14 | Разглашение информации с ограниченным доступом | Штраф до 5 тыс руб | |
19.5 | Невыполнение в срок законного предписания | Штраф до 500 тыс руб | |
19.7 | Непредставление сведений | Штраф до 5 тыс руб |
В крайних случаях, по итогам проверки о соблюдении положений ФЗ -152 "О персональных данных" помимо наложения штрафов, может начаться уголовное преследование должностных лиц.
Кроме
того, штраф накладывается за зафиксированное
нарушение. Но это не означает, что
за это же нарушение нельзя оштрафовать
снова. При фиксации нарушений выдается
предписание о немедленном
Хотя,
конечно, в большинстве случаев
самой распространенной практикой
является квалификация нарушений по
ст.13.11 Административного кодекса
РФ, предусматривающая штрафные санкции
от 5 до 10 тыс. руб.
ФЗ №261 внес поправки в основные определения и термины ФЗ №152. Для сравнения приведены статьи №3 указанных законов.
Статья 3 ФЗ №152:
1)
персональные данные - любая информация,
относящаяся к определенному
или определяемому на
2)
оператор - государственный орган,
муниципальный орган,
3)
обработка персональных данных -
действия (операции) с персональными
данными, включая сбор, систематизацию,
накопление, хранение, уточнение (обновление,
изменение), использование,
4)
распространение персональных